Урок по теме "Силикатная промышленность"
план-конспект занятия по химии (11 класс) на тему

solianina

Материал урока позволит в игровой форме, с использованием разных  заданий проверить усвоение материала на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок "Силикатная промышленность"22.66 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме «Силикатная промышленность»

Цели:

  • дать понятие о силикатной промышленности,  сырье, продуктах и технологии производства керамики, стекла и цемента, свойствах и применении этих материалов;
  • воспитывать у учащихся бережное отношение к стеклу, уважительное отношение к труду рабочих силикатной промышленности;
  • развивать коммуникативные и творческие способности, речь учащихся, формировать умение анализировать, сравнивать, обобщать информацию, умение работать с информацией, представленной в различной форме (схема, таблица, рисунок или фотография).

Оборудование: коллекция «Продукция силикатной промышленности», образцы нерудных полезных ископаемых (кварцевый песок, гипс, полевой шпат, известняк, глина, каолинит, слюда, мел) (по 3 набора), образцы различных сортов стекла в конвертах (12 шт.), раздаточный материал (в приложения не вошел, так как занимает много страниц; все задания имеются в тексте разработки).

Технологии: технология деятельностного метода (системообразующая), технология игрового обучения, групповая технология, технология проблемного обучения (вспомогательные), технология проектного обучения.

Ход урока

Организационный момент (2 мин)

Учащиеся занимают места за столами, заранее расставленными так, чтобы получились команды три команды. Звучит аудиозапись: «Осторожно, двери закрываются, следующая остановка — платформа «Силикатная»».

Учитель предлагает ответить на вопрос: «Почему платформа называется «Силикатная»?» Обобщая ответы учащихся, учитель отмечает, что после урока они смогут дать обоснованный ответ на этот вопрос.

Актуализация знаний (2 мин)

Учащиеся каждой команды выбирают из имеющихся у них на столах образцов полезных ископаемых (кварцевый песок, гипс, полевой шпат, известняк, глина, каолинит, слюда, мел) природные соединения кремния.

Учитель заслушивает ответы представителей команд и отмечает, что учащиеся ещё вернутся к примерам этих соединений в ходе урока.

Учитель отмечает, какая команда справилась с заданием быстрее и дала правильный ответ. Даётся по 1 баллу за каждый правильно названный образец.

Проблемное объяснение (5 мин)

Задание 1.

Учащиеся отгадывают загадки.

  1. В земле я родился, в огне закалился. (Керамический горшок)
  2. Холод терпит, а палку нет. (Стекло)
  3. Серая пыль в воду нырь, потом на мастерок и готов домок. (Цемент)

Учитель отмечает, какая команда справилась с заданием быстрее и дала правильный ответ. Даётся по 1 баллу за каждую правильно отгаданную загадку.

Учащиеся отвечают на вопрос: «Что объединяет керамический горшок, стекло и цемент?» Обобщая ответы учащихся, учитель говорит, что эти изделия — продукты производств, относящихся к силикатной промышленности.

Учитель формулирует тему урока «Силикатная промышленность», её цель  и обращает внимание учащихся на стоящую на демонстрационном столе коллекцию «Продукция силикатной промышленности», в которой изделия разделены на три группы: стекло, керамика, цемент. Результат беседы фиксируется на доске в виде схемы «Силикатная промышленность».

Учащиеся определяют задачи данного урока, выполняя задание в команде.

Задание 2 (уровень 1). Разделите 12 карточек, содержащих информацию о производстве стекла, керамики и цемента (приложение 1), на четыре равные группы.  Назовите каждую группу.

Если команды затрудняются в выполнении заданий, то учитель предлагает вариант инструкции к заданию, снижающий уровень его сложности.

Задание 2 (уровень 2).  Разделите предложенные карточки на четыре равные группы по следующим признакам: 1) сырьё; 2) продукты производства;                     3) технология производства; 4) свойства материалов.

Учитель обобщает ответы учащихся и отмечает, что изучение этих вопросов и является задачами урока.

Учитель отмечает, какая команда справилась с заданием быстрее и дала правильный ответ. Даётся по 1 баллу за каждую правильно составленную группу.

Учитель обращает внимание учащихся на то, что карточки, на которых находится информация, соответствующая производству керамики, имеют коричневый цвет, стекла — белый, цемента — серый. Учащиеся разделяют карточки по цветам, соответствующим определённому производству.

Первичное закрепление во внешней речи (25 мин)

Далее обсуждение каждой группы информации и выполнение заданий проводится вначале каждой командой, а затем фронтально. Результаты фиксируются учащимися в схеме «Силикатная промышленность».

1. Учащимся работают с группой карточек «Сырьё», выполняя задания.

Задание 3. Составьте пары из названий тех производств силикатной промышленности, которые сходны по одному из компонентов сырья, а одно название  производства, в котором данный компонент не используется, исключите. Найдите три варианта выполнения задания. Ответ объясните.

Учитель обсуждает с учащимися результаты выполнения задания, заслушивая представителей команды, которая быстрее его выполнила.

Учитель отмечает, чья команда справилась с заданием быстрее и дала правильный ответ. Даётся по 1 баллу за составление пар.

Учащиеся отвечают на проблемный вопрос: «Как вы думаете, только ли указанное в карточках сырьё используется для каждого из производств?» Обобщая ответы учащихся, учитель сообщает дополнительную информацию.

Сырьём для производства стекла также являются: магнезит MgCO3, доломит MgCO3 · CaCO3, поташ K2CO3, свинцовый глёт PbO, стеклянный бой и др. Для производства цемента используются: шлак, бокситы и др.

Учащиеся обсуждают обобщающий вопрос: «Чем сходно сырьё, используемое для каждого из рассматриваемых производств?»

2. Учащиеся работают с группой карточек «Технология производства», выполняя задание.

Задание 4. Пантомимой покажите стадии технологии производства: стекла (1-я команда); керамики  (2-я команда); цемента (3-я команда).

Команды оценивают пантомиму других команд (1-я команда оценивает 2-ю, 2-я команда – 3-ю, 3-я команда – 1-ю) по следующим критериям: 1) полное отражение всех стадий производства; 2) наглядное представление стадий пантомимой; 3) творческий подход к выполнению задания.

Учитель отмечает баллы, заработанные командами. Даётся по 1 баллу за каждый положительно оцененный критерий (максимально 3 балла).

3. Учащиеся работают с группой карточек «Основные продукты производства», выполняя задания.

Задание 5.  Вам выданы конверты (приложение 2) с образцами различных сортов стекла. Определите, какой из сортов стекла находится в конверте, используя фотографии, и названия сортов стекла, имеющиеся на карточке «Основные продукты производства».

Учитель проводит инструктаж по охране труба при работе со стеклом. Учащиеся выполняют задание в командах, а затем представители командах рассказывают о применении различных сортов стекла.

Учитель после рассказа учащихся о каждом из сортов сообщает дополнительную информацию по каждому из сортов стекла (приложение 3).

Учитель отмечает команды, которые дали правильные ответы. Даётся по 1 баллу за каждый правильно указанный сорт стекла (максимально 4 балла).

Динамическая пауза. Учитель проводит с учащимися эмоциональную и физическую разминку. Игра «Кто внимательнее». Учитель называет число. На каждом  ряду должны встать столько учащихся, сколько, назвал учитель. Побеждает  команда, которая быстрее справилась с заданием.

4. Учащиеся работают с группой карточек «Свойства материалов», выполняя задание.

Задание 6.  Заполните пропуски так, чтобы получилась последовательность:

материал  свойство  применение

1-я команда

а) ___________  __________________________  изготовление железобетона

б) керамика  не проводит электрический ток  ______________________

в) стекло   _________________________  изготовление лабораторной посуды

2-я команда

а) стекло  ___________________________________  изготовление линз

б) керамика  _____________________________  изготовление кирпича

в) _____________  ___________________________  изготовление бетона

3-я команда

а) стекло  ___________________  изготовление изоляторов для линий электропередач

б) керамика  ______________________________  изготовление посуды

в) _____________  __________________________       изготовление шифера

Даётся по 1 баллу за каждую правильно составленную последовательность.

Учитель акцентирует внимание учащихся на таком свойстве стекла, как хрупкость и предлагает учащимся выполнить задание.

Задание 7.  Прочитайте текст и сформулируйте проблемы, о которых в нём говорится.

Разбитое кем-то стекло (окно в школе, пустая бутылка из-под напитков) – это впустую затраченные миллионы тонн добытого в карьерах песка и известняка, полученной на химических заводах соды, огромное количество напрасно сожжённого в стекольных печах топлива, даром израсходованной электроэнергии, пущенного на ветер драгоценного человеческого труда.

С  экологической  точки  зрения  стекло  является  наиболее  трудно  утилизируемым отходом. Оно не подвергается разрушениям под воздействием воды, атмосферы, солнечной радиации,  мороза.  Стекло не разрушается под  воздействием подавляющего  количества  сильных и  слабых  органических, минеральных и биокислот,  солей,  а  также  грибков и бактерий. Поэтому  если органические отходы полностью разлагаются уже через 13 года, полимерные материалы  через 520 лет, о стекло, как и сталь, способно сохраняться без особых разрушений десятки и даже сотни лет.  

Утилизация 1 миллиона бутылок позволяет сохранить 300 т кварцевого песка и 100 т соды. Использование каждых 100 кг стеклобоя при выплавке стекла экономит 126 кг первичного сырья. Экономии топлива и электроэнергии соответственно составляет 4,4 и  1,1%.

Уменьшение  негативного  воздействия  отходов  стеклобоя  на  окружающую  среду может  быть  достигнуто  внедрением  системы  сбора  стеклоотходов:  организация  сдачи стеклобоя  предприятиями,  имеющими  в  производстве  отходы  стекла;  сбор  стеклобоя  в специальные  контейнеры,  устанавливаемые  в  жилых  кварталах;  постоянная  информация населения по радио и телевидению о значении раздельного сбора вторичного сырья в целях сохранения  экологии;  строительство  или  развитие  склада-наполнителя  стеклобоя  и отгрузочного  терминала  для  отправки  сортированного  стеклобоя  на  перерабатывающие предприятия.

Учитель подводит итог данного этапа урока, обращая внимание учащихся на заполненную ими схему «Силикатная промышленность».

Самостоятельная работа с самопроверкой (4 мин)

Учитель предлагает учащимся, используя схему «Силикатная промышленность», выполнить два задания по вариантам, имеющим одинаковый уровень сложности (приложение 5).

Включение нового знания в систему знаний и повторения (4 мин)

Задание 8 (уровень 1).  Объясните, правильно ли проведено ограничение понятий:

  1. силикатная промышленность  производство стекла  производство оконного стекла;
  2. производство фарфора   формование изделия   обжиг;
  3. производство цемента  глина  известняк;
  4. производство фаянса  силикатная промышленность  химическая промышленность.

Если учитель видит, что команды затрудняются в выполнении заданий, то он предлагает вариант инструкции к заданию, снижающий уровень его сложности.

Задание 8 (уровень 2) – дополнительная инструкция.

Ограничить понятие  это значит перейти от понятия с большим объемом, но с меньшим содержанием к понятию с меньшим объёмом, но с большим содержанием. Чтобы ограничить понятие, нужно перейти от рода к виду: увеличить его содержание путем прибавления видовых признаков. Содержание понятия – совокупность существенных и отличительных признаков предмета, качества или множества однородных предметов, отраженных в этом понятии.

Объём понятия составляет множество предметов, которое мыслится в понятии.

Учитель проводит обсуждение выполнения задания.

Учитель отмечает результаты работы команд на этом этапе: даётся по 1 баллу за каждый правильно объяснённый пункт (максимально 4 балла).

Подведение итогов урока (3 мин)

Учитель возвращается к проблемному вопросу, который был задан в начале урока и предлагает на него ответить.

Силикатная промышленность – это производство различных строительных материалов, стекла и керамики из различных природных силикатов. В районе платформы «Силикатная» (г. о. Подольск, где проживают учащиеся) находится цементный завод, поэтому платформа имеет такое название.

Проводится рефлексия работы в команде. Руководителям команд предлагается оценить работу, используя следующие критерии:

  1. участие каждого члена команды в обсуждении (1 балл);
  2. качественное заполнение каждым членом команды схемы (1 балл);
  3. привлечение к представлению результатов выполнения заданий разных членов команды (1 балл).

Учитель отмечает результаты рефлексии команд и подводит общий итог урока, отмечая, чья команда набрала большее количество балов.

Домашнее задание (1 мин)

Учитель сообщает учащимся домашнее задание: выполнить мини-проект по теме «Силикатная промышленность». Для организации работы учащихся над выполнением проекта учитель предлагает примерные темы проектов (приложение 6) и рекомендации по их выполнению (приложение 7). С этим материалом учащиеся могут познакомиться в электронном дневнике.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии "Химическая промышленность"

Химическая промышленностьЗадачи уроков: 1.Раскрыть значение химического комплекса в экономике, в обществе, показать преимущества и издержки его развития.2.Изучить состав, структуру, технологические ос...

Презентация к уроку "ТЭК: угольная промышленность"

В презентации показаны образцы бурого, каменного угля и антрацита. Рассказано о способах добычи угля: открытом и подземном на примере угольных предприятий Кузбасса....

Урок истории Тема: "Промышленный переворот в Англии"

Урок дает представления об изменениях, происшедших в Англии XVIII в., о переходе от традиционного общества к индустриальному....

Урок - ролевая игра "Промышленный синтез аммиака"

Урок разработан с использованием авторской методики критериально- направленного обучения....

план-клнспект урока по теме "Промышленное производство и экологические проблемы"

сформировать понятие о стандартах качества окружающей средысформировать умение соотносить экономичесую и экологическую безопасность...

Урок СБО "Магазины промышленных товаров"

Урок расчитан для инклюзивного обучения детей. Содержание урока включает: виды магазинов промышленных товаров, отделы, порядок приобретения товаров, понятие гарании и сроки гарантии на разные товары, ...

Обобщающий урок по теме "Промышленность России", 9 класс, учебник Домогацких

Задания игры для проверки и обобщение полученнных знаний по теме "Промышленность России", 9 класс...