Ароматические углеводороды (арены). Бензол. (профильный уровень)
план-конспект урока по химии (10 класс) на тему

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx89.88 КБ

Предварительный просмотр:

Урок химии в 10 классе (профильный уровень).

Тема урока : Ароматические углеводороды (арены). Бензол.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: проблемная лекция.

Главная дидактическая цель урока: обеспечить понимания содержания учебного материала всеми учащимися.

Обучающие цели урока:

-установить уровень знаний по теме  «Неароматиеческие углеводороды»;

-обеспечить учащихся знаниями о физических, химических свойтсвах  и  способах получения бензола;

-обеспечить формирование умений проводить аналогию между классами органических соединений ;

-обеспечить формирование знаний и   умений учащихся по здоровьесбережению на примере вредного влияния бензола и его гомологов на здоровье человека.

Развивающие цели урока:

- создать условия для развития понятий о взаимосвязи между строением и свойствами веществ;

- создать условия для развития критического мышления, групповой самоорганизации, умения вести диалог;

- создать условия для развития у учащихся умения выделять главное, существенное в учебном материале, сравнивать, обобщать и систематизировать, устанавливать причинно-следственные связи;

- создать условия для развития у учащихся волевых и эмоциональных качеств личности;

- создать условия для развития у учащихся развития интереса к предмету;

Воспитательные цели урока: 

- создать условия для формирования мировоззренческих идей;

- создать условия для патриотического воспитания учащихся– на примере научных работ и заслуг наших соотечественников Бутлеров (Н.Д., Зелинского,  Б.А., Казанского);

- создать условия для развития навыков коллективного труда, формирующего такие личностные  качества, как взаимопомощь и др.;

- создать условия для формирования умения слушать других, культуры речи, общения.

Обучающие задачи урока:

-выяснить основные отличия ароматических углеводородов от неароматических (на примере бензола показать особенности структурной формулы бензола электронного   строения ароматических углеводородов: наличие шестичленного цикла, sp2 – гибридизации, образование общего для всей молекулы 6-электронного облака);

-продолжить формирование умения выделять главное;

-раскрыть физические(растворимость в различных растворителях), химические свойтсва бензола(горение, замещение- галогенирование, нитрование, присоединение- галогенирование, гидрирование) и способы его получения( реакция Н.Д. Зелинского- Б.А. Казанского, гидрирование бензола).

Развивающие задачи урока:

- развивать критическое мышление;

-развивать умения вести диалог;

-развивать логическое  мышление;

-развивать элементы воображения. 

Воспитательные задачи урока: 

-развивать  сознательность обучающихся, умения защищать свою позицию, считаться с мнениями других;

-развивать чувство уважения к своей Родине;

- развивать  умение управлять собой, своим поведением.

Оборудование урока:

-бензол (  в запаянной ампуле);

-опорные конспекты, таблицы;

-компьютер, проектор;

-листы с заданиями.

Ход урока

Представлен в виде таблицы, в которой описаны действия учителя и учеников

Действие учителя

Действие учеников

1. Организационный момент, проверка домашнего задания.

-Здравствуйте ребята! Эпиграф сегодняшнего урока слова немецкого педагога Адольфа  Дистервега. 

«Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь» (Слайд 1). До этого мы с вами изучали различные классы углеводородов, вашим домашним заданием было повторить их свойства. Сейчас мы решим тест у вас 4 минуты, возьмите листочки с заданиями и подпишите их. (Слайд 2).

Теперь обменяйтесь заданиями с вашим соседом по плечу, возьмите красные ручки и проверьте тесты. Ответы представлены на слайде  (Слайд 3).

Теперь поставьте оценки, критерии оценивания представлены   на слайде. (Слайд 4).

Подняли руки у кого «5», «4», «3». Поставьте свои оценки в оценочную таблицу (приложение 2).

2.Стадия вызова ( вывод темы урока, приемы:» «продвинутая лекция», «корзинка идей», «бортовой журнал»).

В одном из вопросов теста вам встретился способ получения ацетилена пиролизом метана. А что такое пиролиз?

При помощи пиролиза получали  и светильный газ (смесь водорода - 50 %, метана -34 %, окиси углерода - 8% и других горючих газов) (Слайд 5), который использовался для освещения улиц Лондона  с 1814 года в газовых фонарях

 (Слайд 6). Светильный газ хранился под давлением в железных баллонах. Было замечено, что зимой газовые фонари горят более тускло, чем летом.  Владельцы газового завода обратились к знаменитому учёному Майклу Фарадею просьбой выяснить причину этого явления  (Слайд 7).  Фарадей обнаружил, что в баллонах из-под газа остаётся бесцветная летучая жидкость. Она конденсируется из светильного газа при низких температурах.  Давайте сейчас выведем формулу этого вещества. На обратной стороне тестового задания  находятся задачи на вывод формул (приложение 3) разного уровня сложности (средний на «3», достаточный на «4» и высокий на «5»).  Выберите свой уровень и начинайте решать (Слайд 8). Проверим решение высокого уровня сложности у доски    (вызывает ученика к доске, которые выбрали соответственные уровни сложности к доске), решение задачи среднего и достаточного уровней проговорим устно.

 

Итак, мы вывели формулу неизвестной жидкости, обнаруженной Фарадеем - С6Н6. (Слайд 9).  Вот эта жидкость, (показывает запаянную ампулу с бензолом.). Это бензол. Она обладает приятным ароматом. Свое название класс этих углеводородов получил благодаря приятному аромату бензола, хотя в дальнейшем оказалось, что далеко не все представители данного класса соединений приятно пахнут. Бензол сильно токсичен, и поэтому мы с вами при его изучении будем смотреть только опыты на видео.  Итак, тема нашего урока ароматические углеводороды (арены). Бензол. (Слайд 10).  Открываем  тетради, записываем число и тему урока.  В чистом виде бензол получил немецкий химик Эйльхард Митчерлих при перегонке бензойной кислоты (Слайд 11).  Он и определил его молекулярную формулу, и  назвал его бензином, для того чтобы подчеркнуть генетическую связь с бензойной кислотой.

Позднее другой немецкий химик Юстус  Либих рекомендовал дать этому соединению укоренившееся название – бензол (окончание – ол указывает на его маслянистый характер от нем. Öl – «масло») (Слайд 12).

Запишем в тетрадях заголовок «История открытия бензола».

На столах у вас лежит историческая справка (приложение 4), возьмите ее и положите в тетрадь, дома вклейте ее в тетрадь.  

Ароматические – это тривиальное, а арены международное название класса углеводородов. Бензол – первый представитель класса аренов. И сегодня мы с вами познакомимся со строением молекулы бензола, физическими свойствами, способами его получения и химическими свойствами   (озвучивает план изучения темы) (Слайд 13).

Теперь сделаем зарядку. (Учитель включает вопросы по теме урока, например, сделайте столько наклонов головы, сколько атомов углерода в бензоле и т.д.).

У вас на столах лежат журналы изучения темы (приложение 5), в течение урока мы будем их заполнять, а дома вы вклеите их в тетрадь.

Мы с вами определили молекулярную формулу бензола, а какова его структурная формула?  Запишите маркером (у каждого маркер определенного цвета) варианты предполагаемых ответов на  альбомный листок с номером вашего стола. Каждый записывает сначала по одной формуле и передает листочек следующему, далее еще по одной формуле и  т.д. Начинаем с четвертых номеров. На это вам три минуты. Теперь посмотрим ваши варианты формул первые номера, передайте листочки с номерами ваших столов (на магнитную доску прикрепляет листочки столов). Формул у вас получилось много и линейных и циклических, почти все из них содержат кратные связи.

Стадия осмысления. Теперь посмотрим фрагмент видео.

Итак, верную формулу вы видите на экране (Слайд 14). Фидрих Август Кекуле в 1865 году впервые пришел к выводу, что бензол – это шестиугольник с чередующимися двойными и простыми связями. В левую часть журнала вы записываете ваши предполагаемые формулы. В правую колонку вашего журнала запишем истинную формулу. Экране.

Рефлексия. Тестовое задание (приложение 6) (Слайд 15).

Стадия вызова.Запишите  предполагамый тип гибридизации для атомов углерода в молекуле бензола.

Стадия осмысления. Давайте посмотрим строение молекулы бензола на видео.

Рефлексия. Тестовое задание (приложение 6) (Слайд 16).

Как вы думаете, будет ли  растворяться бензол в воде? Запишите предполагаемый ответы в левую колонку журнала.

3. Стадия осмысления. Смотрим видео «Физические свойства бензола» Записываем правильный ответ в тетрадь.

Рефлексия. Тестовое задание (приложение 6) (Слайд 17).

Стадия вызова.Как вы думаете, при помощи каких реакций, и из каких веществ можно получить бензол? Запишите варианты предполагаемых ответов в левую колонку. На это вам 1 минута. Обсуждаем формулы в ваших командах. Назовите ваши варианты (называет номер стола и номер ученика).

Стадия осмысления. Теперь посмотрим правильные ответы и запишем их в правую колонку вашего журнала.

Рефлексия. Тестовое задание (приложение 6) (Слайд18).

Как вы думаете, какими  химическими свойствами будет обладать бензол? Запишите  в  левую  колонку вашего журнала предполагаемые реакции. На это вам одна минута. Теперь по одному зачитывайте свои варианты ответов по кругу, а все остальные записывайте новые идеи на своих листках.

Стадия осмысления. Вы назвали реакции, характерные для непредельных углеводородов. Давайте посмотрим, будет ли бензол, несмотря на наличие кратных связей обесцвечивать Br2 (водн.) и KMnO4 (р-р.). Посмотрим опыт на видео. Мы видим, что бензол не реагирует с Br2 (водн.) и KMnO4 (р-р.)- особое строение. Откроем учебники на стр. 119 и прочитаем, что такое ароматические углеводороды или арены.

Посмотрим в учебнике на стр. 119-120 химические реакции, в которые будет вступать бензол.

Рефлексия. Тестовое задание (приложение 6) (Слайд 19).

4. Итоговая рефлексия (прием «синквейн»). Теперь составим синквейн «бензол» (Слайд 20).

Проверяет синквейны.

Наш урок подходит к концу, открываем дневники и записываем домшнее задание(Слайд 21).

Спасибо за урок!

Решают тест (приложение 1).

Сималтиниус релли тэйбл (проверяют тест своего соседа по плечу).

Оценивают друг друга.

Ставят свои оценки в оценочные таблицы.

Термическое разложение вещества без доступа воздуха.

Выбирают уровень сложности, начинают решение задачи. Решают задачи на вывод формул разных уровней сложности (один ученик у доски, двое комментирует устно, остальные на местах). Приходят к ответу, что формула неизвестного вещества С6Н6.

Записывают число и тему урока в тетради.

Записывают заголовок «История открытия бензола» в тетради,  кладут историческую справку в тетрадь.

Делают зарадку.

В левую  колонку записывают  свои предполагаемые  структурные формулы на альбомный листок с номером стола по очереди. (Раунд Тэйбл, а в правую  верную структурную формулу бензола.

Предполагаемые структурные формулы:

Смотрят фрагмент видео (сон Кекуле).

Заполняют журнал.

Выполняют тестовое задание.

Записывают предполагамый тип гибридизации для атомов углерода в молекуле бензола в левую колонку журнала.

Смотрят видео, записывают верный тип гибридизации в правую колонку журнала.

Выполняют тестовое задание.

Записывают предполагамый ответ в левую колонку журнала.

Смотрят видео, записывают в правой колонке - бензол не растворяется в воде.

Выполняют тестовое задание.

Финк –Райт-Раунд Робин (варианты ответов: из алкенов, алкинов, алкадиенов, циклоалканов, реакции гидрирования и т.д.).

Записывают верные реакции получения бензола в правую колонку журнала.

Выполняют тестовое задание.

Ол райт раунд робин ( варианты ответов горение, обесцвечивание Br2 (водн.) и KMnO4 (р-р.), гидрирование, гидратация и т.д.).

Смотрят видео отношения бензола к бромной воде и раствору перманганата калия, делают вывод  о устойчивости молекулы бензола. Читают определение (ароматические углеводороды, или арены, - это органические соединения, в молекулах которых имеется одно или несколько бензольных колец). Читают основные типы реакций, характерные для бензола (горение, замещение- галогенирование, нитрование, присоединение- галогенирование, гидрирование).

Выполняют тестовое задание.

Составляют синквейн «бензол».

Устно проговаривают варианты синквейнов.

Записывают домашнее задание.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ароматические углеводороды, арены, бензол

Ароматические углеводороды, арены, бензол...

Арены. Ароматические углеводороды. Бензол.

Разработка урока для учащихся 10 класса по учебнику О.С. Габриеляна базовый уровень. Цель урока: знакомство учащихся с историей открытия, особенностями строения, гомологическим рядом, физическим...

Урок в 10 классе по теме «Ароматические углеводороды (арены). Бензол. Строение молекулы»с использованием технологии проблемного обучения

Цель урока - ввести понятие об ароматичности связи и обуславливаемых ею химических свойствах, особенностях электронного строения молекулы бензола....

Ароматические углеводороды. Бензол как представитель ароматических углеводородов.

ФОРМА УРОКА: презентация с музыкальным сопровождением.ТИП УРОКА:  изучение нового материала.ТЕМА УРОКА  «Ароматические углеводороды – арены. Бензол как представитель ароматических углеводоро...

Контрольная работа по теме "Углеводороды", 10 класс, профильный уровень

Промежуточный контроль за 1-е полугодие, химия 10 класс, формат ЕГЭ...

Проверочная работа по теме: "Углеводороды", 10 класс (профильный уровень)

Проверочная работа по теме: "Углеводороды" предназначена  для учащихся 10 класса, включает 5 вариантов. Каждый вариант  работы состоит из трех частей и содержит18 заданий. Часть А включает з...

Разработка урока по теме "Ароматические углеводороды (арены). Бензол. Строение молекулы"

Тип урока изучения нового материала. Урок даётся в виде лекции....