Конспект урока "Оксиды неметаллов"
план-конспект урока по химии (11 класс) на тему

Ооржак Алефтина Александровна

Данный урок проведен в 11 классе по разделу "Неметаллы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_11_klass_oksidy_nemetallov.docx48.58 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Оксиды неметаллов.

Цель: Систематизировать, обобщить знания учащихся об оксидах неметаллов.

Задачи:

Образовательные - углубить, систематизировать, обобщить знания учащихся об оксидах неметаллов.

Развивающие - развивать логическое мышление учащихся, умение анализировать, обобщать, делать выводы, правильно и последовательно  излагать свои мысли.

Воспитывающие - содействовать повышению уровня мотивации на уроках через средства обучения;

Тип урока: урок обобщение и систематизация знаний.

Форма урока:

Методы обучения: словесные (рассуждение),  репродуктивные.

Средства обучения: учебник по химии для 11кл. (авторы Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман), рабочий лист ученика, проектор, экран.

Демонстрации. Образцы оксидов неметаллов и кислородсодержащих кислот

Ход урока

I. Организационный момент.  Подготовка учащихся к работе. Включение в деловой ритм.

II.  Актуализация знаний учащихся.

Задачи этапа: выявление знаний учащихся, корректировка знаний.

Их получают путем горения,

Или разложением сложных веществ

В них два элемента, один-кислород,

Я отнесу к ним и известь и лед.

Беседа с учащимися по вопросам:

- как изменяются в периодах и группах радиус элемента, электроотрицательность, окислительные свойства?

-дать сравнительную характеристику 2-х неметаллов (кислород и сера): возможные степени окисления, почему, находясь в одной группе кислород и сера имеют разные валентные возможности?

-какой характер (кислотный, основный) проявляют оксиды неметаллов? Составить уравнения химических  реакций, подтверждающий кислотный характер Р2О5 и амфотерный характер Al2O3.

На данном этапе учащиеся вспоминают классификацию оксидов, дополняют схему (см. рабочий лист ученика, п.1).

III. Изучение нового материала с промежуточным контролем знаний.

Задача этапа: открытие новых знаний, усвоение знаний, выявление пробелов

1). Обсуждая тип химической связи и кристаллической решетки оксидов, заполняем табл. 1 (рабочий лист, п.2).

2). Обсуждая закономерности в изменении свойств оксидов неметаллов в периодах, заполняем табл. 2, делаем выводы, выполняем задание 1, взаимопроверка (рабочий лист, п.3).

Физическая минутка для учащихся (с использованием музыки).

3). Обсуждая закономерности в изменении свойств оксидов неметаллов в группах, заполняем табл. 3, делаем выводы, выполняем задание 2, взаимопроверка (рабочий лист, п.4).

4). Составляем уравнения химических  реакций, отражающие свойства оксидов неметаллов, выполняем задание 3, проверяем (рабочий лист, п.5).

Анализируем ошибки.

IV. Самостоятельная  работа.

Задача этапа: выявление качества овладения знаниями.

Обучающиеся самостоятельно выполняют тест.

Вариант 2 – более высокого уровня сложности (рабочий лист ученика, п.6)

Y. Итоги урока. Д/З.

Задачи этапа: анализ учащимися собственных знаний.

Д/З: получить тест у учителя и (или) составить свой по изученной теме используя текст §31 и задания № 5, 6, 7, 13 на с.138.

YI. Рефлексия.

Продолжите предложения

Я могу…         Я умею…          Я пока затрудняюсь…    Мне ещё необходимо…

Всем спасибо за урок!

Рабочий лист ученика……………………………………

Тема урока: Оксиды неметаллов.

1. Классификация оксидов:       Оксиды

              несолеобразующие                     солеобразующие

              ………………. .       ………..………    ..…..…………..     …..……………

              ………………..        ……………….     ………………..     ………………..

2. Таблица 1. Состав, строение, физические свойства оксидов.

Характеристика

Несолеобразующие оксиды

Кислотные оксиды

Амфотерные оксиды

Основные оксиды

Агрегатное состояние

газы

Тип химической связи

ковалентная полярная

Тип кристаллической решётки

молекулярная

3. Таблица 2. Изменение свойств оксидов в периодической системе (в периодах)

Na

Mg

Al

Si

P

S

Cl

Формула высшего оксида

Na2O

Характер высшего оксида

основный

Формула гидроксида

NaOH

Характер гидроксида

основание

Степень окисления в высшем оксиде

+1

Вывод: В периодах слева направо наблюдается усиление ……………….свойств оксидов соответствующих элементов. Это объясняется…………………………..

………………………………………………………………………………………….

Задание 1.

1. В каком ряду химические элементы расположены в порядке ослабления неметаллических свойств: А. K- Na- Li; Б. Mg- Al -Si; В. Si –P-S; Г. Cl –S- P.

2. В перечне веществ: 1. N2O;  2. N2O5;  3. CO2;  4. CO;  5. NO;  6. P2O5 к несолеобразующим относятся оксиды, формулы которых обозначены цифрами

А. 1, 5, 6;       Б. 2, 3, 5;       В. 2, 3, 6;        Г. 1, 4, 5.

3. В ряду СO2 →P2O5 →SO3 наблюдается: А-ослабление кислотных свойств, Б-усиление кислотных свойств,  В- изменение кристаллической решётки вещества,  Г- уменьшение положительного заряда элемента.

4. В ряду оксидов MgO →Al2O3 →SiO2 свойства изменяются от: А- кислотных к амфотерным,  Б- амфотерных к основным,  В- основных к кислотным,  Г- кислотных к основным.

5. Расположите оксиды в порядке ослабления кислотных свойств: P2O5, СO2, SiO2,  Сl2O7, SO3 .

6. Верны ли следующие суждения о свойствах SO2: А- SO2 – кислотный оксид; Б- SO2 проявляет только окислительные свойства.  А- верно только А; Б- верно только Б; В- верны оба суждения; Г- оба суждения неверны.

4. Таблица 3. Изменение свойств оксидов в периодической системе (в группах)

Элемент

Число электронных слоев у элемента

Формула высшего оксида

Степень окисления  элемента в высшем оксиде

Формула соответствующей кислоты

Сила кислоты

(сильная, слабая)

S

Se

Te

Вывод: В группах сверху вниз наблюдается …………………кислотных свойств оксидов соответствующих элементов. Это объясняется…………………………...

………………………………………………………………………………………….

Задание 2.

1. Неметаллические свойства у элементов А групп усиливаются: 1) слева направо и в группах снизу вверх; 2) справа налево и в группах сверху вниз; 3) справа налево и в группах снизу вверх; 4) слева направо и в группах сверху вниз.

2.  В ряду N2O5 →P2O5 → As2O5 наблюдается: А-ослабление кислотных свойств, Б-усиление кислотных свойств,  В- уменьшение радиуса элемента,  Г- уменьшение положительного заряда элемента.

3. В ряду оксидов В2O3 →Al2O3 →Ga2O3свойства изменяютсяот: А- кислотных к амфотерным,  Б- амфотерных к основным,  В- основных к кислотным,  Г- кислотных к основным.

4.  Установите соответствие между химическим элементом и формулой его гидроксида. Элемент:1) Li, 2) Be, 3) B, 4) C. Формула гидроксида:

1

2

3

4

А) ЭОН, Д) НЭО3, Б)  Э(ОН)3,  Е) Э(ОН)2, В) Н3Э03,   Г)  Н2ЭО3

5.  В2O3 реагирует с каждым из двух веществ: 1) соляная кислота и вода, 2) гидроксид натрия и хлорид натрия, 3) гидроксид кальция и оксид кальция, 4) азотная кислота и оксид кремния.

5. Составьте уравнения возможных химических реакций  для оксида азота (V):

                                  +Н2О→

                                  +NaOH→

                                  + MeO→

                                  + соль→

Задание 3.

1. Оксид углерода (II) проявляет восстановительные свойства при нагревании с:1) N2; 2) СО2; 3) Fe; 4) Fe2O3.

2. Оксид серы (VI) взаимодействует с каждым из двух веществ: 1) вода и соляная кислота, 2) кислород и оксид магния, 3) оксид магния и гидроксид кальция, 4) вода и медь.

3. Только окислительные свойства способен проявлять: 1) фтор,  2) кислород,

3) хлор,  4) азот.

4. В схеме превращений NO →X→NaNO3 веществом Х является: 1) N2, 2) NH3, 3) KNO3, 4) NO2.

6. Проверь свои знания.

Вариант 1.

1. Кислотным и основным оксидом являются соответственно: 1) SO2 и MgO;

2) CO2 и Al2O3; 3) Na2O и FeO;  4) ZnO и SO2.

2. Степень окисления хлора в HСlO4: 1) +1;  2) +3;  3) +5;  4) +7.

3.  Оксиды с общей формулой R2O3 и R2O5 образуют элементы подгруппы:

1) углерода; 2) азота; 3) серы; 4) фтора.  

4. Установите соответствие между формулой вещества 1) Ва(ОН)2; 2) HClO4;

3) NH4H2PO4; 4) Mn2O7 и классом неорганических соединений: А) кислотный оксид; Б) бескислородная кислота; В) кислая соль; Г) основный оксид; Д) кислородсодержащая кислота; Е) основание.

5. Разбавленная серная кислота может реагировать с: 1) Ba(NO3)2; 2) Fe2O3; 3) Ag; 4) Zn(OH)2; 5) SiO2; 6) Cu.

6. Осуществите цепочку превращений: SiO2→K2SiO3→  Н2SiO3

Вариант 2.

1. Кристаллическая решётка оксида углерода (IV): 1) ионная; 2) атомная; 3) молекулярная; 4) металлическая.

2.  И фосфор, и хлор образуют кислоту состава:1) Н3ЭО3;  2) НЭО3;  3) Н3ЭО4;  4) НЭО4.

3.  Установите соответствие между химическим элементом и формулой его гидроксида. Элемент:1) Sr, 2) Rb, 3) B, 4) Si. Формула гидроксида:

1

2

3

4

А) ЭОН,  Д) НЭО3, Б) Э(ОН)3,  Е)  Э(ОН)2, В) Н3Э03,   Г) Н2ЭО3

4. Установите соответствие между классом (группой) неорганических веществ и химической формулой вещества, принадлежащего к этому классу(группе). Класс (группа) вещества: 1) кислотный оксид, 2) основный оксид,

3) амфотерный оксид, 4) несолеобразующий оксид. Химическая формула:

А) NO, Б) Li2O, В) N2O5, Г) ВеО, Д) OF2, Е) NH3

5.Оксид углерода (IV) взаимодействуетс: 1) H2O, 2) HCl, 3) O2, 4) С, 5) Ca(OH)2, 6) Cu

6. Осуществите цепочку превращений: Si→Mg2Si→SiH4→SiO2→K2SiO3

7. Д/З: получи тест у учителя и (или) составь свой на пройденную тему используя текст §31 и задания № 5, 6, 7, 13 на с.138.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Неметаллы. Общая характеристика неметаллов. Разработка урока.

Данная разработка прекрасно раскрывает тему "Неметаллы. Общая характеристика". Рассматривается характеристика неметаллов и химические свойства некоторых неметаллов....

« Классификация веществ по составу на простые и сложные. Классификация простых веществ на металлы и неметаллы. Кислород и водород – представители неметаллов, их характеристика как химических элементов и простых веществ».

Модульный урок по химии в 8 классе по теме « Классификация веществ по составу на простые и сложные.Классификация простых веществ на металлы и неметаллы. Кислород и водород – представители неметал...

Урок химии, 9 класс,тема "Неметаллы. Общая характеристика неметаллов"

В методической разработке представлен урок по теме "Неметаллы. Общая характеристика неметаллов". Тип урока - урок усвоения новых знаний, а конкретнее урок  работы с понятием «неметаллы» и поиска ...

1. Конспект урока в 8 классе по теме "Отличительные признаки металлов и неметаллов"

Цель. Сформировать у учащихся 8 класса важнейшие химические понятия о металлах и неметаллах. Научились определять черты их сходства и различия.Сыграв на интересе, я попыталась таким образом повысить у...

урок по химии в 9 классе "Неметаллы. Общие свойства неметаллов"

Метапредметный урок "Информация и знание". Это первый урок в теме "Неметаллы"...

Конспект урока по теме "Неметаллы: атомы и простые вещества"

Методическая разработка урока«Неметаллы: атомы и простые вещества»Авдеева О.Ю., учитель химии МБОУ «Лицей» р.п. Степное Советского района.Урок для учащихся 9 класса (учебник О.С.Габриелян  Химия ...

План-конспект урока химии в 9 -м классе с использованием ЦОР по теме: «Неметаллы. Общая характеристика неметаллов». Программа О.С. Габриеляна

Урок по теме «Общая характеристика неметаллов» изучается в разделе «Неметаллы», является 1 уроком . Содержание материала дает возможность опираться на имеющиеся знания и одновременно закладывает фунда...