Открытый урок Решение экспериментальных задач по теме «Кислородсодержащие органические соединения»
опыты и эксперименты по химии (11 класс) на тему

Сидорова Надежда Михайловна

Практическое  занятие. Совершенствование  практических  навыков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования, науки и молодёжной политики     Забайкальского края

Государственное профессиональное  образовательное учреждение   «Первомайское многопрофильное училище»

Решение экспериментальных задач по теме «Кислородсодержащие органические соединения»

Конспект  открытого  урока химии  в 29 группе.

                                                                             

                                                                 

                                                                         Преподаватель  первой категории:  Н.М.Сидорова                          

                               

Тема: Решение экспериментальных задач по теме     «Кислородсодержащие органические соединения»

Форма: практическое занятие.

Цель: создание условий для совершенствования  знаний и практических навыков студентов   при решении экспериментальных задач

Задачи:

Образовательная - 

  • совершенствовать знания о признаках химических реакций;
  • совершенствовать экспериментальные умения определять цель работы, пользоваться инструкцией и лабораторным оборудованием, проводить реакции;
  • наблюдать и фиксировать наблюдения;
  • записывать уравнения реакций согласно эксперименту;
  • делать выводы на основе наблюдений согласно поставленной цели;
  • соблюдать правила безопасного поведения

Развивающая- 

  • развивать умения  студентов выполнения конкретных задания по органической химии;
    выстраивать логические цепочки, сравнивать, анализировать и обобщать полученные знания, делать выводы.
  • развивать навыки самостоятельной работы, коммуникативные компетенции.

Воспитательная:

  • воспитывать у  студентов аккуратность и чёткость при выполнении экспериментального анализа и составлении уравнений химических реакций;
  •   способствовать воспитанию экологической грамотности как основы экологической культуры и здорового образа жизни.

Приборы и материалы: 

  • лабораторное оборудование: пробирки , штатив для пробирок,   набор  реактивов, индикаторы, сухое горючее.
  • инструктивные карты
  • компьютерная презентация  к уроку.

Тип урока: Урок закрепления изучаемого материала

Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование, средства обучения  мультимедийный комплекс, компьютерная презентация к уроку.

Применяемые элементы технологий: информационно-коммуникационные технологии, методы проблемного обучения, практико-ориентированный метод, частично- поисковый метод, исследовательская работа.

Дидактические средства. Инструктивные карты.

Ожидаемые результаты урока: каждый студент должен  уметь пользоваться инструктивными  картами, с целью получения необходимых знаний.  Уметь проводить анализ вещества, используя соответствующие методики;  знать качественные реакции органических веществ,  уметь записывать уравнения этих реакций; уметь кратко и образно представить изученный материал в виде таблицы;  адекватно оценивать свои знания; уметь вести диалог, аргументировано обосновывать свою точку зрения; рефлексировать свою деятельность.

Цели для студентов:
1) знать:

-качественный состав кислородсодержащих органических соединений,

-правила техники безопасности  при выполнении  химических опытов

2)Уметь:

-грамотно оформлять практическую работу в соответствии с требованиями инструктивной карты;

-пользоваться  инструктивной карточкой по проведению  лабораторного опыта. 

Эпиграф  урока.

««…ум заключается не только в знании, но  и в умении прилагать знание на  деле…» Аристотель.

Этапы работы

Время урока 90 мин.

Деятельность преподавателя

Деятельность  студентов

I.

Организационный момент

Цель, которая должна быть достигнута студентами: подготовиться к продуктивной работе на уроке, оформление доски перед уроком , организация внимания всех студентов.

 

5-7 мин.

Приветствие. 

Здравствуйте ребята, гости! Сегодня наш урок мне хочется начать со слов великого греческого философа Аристотеля. « ум заключается не только в знании, но  и в умении прилагать знание на  деле…» сегодня мы с вами проводим  практическую работу, которой мы  завершаем знакомство с важнейшим классом   кислородсодержащих  органических соединений. Я уверена, что  наша продуктивная работа   поможет  нам достичь целей сегодняшнего  урока. 

Студенты : проверяют готовность своего рабочего места. 

Создание благоприятной эмоциональной атмосферы.

II.

Подготовка  студентов к активному и сознательному усвоению изученного материала (вступительное слово для установления понимания актуальности выбранной темы , осознание поставленных целей урока).

Цель, которую  преподаватель  хочет достичь на данном этапе: мотивация студентов на  выполнение практической  работы.

Задачи: 

-создать положительный эмоциональный настрой;

-помочь принять правильные решения при проведении опытов;

-напомнить о важности аккуратности  в  работе  и соблюдении ТБ.

Методы: словесные,  беседа, дискуссия 

Форма работы:  коллективная, индивидуальная

3-5мин.

Сегодня на уроке вы должны применить теоретические знания и умения для решения практических задач. Знаний у вас достаточно, чтобы применять их для решения  экспериментальных задач  и доказать, что вы умеете ориентироваться в полученной информации, обращаться с  реагентами, проводить опыты.
Тема  урока  (Слайд ) (студенты записывают   в тетради число, тему урока

Преподаватель : предлагает определить цель урока

 Преподаватель  формулирует цель урока:  мы   должны  повторить     свойства  класса  кислородсодержащих  органических  соединений  на   практике,   наблюдая  и описывая  физические и химические  явления.

Преподаватель: проверяет, насколько комфортно чувствуют себя  студенты, готовность рабочего места.

Студенты: предлагают свои варианты:  проводить опыты на уроке, определить свойства веществ,  вспомнить кислородсодержащие соединения  и т.п.

Студенты:  демонстрируют готовность к уроку

III

Основная часть  урока   выполнение практической работы. 

Цель, которую  преподаватель  хочет достичь на данном этапе: организовать работу по  выполнению качественных реакций  для кислородсодержащих органических соединений.

Методы: словесные, практическая работа 

Форма работы: групповая

.

55мин.

Преподаватель:  А теперь можно и приступать к практической части нашего урока.  Самое главное это повторить правила по ТБ. Это наши традиционные правила. Слайд (ТБ) 

Преподаватель разъясняет: 

-систему оценивания, как грамотно оформить практическую работу в тетрадях, необходимость записать соответствующие выводы в тетрадях и на доске;

-выполнение техники безопасности при работе с щелочами, кислотами, нагревательными приборами, следуя инструктивной карте группы  и приложениям

Для выполнения работы на ваших столах стоят    лоточки с химическими реагентами. Находятся информационные карты  для работы.  Итак, пришло время приступать к выполнению   предложенных  задач.

Самостоятельная  работа  студентов.  Работают в  группах.

 Студенты ставят росписи в журнале по ТБ.

 Студенты проявляют  стремление научиться выполнять работу данного вида («я знаю», «хочу всё знать!»),планируют учебное сотрудничество

 Выбирают  стиль  поведения; анализируют проведенные опыты, соблюдают ТБ  

 совершенствуют навыки работы  с реагентами

Решают задачи по методичкам.  Проделывают опыты. Записывают наблюдения в тетрадь, анализируют, делают выводы.

Свои записи заносят в таблицу

IV.

Подведение итогов работы

Цель, которую преподаватель  хочет достичь на данном этапе:

анализ и оценка успешности достижения цели

Методы: словесные (беседа, диалог)

Форма работы:       коллективная.

15 мин.

Преподаватель обращает внимание  студентов  на заполнение таблиц.

На этом уроке вы получили некоторые  практические сведения, которые окажутся полезными вам в жизни.

Преподаватель   предлагает студентам   убрать рабочие места,  сдать тетради для лабораторных работ на проверку.

Студенты: в процессе обсуждения делают выводы

Студенты  доказывают познавательные умение использовать  теоретическую информацию на практике.

 Студенты,  проводят самооценку  своей работы  используя  условные знаки,     подводят  итоги.

Студенты: уносят  лоточки с реагентами в лаборантскую, моют руки, сдают тетради.

 V. Домашнее задание.

Цель, которую  преподаватель  хочет достичь на данном этапе: совершенствование умения самостоятельной работы, развитее личностных качеств (воли, ответственности)

Методы: словесный. 

2 мин.

Преподаватель: Пояснение домашнего задания

( Слайд ) Повторить строение и свойства аммиака,  записать структурную и молекулярную формулу.

 

.

Студенты:  записывают задание в рабочие тетради.

VII Рефлексия

Цель, которую  преподаватель  хочет достичь на данном этапе:

проанализировать свою работу на уроке, определить уровень достижения цели.

Методы: словесный. 

Форма работы:       коллективная.

5 мин.

Итого

90 мин.

Анализ проделанной работы.

( Слайд )

Преподаватель : Ребята вы проделали глобальную работу.  Прошу вас ответить на вопросы: 

1.Какое  настроение у вас было на  уроке?

2.Понравилось  вам выполнять  практическую  работу?

3.Что нового сегодня вы узнали?

 

 Студенты осознают значимость урока   о важнейших  химических соединениях,  отвечая на вопросы.

Сдают  листочки с ответами

Раздаточный материал:    ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА

Тема:  Решение экспериментальных задач по теме «Кислородсодержащие органические соединения»

Цель работы: повторить      классы  кислородсодержащих  органических  соединений  на   практике,    решая экспериментальные  задачи

 Оборудование: лабораторное оборудование: пробирки , штатив для пробирок,   набор  реактивов, индикаторы, сухое горючее.

Техника безопасности: При работе с едкими веществами необходимо соблюдать ОСТОРОЖНОСТЬ! Приливать реактивы необходимо строго в соответствии с инструкцией к опыту. Соблюдать ПРАВИЛО ПОСЛЕДНЕЙ КАПЛИ. В случае попадания кислоты на кожу пораженное место следует немедленно промыть в течение 10 - 15 минут быстротекущей струей воды, а затем нейтрализовать 2  % раствором карбоната натрия.

В случае попадания щелочи на кожу пораженное место следует немедленно промыть в течение 10 - 15 минут быстротекущей струей воды, а затем нейтрализовать 2  % раствором лимонной кислоты

Ход работы: Работа оформляется в таблице:

№ опыта

Название опыта

Что делал

Что наблюдал

Вывод, реакции

Задача1: Исследуйте физические свойства глюкозы.
Внимательно рассмотрите выданный вам образец глюкозы. Определите цвет, запах, вкус глюкозы. Исследуйте растворимость ее в воде. Проверьте среду раствора. Для этого опустите индикаторную бумагу в раствор глюкозы. Данные исследования занесите в таблицу и кратко доложите.

Задача  2: Исследуйте принадлежность глюкозы к многоатомным спиртам.
В пробирку прилейте 0,5 мл раствора глюкозы и 2 мл раствора гидроксида натрия NaOH. К полученной смеси добавьте 1 мл раствора сульфата меди (II). CuSO4. Что наблюдаете? Почему образовавшийся вначале осадок гидроксида меди (II) растворяется с образованием прозрачного синего раствора? Наличием каких функциональных групп в глюкозе обусловлена эта реакция?
Напишите уравнения реакций : CuSOhttp://fs.nashaucheba.ru/tw_files2/urls_3/1472/d-1471967/1471967_html_m2d087c03.gif+ NaOH

Глюкоза (раствор) + Cu(OH)http://fs.nashaucheba.ru/tw_files2/urls_3/1472/d-1471967/1471967_html_m4bcd60e4.gif 
Соблюдайте правила предосторожности при работе с едкими веществами – щелочами.
Данные исследования занесите в таблицу и кратко доложите.

Задача .3  Исследуйте принадлежность глюкозы к альдегидам с помощью реакции «серебряного зеркала».В пробирку, содержащую 1-2 мл глюкозы, прилейте 1-2 мл аммиачного раствора оксида серебра и осторожно нагрейте пробирку. Что наблюдаете? Наличием какой функциональной группы обусловлена эта реакция? Напишите уравнение реакции: глюкоза (раствор) + Ag2O http://fs.nashaucheba.ru/tw_files2/urls_3/1472/d-1471967/1471967_html_5421af9e.gif
Нагревая пробирку с жидкостью, держите ее так, чтобы открытый конец ее был направлен в сторону и от самого себя и от соседей.
Данные исследования занесите в таблицу и кратко доложите.

Задача 4. Исследовать реакцию раствора мыла и сделать выводы, какие из исследованных сортов мыла наиболее подходят для ухода за кожей разного типа".С помощью индикаторной универсальной бумаги исследовали среду мыла и с помощью цветовой эталонной шкалы на упаковке индикатора и цифровой шкалы вы установите   рН мыла. И среду раствора  мыла.( рН = 7,   рН > 7,   pH <7).  Данные исследования занесите в таблицу и кратко доложите.

Задача .5. Доказать опытным путем,   что глицерин   относится  к  многоатомным  спиртам  проделать реакции. Сделать вывод. Составить уравнение  реакции.

Налейте в пробирку 2 мл испытуемого раствора, добавьте к нему 1 мл NaOH и несколько капель раствора CuSO4. Содержимое пробирки встряхните. Что наблюдаете? Запишите в таблицу и сделайте вывод.

Задача  6. Внимательно рассмотрите выданный вам образец крахмала . Определите цвет, запах. Исследуйте растворимость ее в воде. Проведите качественную   реакцию  на крахмал. Запишите формулу крахмала.  Укажите к какому классу углеводов   относится Запишите в таблицу и сделайте вывод.

Задача7. Внимательно рассмотрите выданный вам образец сахарозы. Определите цвет, запах. Исследуйте растворимость её  в воде.  Докажите. Что  сахароза  содержит  углерод Запишите формулу сахарозы. к какому классу углеводов   она относится   Запишите в таблицу и сделайте вывод

Самоанализа урока химии в 29группе

Н.М.Сидорова, учитель химии

06.03.2017 г.

Тема урока: Решение экспериментальных задач по теме «Кислородсодержащие органические соединения»

Характеристика  группы

Присутствовало 12.

Базовый уровень усвоения материала – 4 человек

Повышенный уровень усвоения материала – 6 человека

Требуют еженедельной дополнительной подготовки  - 1 человека (Бурдинский  Е.)

Урок химии в 29 группе по программе О.С. Габриеляна.

Тип урока – Урок закрепления изучаемого материала.

Форма  урока: Практическая работа  

Тема урока –Решение экспериментальных задач по теме «Кислородсодержащие органические соединения»  

Это последняя  тема Кислородсодержащих органических соединений

Цель: создание условий для повторения и углубления знаний и практических навыков  студентов  при решении экспериментальных задач

Цели и учебные задачи соответствуют  теме урока.

    Цели урока:

обучающая: совершенствовать знания о признаках химических реакций;

совершенствовать экспериментальные умения определять цель работы, пользоваться инструкцией и лабораторным оборудованием, проводить реакции;, наблюдать и фиксировать наблюдения;

записывать уравнения реакций согласно эксперименту;

делать выводы на основе наблюдений согласно поставленной цели;

соблюдать правила безопасного поведения

 развивающая: развивать навыки самостоятельной работы, коммуникативные компетенции.

 воспитательная: воспитание аккуратности и последовательности в работе, бережного отношения к школьному имуществу, собственному здоровью и здоровью окружающих.

Уровень интеллектуальных способностей 29гр. по химии на данном этапе изучения предмета: низкий – 1 человека, ниже среднего –  2 человека, средний –  7 человек, выше среднего –2 человека.

Учебная мотивация у  10 человек из 12.

Поэтому  использовалась технология деятельностного подхода.

        Актуализация знаний через выполнение теста и беседу о правилах техники безопасности с опорой на разрешающие и запрещающие условные обозначения, осмысление через демонстрационный эксперимент – это способствовало формированию познавательной активности, умению анализировать свою деятельность, корректировать результат.

    Навыков сотрудничества, взаимопомощи, управление своей самостоятельной работой, навыки работы с информацией (выбор, оформление, обобщение) развивались   при работе в группах.

Использованы методы: интерактивный словесный  в виде побуждающего диалога и традиционный словесный в виде беседы, монолога; прием визуального исключения, практические – метод наблюдения, проблемно-поисковый, наглядный (инструкционная карта)

         На разных этапах урока чередовались фронтальная, индивидуальная,  групповая работа и такие виды деятельности, как наблюдение, проведение опытов,  описание и объяснение химических реакций.

Студенты  выступали в роли мыслителей, партнеров, исследователей.

          Преподаватель  – в роли координатора деятельности, консультанта. Стиль общения – демократичный.  

   Познавательная активность студентов проявлялась при проведении химического эксперимента, ведения  наблюдения  и определения признаков реакций.

    Социальная активность: учащиеся взаимодействовали  в группах, кроме  пятерых, не пожелавших к кому-то присоединиться привыкли работать своей группой; общались с преподавателем  на этапах целеполагания и рефлексии,

т. е. выступали в роли обучающихся.

     Физическая активность: учащиеся  говорили, слушали, читали, описывали результаты опытов, работали с лабораторным оборудованием.

Все виды работ имели один уровень, но дифференциация была реализована по степени помощи преподавателя  при выполнении эксперимента: для сильных информация-подсказка давалась фронтально, для других -  индивидуальная помощь-консультация.

Для самоанализа  деятельности студенты  использовали условные знаки,     подводили  итоги по цели и задачам, поставленным в начале урока самими  студентами.

«На уроке всё понятно» - 4, «смогу самостоятельно проводить опыты и наблюдать признаки» - 4, «осталось ощущение непонятности» - 0, хотя три человека уклонились от самооценки.

С практической работой не справился 1 студент , пропускающий много учебного времени. «5» - 6, «4» - 4, «3» - 1.

Таким образом, урок достиг целей. Результативность соответствует уровню подготовленности  группы .

)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Решение экспериментальных задач по теме Растворы"

В условиях предпрофильного обучения учителя химии использу­ют нетрадиционные методики. Сре­ди них урок-практикум для разно­возрастной группы (9-й и 11 -й клас­сы). Это позволяет учащимся 9-х классов б...

Презентация открытого урока "Решение экспериментальных задач"

Решение экспериментальных задач по физике в 11 классе...

Практическая работа. РЕШЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ПО ТЕМЕ: «КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА»

Практическая работа №7РЕШЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ПО ТЕМЕ:«КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕВЕЩЕСТВА»...

Открытый урок решения проектных задач по теме "Путешествие по Байкалу" (Математика 6-7 класс)

Открытый урок решения проектных задач по математике по  теме "Путешествие по Байкалу" для учащихся 6-7 классов  (презентация прилагается)....

Открытый урок. Решение экспериментальных задач по теме Металлы и их соединения 9 класс

Решение экспериментальных задачпо теме «Металлы и их соединения»...

Сборник ситуационных задач по теме "Кислородсодержащие органические соединения"

Сборник ситуационных задач по теме "Кислородсодержащие органические соединения"...

Открытый урок-практикум по химии в 9 классе по теме: Практическая работа №7. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения»

Вид урока: урок совершенствования  знаний, умений и навыков на практике.Форма: практическая работа.Цели урока: ...