Тема урока: Степень окисления элементов
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему
Цели урока(слайд №2)
1.Образовательные :
Сформулировать понятие о степени окисления. Научить определять степени окисления элементов(СО) по формуле вещества. Научить составлять формулы бинарных соединений по степени окисления элементов. Ознакомиться с началами классификации и номенклатуры химических соединений.
2. Воспитательные:
Формирование познавательного интереса к предмету, содействовать воспитанию у учащихся организованности, умения организовывать взаимопомощь при работе в парах, духа соревновательности при выполнении упражнений. Формирование ключевых компетенций обучающихся.
3. Развивающие:
-развить интеллектуальные и познавательные умения учащихся: выделять существенные признаки и свойства, устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать, анализировать, делать выводы,развивать память, логическое мышление, внимание через сравнения, обобщения, выделение главного при изучении нового материала.
Тип урока: урок изучения нового материала с использованием ЭОР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stepen_okisleniya_elementov.doc | 142.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Степень окисления элементов
Цели урока(слайд №2)
1.Образовательные :
Сформулировать понятие о степени окисления. Научить определять степени окисления элементов(СО) по формуле вещества. Научить составлять формулы бинарных соединений по степени окисления элементов. Ознакомиться с началами классификации и номенклатуры химических соединений.
2. Воспитательные:
Формирование познавательного интереса к предмету, содействовать воспитанию у учащихся организованности, умения организовывать взаимопомощь при работе в парах, духа соревновательности при выполнении упражнений. Формирование ключевых компетенций обучающихся.
3. Развивающие:
-развить интеллектуальные и познавательные умения учащихся: выделять существенные признаки и свойства, устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать, анализировать, делать выводы,развивать память, логическое мышление, внимание через сравнения, обобщения, выделение главного при изучении нового материала.
Тип урока: урок изучения нового материала с использованием ЭОР.
Средства обучения: компьютер, проектор, ЭОР по теме, карточки по определению СО элементов(приложение).
Методы и методические приемы: словесные, наглядные, интерактивный тренинг, самостоятельная работа
Ход урока:
- Организационный момент. Приветствие, проверка отсутствующих. Вступительное слово учителя:
Знать: (слайд №3)
- Определение «степени окисления»
- элементы с постоянной степенью окисления;
- элементы, высшая степень окисления которых не равна номеру группы ПСХЭ, в которой они находятся;
- правила определения степени окисления в сложных веществах, порядок определения названий бинарных соединений.
Уметь: (слайд №4)
- определять степени окисления элемента по его положению в периодической системе;
- определять степени окисления элементов по формуле;
- составлять формулы бинарных соединений по степени окисления; Называть бинарные соединения.
- Актуализация знаний.
Ответьте на вопросы: (слайд №5,6)
1.Какие типы химических связей вы знаете? Дополните схему(на доске)(Ионная, Ковалентная: полярная и неполярная, металлическая)
Химическая связь
…..
2.Как образуются ионы?
3.Как образуются ионы?
Анион-это…
Катион- это…
Ш.Изучение нового материала.
Степень окисления является важной характеристикой состояния атома в молекуле.
- Понятие о степени окисления (СО) (слайд№7)
(Запись ключевых понятий,правил в рабочую тетрадь)
Лекция- ЭОР
степень ок\mmlab.chemistry.143i.oms (гиперссылка на папку на рабочем столе)
http://fcior.edu.ru/card/3740/ponyatie-o-stepeni-okisleniya-atoma-v-himicheskom-soedinenii.html (гиперссылка на сайт Интернет)
- Правила определения степени окисления элементов(слайд №8)
- Степени окисления записывают над символами элементов со знаком «+» или « - » перед их величинами.
- Степень окисления в простых веществах=0
- Атомы, молекулы электронейтральны, т.е. суммарная степень окисления=0
- Металлы во всех сложных соединениях имеют только положительные степени окисления.
- В соединениях с ионной связью степени окисления элементов равны зарядам ионов.
Например: Na+ Cl- степень окисления натрия равна +1, хлора = -1
- max (+) СО = номеру группы(есть исключения)
- min(-) СО =8- N группы(есть исключения)
- Степени окисления некоторых элементов постоянны
Элементы с постоянной,переменной СО (слайд №9)
Постоянная степень окисления в соединениях | Промежуточная степень окисления в соединениях | ||||||
металлы | неметаллы | металлы | неметаллы | ||||
+1 | K,Li,Na,Rb,Cs,Ag | -1 | F | +1,+2 | Cu,Hg | -1,+1 | H |
+2 | Be,Mg,Ca,Sr,Ba,Zn | -2 | O | +2,+3 | Co,Ni | -4, +2,+4 | C |
+3 | Al | +2,+3,+6 | Cr,Mo, Fe | -3,+3, +5 | P,As | ||
(- 1;+7) | Cl,I | ||||||
-1,+1,+3,+5 | Br | ||||||
- 1;+5,+7 | I | ||||||
-2,+4, +6 | Se,Te | ||||||
-2,-1,+1,+4, +6 | S | ||||||
(-3;+5) | N | ||||||
-4, +4 | Si | ||||||
ИСКЛЮЧЕНИЯ: кислород со фтором- (+2,+1)-OF2,в пероксидах(-1) H2O2 ,водород с металлами –(-1) –CaH2, с неметаллами (+1)-HBr |
Неметаллы могут иметь
(+) (-)
Высшую положительную СО = N группы Низшую отрицательную СО находят по формуле
(N группы элемента - 8)
Промежуточную СО
Например: Элемент азот может иметь следующие степени окисления
(таблица№3 в карточке на столах)
Низшая отрицательную СО | Промежуточная СО | Высшая положительная СО | ||||||
-3 | -2 | -1 | 0 | +1 | +2 | +3 | +4 | +5 |
NН3 | N2 Н4 | NН2ОН | N2 | N2О | NО | N2О3 | NО2 | N2О5 |
3.Лекция-ЭОР(слайд №10)
степень ок\mmlab.chemistry.147i.oms (гиперссылка на папку на рабочем столе)
http://fcior.edu.ru/card/6646/algoritm-sostavleniya-formul-binarnyh-himicheskih-soedineniy.html (гиперссылка на сайт Интернет)
Названия веществ определяются следующим образом:
- 1) записывают название элемента с (-) степенью окисления + суффикс –ид
- 2)затем записывают название элемента с (+) степенью окисления в родительном падеже
- 3)переменную степень окисления указывают римской цифрой в скобках после названия.
4. Упражнения в определении степени окисления
Cl2O, Mn2O7, P2O5, CaO, Na2O (на доске)
5. Номенклатура бинарных соединений(слайд №11)
Первое слово | + | второе слово |
В корне слова от 3 до 5 букв латинского названия электроотрицательного химического элемента + суффикс «ид» | + | русское название электроположительного химического элемента в родительном падеже (с указанием СО, если она переменная) |
(Слайд №12)
Химические элементы | Корень слова | Суффикс -ид | пример |
N-3 | Нитрогениум | Нитрид | Ca 3N2 (нитрид кальция) |
Br-1 | Бромум | Бромид | KBr(бромид калия) |
H-1 | Гидрогениум | Гидрид | MgH2 (гидрид магния) |
O-2 | Оксигениум | Оксид | CO2 (оксид углерода(⃓V) |
Si-4 | Силициум | Силицид | Na 4Si (силицид натрия) |
S-2 | Сульфур | Сульфид | Li 2S(сульфид лития) |
C-4 | Карбонеум | Карбид | Al 4C3(карбид алюминия) |
F-1 | Фторум | Фторид | BaF2(фторид бария) |
Cl-1 | Хлорум | Хлорид | FeCl3 (хлорид железа(‖‖‖) |
6. Упражнения в названии химических соединений. (на доске записаны формулы)
7. Составление формул соединений по названию. Тренажер-ЭОР(Слайд №13)
- степень ок\mmlab.chemistry.144p.oms (гиперссылка на папку на рабочем столе)
- http://fcior.edu.ru/card/9923/trenazher-opredelenie-stepeney-okisleniya-v-slozhnyh-veshestvah.html (гиперссылка на сайт Интернет)
IV. Закрепление:
1)Определите степень окисления элементов в соединениях:
а) HCl, NH3, CH4, LiH , PH3, NaH(самостоятельно)
б) CaS, Al2S3, K2S , MgS, Li2S(проверка в парах)
в) NaCl , AlCl3, ZnCl2, KCl, BaC2
2) составьте формулы соединений элементов K , Mg с:
- кислородом (на доске)
- хлором (самостоятельно)
- серой
V.Рефлексия. Подведение итогов урока.
Какие вопросы сегодня были рассмотрены на уроке? Какова цель нашего урока?
Достигли ли мы цели?
VI. Домашнее задание(слайд №14)
- §17, упражнения 1,2(п)
- выучить правила определения СО
Литература:
- Габриелян О.С.. Химия 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Дрофа, 2011г.
- Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В.. Настольная книга учителя. Химия 8 класс. М.: Дрофа, 2002г.
- www.fcior.edu.ru –коллекция ЭОР
приложение
Степень окисления
Химические элементы | Корень слова | Суффикс -ид | пример |
N-3 | Нитрогениум | Нитрид | Ca 3N2 (нитрид кальция) |
Br-1 | Бромум | Бромид | KBr(бромид калия) |
H-1 | Гидрогениум | Гидрид | MgH2 (гидрид магния) |
O-2 | Оксигениум | Оксид | CO2 (оксид углерода(⃓V) |
Si-4 | Силициум | Силицид | Na 4Si (силицид натрия) |
S-2 | Сульфур | Сульфид | Li 2S(сульфид лития) |
C-4 | Карбонеум | Карбид | Al 4C3(карбид алюминия) |
F-1 | Фторум | Фторид | BaF2(фторид бария) |
Cl-1 | Хлорум | Хлорид | FeCl3 (хлорид железа(‖‖‖) |
Постоянная степень окисления в соединениях | Промежуточная степень окисления в соединениях | ||||||
металлы | неметаллы | металлы | неметаллы | ||||
+1 | K,Li,Na,Rb,Cs,Ag | -1 | F | +1,+2 | Cu,Hg | -1,+1 | H |
+2 | Be,Mg,Ca,Sr,Ba,Zn | -2 | O | +2,+3 | Co,Ni | -4, +2,+4 | C |
+3 | Al | +2,+3,+6 | Cr,Mo, Fe | -3,+3, +5 | P,As | ||
(- 1;+7) | Cl,I | ||||||
-1,+1,+3,+5 | Br | ||||||
- 1;+5,+7 | I | ||||||
-2,+4, +6 | Se,Te | ||||||
-2,-1,+1,+4, +6 | S | ||||||
(-3;+5) | N | ||||||
-4, +4 | Si | ||||||
ИСКЛЮЧЕНИЯ: кислород со фтором- (+2,+1)-OF2,в пероксидах(-1) H2O2 ,водород с металлами –(-1) –CaH2, с неметаллами (+1)-HBr |
Низшая отрицательную СО | Промежуточная СО | Высшая положительная СО | ||||||
-3 | -2 | -1 | 0 | +1 | +2 | +3 | +4 | +5 |
NН3 | N2 Н4 | NН2ОН | N2 | N2О | NО | N2О3 | NО2 | N2О5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Степень окисления элементов
конспект урока+презентация с использованием электронных образовательных ресурсов(ЭОР)...
урок "Степень окисления. составление формул бинарных соединений" 8 класс
составление формул по степени окисления, название бинарных соединений...
презентация урока "степень окисления"
урок химии в 8 классе...
Алгоритм определения степени окисления элементов
Пример определения степени окисления химических элементов по формуле...
Тест по химии 8 класс с ответами по теме "Валентность. Степень окисления"
Тестовое задание с ответом по теме «Соединения химических элементов. Степень окисления » составлены в соответствии с обязательным минимумом содержания основной образовательной программой О.С.Габриелян...
Тема урока: "Степень окисления", 8 класс
Данный материал может быть использован при изучении темы "Степень окисления" в 8-х классах....
Презентация по теме "Валентность. Степень окисления" 8 класс
Данную презентацию можно использовать как для объяснения нового материала, так и его закрепления. А также примеры проверочных работ по данной теме....