"Химия - союзник медицины"
элективный курс по химии (9 класс) на тему

Гаврилова Елена Ивановна

Содержание курса расширяет представления учащихся о химических веществах, используемых в медицине, даёт понятие о некоторых лекарствах и механизмах их действия на организм, рассматривает способы оказания первой медицинской помощи. Актуальность данного курса подкрепляется его практической значимостью – ориентирует на профессии, связанные с медициной, и способствует повышению интереса к познанию химии.

Данный элективный курс предполагает разнообразные виды деятельности учащихся: лекции, семинары, практические и лабораторные работы (которые не только дополняют теоретические знания по химии, но и актуализируют практические умения), экскурсии, а также самостоятельные работы с использованием различных источников информации (в том числе и Интернета).

Цель курса: расширение знаний учащихся о применении химических веществ в медицине, оказание помощи в выборе профиля дальнейшего обучения.

 Основные задачи курса – предоставить учащимся возможность:

- реализовать интерес к химии и применять знания о веществах в повседневной жизни;

- совершенствовать свои экспериментальные умения;

- развивать общеучебные умения – работать с научно-популярной и справочной литературой, сравнивать, выделять главное, обобщать, систематизировать материал, делать выводы;

- активизировать самостоятельность и творчество при решении практических задач.

 Формы контроля усвоения материала: отчёты по лабораторным и практическим работам, отчёт об экскурсии, тест, подготовка и защита рефератов.

Программа курса рассчитана на 34 часа, из расчёта 1 час в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_elektivnogo_kursa_dlya_9_klassa.doc120.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Благовещенская  средняя общеобразовательная школа №1                                                               имени Петра Петровича Корягина»

Благовещенского района Алтайского края

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

методическим объединением

Заместитель директора

Директор школы

учителей ______________________

по УВР

__________ О.И. Реймер

Протокол №______________

 _________(А.Д. Денисенко)

Приказ № ____________

от «____»____________20__г.

«____»_________20__г.

от «___» __________20__г.

Руководитель МО

 __________ (Л.И. Ермоленко)                  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса по химии

«Химия – союзник медицины»

9 классы

основное общее образование, базовый уровень  

Составитель

Гаврилова Елена Ивановна, учитель химии высшей квалификационной категории

р.п. Благовещенка – 2018

Содержание

стр.

1. Пояснительная записка                                                                                                            3

2. Календарно – тематический план                                                                                           4

3. Планируемые  результаты освоения учебного курса                                                            8

5. Учебно-методическое обеспечение                                                                                         9

6. Лист внесения изменений и дополнений                                                                                10

7. Выполнение программы                                                                                                           11

Пояснительная записка

Содержание курса расширяет представления учащихся о химических веществах, используемых в медицине, даёт понятие о некоторых лекарствах и механизмах их действия на организм, рассматривает способы оказания первой медицинской помощи. Актуальность данного курса подкрепляется его практической значимостью – ориентирует на профессии, связанные с медициной, и способствует повышению интереса к познанию химии.

Данный элективный курс предполагает разнообразные виды деятельности учащихся: лекции, семинары, практические и лабораторные работы (которые не только дополняют теоретические знания по химии, но и актуализируют практические умения), экскурсии, а также самостоятельные работы с использованием различных источников информации (в том числе и Интернета).

Цель курса: расширение знаний учащихся о применении химических веществ в медицине, оказание помощи в выборе профиля дальнейшего обучения.

 Основные задачи курса – предоставить учащимся возможность:

- реализовать интерес к химии и применять знания о веществах в повседневной жизни;

- совершенствовать свои экспериментальные умения;

- развивать общеучебные умения – работать с научно-популярной и справочной литературой, сравнивать, выделять главное, обобщать, систематизировать материал, делать выводы;

- активизировать самостоятельность и творчество при решении практических задач.

 Формы контроля усвоения материала: отчёты по лабораторным и практическим работам, отчёт об экскурсии, тест, подготовка и защита рефератов.

Программа курса рассчитана на 34 часа, из расчёта 1 час в неделю.

Возможные темы рефератов:

  • Лекарственные растения;
  • Наркомания: дорога в бездну;
  • Физиологический раствор в медицинской практике;
  • Витамины;
  • Чудесный гриб Александра Флеминга;
  • Полимеры в медицине;
  • Продукты пчеловодства: пчелиный яд;
  • Дезинфекция.


Календарно – тематический план

№ урока

Тема занятия

Количество часов

Дата

Требования к уровню подготовки обучающихся

1

Введение

1

Учащиеся должны знать: о химических веществах, используемых в медицине, понятие о некоторых лекарствах и механизмах их действия на организм,  способы оказания первой медицинской помощи.

Учащиеся должны уметь: анализировать лекарственные препараты, проводить качественные реакции на функциональные группы органических соединений; уметь сравнивать, анализировать, делать выводы.

2-3

Домашняя аптечка

2

Учащиеся должны знать: состав домашней аптечки, знать о препаратах аптечки и их назначении в медицине, понятие о некоторых лекарствах и механизмах их действия на организм,  способы оказания первой медицинской помощи.

Учащиеся должны уметь: находить необходимые в домашней аптечке лекарственные препараты.

4-7

Пока не пришёл врач

4

Учащиеся должны знать: правила оказания первой медицинской помощи.

Учащиеся должны уметь: оказывать первую медицинскую помощь при ранах, ушибах, царапинах, ожогах и отравлениях; накладывать основные виды повязок.

8-9

Лечит природа

2

Учащиеся должны знать: о полезных веществах, содержащихся в растениях, знать продукты пчеловодчества, состав витаминов и других веществ.

Учащиеся должны уметь: определять лекарственные растения, использовать правильно продукцию пчеловодчества, правильно применять витамины, фитонциды и другие вещества, необходимые для нормальной жизнедеятельности человеческого организма.

10-11

Вокруг аспирина

2

Учащиеся должны знать: состав аспирина и правила проведения химического анализа аспирина, правила техники безопасности с химическими реактивами.

Учащиеся должны уметь: анализировать лекарственные препарат аспирин, проводить качественные реакции на функциональные группы органических соединений, входящих в аспирин; уметь сравнивать, анализировать, делать выводы.

12-15

Анализ лекарственных препаратов

4

Учащиеся должны знать: правила проведения химического анализа препаратов, реагенты на качественные реакции органических соединений, правила техники безопасности с химическими реактивами.

Учащиеся должны уметь: анализировать лекарственные препараты, проводить качественные реакции на функциональные группы органических соединений; уметь сравнивать, анализировать, делать выводы.

16-19

За стеклом аптеки

4

Учащиеся должны знать: особенности работы аптечной системы, какие правила распределения лекарственных препаратов существуют, как продаются лекарственные препараты.

Учащиеся должны уметь: уметь по инструкции определять необходимость использования препаратов без рецепта и назначения врача, сравнивать, анализировать, делать выводы.

20-21

Болезнь XXI века - аллергия

2

Учащиеся должны знать: что такое аллергия, какие симптомы аллергии проявляются у человека, как лечить аллергию.

Учащиеся должны уметь: правильно использовать лекарственные препараты, назначенные врачом при лечении аллергии.

22-23

Химик направляет здоровье

2

Учащиеся должны знать: работу химика с лекарственными препаратами, правила проведения химического анализа препаратов, реагенты на качественные реакции органических соединений, правила техники безопасности с химическими реактивами.

Учащиеся должны уметь: анализировать лекарственные препараты, проводить качественные реакции на функциональные группы органических соединений; уметь сравнивать, анализировать, делать выводы.

24-25

Полимеры в медицине

2

Учащиеся должны знать: правила проведения химического анализа на полимеры, реагенты на качественные реакции на полимеры, правила техники безопасности с химическими реактивами.

Учащиеся должны уметь: анализировать лекарственные препараты, проводить качественные реакции на функциональные группы полимеров; уметь сравнивать, анализировать, делать выводы.

26-28

Химические элементы в организме человека

3

Учащиеся должны знать: какие химические элементы находятся в организме человека, правила проведения химического анализа препаратов на наличие элементов в составе препарата, реагенты на качественные реакции элементов, правила техники безопасности с химическими реактивами.

Учащиеся должны уметь: анализировать лекарственные препараты по качественному составу на элементы; уметь сравнивать, анализировать, делать выводы.

29-30

Химия в стоматологии

2

Учащиеся должны знать: какие препараты используют в стоматологии, правила проведения химического анализа препаратов, правила техники безопасности с химическими реактивами.

Учащиеся должны уметь: анализировать лекарственные препараты, используемые в стоматологии, проводить качественные реакции на функциональные группы; уметь сравнивать, анализировать, делать выводы.

31-32

Химия на службе у онкологов

2

Учащиеся должны знать: основные особенности заболевания, препараты, используемые для лечения и облегчения боли.

Учащиеся должны уметь: анализировать лекарственные препараты по составу при данном заболевании, проводить и знать  качественные реакции на функциональные группы органических соединений; уметь сравнивать, анализировать, делать выводы.

33-34

Итоговое занятие

2

Учащиеся должны знать: основные особенности различных  заболеваний, лекарственные препараты, используемые для лечения и облегчения боли.

Учащиеся должны уметь: анализировать лекарственные препараты по составу при различных заболеваниях, проводить и знать  качественные реакции на функциональные группы органических соединений; уметь сравнивать, анализировать, делать выводы.

 Итого:1*34=34 часа


Планируемые  результаты освоения учебного курса

Учащиеся должны знать:

– понятия «лекарственные вещества», «ядовитые вещества», «белки »,«жиры »,«углеводы »,  «ферменты »,« гомеостаз» ,« буферные системы»,« витамины», роль неметаллов и металлов в природе, «макроэлементы »,«микроэлементы », «осмотическое давление », «лекарственное растение »

– фармакологические группы лекарственных средств в зависимости от их лечебного действия;

- семейства растений,  морфологические признаки  изученных на занятии лекарственных растений;

– влияние на состояние здоровья человека вредных веществ;

– правила пользования лекарственными средствами и условия их хранения;

– правила техники безопасности при выполнении химического эксперимента.

Учащиеся должны  уметь:

– проводить качественные реакции на белки, жиры, углеводы, катионы и анионы;

– работать с лабораторным оборудованием;

– идентифицировать лекарственные средства с помощью химических реакций;

– решать расчетные задачи с медицинским содержанием;

– работать в группе;

– анализировать состав лекарственных препаратов;

- определять лекарственное растение при помощи определителя растений.

 

Учебно-методическое обеспечение

  1. Вехова В.Н. Растения и животные. Руководство для натуралиста. - М.: Мир, 2007.
  2. Кузнецова М. А. Сказания о лекарственных растениях  -  М.: Высшая школа,  1992.
  3. Насонова Т.И. Химия – союзник медицины: Элективный курс.9 класс/ Т.И. Насонова. – М.: Чистые пруды, 2008.
  4. Сергеев Б.Ф. Занимательная физиология. Книга для чтения. - М.: Просвещение, 2011.
  5. Хомченко Г.П. Пособие по химии. - М.:  Новая волна, 2002.

Лист внесения изменений и дополнений

Дата внесения изменений

Содержание

Реквизиты документа

Подпись лица, внёсшего запись

 Выполнение программы 2018 – 2019  уч.г

ФИО учителя:___Гаврилова Е.И.________________

Курс: ____химия_______________

Классы: __9__

   

Период

По плану

Фактически

Отставание

Причина

Способ устранения отставания

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по химии "Химия и медицина"

Цели курса:Развитие общекультурной компетентности учащихся, расширение и углубление химических знаний, использование их в практической деятельности; развитие познавательной активности и самостоятельно...

Элективный курс по химии «Химия и медицина»

Школьники обладают достаточно скудными знаниями о своем организме, способах сохранения здоровья и путях выхода из ситуаций, когда организму требуется помощь. В факультатив включены актуальные для совр...

Химия-союзник медицины.

Химия должна помогать медицине в борьбе с болезнями. Однако эти науки прошли длинный и сложный путь развития, прежде чем им удалось добиться успеха в решении общих задач. Химия делала первые неуверенн...

Электив по химии: "химия и медицина"

элективный курс содержит информацию о применении знаний по химии при изучении основ медицины. ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по химии «Химия – союзник медицины»

Содержание курса расширяет представления учащихся о химических веществах, используемых в медицине, даёт понятие о некоторых лекарствах и механизмах их действия на организм, рассматривает способы оказа...

Рабочая программа элективного курса по химии "Химия - союзник медицины"

Рабочая программа элективного курса по химии "Химия - союзник медицины" ...

Исследовательская работа "Химия союзник медицины"

Для участия в городском конкурсе «Ступени» ученицей 10 класса Б МБОУ «Школа № 16» Мишиной Анастасией представлена работа по теме «Химия – союзник медицины»....