Исследовательская работа "Химия союзник медицины"
творческая работа учащихся по химии (10 класс)

Для участия в городском конкурсе «Ступени» ученицей 10 класса Б МБОУ «Школа № 16» Мишиной Анастасией представлена работа по теме «Химия – союзник медицины».

        При оформлении работы соблюдены основные требования: титульный лист оформлен в соответствии с положением, имеется план, иллюстрации,  список литературы.

           Выбранная тема отвечает современным тенденциям, особенно актуальна она в связи с тем, что 2019 год ООН провозгласила годом таблицы Менделеева.

          В своей работе Анастасия рассмотрела влияние различных химических элементов на организм человека. Тема была выбрана ею т.к. свою будущую жизнь она решила связать с профессией врача. Мишина Анастасия провела исследование литературы на заданную тему, изложенный материал соответствует теме и плану работы. Исследовательский компонент представлен работой с литературными источниками  и опросом , проведенным по данной проблеме среди учащихся школы.  Предложенный материал является достоверным и изложен на основе библиографического списка. Информация, представленная в работе, получена из различных источников (книги, официальные сайты сети Интернет), систематизирована и обобщена. В работе имеются собственные выводы, показывающие отношение автора к изучаемому вопросу.        

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota_himiya_-_soyuznik_meditsiny.docx655.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 16»

Исследовательская работа

«Химия – союзник медицины».

Выполнила:

                                                                                              Мишина Анастасия

Ученица10 класса Б

                                                                    Руководитель:

Шарова Ирина Евгеньевна

Рязань 2019 г.

Содержание:

Глава 1………………………………………………………….Введение 3

Глава 2.………………................................................................Опрос 4

Глава 3…………………….Действие мышьяка на организм человека 4-5

Глава 4………………………..Действие свинца на организм человека 5

Глава 5……………………..Действие радиации на организм человек  6

Глава 6…………………………Действие ртути на организм человека 6-7

Глава 7….……………………….Причины раковых новообразований   7

Глава 8……………………………………………………….Заключение  7-8

Целью моей работы являлось:

1.Доказать, что химия и медицина связаны.

2.Доказать, что периодический закон со временем будет только развиваться.

3.Рассмотреть действие химических элементов и их соединений на организм человека.

4.Объяснить действие химических элементов с помощью таблицы Менделеева и Периодического закона.

5.Проанализировать историческую литературу на вопрос применения химических средств в медицине.

Проблемный вопрос:Предположим, что химия и медицина развивались бы отдельно.

Гипотеза:Я допускаю, что все элементы и вещества оказывают  на организм человека определенное воздействие.

Глава 1

   Мой учитель по химии предложила поучаствовать в конференции на тему «Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только развитие и надстройки обещаются». Меня заинтересовала данная тема, потому что я собираюсь связать свою жизнь с медициной и изучение химии для меня очень важно. Рассмотреть поставленную  проблему я решила со стороны воздействия химических элементов и их соединений на организм человека. В настоящий момент люди очень обеспокоены своим здоровьем. Во всём мире открываются новые предприятия, поэтому увеличивается количество вредных выбросов в атмосферу. Мы вдыхаем загрязнённый воздух, пьем не совсем чистую воду, используем в пищу продукты, содержащие вредные добавки и тем самым наносим вред своему здоровью. На данный момент люди активно изучают влияние элементов и веществ на организм человека, чтобы снизить  заболеваемость населения и обеспечить здоровые поколения. Человечество обеспокоено экологической обстановкой в мире. Так как химия - основная наука, которая объясняет то или иное влияние химических элементов и веществ на организм, то её актуальность возрастает с каждым годом. А так как фундаментом химической науки является Периодический закон Дмитрия Ивановича Менделеева, то, соответственно, и его актуальность увеличивается. Периодический закон собрал все имеющиеся на тот момент данные в одно целое, привёл всё в одну систему и именно благодаря ему химия начала развиваться, как самостоятельная наука. Раньше люди не имели представления о свойствах и действии различных элементов, поэтому использовали их ошибочно. Многие элементы необходимы организму человека, но в определённых количествах. Некоторые же наоборот опасны для организма человека. Ряд токсических веществ (ртуть, свинец, марганец, мышьяк, фосфор, фтор и др.) обладает способностью длительное время задерживаться в тканях организма, образуя депо.[1]Я хотела бы привести примеры неправильного использования некоторых из химических элементов и веществ (мышьяка, свинца, а также ртути и других).

Глава 2

Начать свою исследовательскую работу я решила с опроса 8-9 классов своей школы. Всего было опрошено 140 человек. Я задавала три вопроса(приложение 1).

Вопрос №1. Как вы считаете, пары ртути ядовиты или не ядовиты?

Вопрос №2.  Как вы считает, мышьяк ядовит или не ядовит?

Вопрос №3. Как вы думаете, свинец опасен для организма человека или не опасен?

Из 140 опрошенных человек на 1 вопрос ответили правильно только 134, то есть 96%. Правильным ответом был вариант, что пары ртути ядовиты. На 2 вопрос, правильно ответили вариант, только 115 учащихся, что составляет 82%. Правильным ответом был вариант, что мышьяк ядовит. На 3 вопрос, дали правильный ответ, только 98 учащихся, что составляет 70%. Правильным ответом был вариант, что свинец опасен для организма человека. Из результатов своего исследования, я сделала вывод, что не все ученики знают о действии химических элементов на организм человека. В своём исследовании я решила рассмотреть действие элементов и веществ на человека. С данной исследовательской работой я уже выступила перед учащимися 10Б класса химико-биологической группы. Далее я планирую рассказать свою исследовательскую работу тем класса, которые участвовали в опросе.

Глава 3

Первый химический элемент, о котором я хотела бы рассказать – мышьяк. Раньше его применяли для того, чтобы улучшить цвет лица и придать глазам блеск. Сейчас мы с вами, благодаря Периодическому закону Дмитрия Ивановича Менделеева, знаем влияние этого опасного элемента на организм человека и ни за что не станем применять его в косметических средствах и для лечения. Мышьяк и его соединения вызывают поражение всех органов и систем организма. Механизм действия связан с нарушением обмена веществ в организме (обменом серы, селена и фосфора).Попадание мышьяковистых соединений на кожу человека вызывает ее поражение.Клиническая картина выражается в сильной и длительной рвоте, болях в желудке, сухости во рту, жажде, головной боли и головокружении. В тяжелых и подострых случаях довольно часто наблюдается отек лица, а также боли в мышцах, судороги, озноб и большая слабость.[2] Через несколько месяцев на коже можно заметить появление гиперпигментации, гиперкератоза (утолщение наружного, рогового слоя эпидермиса). При длительном, хроническом отравлении наблюдается расширение кожных кровеносных сосудов, со временем может развиться рак кожи. Ногти становятся ломкими. Желтеют склеры, слизистые оболочки, развивается желтуха (приложение 2), так что не о какой красоте речь и не может идти.Вначале 40-х гг. XX в. Томпсоном и соавторами было объяснено действие мышьяка на организм человека. Такое доказательство стало возможно благодаря начальным знаниям о мышьяке, таблице Менделеева и Периодическому закону. Я узнала, что мышьяк опасен для организма человека.

Глава 4

Так же мне хотелось бы рассказать про свинец. Свинец - элемент 14-й группы — ковкий, сравнительно легкоплавкий металл серебристо-белого цвета с синеватым отливом (приложение 3). 1700-е годы были очень требовательны к цвету лица. В те времена редко кто доживал до зрелых лет, не пережив заболеваний, от которых лицо покрывалось сыпью или прыщами, отчего даже после выздоровления оставались некрасивые следы. Самым лучшим способом скрыть недостатки кожи считалась свинцовая пудра. Это было превосходное средство – недорогое, хорошо ложилось на кожу, делая её гладкой и шелковистой. Мы с вами сейчас знаем, что свинец очень опасен для здоровья человека. Токсическое действие свинца многообразно. Впервые хроническое отравление человека свинцом было описано за 150 лет до нашей эры греческим врачом Никандром Колофонским, как симптомы "сатурнизма" в научном трактате о ядах и противоядиях.Ещё одно заболевание - свинцовая энцефалопатия, описанная впервые еще в 1839 году Танкрелем де Пляншем и проявляющаяся упорными головными болями, эпилептическими припадками, "свинцовым менингитом", а также нарушением речевой и слуховой функций. Чаще развивается астенический синдром, проявляющийся головными болями, повышенной утомляемостью, ухудшением памяти. То есть девушки, применявшие свинцовую пудру для красоты, хотели стать привлекательнее, а взамен получали целый набор симптомов, заканчивающихся летальным исходом.

Глава 5

Также  было время, когда люди использовали радиоактивную косметику. Для нас сейчас это очень странно, ведь мы можем объяснить пагубное действие радиоактивных элементов на организм человека, благодаря Периодическому закону и таблице Менделеева. Большой популярностью в 30-е годы прошлого столетия пользовалась косметика под названием «Tho-radia» (приложение 4), содержавшая в себе бромистый радий и хлористый торий. Благодаря этим компонентам, как говорилось в рекламе косметических средств, женщины могли избавиться от жира, покраснения, прыщиков, пигментации, морщин и много другого. На сегодняшний день мы с вами очень часто слышим о радиации, о её вреде для всего живого. Сегодня никто из нас не станет применять радиоактивные элементы для улучшения здоровья и красоты, ведь мы с вами получим совершенно противоположный результат.Радиация может повреждать клетки. Защита организма справляется с этим, пока дозы облучения не превысят природный фон в сотни и тысячи раз. Более высокие дозы ведут к острой лучевой болезни и увеличивают на несколько процентов вероятность заболевания раком. Так каким же образом радиоактивные элементы влияют на организм человека? Существует несколько видов излучения. Альфа-излучение - представляет собой поток тяжелых частиц, состоящих из нейтронов и протонов, не способно проникнуть даже сквозь лист бумаги и человеческую кожу. Становится опасным, только при попадании внутрь организма с вдыхаемым воздухом, пищей, через рану. Бета-излучение представляет собой поток отрицательно заряженных частиц, способных проникать сквозь кожу на глубину 1-2 см. Гамма-излучение - имеет самую высокую проникающую способность. Такой вид излучения может задержать толстая свинцовая или бетонная плита. Опасность радиации состоит в её ионизирующем излучении, взаимодействующим с атомами и молекулами, которые это воздействие превращают в положительное заряженные ионы. Это разрывает химические связи молекул, которые являются основой живых организмов, и вызывает биологически важные изменения.

Глава 6

Отравление ртутью – одно из самых серьёзных отравлений организма, которое опасно своими последствиями(приложение 5). Чаще всего ртуть попадает в организм человека в виде пыли или пара, с дыханием или продуктами питания. Если данное вещество попало в незначительном количестве, признаки отравления могут быть слабо выражены или полностью отсутствовать (зачастую напоминают другие заболевания, например, расстройства нервной системы, органов пищеварения или дыхания). Смертельный исход от отравления солями или парами ртути может наступить только при крупных авариях на ртутном производстве.Наиболее тяжелые последствия от отравления ртутью могут возникнуть только при хронической форме патологии. Наиболее часто от осложнений страдают маленькие дети и беременные женщины. Таким образом, последствия отравления ртутью будут выражаться в нарушениях функционирования центральной нервной системы и в изменении эмоционального состояния человека; расстройствах координации; нарушениях функционирования почек и органов пищеварительной системы.

Глава 7

Как я уже сказала в самом начале, население всего мира на данный момент интересуют вопросы, связанные с укреплением здоровья. Поэтому люди сейчас активно выясняют причины различных заболеваний. Например, в 21 веке настоящая эпидемия раковых опухолей. Рак, конечно, не передаётся от человека к человеку, но всё равно ежегодно поражает огромное количество людей. Некоторые причины раковых образований напрямую связаны с химическими элементами и веществами – это нитраты во фруктах и овощах, сигаретный дым, тяжелые металлы в воде и в воздухе, вредные пищевые добавки в продуктах. Мы с вами знаем причины, поэтому можем хотя бы попытаться обезопасить себя от этих веществ, чтобы уменьшить вероятность  заболевания раком. Мы можем отказаться или хотя бы сократить употребление самых вредных продуктов с пищевыми добавками,тщательно выбирать фрукты и овощи и, по возможности, избавляться от нитратов в них, не курить и избегать пассивного курения, пить чистую воду. Именно химическая наука  помогла нам узнать о некоторых причинах рака, и мы с вами можем хотя бы попытаться обезопасить себя от этого страшного  заболевания.

Глава 8

Людей всегда интересовало, интересует и будет интересовать всё, что связано с их здоровьем. Химия – это  наука, которая даёт нам возможность понять,  почему происходят те или иные процессы, как влияют на организм те или иные элементы. Актуальность химической науки с каждым годом увеличивается. Фундаментом химии являются Периодический закон и таблица Дмитрия Ивановича Менделеева. Именно открытие таблицы в марте 1869 года и систематизация  имеющихся на тот момент знаний, позволили нам с вами в 21 веке иметь столь обширные знания о химических веществах и элементах. Так как промышленность, транспорт активно развиваются, то современная экология уже не похожа на ту, что была, например, 200 лет назад. Некоторые заболевания являются очень молодыми и появились именно из-за загрязнений окружающей среды. Из моего исследования можно сделать вывод, что химическая наука объясняет воздействия химических элементов на организм человека. Если бы медицина использовала бы не проверенные данные о свойствах элементов и веществ, то это неминуемо привело бы к серьёзным последствиям. Поэтому химия и медицина – союзники. Активное развитие медицины ставит перед химией новые задачи, что приводит к новым открытиям и выводит химию на новый более высокий уровень.

Список используемой литературы:

  1. Авторы: Гадаскина И.Д., Толоконцев Н.А. Название: «Яды - вчера и сегодня: Очерки по истории ядов». Издательство «Наука», 1988 г.
  2. Автор: Орлов Н.И. Название: «Пищевые отравления и их профилактика» Издательство «Медгиз», 1952 г.Автор: Куценко С.А. Название: «Военная токсикология, радиобиология и медицинская защита». Издательство «Фолиад», 2004 г.
  3. Артамонов В.Г., Шаталов Н.Н. «Профессиональные болезни», М., «Медицина», 1988
  4. Ревелль П., Ревелль Ч. Среда нашего обитания. В 4 кн. Кн. 3. Энергетические проблемы человечества/Пер. с англ. М.; Наука, 1995
  5. Лужников Е.А., Суходолова Г.Н. Острые отравления у взрослых и детей.-М.: ЭКСМО, 2009.-556с.

   

Приложение 1.

C:\Users\Koshkotun\Desktop\Химия - союзник медицины\приложение 1.jpg

Приложение 2.

C:\Users\Koshkotun\Desktop\Химия - союзник медицины\приложение 2.jpg

Приложение 3.

C:\Users\Koshkotun\Desktop\Химия - союзник медицины\приложение 3.jpg

Приложение 4

C:\Users\Koshkotun\Desktop\Химия - союзник медицины\приложение 4.jpg

Приложение 5.

C:\Users\Koshkotun\Desktop\Химия - союзник медицины\приложение 5.jpg


[1]1Артамонов В.Г., Шаталов Н.Н. «Профессиональные болезни», М., «Медицина», 1988 (с.247)

[2]Орлов Н.И. Название: «Пищевые отравления и их профилактика» Издательство «Медгиз», 1952 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как сделать родителей своими союзниками?

Как сделать родителей своими союзниками? - этот вопрос задают себе многие классные руководители. Один из вариантов можно обсудить на МО классных руководителей ........

Химия-союзник медицины.

Химия должна помогать медицине в борьбе с болезнями. Однако эти науки прошли длинный и сложный путь развития, прежде чем им удалось добиться успеха в решении общих задач. Химия делала первые неуверенн...

Интегрированный урок английского языка и истории для 7 и 10 классов «Роль союзников Советского Союза во Второй Мировой войне»

Данный урок предназначен для определения реальной значимости создания антигитлеровской коалиции, понимания ситуации на втором фронте и о роли наших союзников во Второй Мировой войне. ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по химии «Химия – союзник медицины»

Содержание курса расширяет представления учащихся о химических веществах, используемых в медицине, даёт понятие о некоторых лекарствах и механизмах их действия на организм, рассматривает способы оказа...

"Химия - союзник медицины"

Содержание курса расширяет представления учащихся о химических веществах, используемых в медицине, даёт понятие о некоторых лекарствах и механизмах их действия на организм, рассматривает способы оказа...

Рабочая программа элективного курса по химии "Химия - союзник медицины"

Рабочая программа элективного курса по химии "Химия - союзник медицины" ...