Интеллектуальная игра "Знатоки"
план-конспект по химии

Игра по химии для учащихся 8-9 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_znatoki.rar614.77 КБ

Предварительный просмотр:

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА

«ЗНАТОКИ»

Рыбакова Лариса Юрьевна,

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа поселка Динамовский

Новобурасского района Саратовской области»

Пояснительная записка

Мероприятие разработано для учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы. Время реализации – III четверть.

Цель  углубление  знаний по предмету и развитие социально-личностных качеств учащихся.

Предлагаемый турнир направлен на реализацию следующих задач:

  • повышение  мотивации учащихся к изучению химии;
  • расширение кругозора учащихся;
  • развитие познавательного интереса к предмету;
  • развитие представлений учащихся о сферах применения химии в практической деятельности человека;
  • развитие коммуникативных навыков и опыта сотрудничества в команде;
  • развитие способности к самоконтролю действий по достижению целей и рефлексии;
  • воспитание интереса к науке;
  • формирование предметной, коммуникативной, социальной компетентностей.

Принципами отбора содержания материала являются предметные и межпредметные связи, практическая направленность.

В ходе реализации турнира востребованы знания учащихся из других предметных областей: биологии, экологии, литературы, истории.

Технология игры

Из учащихся 8-9-х классов формируются 2 команды с учетом желаний детей. Дается домашнее задание: придумать название команды, девиз, эмблему.

В игре 6 туров: «Разминка», «Угадай вещество», «Зашифрованное письмо», «Перевёртыши», «Решение вредных задачек», «Маски-сказки».

За ответ на вопрос можно получить от 1 до 5 баллов.

План игры

  • Вступительное слово ведущего.
  • Условия игры.
  • Представление команд.
  • Представление жюри.
  • I тур, II тур, III тур, IV тур, V тур, VI тур, игры со зрителями
  • Подведение итогов. Награждение победителей.

Оборудование для проведения игры: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, бумага, карандаши, два текста письма.

Оборудование и реактивы для проведения опытов: металлический поднос, колба, спиртовка, вата, стеклянная палочка, спички, веточки,  этиловый спирт, перманганат калия, серная кислота, бензойная кислота, дихромат аммония, магний.

Сценарий мероприятия

Первый тур «Разминка»

Ведущий задает каждой команде по 10 вопросов в быстром темпе. За каждый верный ответ присуждается 1 балл.

Вопросы для 1 команды:

  1. Какой химический элемент не существует?

  1. Таллий
  2. Галлий
  3. Валлий
  4. Калий

  1. Что входит в состав атома?

  1. Нейрон
  2. Нейтрон
  3. Нейлон
  4. Нефрон

  1. Какой собаке приходилось иметь дело с белым фосфором?

  1. Му-Му
  2. Филе из Простоквашино
  3. Каштанке
  4. Собаке Баскервилей

  1. Что не является инертным газом?

  1. Неон
  2. Аргон
  3. Озон
  4. Гелий

  1. Что пытались  получить алхимики?

  1. Алмазы
  2. Философский камень
  3. Железо
  4. Поваренную соль

  1. Что означает в переводе латинское название химического элемента «охygenium»?

  1. Рождающий оксиды
  2. Рождающий воду
  3. Рождающий кислоты
  4. Окисляющий

  1. Что не является чистым веществом?

  1. Дистиллированная вода
  2. Перманганат калия
  3. Столовый уксус
  4. Питьевая сода

  1. Кем Менделеев Д.И. был на досуге?

  1. Ювелиром
  2. Мастером чемоданных дел
  3. Портным
  4. Скорняком

  1. Алхимики называли семь известных в те времена металлов именами семи «планет». Именем какой планеты называли «золото»?

  1. Луны
  2. Солнца
  3. Сатурна
  4. Марса

  1. Отчего так болезненны укусы муравьев?

  1. Выделяют яд
  2. Обжигают муравьиной кислотой
  3. Разъедают муравьиной щелочью
  4. Вонзают острые зубчики

Вопросы для второй команды

  1. Что используют для приготовления растворов?

  1. Шлем
  2. Каску
  3. Цилиндр
  4. Бейсболку

  1. Какие единицы не используют для количественной характеристики порции вещества?

  1. Мг
  2. Мм
  3. Мл
  4. Моль

  1. Как в химической формуле показывают число атомов в молекуле?

  1. Индексом
  2. Коэффициентом
  3. Валентностью
  4. Степенью

  1. Какое название нельзя применить к газу?

  1. Болотный
  2. «Веселящий»
  3. Угарный
  4. Пожарный

  1. Что означает «азот» в переводе с греческого?

  1. Элемент жизни
  2. Безжизненный
  3. Образующий воздух
  4. Недышащий

  1. Какое вещество в твердом агрегатном состоянии называют «сухим льдом»?

  1. Воду
  2. Азот
  3. Кислород
  4. Углекислый газ

  1. Что не является признаком химической реакции?

  1. Изменение цвета
  2. Выпадение осадка
  3. Выделение газа
  4. Плавление

  1. Именем какого небесного тела алхимики называли серебро?

  1. Солнца
  2. Луны
  3. Венеры
  4. Марса

  1. Какой элемент назван в честь шведского изобретателя и промышленника?

  1. Кюрий
  2. Нильсборий
  3. Нобелий
  4. Фермий

  1.  Кто из русских композиторов был химиком?

  1. Щедрин
  2. Бородин
  3. Глазунов
  4. Прокофьев

Во время подведения итогов первого тура демонстрируется опыт.

Опыт «Зажигание спирта смесью перманганата калия с серной кислотой»

На металлическом подносе выложен костер из веточек. Перед демонстрацией опыта внутрь кладут ватку, смоченную спиртом. В фарфоровой чашке смешаны несколько крупинок перманганата калия и две капли серной кислоты. Обмакнув палочку в смесь, касаются ею ватки, смоченной спиртом. Вата загорается, а от неё – костер.

Второй тур «Угадай вещество»

Ведущий задает по два вопроса каждой команде. Если команда не отвечает, право ответа переходит соперникам. Жюри оценивает правильность ответов.

  • Его изобрели как дорогой упаковочный материал для цветов, подарков, ювелирный изделий. В наши дни оно стало, чуть ли не главным мусором планеты. (Полиэтилен)
  • По приказу Наполеона для солдат было разработано дезинфицирующее средство с тройным эффектом – лечебным, гигиеническим, освежающим. Ничего лучшего не было придумано и через сто лет, поэтому в 1913 году на выставке в Париже это средство получило «Гран-при». Под каким названием оно выпускается у нас в стране? (Тройной одеколон)
  • Если верить древнему историку, во время похода А.Македонского в Индию офицеры его армии страдали от желудочно-кишечных заболеваний реже, чем солдаты. Еда и питье у них были одинаковы, а вот металлическая посуда разная. Из какого металла была изготовлена офицерская посуда? (Из серебра)
  • Известно, что ввод в действие римского водопровода послужил причиной распространения непонятных отравлений.  Из чего были сделаны трубы? (Из свинца)

Во время подведения итогов второго тура демонстрируется опыт.

Опыт «Вулкан»

На металлический лист насыпан дихромат аммония, смешанный с магнием. Центр холмика из смеси смачивается спиртом и поджигается.

Третий тур «Зашифрованное письмо»

За 2 минуты команды должны отыскать в тексте письма названия химических элементов. За каждое название команда получает один балл. Названия элементов команды записывают на бумаге и передают в жюри.

Текст письма: «Здравствуй, дорогая подружка. Эта открытка будет отправлена уже из Европы. Современная техника – просто чудо: утром – лето на Кипре, днем – осень в Париже. Здесь чудная золотая осень. Солнечные лучи еще греют землю. Очень красиво, но все равно я испытываю поистине танталовы муки – так скучаю по России. Жду не дождусь встречи с тобой. До свидания.

Р.S. Купила тебе новый костюм цвета индиго, очень красивый, отливает серебром».

(Европий, технеций, медь (от лат. названия острова Кипра), лютеций, золото, гелий (от греч. солнечный), радий (от лат. луч), тантал, рутений, неон (от греч. новый), индий, серебро)

Паузу, во время которой команды расшифровывают письмо, заполняют игрой с болельщиками.

Игра со зрителями

Назовите авторов строк:

«Я помню время золотое…» (Ф.И. Тютчев)

«Я не знаю, что будет со мною…

Может, в новую жизнь не гожусь,

Но и все же хочу я стальную

Видеть бедную, нищую Русь». (С.Есенин)

«Поэзия – та же добыча радия,

В грамм добыча, в год труды». (В. Маяковский)

«Трава молодая – степной малахит…»  (М. Светлов)

«А за окошком в первом инее

Лежат поля из алюминия…».  (А. Вознесенский)

«И квакуши, как шарики ртути,

Голосами сцепляются в шар». (О. Мандельштам)

Четвертый тур «Перевертыши»

Команда, первой  разгадавшей «перевёртыш», получает 1 балл.

Переведите с химического языка на общепринятый следующие фразы:

  • Не все то аурум, что блестит.
  • Белый, как карбонат кальция.
  • Недохлорид натрия на столе, перехлорид натрия на спине.
  • Феррумный характер.
  • Слово – аргентум, а молчание – аурум.
  • Уходит, как аш-два-о в оксид кремния.
  • Аллотропная модификация углерода чистой аш-два-о.
  • За купрумный грош удавился.
  • Много оксида водорода утекло с тех пор.

Во время подведения итогов четвертого тура демонстрируется опыт.

Опыт «Сосновая ветка в инее»

В большую химическую колбу заранее кладут сосновую веточку и насыпают немного бензойной кислоты. Колбу плотно закрывают, нагревают на спиртовке. Кислота плавится, и стакан заполняется «белым снегом», который покрывает ветку.

Пятый турнир «Решение вредных задачек»

Высшая оценка 5 баллов за правильное решение. В это время можно показать занимательный опыт.

Задачи. 

1 команда: 1).У Васи в кармане 3 железных гвоздя, каждый  весит 28 г. Сколько молей железа в кармане у Васи? (1,5 моль)

2 команда: У Славы дома 4 кактуса. Каждый из них за ночь поглощает 8 л (н. у.) кислорода. Сколько граммов кислорода еженощно забирают кактусы из воздуха в квартире Славы? (45,7 г)

Игра со зрителями

Используя таблицу с буквами, необходимо составить названия химических элементов. Побеждает тот, кто составит самое длинное название. (Празеодим)

Р

Д

М

И

Н

Е

О

З

П

А

Т

VI тур «Маски-сказки»

Команды отгадывают сказки по их краткому описанию. Команда, ответившая первой, получает один балл.

  1. В этой сказке речь идет о неком спортсмене, который, не имея достаточной физической подготовки, отправился на соревнования по бегу с препятствиями. Хитрость и незаурядная выдержка позволили ему подойти к самому финишу, но, проявив преступную самонадеянность и грубо нарушив правила безопасности, он погибает. («Колобок»)
  2. Герой этой сказки, нарушив инструкцию по окраске волос басмой, не использовал предварительно хну и вследствие этого получил поразительный цвет волос. («Синяя борода»)
  3. В этой сказке обращено внимание на своевременный сбор урожая, пользу изделий из ржаной муки и продуктов на основе цельного молока. («Гуси-лебеди»)

Подведение итогов игры.

Награждение победителей.

После подведения итогов на столе раскладывается ромашка, на лепестках которой с обратной стороны написаны пожелания учащимся.

Участники команд выбирают  понравившийся лепесток, переворачивают его и читают вслух пожелание:

  •  Пусть сбудется твоя мечта стать великим химиком!
  • Из каких бы элементов ни состояла жизнь, всегда важно уметь правильно реагировать на неё.
  • Пусть в сердце будет место химии, мечты всегда влекут вперёд!
  • Химия грусть мою излечит, украсит время нашей встречи
  • Пусть даже ночами валентности снятся, уроки химии мне пригодятся!
  • Не выпасть в осадок и не раствориться и с золотом по благородству сравниться!
  • Тому, кто одолел химию, просто ничего не страшно!
  • Я бы в химики пошёл, пусть меня научат!
  • Химия открывает нам двери в новый мир.
  • У химии большие перспективы, она во всём на помощь к нам идёт.
  • Среди всех наук для меня особую прелесть всегда представляла химия.

Литература

  1.  Алексинский В.Н.  Занимательные опыты по химии М.: Просвещение, 1980.
  2. Васильева Т.К. Стать миллионером может эрудит// Химия в школе.-2003.- № 3.
  3. Дамаданов  А.Ш. Звездный час // Химия в школе.-2011.- № 1.
  4. Коровина Т.Ю. Межпредметная викторина // Химия в школе.-2001.- № 10.
  5. Микеладзе И.П. Из опыта проведения недели химии// Химия в школе.-2002.- № 44.
  6. Шишина В.В. Межпредметная викторина «Химия и…// Химия в школе.-2000.- № 3.
  7. Щербатых С.В. Химический турнир для девятиклассников // Химия в школе.-2002.- № 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий интеллектуальной игры в 6-7 классах «Крестики-нолики» (Интеллектуальное шоу для учащихся 6-7-х классов)

Основой игры является классическая игра.В игре участвуют две команды. В ходе жеребьевки одна из команд получает название «Крестики», вторая – «Нолики». Каждая команда выбирает капитана, который берет ...

Вебинар: Формирование личностных результатов образования по ФГОС: интеллектуально-познавательные и интеллектуально-подвижные игры во внеурочной деятельности

Цель вебинара: представление опыта формирования личностных результатов через игру посредством организации интеллектуально-познавательных и интеллектуально-подвижных игр во внеурочной деятельности. ...

Конспект интеллектуальной олимпиады "По дороге знаний" для подготовительных к школе групп. Задания интеллектуальной олимпиады по блокам.

Интеллектуальная олимпиада для старших дошкольников.Подготовила: учитель-дефектолог Пименова Т.Н. Цели: 1. Обобщать и систематизировать знания, умения и навыки детей в области элементар...

Презентация "Применение интеллектуальных карт в обучении и воспитании: интеллект-карты как способ активизации интеллектуальной активности посредством визуальной информации" к мастер-классу для молодых педагогов школы

Данная презентация раскрывает использование в работе педагогов методики интеллектуальных карт. Многие учащиеся сегодня неотрывны и даже в какой-то степени зависимы от различных гаджетов, они не ...

Программа обще интеллектуального направления для старших классов "Интеллектуальные игры"

Интеллектуальная игра - индивидуальное или (чаще) коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления в условиях ограниченного времени и соревнования. Интеллектуальные игры об...

Формирование учебной мотивации у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения и реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

      В современной школе одной из основных проблем является отсутствие мотивации к обучению у ребят, причём ребят разного школьного возраста и разного уровня подготовки. Даже в ...

Критерий 1: Выявление и развитие у обучающихся способностей к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности* (для первой категории) или Выявление и развитие способностей обучающихся к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спор

Критерий 1: Выявление и развитие у обучающихся способностей к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности* (для первой категории)   илиВыявление и развитие  спосо...