Активизация познавательной активности на уроках химии
статья по химии

Серебрякова Анна Владимировна

Привить интерес к своему предмету- желание каждого учителя. Однако школьная программа по химии способствует запоминанию. но не формированию мыслительной и творческой активности ученика.

Таким образом, развитие познавательного интереса- задача. от решения которой зависит эффективность учебной деятельности школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Активизация познавательной деятельности на уроках химии.

Желание каждого учителя- привить интерес к своему предмету. Однако школьная программа по химии в значительной степени способствует запоминанию и не всегда развивает творческую мыслительную деятельность учащихся.

Развитие познавательного интереса- сложная задача, от решения которой зависит эффективность учебной деятельности школьников. В педагогике разработаны общие подходы к формированию познавательного интереса у учащихся. Установлено, что интерес проявляется как к содержанию учебного материала, так и к организации познавательной деятельности. Таким образом, активизация познавательной деятельности способствует развитию познавательного интереса.

Для формирования познавательного интереса необходимо:

1) привлечение учащихся к целям и задачам урока

2) формирование интереса к содержанию повторяемого и вновь изучаемого материала

3) включение учащихся в интересную для них форму работы.

Каким бы хорошим знанием предмета, высокой эрудицией не обладал учитель, традиционный урок мало способствует эмоциональному настрою учащихся на дальнейшее восприятие учебного материала, активизации их мыслительной деятельности, развитию и реализации их умственных способностей. Лучшему усвоению учебного предмета, развитию интереса к предмету, активизации учебной деятельности учащихся способствуют активные формы, средства и методы обучения.

Наиболее важную роль в активизации познавательной деятельности имеет химический эксперимент. Учащиеся выполняют практические работы, целью которых является изучение свойств веществ с помощью наблюдений. Практические работы помогают учащимся сформировать практические умения, а также умения работать в группе, рационально использовать учебное время.

Химический эксперимент является не только необходимым условием для достижения осознанных опорных знаний по химии, но и способствует развитию наблюдательности, умений объяснять наблюдаемые явления, используя теоретические знания; облегчает понимание технологии химических производств, помогает формированию причинно- следственных связей.

В каждом ученике живет страсть к открытиям и исследованиям. Даже плохо успевающий ученик обнаруживает интерес к предмету, когда ему удается достичь успеха. Поэтому на уроках приходится проводить фронтальные опыты. Так на уроке «Химические свойства кислорода» в 8 классе ученики экспериментально выясняют условия наилучшего горения простых и сложных веществ.

Уроки- исследования помогают накопить факты, выдвинуть гипотезу, выполнить эксперимент, создать теорию, и как результат познать еще не познанное. Задания такого характера вызывают у учащихся усиленный интерес, что приводит к глубокому и прочному усвоению знаний. Итогом работы становятся выводы, самостоятельно полученные школьниками. Так, при изучении в 9 классе темы «Реакции ионного обмена» предлагаю учащимся выявить условия протекания реакций ионного обмена, опираясь на основные положения теории электролитической диссоциации.

Урок становится более успешным, если присутствует не только научный материал, но и исторический и художественный аспект. Поэтому использую занимательные и интересные факты из художественной и научно- популярной литературы, иллюстрации, видеосюжеты. Элементы занимательности- одно из средств формирования устойчивого познавательного интереса, который является своеобразной эмоциональной разрядкой и способствует мобилизации внимания учащихся. Так, на обобщающих уроках часто применяю различные виды заданий типа кроссвордов, ребусов, чайнвордов. Такие задания способствуют усвоению основных химических величин, понятий, законов, названий и назначений приборов, фамилий ученых.

Самостоятельная работа как форма развития познавательного интереса учащихся на всех этапах урока и в домашнем задании позволяет управлять процессом обучения, способствует развитию мышления и стимулирует учебную деятельность. Взаимосвязь всех видов самостоятельных работ в системе обуславливает более прочные знания. Результативность самостоятельных работ определяется индивидуальным и дифференцированным подходом к учащимся в процессе их обучения.

В настоящее время особая роль для активизации познавательной деятельности учащихся отводится информационно- коммуникативным технологиям (ИКТ). Компьютерные технологии открывают совершенно новые варианты обучения, помогают формировать умения работать с информацией, исследовательские умения,  развивать коммуникативные способности учащихся. Использование ИКТ помогает учащимся глубже и разнообразнее познавать окружающий мир, развивать свой интеллектуальный потенциал. Для более серьезной подготовки к предмету необходимо не только найти информацию, но и критично отобрать её. Перед учащимися раскрывается перспектива, которая включает в себя осознанный поиск информации с высокой мотивацией. Для учителя компьютерные технологии расширяют возможности применения новых форм организации учебной деятельности: проектная работа, дистанционное обучение.

Таким образом, применение информационных технологий позволяет направить интеллектуальный потенциал учащихся на позитивное развитие. С помощью ИКТ обогащается и учебный процесс, создавая новую культуру педагогического общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство активизации познавательной активности на уроках биологии в малочисленной школе.

В современной методике и практике обучения биологии всё большее внимание уделяется оптимальному сочетанию самых разнообразных организационных форм и средств обучения. Это позв...

Активизация познавательной активности на уроках русского языка

Ни для кого не секрет, что в школу часто приходят дети с заниженным интересом к изучению  русского языка. Для таких детей пребывание на уроках русского языка становится скучным. Но скука не делае...