Конспект урока по теме "Химические реакции"
план-конспект урока по химии (8 класс)

 Чистякова Татьяна Викторовна

Урок повторения и расширия знаний о химических реак­циях. Задачи: сформировать понятие о химическом уравне­нии как об условном изображении химической реакции; пояснить правила составления уравнений химических реакций, подбора коэффициентов на ос­новании закона сохранения массы вещества; стимулировать познавательную деятельность учащихся через дидактические игры, настроить их на использование имеющихся знаний для изучения нового материала.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_kl.-himicheskie_uravneniya.docx23.66 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме «Химические уравнения»

Учитель: Чистякова Татьяна Викторовна

Класс: 8

Цель: повторить и расширить знания о химических реакциях.

Задачи: сформировать понятие о химическом уравнении как об условном изображении химической реакции; пояснить правила составления уравнений химических реакций, подбора коэффициентов на основании закона сохранения массы вещества; стимулировать познавательную деятельность учащихся через дидактические игры, настроить их на использование имеющихся знаний для изучения нового материала.

Оборудование и реактивы: Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева; карточки.

Образовательные технологии: химическая разминка, работа в парах, работа с учебником, самостоятельная работа.

Ход урока

  1. Организационный этап

Подготовка класса к уроку.

  1. Актуализация опорных знаний

Разминка

  • Блиц-опрос:

1. Что изучает химия? (Вещество.)

2. Что такое вещество? (Это определенный вид материи, то, из чего состоит тело).

3. Как мы выражаем состав вещества? (С помощью химических формул).

4. Как составить химическую формулу? Что для этого необходимо знать?

(Химические знаки элементов, валентность.)

  • Угадай химический элемент (работа с карточками)

H, O, S, Fe, Cu, Al, Na, Cl.

Ответ по плану:

Название химического элемента,

Название простого вещества,

Валентность,

Относительная атомная масса

  • Игра «Крестики-нолики»

Выигрышный путь – простые вещества

Какие вещества называются простыми, какие – сложными?

Выигрышный путь – химические явления

Горение угля

Ржавление гвоздя

Плавление стекла

Какие явления называются физическими, какие – химическими?

Перечислите признаки химических реакций.

  • Работа с текстом:

«При взаимодействии водорода Н2 и кислорода О2 образуется вода Н2О»

«При горении (взаимодействии с кислородом О2) угля С образуется углекислый газ СО2»

О каком явлении идет речь? Как записать данную химическую реакцию?

  1. Мотивация:
  • Что вам известно об уравнении вообще?
  • На каких предметах вы встречались с уравнениями?

Уравнение – это математическое равенство с одной или несколькими неизвестными величинами.

  • Что такое, по-вашему, химическое уравнение?

Возвращаемся к нашим текстам.

  • Как можно выразить (записать) химическую реакцию?
  • Какой закон необходимо применять при составлении химических уравнений? О чем он гласит?
  1. Изучение нового материала
  1. Составление уравнений химических реакций взаимодействия простых веществ.

Принцип составления уравнений реакций получения бинарных соединений из простых веществ: в левой части уравнения должны присутствовать те простые вещества, атомы элементов которых присутствуют в соединении в правой части уравнения. Так, для получения, воды, необходимо, чтобы между собой прореагировали водород и кислород.

Запишем уравнение реакции и расставим коэффициенты:

Н2 + O2🡪 H2O .

Укажите в уравнении реагенты и продукты химической реакции.

  • Что такое реагенты?
  • Что такое продукты реакции?

В общем виде алгоритм составления химического уравнения имеет такой вид с. 66 учебника:

1. Составь схему взаимодействия: слева запиши формулы реагентов, ставя между ними знак «+». Справа запиши формулы продуктов реакции. Если их несколько, также поставь между ними знак «+». Между левой и правой частями схемы поставь знак «🡪».

2. Подбери коэффициенты к формулам каждого из веществ так, чтобы количество атомов каждого элемента в левой части была равна количеству атомов этого элемента в правой части схемы.

3. Сравни количества атомов каждого элемента в левой и правой частях схемы. Если они одинаковы, замени знак «🡪» знаком « = ».

По химическим уравнениям вычисляют массы реагентов и продуктов реакций.

Итак: сформулируем определение химического уравнения:

Химическое уравнение – условная запись химической реакции с помощью химических формул, математических знаков и коэффициентов.

Уравнения химических реакций составляют на основе закона сохранения массы веществ.

Коэффициенты в химическом уравнении показывают простейшие соотношения между количествами структурных частичек реагентов и продуктов реакции.

Количества атомов каждого элемента в левой и правой частях уравнения одинаковы.

  1. Закрепление и обобщение знаний

Задания  выполняются в парах, по карточкам: задание 1 - вместе, задания 2, 3, 4, 5 под а, б, в -  один учащийся,  под г, д, е – второй, в конце урока поменяются и осуществят взаимопроверку.

  1. «Нагретый железный порошок внесли в колбу с газом желто-зеленого цвета – хлором, молекулы которого двухатомны. Порошок воспламенился, в результате появился коричневый дым, образованный частичками хлорида железа (III)». Запишите уравнение реакции.

2. Подберите коэффициенты для следующих реакций:

а) Fe + Cl🡪 FeCl3;

б) Na + Br2🡪 NaBr;

в) Р + О2🡪 Р2О3;

г) КС1О3🡪 КС1 + О2;

д) FeCl2 + С12🡪 FeCl3;

е) FeCl3 + Br2🡪 FeBr3 + С12

3. Запишите уравнения взаимодействия следующих простых веществ и расставьте коэффициенты:

а) водорода и серы;

б) магния и кислорода;

в) алюминия и кислорода;

г) алюминия и серы;

д) цинка и кислорода;

е) натрия и серы;

4. Из каких простых веществ образуются: а) АlС13, б) СО2, в) ZnS, г) Na2О, д) CuO, е) СН4?

Запишите уравнения реакций.

5. Расставьте коэффициенты в следующих схемах химических реакций:

а) Fe(OH)3🡪 Fe2О3 +Н2О;

б) А12О3 + H24🡪 Al2(SО4)3 + Н2О;

в) НС1 + Сг2О3🡪 СгС13 + Н2О;

г) Na + Н2О 🡪 NaOH + Н2;

д) А1 + О2🡪 А12О3;

е) А1С13 + NaOH 🡪 А1(ОН)з + NaCl.

  1. Домашнее задание: Изучить § 20, выучить определения; выполнить задание: № 3, 4, 5 стр.67-68.

  1. Подведение итогов урока.

Итак, сегодня мы узнали, что такое химическое уравнение. Рассмотрели, что нужно для составления химического уравнения.

Чему научились на уроке, какие моменты требуют дальнейшей отработки?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока химии Химические реакции

Это конспект рабочего урока изучения нового материала по теме Химические реакции....

Конспект урока "Типы химических реакций на примере свойств воды"

Конспект урока в 8 классе по теме "Типы химических реакций на примере свойств воды" с использованием элементов критического мышления по методике 6 шляп....

Конспект урока по теме: Реакции замещения.

Данный урок построен с использованием здоровьесберегающих технологий, применением физкультминуток на уроке ....

Конспект урока "Окислительно-восстановительные реакции"

Конспект урока для 8 класса по теме "Окислительно-восстановительные реакции"...

конспект урока "Скорость химической реакции"

Открытый урок по химии для специальностей технического профиля по теме:"Скорость химической реакции и факторы влияющие на нее "...

конспект урока по теме: Реакции нейтраализации

Урок по химии 9 класс разработан в виде технологической карты....

Конспект Урока "окислительно-восстановительные реакции", 8 класс

Аннотация В 8 классе на тему «Окислительно-восстановительные реакции» отводится 2 часа. Первый урок-ознакомление с реакциями, второй-составление ОВР. ...