Рабочая программа по химии по учебнику О.С, Габриеляна 8класс
рабочая программа по химии (8 класс)

Стародубова Надежда Ефимовна

В рабочей программе представлены: титульный лист;  планируемые результаты освоения учебного предмета; предметные результаты освоения программы; содержание программы  учебного курса; содержание тем учебного курса; календарно- тематический план; учебно- методический комплект; критерии и нормы оценок.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Елизовская районная вечерняя (сменная) школа»

Принято на                                                               «Согласовано»                                                                  «Утверждаю»

  заседании МО                                                    Заместитель директора                                                Директор

 «__» ________ 2019 г.                                       ___________________                                                  __________________                         ___________________                                                                      

Рабочая программа

по химии в 8классе

Разработчик программы: Стародубова Надежда Ефимовна, учитель биологии, химии; I категория

г. Елизово

Камчатский край

2019 -2020 учебный год 

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.

Требования ФГОС

Личностные результаты освоения основной образовательной программы

в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность;

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью.

формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы

 давать определения изученных понятий: «химический элемент», «атом», «ион», «молекула», «простые и сложные вещества», «вещество», «химическая формула», «относительная атомная масса», «относительная молекулярная масса», «валентность», «степень окисления», «кристаллическая решетка», «оксиды», «кислоты», «основания», «соли», «амфотерность», «индикатор», «периодический закон», «периодическая таблица», «изотопы», «химическая связь», «электроотрицательность», «химическая реакция», «химическое уравнение», «генетическая связь», «окисление», «восстановление», «электролитическая диссоциация», «скорость химической реакции»;

описать демонстрационные химические эксперименты;

описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции;

классифицировать изученные объекты и явления;

делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;

Содержание программы учебного предмета, курса.

№ п/п

Наименования разделов, тем

Всего часов

теоретич

в том числе

практические

контрольные

лабораторные

Введение

1

Атомы химических элементов

1

2.

Простые вещества

3.

Соединения химических элементов

1

4.

Изменения, происходящие с веществами

1

1

2

5.

Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.

1

4

6.

Обобщение и систематизация знаний

2

1

Итого:

34

28

4

2

6

Содержание тем учебного курса химии 8класса

Введение. Первоначальные химические понятия (4часа)

Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях.

Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.

Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека.

Краткие сведения из истории возникновения и развития химии.  Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная имолекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная).

соединения.

Тема 1. Атомы химических элементов (7 часов)

Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов.

Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов №120 периодической системы Д. И. Менделеева. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов. Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.

Ковалентная химическая связь. Электронные и структурные формулы.

Тема 2. Простые вещества (4часа)

Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева.  

Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы. Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».

Тема 3. Соединения химических элементов (5 часов)

Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их

 называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.

Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.

Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.

Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.

Аморфные и кристаллические вещества. Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная,

атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов

кристаллических решеток. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава

для веществ молекулярного строения.

Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей.

Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента

смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».

Тема 4. Изменения, происходящие с веществами (7 часов)

Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, — физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование. , связанные с изменением состава вещества, — химические реакции.

Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.

Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или

объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или

содержит определенную долю примесей.

Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. ФерменРеакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и

необратимые реакции. Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами

и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами. Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в

растворах до конца. Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и

продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения — электролиз воды. Реакции соединения — взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов.

Понятие «гидроксиды». Реакции замещения — взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида

алюминия и карбида кальция).

Тема 5. Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции (4 ч)

Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.

Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень

электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений.

Классификация ионов и их свойства. Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями — реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.

Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.

Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами,

условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств

солей.

Обобщение и систематизация знаний (4ч)

Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах. Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами

неорганических веществ. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса. Свойства простых веществ — металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.

 

Календарно-тематический план по химии для 8 класса

п/п

Раздел, тема

Кол-во час

&

Требования к   уроку

       Контроль

Коррекционная работа

Дата

план

факт

Введение.

4час

1.

Предмет химии. Вещества. Вводный инструктаж по технике безопасности на уроках химии.

&1

У1-3

Вещества.Т/Б при работе с веществами

2.

Периодическая система Д.И.Менделеева. знаки химических элементов.

&4

У2-4

Ознакомить с ПСХЭ, знаками хим.элементов

Устно

3.

Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы

&5

У1-3

Химические формулы. Вычисления относительных молекулярных масс

Устно письменно

Знаки хим.эл

4.

Вычисления по химическим формулам

&5

У4-5

Расчетные задачи

Устно письменно

Знаки хим.эл.,формулы

1гл

Атомы химических элементов

7час

1.

Основные сведения о строении атомов.

&6

Дать понятие об элементарных частицах

Устно письменно

Характеристика элемента в ПСХЭ

2.

Строение электронных оболочек

&8

Строение эл\оболочек элементов малых периодов

Устно, инд. задания

ПСХЭ

3.

Периодическая система и строение атома

&8

У.1-5

Строение атома и ПСХЭ

Устно, инд. задания

Характеристика элемента в ПСХЭ

4.

Химическая связь. Ионная связь

&9

У.2,6

Ионная связь, свойства веществ

Устно. Инд. задания

Характеристика в  ПСХЭ

5.

Химическая связь. Ковалентная связь

&9

У.4,7

Изучить свойства веществ с ковалентной связью

Устно. Письмен. работа с учебником

Характеристика в ПСХЭ, схемы строения атомов

6.

Обобщение по теме:"Строение атома и химическая связь"

&6-9

У.5

Обобщить строение атома, свойства видов хим. связей

Устно, письм. с учебником

Характеристика в ПСХЭ, строение атомов

7.

Контрольная работа №1по теме:"Строение атома и химическая связь"

Проверка знаний

Тестирование

IIгл.

Простые вещества

1.

Простые вещества - металлы, неметаллы

&13-14y3-7

Дать общую характеристику на основе положения в ПСХЭ и строении атома

Устно, работа с учебником

Характеристика в ПСХЭ, Химическая связь

2.

Количество вещества. Моль

&15

y3-7

Дать понятие о количестве вещества

Устно, тест

Химические формулы

3.

Молярный объем

&16

У1-4

Закон Авогадро

Устно, инд. задан

Хим. формулы

4.

Решение задач на молярный объем

&16

У.4-6

Закрепить знания

Письменно

молярный объем

IIIгл.

Соединения химических элементов                                          5час

1.

Основные классы неорганических соединений. Оксиды

&17-18y4-7

Ознакомить с основными классами неорган. соединений

Устно, инд. задания

Хим. формулы, валентность, степень окисления

2.

Основания

&19

Y1-5

Строение, свойства

Устно, инд. задания

Хим. формулы валентность, степень окисления

3.

Кислоты

&20

Y2-4

Строение, свойства

Устно, инд. задания

Хим. формулы степень окисления

4.

Соли

&21

Y1-3

Строение, свойства, получение

Устно, инд. задания

Хим. формулы степень окисления

5.

Чистые вещества и смеси. Разделение смесей

&22-23y3-5

Способы разделения смесей. Значение

Пр.работа «Разделение смесей»

Составление алгоритма разделения смесей

IVгл

Изменения, происходящие с веществами

7час

1.

Химические реакции.

&26

у1-6

Признаки химических реакций

Устно, инд. задания

Хим. формулы степень окисления

2.

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения.

&27

у1-5

Составление уравнений

Устно, инд. задания

Хим. формулы степень окисления

3.

Реакции разложения, соединения

&29-30у1-6

Составление уравнений

Устно, инд. задания

Хим. формулы степень окисления

4.

Реакции замещения

&31

y1-4

Составление уравнений

Устно, инд. задания

Хим. формулы степень окисления

5.

Реакции обмена

&32

y1-6

Составление уравнений

Устно, инд. задания

Хим. формулы степень окисления

6.

Составление уравнений химических реакций.

&33

y1-4

Закрепление знаний в составлении уравнений

Устно, инд. задания

Хим. формулы степень окисления

7.

Контрольная работа №2 по теме:"Классы неорганических соединений, химические реакции"

повт.

&19-33

Проверка знаний

Контрольная работа

VIгл

Растворение. Растворы Свойства электролитов

1.

Основные положения ТЭД

&34-36y1-5

Понятие об электролитах и неэлектролитах

Работа с учебником

Ионные соединения

2.

Ионные уравнения

&37

y1-4

Написание ионных уравнений

Лаб.опыты

Реакции обмена

3.

Окислительно - восстановительные реакции

&43y1

Окислители, восстановители

Лаб. опыты

Реакции соединения, разложения

4.

Упражнения в написании уравнений О-В реакций

&43 y2-7

Закрепление знаний

Инд.задания

Реакции соединения, разложения

Vгл

Обобщение и систематизация знаний

3час

1.

Генетическая связь между классами неорганических соединений.

&42

y1-6

Закрепление знаний по основным классам неорган. соединений

Инд.задания

Классы соединений

2.

Обобщение знаний по курсу 8класса, решение расчетных задач.

стр202

Закрепление знаниий по расчетным задачам

Инд.задания

Расчеты по формулам и уравнениям

3.

Обобщение знаний по курсу 8класса, решение экспериментальных задач.

стр242

Решение экспериментальных задач по классам соединений

Пр. работа

Качественные реакции

Учебно-методический комплект

  1. Габриелян О.С. Химия 8класс: учебник для общеобразовательного учреждения. М., Дрофа 2018
  2. Габриелян О.С. Химия 8класс: рабочая тетрадь. М., Дрофа 2018
  3. Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Химия8,9класс: методическое пособие. М., Дрофа 2018

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

1. Оценка устного ответа.

Отметка «5»:

- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

- материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

- ответ самостоятельный.

Отметка «4»;

- ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;

- материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «З»:

- ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Отметка «2»:

- при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.

2. Оценка экспериментальных умений.

- Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.

Отметка «5»:

- работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;

- эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;

- проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).

Отметка «4»:

- работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

Отметка «3»:

- работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2»:

- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;

Отметка «1»:

- работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения.

3. Оценка умений решать расчетные задачи.

Отметка «5»:

- в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом;

Отметка «4»:

- в логическом рассуждении и решениях нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»:

- имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.

Отметка «1»:

- отсутствие ответа на задание.

4. Оценка письменных контрольных работ.

Отметка «5»:

- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»:

- ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

- работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.

Отметка «2»:

- работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

Отметка «1»:

- работа не выполнена.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

5. Оценка тестовых работ.

88-100% - правильных ответов оценка «5»

62-87% - правильных ответов оценка «4»

37- 61% - правильных ответов оценка «3»

0– 36% - правильных ответов оценка «2»

Оценка реферата. Реферат оценивается по следующим критериям: соблюдение требований к его оформлению; необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации; умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате; способность обучающегося понять суть задаваемых вопросов и сформулировать точные ответы на них.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по химии по УМК О.С Габриеляна

Рабочая программа рассчитана на 105 ч/год и 3 ч/нед, ( профильный уровень )содержит пояснительную записку, тематическое и календарно-тематическое планирование, содержание курса,требования к уровню зна...

Рабочая программа по химии к учебнику О.С.Габриеляна

Рабочие программы по химии к учебнику О.С. Габриеляна (8-11 класс)...

Методическая разработка рабочей программы по химии к учебнику Габриеляна О.С. 8 класса

В данной методической разработке указаны цели, задачи, общая характеристика предмета ХИМИЯ и его место в базисном учебном плане. Разработано календарно-тематическое планирование с указанием демонстрац...

Рабочая программа по химии 8 класс О.С. Габриеляна

Рабочая программа курса химии 8 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по химии, программы курса химии для 8 класса общеобразовательных учреждений и государствен...

Рабочая программа по химии к учебнику О. С. Габриеляна

Данная рабочая программа для основного общего образования и содержит пояснительную записку с планируемыми результатами усвоения учебного предмета....

Рабочая программа по химии к учебнику О.С.Габриеляна - 8 класс

Рабочая программа по химии составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы основного общего образования по химии с учетом авторской п...

Методическая разработка рабочей программы по химии к учебнику Габриеляна О.С. 11 класс

Данная рабочая программа разработана для учебника О.С. Габриеляна и рассчитана на 1 урок в неделю (34 часа). В данной методической разработке указаны цели, задачи, общая характеристика предмета Х...