Технологическая карта урока по химии по теме "Серная кислота" (9 класс)
методическая разработка по химии (9 класс)

Вронко Ирина Олеговна

Представлена технологическая карта урока по химии на тему "Серная кислота" с раздаточным материалом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx34.12 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока 

Автор

Вронко Ирина Олеговна

Предмет

Химия

Класс

9 «Б» заочный

Тема урока

Серная кислота

УМК

О.С. Габриелян

Дата проведения

04.02.2020

Тип урока

Изучение нового материала.

Цель урока

Изучение свойств серной кислоты.

Планируемые результаты

Предметные: уметь характеризовать свойства серной кислоты.

Метапредметные:

    - познавательные: уметь найти и выделить необходимую информацию, уметь сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать;

     - регулятивные: рефлексивная адекватная самооценка своей деятельности, действовать по плану «Характеристика химических свойств кислот»;

    - коммуникативные: уметь слушать и слышать собеседника, работать в группе;

Личностные: осознанно относиться к обучению по теме, проявлять интерес к теме.

Формы работы

Индивидуальная, групповая.

Материалы к уроку

1. Раздаточный материал (тексты № 1, 2).

2. Презентация к уроку.

3. Видеоопыты (разбавление концентрированной серной кислоты; взаимодействие разбавленной серной кислоты с оксидом меди (II); взаимодействие концентрированной серной кислоты с цинком и медью; обугливание сахара).

4. Лабораторные опыты: растворы H2SO4, NaOH, фенолфталеин; Zn, Cu; BaCl2. Работа в группах: задание № 1, 2, 3 (приложение № 1).

5. Игра «Химические свойства разбавленной серной кислоты» (приложение № 2).

6. Тест (приложение № 3).

Основные этапы урока:




1. Организация начала урока.  Мотивация: 3 мин.
2. Самоопределение к деятельности: 2 мин.
3. Актуализация знаний: 4 мин.
4. Работа с новым учебным материалом: 28 мин.
5. Диагностика освоения темы: 4 мин.
6. Рефлексия: 4 мин.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Организация начала урока.

    Мотивация.

Предъявляет учебное задание: сформулировать тему урока. Демонстрирует презентацию.


«Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию».

Я. А. Коменский


Еще середине 19 века Д.И. Менделеев писал в “Основах химии”: “Едва ли найдется другое, искусственно добываемое вещество, столь часто применяемое в технике, как .........”.

Текст № 1

1). Термины «купоросная кислота», «купоросное масло», «серное масло», «купоросный спирт» появились в России уже в XVII в. Так называли концентрированную ...... кислоту.

2). При Петре I  ..... кислоту в Россию привозили из-за границы. Но уже в 1798 году купец Муромцев «выварил» 125 пудов (около двух тонн) «купоросной кислоты» нагреванием железного купороса. Позже в России ...... кислоту стали получать другим способом, сжигая смесь селитры и серы во влажных камерах. Так производили эту кислоту до начала XX в.

3). Первое современное промышленное производство .....   кислоты контактным методом было создано в России на Тентелевском химическом заводе в Санкт-Петербурге в 1903 г.
Какое вещество называли «купоросная кислота»?
Помогите сформулировать тему урока.
Тема урока: «Серная кислота»

Выполняют задания учителя:

- Работают с текстом №1, называют вещество о котором идет речь в тексте.

- Формулируют тему урока.

Познавательные

(самостоятельное формулирование  цели)

2. Самоопределение

Предъявляет учебное задание проблемного характера. Демонстрирует презентацию к уроку.

Текст № 2

Прочитайте текст докладной записки завхоза одного из автотранспортных предприятий:
“Разбирая реактивы на складе, рабочие обнаружили забытую бутыль с бесцветной жидкостью. Этикетка на бутыли была повреждена, сохранилась только “Концентрированная  … рная  кислота”. Кислоту можно применить для заправки аккумуляторов, но как определить, что за кислота в бутыли и годится ли она для этих целей?”
В конце урока мы вернемся к этому вопросу, и я попрошу обосновать ваш ответ.

Выполняют проблемное задание. Предлагают варианты ответа, объясняют свою позицию.
Формулируют цель изучения темы для себя.

Формулируют план изучения темы.

Личностные (самоопределение по теме)

3. Актуализация знаний

Предъявляет учебное задание.
С классом веществ «Кислоты», с общими химическими свойствами кислот мы знакомы.
Назовите значение термина «кислоты».

Выполняют задания учителя

Личностные (самопознание)
Предметные
(значение термина «кислоты»)

4. Работа с   новым учебным материалом

Предъявляет учебные  задания

Демонстрирует презентацию к уроку.

Включает учеников в конструктивную деятельность.

Консультирует учащихся.

Физические свойства серной кислоты.

Используя текст учебника стр. 197, назовите физические свойства серной кислоты.

Химические свойства серной кислоты. 1.  Используя текст учебника стр. 198, назовите правило разбавления концентрированных кислот.
По правилам техники безопасности следует осторожно, тоненькой струйкой, вливать кислоту в воду, непрерывно перемешивая раствор.
Видеоопыт: Разбавление конц. серной кислоты
Обоснуйте это правило.
2.
Общие с другими свойства серной кислоты: (работа в группах) (за правильно выполненное задание +)

Следуя высказыванию Д. И. Менделеева: “Опыт - единственно верный путь спрашивать природу и слышать ответ в ее лаборатории”, давайте перейдём к эксперименту.
Задание № 1 «Изучение свойств разбавленной серной кислоты. Взаимодействие с основаниями». Выданы растворы серной кислоты, гидроксида натрия, фенолфталеина. Сделайте выводы об изменении цвета индикатора фенолфталеина под действием серной кислоты. Напишите уравнение реакции в молекулярном, полном ионном и сокращённом ионном виде.

Задание № 2 «Изучение свойств разбавленной серной кислоты. Взаимодействие с металлами». С какими металлами взаимодействует раствор серной кислоты: Zn или Cu? Выполните эксперимент. Сделайте вывод. Запишите уравнение реакции в молекулярном, полном ионном и сокращённом ионном виде.

Задание № 3 «Изучение свойств разбавленной серной кислоты. Взаимодействие с солями».

Выданы растворы серной кислоты и хлорида бария. Сделайте вывод, как называется проведённая реакция. Что является реактивом на сульфат-ионы? Запишите уравнение реакции в молекулярном, полном ионном и сокращённом ионном виде.

Задание № 4 «Изучение свойств разбавленной серной кислоты. Взаимодействие с основными оксидами». Посмотрите видеоопыт: взаимодействие серной кислоты с оксидом меди (II), сделайте выводы. Запишите уравнение реакции в молекулярном, полном ионном и сокращённом ионном виде.

Выполняют задания учителя:

- объясняют правило разбавления концентрированных кислот;

- работают в группах: проводят опыты, делают вывод о химических свойствах кислот, составляют уравнения реакций, отражающих свойства разбавленной серной кислоты (самопроверка по образцу);

- называют качественную реакцию на серную кислоту и ее соли.

Предметные (характеристика химических свойств кислот).

Познавательные (уметь найти и выделить необходимую информацию, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать).

Коммуникативные (умение слушать и слышать, работа в группах, самоконтроль).

   II. Специфические свойства серной кислоты
1. Взаимодействие металлов с концентрированной серной кислотой.

Ме + H2SO4 = соль + вода + соединения серы

                (конц.)

а) если Ме активный, то образуется H2S, S   или SO2;

б) если Ме малоактивный, то образуется SO2;

в) Fe, Al, Cr пассивируют в конц. Серной кислоте на холоде.

Посмотрите видеоопыт: взаимодействие серной конц. кислоты с медью и цинком.
Сделайте выводы. Составьте уравнения соответствующих реакций.

 2. Обугливание сахара.

Посмотрите видеоопыт. Используя текст учебника на стр 198 объясните результаты опыта.

Выполняют задания учителя:

- работают с текстом учебника;
- анализируют видеоопыты, делают вывод о специфических свойствах концентрированной серной кислоты;

- составляют уравнения взаимодействия концентрированной серной кислоты с металлами и сахаром (самопроверка по образцу).

5. Диагностика освоения темы

Предъявляет учебные задания.

Организует коллективную проверку заданий по диагностике освоения темы.
Вернемся к вопросу, о докладной записке.
О какой кислоте идет речь в докладной записке? Обоснуйте

1. ...рная кислота: серная кислота, т.к. это сильный электролит, применяется для заправки аккумуляторов
2. Провести качественную реакцию с солью бария.

Игра «Химические свойства разбавленной серной кислоты»

Правила игры: разложить карточки с формулой серной кислоты на те места игрового поля, в

которых находятся вещества, с которыми она реагирует.

Mg

HCl

Ba(NO3)2

Na2O

CO2

Na2CO3

Hg

Mg(OH)2

H2SO4

HCl

H2SO4

H2SO4

CO2

H2SO4

Hg

H2SO4

Работа с тестом:

Выберите правильный ответ:
1. Реактивом на сульфат – ион является ион:
а) серебра   б) бария   в) свинца   г) меди
2. Серная кислота может проявлять:
а) восстановительные свойства  

б) окислительные и восстановительные свойства
в) окислительные свойства          

г) не проявляет окислительных свойств.
3.  При разбавлении серной кислоты всегда приливают кислоту к воде. Чем опасно разбавление концентрированной серной кислоты

приливанием к ней воды?

а) может возникнуть пожар

б) может произойти разбрызгивание воды
в) может выделится ядовитое вещество      

г) может произойти разбрызгивание вследствие выделения теплоты
4. Разбавленную серную кислоту можно легко  отличить от концентрированной с помощью:
а) хлорида бария                   б) лакмуса
в) гидроксида бария              г) меди  

Ответы на тест:

1 – б;  2 – в;  3 – г;  4 – г

Выполняют задания учителя: решают тест, играют в игру «Химические свойства разбавленной серной кислоты»; участвуют во взаимопроверке.
При возвращении к проблеме в начале урока предлагают решение и обосновывают.

Предметные
(знание химических свойств разбавленной и концентрированной серной кислоты)

Регулятивные

(взаимопроверка, самоконтроль)

6. Подведение итогов. Рефлексия.

Предъявляет учебные задания.

Побуждает к анализу своей деятельности и обоснованию своего мнения.
Оцените свою работу на уроке (количество правильно выполненных заданий).
Закончите любое из предложений по своему выбору:

Сегодня я узнал(а) ………………………….

Было интересно …………………………….

Меня удивило ………………………………

Я научился (лась) …………………………..

Я выполнял (а) задания …………………….

Мне захотелось ……………………………..

Выполняют задания учителя.
Оценивают свою работу на уроке.
Высказывают свое отношение к уроку.

Регулятивные (самооценка своих действий).

Личностные (самопознание, удовлетворенность своими результатами)

7. Домашнее задание

§ 27, упр. 4, стр. 204.

Подготовить сообщение об одном из способов применения серной кислоты на ваш выбор.


Текст № 1

Еще в середине 19 века Д.И. Менделеев писал в “Основах химии”: “Едва ли найдется другое, искусственно добываемое вещество, столь часто применяемое в технике, как .........”.

1). Термины «купоросная кислота», «купоросное масло», «серное масло», «купоросный спирт» встречаются в России уже в XVII в. Так называли концентрированную ...... кислоту, которую получали нагреванием железного купороса в глиняных ретортах.

 2). При Петре I  ..... кислоту в Россию привозили из-за границы. Но уже в 1798 г.   купец Муромцев «выварил» 125 пудов (около двух тонн) «купоросной кислоты» нагреванием железного купороса. Позже в России ...... кислоту стали получать другим способом, сжигая смесь селитры и серы во влажных камерах. Так производили эту кислоту до начала XX в.

3). Сведения, когда впервые в мире была получена ...... кислота, до нас не дошли. Видимо, это случилось не раньше XIII в. Первое современное промышленное производство .....   кислоты контактным методом было создано в России на Тентелевском химическом заводе в Санкт-Петербурге в 1903 г.


Какое вещество называли «купоросная кислота»?
Помогите сформулировать тему урока.

Текст № 2

Прочитайте текст докладной записки завхоза одного из автотранспортных предприятий:

“Разбирая реактивы на складе, рабочие обнаружили забытую бутыль с бесцветной жидкостью. Этикетка на бутыли была повреждена, сохранилась только “Концентрированная  … рная  кислота”. Кислоту можно применить для заправки аккумуляторов, но как определить, что за кислота в бутыли и годится ли она для этих целей?”

В конце урока мы вернемся к этому вопросу, и я попрошу обосновать ваш ответ.

Приложение № 1

Задание № 1

Инструкционная карта к лабораторному опыту: «Изучение свойств разбавленной серной кислоты. Взаимодействие с основаниями».

Ход опыта:

В пробирку налейте 1-2 мл раствора гидроксида натрия, добавьте к нему 3-4 капли раствора фенолфталеина. К раствору малинового цвета добавьте серной кислоты. Что вы наблюдаете?  

Сделайте выводы об изменении цвета индикатора фенолфталеина под действием серной кислоты. Напишите уравнение реакции в молекулярном, полном ионном и сокращённом ионном виде.

Задание № 2

Инструкционная карта к лабораторному опыту: «Изучение свойств разбавленной серной кислоты. Взаимодействие с металлами».

Ход опыта 1:

Налейте в пробирку 1-2 мл раствора серной кислоты.

Опустите в пробирку с серной кислотой цинк. Что вы наблюдаете? Запишите уравнение реакции в молекулярном, полном ионном и сокращённом ионном виде.

Сделайте вывод о взаимодействии металлов, стоящих в электрохимическом ряду напряжений до водорода, с разбавленной серной кислотой.

Ход опыта 2:

Налейте в пробирку 2 мл раствора серной кислоты.

Опустите в пробирку с серной кислотой кусочки меди. Что вы наблюдаете? Идёт ли реакция? Почему реакция не идёт?

Сделайте вывод о взаимодействии металлов, стоящих в электрохимическом ряду напряжений после водорода, с разбавленной серной кислотой.

Задание № 3.

Инструкционная карта к лабораторному опыту: «Изучение свойств разбавленной серной кислоты. Взаимодействие с солями».

Ход опыта:

Налейте в одну пробирку 1-2 мл раствора серной кислоты.

Добавьте в пробирку по каплям раствор хлорида бария.

Что вы наблюдаете? Запишите уравнение реакции в молекулярном, полном ионном и сокращённом ионном виде.

Сделайте вывод, как называется проведённая реакция. Что является реактивом на сульфат-ионы?

Приложение № 2

Игра «Химические свойства разбавленной серной кислоты».

Цель игры: отработать с учащимися химические свойства серной кислоты; активизировать мыслительную деятельность.

Правила игры: разложить карточки с формулой серной кислоты на те места игрового поля, в которых находятся вещества, с которыми она реагирует.

Mg

HCl

Ba(NO3)2

Na2O

CO2

Na2CO3

Hg

Mg(OH)2

H2SO4

HCl

H2SO4

H2SO4

CO2

H2SO4

Hg

H2SO4

Приложение № 3

Тест

Выберите правильный ответ:

1. Реактивом на сульфат – ион является ион:

а) серебра   б) бария   в) свинца   г) меди

2. Серная кислота может проявлять:

а) восстановительные свойства  

б) окислительные и восстановительные свойства

в) окислительные свойства          

г) не проявляет окислительных свойств

3.  При разбавлении серной кислоты всегда приливают кислоту к воде. Чем опасно разбавление концентрированной серной кислоты проливанием к ней воды?

а) может возникнуть пожар

б) может произойти разбрызгивание воды

в) может выделится ядовитое вещество      

г) может произойти разбрызгивание вследствие выделения теплоты

4. Разбавленную серную кислоту можно легко отличить от концентрированной с помощью:

а) хлорида бария                   б) лакмуса

в) гидроксида бария              г) меди  

Ответы на тест:

1 – б;  2 – в;  3 – г;  4 – г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока по теме"Химические свойства кислот" 8 класс

Методическая разработка урока химии в  8 классе по теме «Кислоты в свете теории электролитической диссоциации»Тип урока: урок изучения нового материала и систематизации полученных знаний....

Технологическая карта урока по теме: «Химические свойства кислот в свете ТЭД", Вишнякова А.Е.

Урок в формате ФГОС. Дети сами выходят на тему, добывают себе недостающие знания экспериментально, учаться применять их. Урок сопровождается презентацией; печатается раздаточный материал для учащихся ...

Технологическая карта урока по химии в 8 классе "Кислоты"

Технологическая карта - это непременное условие ФГОС второго поколения. Составлена к уроку химии в 8 классе "Кислоты№ по УМК О.С.Габриеляна....

Технологическая карта урока « Свойства и получение карбоновых кислот»

                           Технологическая карта урока. 10 класс....

Технологическая карта урока по химии "Химия - часть естествознания. Предмет химии. Вещества"

Теннологическая карта урока по химии в 8 классе  "Химия - часть естествознания. Предмет химии. Вещества", УМК Габриелян О.С...

Технологическая карта урока по химии «Кислоты»

Технологическая карта урока по химии «Кислоты»Учитель: Мохова Т.В. МБОУ МО Плавский район «ЦО№3»УМК: О.С.Габриелян 8классПредметная область: химияТема урока - «Кислоты&ra...

Технологическая карта урока по химии в 8 классе Тема «Кислоты»

Урок "Кислоты" - это первый урок в теме, на котором учащиеся знакомятся знакомятся с классом неорганических веществ "Кислоты". Ранее изучены оксиды и основания.На уроке используетс...