Технологическая карта урока "Реакции ионного обмена"
план-конспект занятия по химии (8 класс)

Саврацкая Антонина Васильевна

Технологическая карта урока это современная  форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.

Технологическая карта является обобщенно-графическим выражением сценария урока, основой его проектирования и средством представления индивидуальных методов работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx59.41 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

 Предмет, класс

Химия, 8класс

 УМК:

О.С. Габриелян

 Тип урока

Урок изучения нового материала

 Тема урока

Реакции ионного обмена

 Цель урока

Развитие представления о сущности реакций между  растворами веществ как реакции обмена между ионами, их образующими

 Задачи

     образовательные

  • на основе усвоенных понятий о реакциях обмена и электролитической диссоциации веществ разных классов сформировать понятие «реакции ионного обмена», закрепить понятие «реакции нейтрализации»;
  • экспериментально доказать, что реакции в растворах электролитов являются реакциями между ионами; выявить условия, при которых они протекают практически до конца;
  • дать первоначальные представления о качественных реакциях;
  • создать условия для формирования умения применять знания о диссоциации кислот, оснований, солей при написании ионных уравнений реакций;
  • создать условия для формирования умения составлять молекулярные (эмпирические), полные и сокращённые ионные уравнения; по сокращённому ионному уравнению составлять молекулярное.

     развивающие

  • развивать навыки знаково-символического моделирования, совершенствовать учебные умения школьников при составлении химических уравнений, при выполнении лабораторных опытов;
  • продолжить формирование химической речи учащихся, творческого мышления, правил научного общения, умения прогнозировать результат деятельности, организовывать и анализировать собственную деятельность и деятельность в паре.

     воспитательные

  • способствовать формированию положительно отношения к знаниям, воспитание мотивов учения, интереса и любознательности, формирование межличностных отношений через работу в парах и группах;
  • воспитывать культуру интеллектуального труда; чувство ответственности, уверенности в себе, требовательности к себе; умение работать в парах и группах.

 Основные понятия темы

Реакции ионного обмена, ионные реакции, ионные уравнения, молекулярные (эмпирические) уравнения реакций, полные и сокращённые ионные уравнения реакций, реакции нейтрализации

 Методы обучения

Репродуктивный, частично-поисковый; решение ситуационных задач

 ФОПД

Фронтальная, парная, групповая

 Средства обучения

  • Габриелян О.С. Химия. 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – 16-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2018. – 270 с.
  • Инструктивные карты, карточки с «лабиринтом букв», задачами, домашним заданием.
  • Растворы CaCl2 и AgNO3, BaCl2 и Na2SO4, K2CO3 и H2SO4, КOH и H2SO4, CuSO4, KNO3 и NaCl, пробиркодержатель, чистые пробирки, фенолфталеин
  • Технические средства обучения:  компьютер, проектор.

 Планируемые   результаты

     предметные

  • овладение понятийным аппаратом урока; умение давать определения изученных понятий: реакции ионного обмена, реакции нейтрализации;
  • приобретение опыта использования различных методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;
  • умение проводить и описывать демонстрационные и самостоятельно выполненные химические эксперименты, используя родной язык и язык химии;
  • умение описывать, различать и классифицировать изученные и полученные в результате экспериментов вещества;
  • умение делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей;
  • овладение основами химической грамотности, способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, предлагать способы решения экологических проблем, связанных с переработкой веществ и др.
  • формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем.

     метапредметные

Регулятивные УУД

  • умение ставить учебную задачу, соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, оценивать результаты решения поставленных задач и др.

Познавательные УУД

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • использование основных интеллектуальных операций: анализ и синтез, сравнение, обобщение, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
  • использование различных источников для получения химической информации.

Коммуникативные УУД

  • формировать умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения; слушать и понимать речь других; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в парах, группах и др.

     личностные

  • умение управлять своей познавательной деятельностью; определять общие и индивидуальные правила поведения;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской деятельности;
  • формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической  деятельности в жизненных ситуациях и др.

 

Технология изучения темы

Этапы урока

Цели этапа

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организацион-ный этап урока

Выявить уровень подготовки учащихся к уроку

Личностные:

  • определять общие для всех и индевидуальные правила работы

Метапредметные:

Регулятивные УУД

  • умение осуществлять контроль своей деятельности, определять способы  действий и корректировать их

Коммуникативные УУД

  • слушать и понимать речь других

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

Здравствуйте, ребята!

Эпиграфом нашего урока будут следующие слова:

Три пути ведут к знанию:

путь размышления – самый благородный,

путь подражания – самый легкий,

и путь опыта – это самый трудный.

Желаю вам идти к достижению цели трудными, но благородными путями. Сегодня вам будет предложено применить полученные знания по теме «ТЭД» в новой нестандартной ситуации.

Приветствие учителя. Проверка рабочего места: расположение учебных принадлежностей, наличие раздаточного материала, лабораторного оборудования и реактивов.

Этап. Актуализации знаний учащихся.

Мобилизовать учащихся, настроить на урок.

Актуализировать необходимые для усвоения нового материала знания.

Личностные:

  • формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности

Метапредметные:

Коммуникативные УУД

  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
  • аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и понимать речь других

- Попробуйте определить ключевое понятие сегодняшнего урока, используя «лабиринт букв»  

Ц

И

И

С

Р

О

А

Н

К

А

И

О

О

Г

М

Е

Р

Е

Б

Н

Н

О

Б

К

- Какие уже известные вам понятия включает это, пока ещё новое для вас, понятие? 

-  Что такое ионы? Какие вещества и при каких условиях образуют ионы? Как называется процесс распада вещества на ионы при растворении в воде? На какие ионы при растворении в воде диссоциируют кислоты, соли, основания? 

- Какие реакции мы называем реакциями обмена? Вспомните её общую схему.

- Найдите среди предложенных реакций реакции обмена:

  1. Na2CO3 + H2SO4 → ?
  2. Zn + HCl → ?
  3. K2SO4 + Ba(NO3)2→ ?
  4. Al(OH)3 → ?
  5. NaOH + HCl → ?
  6. CO2 + MgO → ?

- Перечислите условия протекания реакций обмена до конца. 

- Какая из реакций протекает с образованием осадка, газа, воды?

 Учащиеся определяют ключевое понятие - «реакции ионного обмена»

 

Учащиеся называют известные понятия: «реакции обмена», «ионы»

  Учащиеся отвечают на вопросы, рассматривают схемы диссоциации кислот, солей и оснований  

 

Учащиеся отвечают на вопрос, рассматривают общую схему реакций обмена

 

Учащиеся отвечают на вопросы.

Этап целеполагания  и мотивации

Мотивировать учащихся на усвоение новых знаний.

Обозначить задачи урока

Личностные:

  • формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий

Познавательные УУД:

  • осознавать учебно-познавательную задачу

- Итак, опираясь на  знания о реакциях обмена и условиях их протекания до конца, а также электролитической диссоциации кислот, солей, оснований при растворении в воде, на сегодняшнем уроке мы попробуем более глубоко разобраться в сущности реакций обмена.  До изучения ТЭД реакции обмена нами  рассматривались как взаимодействие молекул кислот, оснований и солей. Теперь известно, что в растворах этих веществ молекул практически нет, а имеются ионы водорода, гидроксид-ионы, ионы металлов и кислотных остатков. Отсюда следует логический вывод. Реакции между растворами этих веществ сводятся к взаимодействию ионов.

Попробуйте сформулировать тему и цели нашего урока.

Запишите тему урока в тетрадь.

Учащиеся формулируют тему и возможные цели урока. Записывают  тему в тетрадь.

Изучение нового материала. Первичное закрепление.

1) сформировать понятие «реакции ионного обмена», закрепить понятие «реакции нейтрализации»

2) выявить условия, при которых реакции в растворах протекают практически до конца;

3) научить составлять эмпирические, полные и сокращённые ионные уравнения; по сокращённому ионному уравнению определять продукты реакции;

4) совершен-ствовать учебные умения школьников при составлении химических уравнений, при выполнении лабораторных опытов;

5) продолжить формирование химической речи учащихся, творческого мышления, правил научного общения, умения прогнозировать результат деятельности;

6) воспитывать культуру интеллектуального труда; чувство ответственности, уверенности в себе, требовательности к себе; умение работать в парах

Личностные:

  • умение управлять своей познавательной деятельностью; определять общие и индивидуальные правила поведения;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской деятельности

Метапредметные:

Регулятивные УУД

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, оценивать результаты решения поставленных задач

Познавательные УУД

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • использование основных интеллектуальных операций: анализ и синтез, сравнение, обобщение,  выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции)

Коммуникативные УУД

  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в парах, группах

Предметные:

  • овладение понятийным аппаратом урока;  умение давать определения изученных понятий: реакции ионного обмена, реакции нейтрализации;
  • приобретение опыта использования различных  методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;
  • умение проводить  и описывать демонстрационные и самостоятельно выполненные химические эксперименты, используя родной язык и язык химии;
  • умение описывать, различать и классифицировать изученные и полученные в результате экспериментов вещества;
  • умение делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей

1)Вступительное слово
- Каждое химическое свойство, проявляемое сильными электролитами в растворах, - это свойство ионов, на которые электролит распался: либо катионов, либо анионов. Между тем, реакции обмена между электролитами в водных растворах мы раньше изображали молекулярными уравнениями, не учитывая, что в этих реакциях участвуют не молекулы электролита, а ионы, на которые он диссоциирует.
- Итак
реакции, протекающие в в растворах между ионами, называются ионными, а уравнения таких реакций – ионными уравнениями 
- Как такие реакции происходят в действительности, рассмотрим сначала на примере реакций, сопровождающихся выделением осадка.

 2) Лабораторный опыт № 1 «Реакции, протекающие с образованием нерастворимых веществ»

а) В пробирку с раствором CaCl2,  добавьте несколько капель AgNO3.
Что наблюдаете? Запишите молекулярное уравнение химической реакции 

- При выполнении лабораторных опытов соблюдайте основные правила техники безопасности
 


- Сливая растворы CaCl
2 и AgNO3, мы наблюдаем образование осадка AgCl, в растворе остаётся Ca(NO3)2


2AgNO
3  + CaCl2 = Ca(NO3)2 + 2AgCl

молекулярное уравнение 

- Обе исходные соли – сильные электролиты, полностью диссоциирующие в воде

 2Ag+ 2NO3-  Ca2+  2Cl-    Ca2+  2NO3-   2AgClꜜ

- Одна из полученных солей также остаётся в растворе, распавшись на ионы Ca2+ и NO3-, а вот AgCl – нерастворимое соединение, не диссоциирующее в воде, поэтому его переписываем в молекулярном виде.
- Итак, уравнение реакции между CaCl
2 и AgNO3 можно записать так:

2Аg+ + 2NO3 -+ Ca2++ 2Cl- =Ca2++2NO3-+ 2AgCl

 

полное ионное уравнение

- Что же произошло при сливании растворов? Ионы Ag+ и Cl- соединились и образовали AgCl, выпавший в осадок.
- Ионы же Ca
2+ и NO3- в реакции не участвовали, они остались такими, какими были и до сливания растворов, следовательно, мы можем исключить их обозначение из левой и правой частей полного ионного уравнения. Что осталось?
            2Ag
+ + 2Cl- = 2AgCl  
- или, сокращая коэффициенты,
               Ag
+ + Cl- = AgClꜜ

сокращённое ионное уравнение

- Это уравнение показывает, что суть данной реакции сводится к взаимодействию Ag+ и Cl- , в результате которого образуется осадок AgCl. При этом совершенно не важно, в состав каких электролитов входили эти ионы до реакции: аналогичное взаимодействие можно наблюдать и между NaCl и AgNO3, AgNO3 и AlCl3 и так далее – суть всех этих реакций будет сводиться к взаимодействию Ag+ и Cl- c образованием AgCl.

б) Рассмотрите реакцию ионного обмена между BaCl2 и Na2SO4

- Предложите, пользуясь таблицей растворимости, формулы электролитов, реакции между которыми сводятся к взаимодействию Ba2+ + SO42- = BaSO4

в) Растворы каких веществ нужно взять, чтобы в растворе осуществилась реакция между

    Са2+ + СО32+   +

- Составьте молекулярные уравнения предложенных реакций, запишите сокращённое ионное уравнение, отражающее их суть.

- Образование при реакции нерастворимого или малорастворимого соединения используют для обнаружения в растворе того или иного иона: так растворимые соли серебра используют для обнаружения Cl-, Br-, I- - ионов, так как с этими анионами Ag+ образует нерастворимые осадки, и, наоборот, растворимые соли, содержащие Cl-, Br-, I - ионы, используют для распознавания Ag+ в растворе.


- Такие реакции принято называть 
качественными, т.е. реакциями, с помощью которых можно обнаружить тот или иной ион

3) Лабораторный опыт № 2 «Реакции, протекающие с образованием газообразных веществ»

а) Проведите аналогичную реакцию между K2CO3 и H2SO4, составьте и запишите молекулярное и сокращённое ионное уравнения реакции. Можно ли считать данную реакцию качественной? Почему?


б) Предложите вещества, растворы которых можно взять для осуществления реакции между

2H+ + SO32- = H2O + SO2  

4) Лабораторный опыт № 3 «Реакции, протекающие с образованием слабого электролита»


а) В пробирку прилейте 1-2 мл раствора КOH, добавьте 2-3 капли фенолфталеина. Прилейте H2SO4 до полного обесцвечивания раствора.
Почему раствор обесцветился? Как называются реакции между кислотами и основаниями, в результате которых образуется соль и вода?
Составьте молекулярное и сокращённое ионное уравнение для проведённой вам реакции
- Реакция нейтрализации может протекать не только между кислотами и щелочами, но и между кислотами и нерастворимыми основаниями. Для доказательства проведём следующий опыт.
б) Получите свежеосаждённый Cu(OH)2, используя выданные вам реактивы. Какие? Разделите полученный осадок на 2 равные пробирки, в каждую добавьте по 1-2 мл разных кислот. Что наблюдаете?
Составьте и запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнение одной из проведённых реакций. В чём её суть? Можно утверждать, что сокращённая запись отражает суть всех трёх реакций, независимо от того, какая кислота вступала в реакцию? 

5) Лабораторный опыт № 4 «Обратимое взаимодействие между ионами»

  В пробирку с KNO3 добавьте 2-3 капли фенолфталеина, прилейте 1-2 мл раствора NaCl. Что наблюдаете? Составьте молекулярное и полное ионное уравнения реакции.
Какие ионы находились в растворе? Какие ионы находятся в полученном растворе? О чём свидетельствует отсутствие видимых эффектов реакции?
Как называются такие реакции?

Учащиеся записывают определения понятий «Ионные реакции» и «Ионные уравнения»

Учащиеся знакомятся с содержанием лабораторного опыта № 1  в инструктивной карте  

Рассматривают таблицу с основными правилами ТБ

при выполнении лабораторных опытов

 

Выполняют лабораторный опыт в парах, используя предложенное лабораторное оборудование и реактивы, опираясь на инструктивную карту

Записывают молекулярное уравнение реакции

Выполняют соответствующую запись в тетрадь

Записывают полное ионное уравнение

Записывают сокращённое ионное уравнение

Учащиеся записывают молекулярное  и ионные уравнения реакций между указанными веществами.

Осуществляют поиск  в таблице растворимости веществ

Самостоятельно выполняют задание

Знакомятся с таблицей «Качественные реакции на ионы»  

Выполняют опыт с использованием предложенных реактивов с опорой на инструктивную карту, делают соответствующие записи в тетради 

Выполняют задание самостоятельно, делают записи в тетради.

 Выполняют опыт, отвечают на вопросы, записывают определение понятия «Реакции нейтрализации»

 

 

Выполняют опыт с комментированием

Делают вывод о том, что сокращённые ионные уравнения носят более  общий характер и отражают сущность многих реакций.

Выполняют опыт с опорой

 на инструктивную карту, отвечают на поставленные вопросы.

Обобщение и закрепление знаний.

Обобщить полученные знания, научиться применять их при решении практических задач экологического содержания.

Личностные:

  • умение управлять своей познавательной деятельностью

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата

- Итак, мы рассмотрели реакции, протекающие в растворах электролитов с образованием осадка, газа или малодиссоциирующего вещества: растворы электролитов содержат ионы, следовательно, реакции в растворах электролитов сводятся к реакциям между ионами. Сформулируйте определение понятия «реакции ионного обмена». 

  Учащиеся формулируют определение понятия «Реакции ионного обмена» (реакции между ионами в растворах электролитов, протекающие с выделением осадка, газа или воды)

 

Личностные:

  • формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической  деятельности в жизненных ситуациях;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской деятельности

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, оценивать результаты решения поставленных задач;

Познавательные УУД:

  • использование основных интеллектуальных операций: анализ и синтез, сравнение, обобщение,  выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
  • формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ

Коммуникативные УУД:

  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;
  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме,  обосновывать свою точку зрения; вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых группах

Предметные:

  • анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, предлагать способы решения экологических проблем, связанных с переработкой веществ и др.

- Реакции ионного обмена широко распространены в живой и неживой природе, например, образование осадочных пород (гипс, известняк, другие соли), появление камней в почках животных и человека.
Широко используются реакции ионного обмена и в практических целях, например, для осаждения ионов, приносящих существенный вред людям и животным. К таким относят, в первую очередь, катионы тяжёлых металлов.
Тяжелые металлы - это элементы периодической системы с относительной молекулярной массой больше 40. Тяжелые металлы (ртуть, свинец, кадмий, цинк, медь, мышьяк) относятся к числу распространенных и весьма токсичных загрязняющих веществ. Они широко применяются в различных промышленных производствах, поэтому, несмотря на очистные мероприятия, содержание соединение тяжелых металлов в промышленных сточных водах довольно высокое. Большие массы этих соединений поступают в океан через атмосферу. Для морских биоценозов наиболее опасны ртуть, свинец и кадмий.  Предложите решение следующей задачи:
Задача1
В сточных водах гальванического цеха химического завода обнаружены катионы Fe3+, Fe2+, Ni2+ и анионы Cl-, SO42-. Как с помощью реакций ионного обмена можно очистить эти стоки?
- Поработайте в группах над решением подобных задач.
Задача2
Предложите ионные реакции для очистки сточных вод автотранспортного предприятия от катионов Pb2+ и Cu2+, оказывающих токсическое действие на живые организмы.

Сообщение о значении реакций ионного обмена, сопровождаемое мультимедийной презентацией, готовит обучающийся класса

Учащиеся работают в группах, предлагают решение практических задач по очистке растворов от катионов тяжёлых и токсичных металлов, применяя знания по изученной теме.

Рефлексия

Оценить свою деятельность на уроке

Личностные:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • оценивать результаты решения поставленных задач;
  • давать оценку деятельности на уроке

Коммуникативные УУД:

  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения

-  Сегодня на уроке мне было…

- Знания, полученные на уроке, мне пригодятся…

- Сегодня я…

- Мне было легко…

- Мне было сложно…

- О том, что я узнал(а), я расскажу…  

Учащиеся оценивают свою деятельность на уроке

Домашнее задание

Закрепить новые знания, обеспечить возможность развития исследователь-ских навыков, коммуникатив-ных умений, применение межпредметных связей.

Личностные:

  • умение управлять своей познавательной деятельностью;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию

Метапредметные:

Регулятивные УУД

  • умение соотносить свои действия с планируе-мыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, оценивать результаты решения поставленных задач

Познавательные УУД

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;
  • использование основных интеллектуальных операций: анализ и синтез, сравнение, обобщение,  выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
  • использование различных источников для получения химической информации

С какими веществами может реагировать фосфорная кислота, образуя а) газ; б) воду; в) осадок?
Запишите уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращённом ионном видах.

 Получают карточки с домашним заданием


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест-презентация по теме "Электролитическая диссоциация веществ. Реакции ионного обмена". 9 кл

Один из вариантов теста по электролитической диссоциации веществ и реакциям ионного обмена....

организация самостоятельной работы учащихся на уроке при изучении темы "Реакции ионного обмена"

РОпыт по организации самостоятельной работы учащихся на примере урока усвоения конкретных понятий и развития умений и навыков «Реакции ионного обмена». Почему именно на примере этого урока? Вы з...

"Реакции ионного обмена и условия их осуществления" тест для учащихся 9 класса ГИА

Тест для учащихся 9 класса  ЧАСТЬ А   А8  " Реакции ионного обмена и условия их осуществления " для подготовки к ГИАТЕСТ+ТЕСТ В ТЕСТОВОЙ ОБОЛОЧКЕ (Баженова А.А.)+ИНСТРУКЦИЯВыберите...

Технологическая карта урока "Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена и условия их протекания."

Технологическая карта урока по теме "Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена и условия их протекания" разработанна для детей с ограниченными возможностями здоровья. В...

Технологическая карта урока "Ионная химическая связь"

Разработка урока в 8 классе по теме "Ионная химическая связь"...

Технологическая карта к уроку Реакции ионного обмена

Цель урока: на основе усвоенных понятий о реакциях обмена и электролитической диссоциации веществ разных классов сформировать понятие «реакции ионного обмена»;экспериментально доказат...

Технологическая карта по химии к уроку "Реакции ионного обмена" 9 класс

Технологическая карта по химии к уроку "Реакции ионного обмена" 9 класс Рудзитис, Фельдман...