Урок химии, 8 класс "Генетическая связь металлов и неметаллов"
учебно-методический материал по химии (8 класс)

Филатова Галина Тихоновна

Научить составлять генетические ряды элементов (металлов и неметаллов), составлять уравнения реакций, соответствующих генетическому ряду;  проверить, как усвоены знания о химических свойствах   оксидов, кислот, солей, оснований; развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать,
обобщать и делать выводы,  составлять уравнения химических реакций;
воспитательные:  содействовать формированию научного мировоззрения

Скачать:


Предварительный просмотр:

План – конспект факультативного занятия

Предмет: химия. Класс: 9. Дата проведения: 21.03.

Тема: Генетическая связь  металлов  и неметаллов (2 ч.)                                                         Цели:  закрепление  понятий «генетический ряд», «генетическая связь».                                 Задачи: научить составлять генетические ряды элементов (металлов и неметаллов), составлять уравнения реакций, соответствующих генетическому ряду;  проверить, как усвоены знания о химических свойствах   оксидов, кислот, солей, оснований; развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать,
обобщать и делать выводы,  составлять уравнения химических реакций;
воспитательные:  содействовать формированию научного мировоззрения.
УМК: Рудзитис, Фельдман.

Ход  занятия:

1) Орг. момент
2) Повторение ранее изученного материала

1. Генетические связи – это связи между разными классами, основанные на их взаимопревращениях. Зная классы неорганических веществ, можно составить генетические ряды металлов и неметаллов. В основу этих рядов положен один и тот же элемент.
Среди металлов можно
выделить две разновидности рядов:
1. Генетический ряд, в котором в качестве основания
выступает щёлочь. Этот ряд можно представить с помощью следующих превращений:
металл→основный оксид→щёлочь→соль
Например, K→K2O→KOH→KCl
2. Генетический ряд, где в качестве основания выступает
нерастворимое основание, тогда ряд можно представить цепочкой превращений:
металл→основный оксид→соль→нерастворимое основание→основный оксид→металл
Например, Cu→CuO→CuCl2→Cu(OH)2→CuO→Cu
Среди неметаллов также можно выделить две разновидности рядов:
1. Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена
ряда выступает растворимая кислота. Цепочку превращений можно представить в
следующем виде: неметалл→кислотный оксид→растворимаякислота→соль
Например, P→P2O5→H3PO4→Na3PO4
2. Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает нерастворимая кислота: неметалл→кислотный оксид→соль→кислота→кислотный оксид→неметалл
Например, Si→SiO2→Na2SiO3→H2SiO3→SiO2→Si
 Фронтальная беседа по вопросам:

Что такое генетическая связь? Генетические связи - это связи между разными классами, основанные на их взаимопревращениях. Что такое генетический ряд?

Генетический ряд – ряд веществ – представителей разных классов, являющихся соединениями одного химического элемента, связанных взаимопревращениями и отражающих превращения данных веществ. В основу этих рядов положен один и тот же элемент.

Какие виды генетических рядов принято выделять? Среди металлов можно выделить две разновидности рядов:

а) Генетический ряд, в котором в качестве основания выступает щёлочь. Этот ряд можно представить с помощью следующих превращений:

металл →основный оксид → щёлочь → соль

например, генетический ряд калия K → K2O → KOH→ KCl

б) Генетический ряд, где в качестве основания выступает нерастворимое основание, тогда ряд можно представить цепочкой превращений:

 металл → основный оксид → соль→ нерастворимое основание →основный оксид → металл

например: Cu→ CuO → CuCl2 → Cu(OH)2 → CuO → Cu

Среди неметаллов также можно выделить две разновидности рядов:

а)  Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает растворимая кислота. Цепочку превращений можно представить в следующем виде: неметалл → кислотный оксид → растворимая кислота → соль.

Например: P→ P2O5 → H3PO4 →Na3PO4

б)  Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает нерастворимая кислота: неметалл → кислотный оксид → соль→  кислота → кислотный оксид → неметалл

 Например:  Si→  SiO2 → Na2SiO3 → H2SiO3→ SiO2 → Si

Выполнение заданий по вариантам:

1. Выберите в вашем варианте формулы оксидов, объясните свой выбор, опираясь на знание признаков состава данного класса соединений. Назовите их.

2. В столбце формул вашего варианта найдите формулы кислот и объясните свой выбор на основании анализа состава этих соединений.

3. Определите валентности кислотных остатков в составе кислот.

4. Выберите формулы солей и назовите их.

5. Составьте формулы солей, которые могут быть образованы магнием и кислотами вашего варианта. Запишите их, назовите.

6. В столбце формул вашего варианта найдите формулы оснований и объясните свой выбор на основании анализа состава этих соединений.

7. В вашем варианте выберите формулы веществ, с которыми может реагировать раствор ортофосфорной кислоты (соляной, серной). Составьте соответствующие уравнения реакций.

9. Среди формул своего варианта выберите формулы веществ, способных взаимодействовать между собой. Составьте соответствующие уравнения реакций.

10. Составьте цепочку генетических связей неорганических соединений, в состав которой войдет вещество, формула которого дана в вашем варианте под номером один.

Fe(OH)3

Zn(NO3)2

Cr(OH)3

H2SO3

Ag3PO4

BaCl2

H2CO3

H2SO4

CuSO4

Из данных веществ составьте  генетический ряд, используя все формулы. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить эту цепочку превращений:

I вариант: ZnSO4, Zn, ZnO, Zn, Zn(OH)2: II вариант: Na2SO4, NaOH, Na, Na 2O2, Na2O

4) Закрепление1.Al→Al2O3→AlCl3→Al(OH)3→Al2O3

2. P→P2O5→H3PO4→Na3PO4→Ca3(PO4)2

3. Zn→ZnCl2→Zn(OH)2→ZnO→Zn(NO3)2

4.Cu →CuO→CuCl2→Cu(OH)2→CuO→Cu

5.N2O5→HNO3→Fe(NO3)2→Fe(OH)2→FeS→FeSO4

5)Домашнее задание:  составьте схему постепенного перехода от кальция к карбонату кальция и подготовьте сообщение об использовании в медицине любой соли (используя дополнительную литературу).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок химии в 9 классе "Общая характеристика неметаллов"

Урок химии в 9 классе по программе О.С.Габриеляна. В разработке имеет место нестандартное начало урока. Сценарий урока сопровождается презентацией. Кроме того, приведены презентации по физическим свой...

"Общая характеристика неметаллов" урок химии в 9 классе по программе Габриеляна О.С.

Предлагаю урок химии в 9 классе по теме «Общая характеристика неметаллов» с использованием ИКТ. Урок построен на  применении методов, позволяющих учащимся самостоятельно, с использованием ...

Урок химии в 9 классе с использованием ЭОР. Тема урока"Неметаллы: атомы и простые вещества. Воздух. Кислород. Озон"

Ответить Данная работа содержит план-конспект урока-структуру и ход урока, разработку современного урока  химии в 9 классе "Неметаллы: атомы и простые вещества. Воздух. Кислород. Озон....

Урок химии, 9 класс,тема "Неметаллы. Общая характеристика неметаллов"

В методической разработке представлен урок по теме "Неметаллы. Общая характеристика неметаллов". Тип урока - урок усвоения новых знаний, а конкретнее урок  работы с понятием «неметаллы» и поиска ...

урок химии в 8-ом классе по теме "Простые вещества - металлы и неметаллы"

Класс: 8Тема урока: Простые вещества металлы и неметаллыБазовый учебник (название, автор): Химия 8 класс Габриелян О.С.Цель урока: создать условия для самостоятельной работы учащихся по определению со...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ХИМИИ В 9.10 КЛАССАХ НА ТЕМУ: "НЕМЕТАЛЛЫ"

ПРЕЗЕНТАЦИЮ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ, КАК ОБЗОРНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ ТЕМЫ  В 10 КЛАССЕ И ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ НОВОЙ ТЕМЫ В 9 КЛАССЕ....

План-конспект урока химии в 9 -м классе с использованием ЦОР по теме: «Неметаллы. Общая характеристика неметаллов». Программа О.С. Габриеляна

Урок по теме «Общая характеристика неметаллов» изучается в разделе «Неметаллы», является 1 уроком . Содержание материала дает возможность опираться на имеющиеся знания и одновременно закладывает фунда...