Организация научно-исследовательской деятельности в рамках предпрофильной подготовки.
статья по химии

Статья "Организация научно-исследовательской деятельности в рамках предпрофильной подготовки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx28.37 КБ

Предварительный просмотр:

Организация научно-исследовательской деятельности в рамках предпрофильной  подготовки.

Учитель химии МБОУ СОШ №8 Глухова И. И.

Одна из ведущих современных тенденций реформирования системы образования - его профилизация. Химико-биологический профиль предполагает существенное углубление знаний учащихся по этим предметам, что должно обеспечить  подготовку к ЕГЭ и поступление в вуз на соответствующие специальности.

Программа элективного курса «Мы в мире химии» предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса с ориентацией на химико-биологический профиль. Содержание учебного материала соответствует целям и задачам предпрофильного обучения и обладает новизной для учащихся.

В связи с сокращением учебных планов, возникла необходимость в элективном курсе, т.к. химические знания составляют основу для формирования научного мировоззрения учащихся. Они необходимы каждому человеку, определяют его рациональное поведение в окружающей среде, в повседневной жизни.

Элективный курс по химии призван развивать интерес к этой науке, формировать научное мировоззрение, способствовать сознательному выбору химического профиля. Кроме того, данный курс направлен на удовлетворение познавательных интересов учащихся в области химических проблем экологии.

Привлечение дополнительной информации межпредметного характера о значении химии в различных областях народного хозяйства, в быту, а также в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья позволяет заинтересовать школьников практической химией, повысить их познавательную активность, расширить знания о глобальных проблемах современности, развивать аналитические способности.

Содержание данного элективного курса направлено на развитие экологической культуры учащихся, ответственного отношения к природе, обосновывает необходимость ведения здорового образа жизни для сохранения здоровья человека и общества в целом.

Этот элективный курс дает возможность учителю и учащимся заниматься самостоятельной познавательной и практической деятельностью по вопросам здоровья и окружающей среды, проводить научно-исследовательскую деятельность.

ЦЕЛИ КУРСА.

Раскрытие роли химии в познании природы и обеспечении жизни общества, значения химического образования для правильной ориентации в жизненных ситуациях в условиях ухудшения экологической обстановки.

Развитие внутренней мотивации учения, повышение интереса к познанию химии. Развитие личности учащихся.

ЗАДАЧИ КУРСА.

Формировать у учащихся осознание необходимости заботиться о своем здоровье, изучать вещества, окружающие нас в повседневной жизни, для того, чтобы правильно их применять.

Учить правильно, оценивать экологическую обстановку, формировать активную жизненную позицию по вопросам защиты окружающей среды.

Развивать специальные УУД обращения с веществами, учить выполнять несложные исследования, соблюдая правила безопасности.

Развивать самостоятельность и творчество при решении практических задач.

Использовать и развивать межпредметные связи с биологией, физикой, географией, математикой.

Развивать общеучебные умения учащихся: умения работать с научно-популярной и справочной литературой, сравнивать, выделять главное, обобщать, систематизировать материал, делать выводы.

Развитие личности ребенка на основе УУД.

СУЩНОСТЬ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«О, сколько нам

открытий чудных…
Готовит просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель…»
(А. С. Пушкин)

Структура научно-исследовательской деятельности учащихся включает:
1) квази исследовательскую деятельность на занятиях (во всех классах);
2) подготовку рефератов (во всех классах);
3) самостоятельную работу учащегося (внеурочная деятельность);
4) работу в научном обществе учащихся (школьного и городского уровней);
5) участие в научно-практических конференциях разного уровня;
6) подготовку и защиту исследовательских работ.
Основные виды исследовательских работ:

1.Теоретические работы.

2.Опытно-экспериментальные работы.

3. Практические работы.

Виды теоретических работ:

1) информационно-реферативные,

2) проблемно-реферативные

Виды опытно-экспериментальных работ:

1) реферативно-экспериментальные

2) экспериментально – исследовательские: проверка предположения о подтверждении или опровержении результата.

Что такое исследовательская работа?

Исследовать - извлечь нечто из «следа», то есть восстановить некий порядок вещей по косвенным признакам, случайным предметам.

Исследование – процесс выработки нового знания.

Зачем тебе это надо?

  1. Творческий исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии.
  2. Навыки работы пригодятся в ВУЗе, когда будешь писать курсовые работы.
  3. Со своей работой ты можешь выступить на всевозможных школьных, районных, краевых и даже всероссийских конкурсах!
  4. Ты станешь умнее.

 Каковы этапы исследования?

  1. Определяешь проблему
  2. формулируешь тему работы
  3. Знакомишься с литературой по данной проблематике
  4. Определяешь методы исследования
  5. Собираешь собственный материал и анализируешь его
  6. Обобщаешь и делаешь выводы
  7. Оформляешь и презентуешь работу

Исследовательская работа  

Цель исследования

Гипотеза                                                                      

«Гипотезы облегчают и делают правильной научную работу — отыскивание истины, как плуг земледельца облегчает выращивание полезных растений».        Менделеев Д. И.

Задачи исследования

Объект исследования

Предмет исследования

Методы исследования

Каждая исследовательская работа предусматривает как теоретическую, так и практическую часть. Завершающим этапом исследовательской работы является оформление результатов исследования в соответствии с требованиями, а также их представление в виде доклада или презентации. Такая форма самооценки полученных знаний и навыков позволяет определить эффективность и уровень освоения материала, способствует формированию у обучающихся ответственности за выполнение работы, развивает логику, умение говорить перед аудиторией и отстаивать своё мнение.

Прежде всего, предлагаемая тема не должна быть школьной лабораторной работой или чем-то на нее похожим. Надо, что­бы тема работы была актуальна, вызывала у исполнителей интерес, была им понятна, и, наконец, она не должна вызывать сомнений в возможности ее реализации. Основное требование к исследовательской работе — новизна результата.

Презентация

Экспертиза продуктов на содержание  крахмала в них.

Материалы и реактивы: различные продукты; спиртовой раствор йода; дистиллированная вода.

Оборудование:  чашки Петри; ступка с пестиком.

Экспертная группа №1 Исследование  изделий из зерновых культур.

  1. Хлебобулочные изделия
  2. Кукурузные палочки
  3. чипсы
  4. мука,
  5. рис,
  6. овсяные хлопья,
  7. сахар,
  8. мёд,
  9. масло подсолнечное.

Экспертная группа №2 Исследование овощей, фруктов и изделий из них.  

  1. томаты,
  2. огурцы,
  3. морковь,
  4. лимон,
  5. яблоки,
  6. бананы,
  7. апельсины,
  8. томатный кетчуп (разных производителей)
  9. картофель

Экспертная группа №3 Исследование мясных и молочных продуктов.

  1. ветчина,
  2. колбаса докторская,
  3. колбасный сыр,
  4. молоко,
  5. творог,
  6. сметана,
  7. майонез,
  8. йогурт,
  9. масло сливочное  

Работа учителей в группах

Материалы и реактивы: различные продукты; спиртовой раствор йода; дистиллированная вода.

Оборудование:  чашки Петри;  пробирки.

Экспертная группа №1 Исследование  изделий из зерновых культур.

  1. Манная крупа
  2. Пшеничная крупа
  3. Панировочные сухари
  4. Соль
  5. Мёд

Экспертная группа №2 Исследование овощей, фруктов и изделий из них.  

  1. Сок
  2. Банан
  3. Апельсин
  4. Томатный кетчуп (разных производителей)
  5. Картофель

Экспертная группа №3 Исследование мясных и молочных продуктов.

  1. Сырок глазированный
  2. Сметана
  3. Майонез
  4. Молоко
  5. Бульонный кубик « Магги»  

Учащиеся средней школы изучают химию как нечто безжизненное, допускающее грубые и жесткие модели, а ведь научная истина заключается как раз в том, что химия – это живой организм, требующий деликатных способов исследования.

Путем организации научной работы учащихся удаётся исправить нынешнее положение в школьном химическом образовании. Однако необходима заинтересованность учителя в этой работе и его специальная подготовка.

Организация исследовательской деятельности учащихся – мощная инновационная образовательная технология. Она служит средством комплексного решения задач формирования учебных и надучебных компетенций учащихся.

Таким образом, организация научно-исследовательской деятельности учащихся создает положительные результаты: у них формируется научное мышление, а не простое накопление знаний. Анализ научно – исследовательских работ учащихся свидетельствуют о развитии познавательных функций школьников, об их умении критически оценивать различные подходы к решению исследовательских задач. Сформированность у школьников исследовательских компетентностей позволяет обеспечить конкурентоспособность выпускников при поступлении в вузы,  способствует успешному дальнейшему обучению в высших учебных заведениях, помогает реализовать их жизненные цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация научно- исследовательской деятельности школьников как способ формирования ключевых компетенций

Данная статья описывает один из вариантов организации научно- исследовательской деятельности школьников через элективный курс....

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в школьном научном обществе

Данный материал содержит методические рекомендации по организации работы с учащимися на проектами и исследовательскими работами в рамках  работы школьного научного общества учащихся....

Организация научно-исследовательской деятельности кафедры. Баландина М.Б. заместитель директора по научно-методической работе МОУ «СШИ № 2" г. Магнитогорска

Организация научно-исследовательской деятельности кафедры. Баландина М.Б. заместитель директора по научно-методической работе МОУ «СШИ № 2" г. Магнитогорска...

Презентация семинара по теме:"Организация научно- исследовательской деятельности, опытно- экспериментальной и проектной деятельности учащихся на уроках химии в условиях ФГОС"

Презентация для выступления на семинаре "Учителя года -2015 ". по теме:"Организация научно-исследовательской, опытно-экспериментальной и проектной деятельности учащихся на уроках химии в условия...

Организации научно-исследовательской и проектной деятельности с учащимися 5-6 классов в рамках реализации ФГОС

Эти виды деятельности  могут дать образовательные эффекты, если будут использоваться оба в образовательной  практике.Одна из важнейших задач, стоящих перед современным школьным образованием ...

3.3. Результаты участия обучающихся в научно-исследовательской, проектной деятельности (в рамках реализуемой ДООП)

Результаты участия обучающихся в научно-исследовательской, проектной деятельности (в рамках реализуемой ДООП) за период 2020 - 2024гг. объединения "Атлетическая гимнастика" и "ОФП"...