Урок обобщения по теме: "Углеводороды"
учебно-методический материал по химии (10 класс)

Семёнычева Лариса Витальевна

Урок проводится по вазершению темы "Углеводороды".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_10_kl.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обобщения по теме: "Углеводороды"

Подготовка к уроку.

  • На предыдущем уроке решается вопрос о формировании групп по желанию учащихся, которые выбирают себе ответственного группы.
  • Сообщаются правила урока (бальные оценки за групповые и индивидуальные задания, правила подведения итогов).

Обоснование к применению.

По мотивам и содержанию общения учащихся:

обобщение – основной вид деятельности для данного возраста;
подчинение своих интересов нормам коллективной жизни;
“Я–концепция”;
усиление потребности в личностном общении со взрослыми на равных.

По развитию интеллектуальной сферы:

недостаточное развитие логического мышления;
преобладание невербального интеллекта над вербальным;
слабое владение приемами рациональной переработки информации.

По отношению к предметному содержанию:

необходимость достижения прочности и осознанности знаний, умений и навыков как основы для изучения курса химии средней школы;
освоение химического языка;
необходимость поддержания интереса к учебной деятельности в целом и к предмету в частности.

Методические приемы:

проблемные ситуации;
элементы исследовательской деятельности;
моделирование и алгоритмирование;
использование научного материала.

Формы проверки достижения результатов:

контроль учителя;
контроль товарищей по группе;
взаимоконтроль;
самоконтроль;
как следствие – адекватная самооценка.

Цели урока: провести повторение и закрепление знаний учащихся по теме “Углеводороды “, и взаимосвязи между ними.

Задачи: отработать знания, умения, навыки:

по классификации углеводородов,

по химическим формулам веществ разных классов,

по химическим свойствам углеводородов разных классов и составлению к ним уравнений,

по генетической связи между углеводородами разных классов,

по решению расчетных задач.

Репродуктивный уровень:

знать классы углеводородов;
уметь различать вещества данных классов по формулам, составлять формулы веществ и давать названия по алгоритму;
различать их по химическим свойствам.

Конструктивный уровень:

понимать зависимость свойств веществ от их состава, сравнивать вещества разных классов по составу и прогнозировать свойства, а также по свойствам определять принадлежность веществ к определенным классам.

Творческий уровень:

уметь видеть проблему в необычной ситуации, предлагать варианты ее решения путем преобразования ранее известных знаний и способов действий.

Оборудование:

  • Компьютер, экран, проектор.
  • Карточки с заданиями.

Класс делится на 4 группы по 5 человек в группе.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Учитель. Добрый день!                                                      

Известно, химия - наука

О веществах,

Прощай, губительная скука!

Займёмся мы органикой сейчас!

Цвет, запах, твёрдость, растворимость

Всё это свойства вещества,

Но есть еще необходимость,

Знать суть веществ и их родства.

Сегодня мы будем работать по группам. В каждой группе есть свой ответственный, который будет вести учёт знаний на уроке. Но вы будите работать не только совместно, но и индивидуально, поэтому разберите номерки.

2. Постановка цели урока (цели урока обсуждаются совместно с детьми и высвечиваются на экране).

II. Задание№1 Из предложенного ряда вычеркнуть формулы двух веществ, которые принадлежат другому классу, чем все остальные. Задание оценивается в два балла.

Вариант 1. C5H12   C2H2     C7H16     C6H6    C10H22     C8H18   CH4   C6H14

Вариант 2. C5H10   C4H10   C7H14   C5H8   C10H20    C8H16   C2H4   C6H12

Вариант 3. C5H8   C5H12   C7H12   C8H16   C10H18    C8H14  C3H4   C6H10

Вариант 4. C6H14   C3H4   C8H18   C6H6   C10H22    C9H20   CH4    C2H6

Учитель: скажите, а знание чего лежало в основе правильного выполнения задания. (обсуждается вопрос об общих формулах классов углеводородов.

 Задание №2 Следующее задание - разминка. Каждой группе предлагаются карточки с заданиями. Совместно в группах дайте ответы на вопросы о строении молекул углеводородов, их химических свойствах. После подготовки задания на экране высвечиваются подсказки, по которым и идёт обсуждение предложенных вопросов.

I группа

1. Вещества с различным строением, но одинаковой молекулярной формулой

2. Геометрическая форма молекулы метана. Тип гибридизации

3. Реакции, характерные для алкенов

II группа

1.Вещества с одинаковым строением, но разными молекулярными формулами

2. Геометрическая форма молекулы этена (этилена). Тип гибридизации

3. Реакции, характерные для предельных углеводородов

III группа

1.Геометрическая форма молекулы ацетиленаТип гибридизации.

2. Виды геометрической изомерии

3.Древнее название алканов

IV группа

1. Реакции, характерные для класса алкинов

2. Что такое метил?

3. Геометрическая форма молекулы бензола.

Чему равен валентный угол в молекуле бензола.

Задание №3. Исследовательская деятельность.

Вспоминаем состав нефти и продукты, которые получают из нефти. А также формулы газообразных веществ классов углеводородов, их применение. Но нефть чаще всего бывает основой экологических катастроф. Ребят прошу смоделировать экологическую катастрофу, для этого предлагаю блюдца с водою, нефть. Совместно начинаем поиск решения. Для этого на столах спички, промокашки, баллончики с газом.

Наука — это всегда борьба чёрного с белым, и не всегда всё решают голые знания, перед человеком всегда встаёт нравственный выбор, научится его делать должен каждый. Если вас заинтересовала эта проблема обратитесь на сайт http://www.igpi.ru/.

Учитель: Знание о том, что все углеводороды горючи, закрепим закончив уравнения реакции, задание оценивается в два балла.

Задание №4
Закончите уравнения реакции:

1. C 4H10+ O2→         2. C2H4 + O2→            3. C3H4 + O2→      4. C6H6 + O2→

Учитель: Вспомните моё стихотворение, которое читала в начале урока: "знать суть веществ и их родства". Докажите, что существует генетическая связь между классами углеводородов.

Задание №5
Осуществите ряд превращений

I.     CH4 →  C2H2  →   C2H4  →   ?   →    C2H5Cl

II.    C2H2  →   C6H6  →    ?  →  C6H14  →  C6H13Cl

III.     CaC2  →   C2H2   →   C2H4   →   ?    →    C4H10

IV.     C2H6  →   C2H4  →   ?   C2H4  →   C6H5NO2

Задание №6

Учитель: Решите задачу, выберите правильный ответ. Задача оценивается в два балла. После решения задачи на экране высвечиваются правильные ответы.

1.Формула соединения  содержит 75% углерода и 25% водорода:

а) C2H6   б) C8H14   в) C4H10   г) CH4

2.Формула соединения  содержит 80% углерода и 20% водорода:

а) C2H6   б) C3H8   в) C4H10   г) CH4

3.Формула соединения  содержит 82% углерода и 18% водорода:

а) C2H6   б) C8H14   в) C3H8   г) C6H10

4.Формула соединения  содержит 88% углерода и 12% водорода:

а) C2H6   б) C8H14   в) C4H10   г) C2H4

5.Формула соединения  содержит 75% углерода и 25% водорода:

а) C3H6   б) C8H14   в) C3H6   г) C4H10

6.Формула соединения  содержит 86% углерода и 14% водорода:

а) C2H6   б) C8H14   в) C4H8   г) C4H10

7.Формула соединения  содержит 88% углерода и 12% водорода:

а) C5H8   б) C8H14   в) C4H10   г) C2H6

8.Формула соединения  содержит 87% углерода и 13% водорода:

а) C2H6   б) C6H10   в) C4H10   г) C8H14

9.Формула соединения  содержит 87,5% углерода и 12,5% водорода:

а) C2H6   б) C8H14   в) C7H12   г) C4H10

10.Формула соединения  содержит 84% углерода и 16% водорода:

а) C2H6   б) C8H18   в) C4H10   г) C8H14

11.Формула соединения  содержит 86% углерода и 14% водорода:

а) C2H6   б) C8H14   в) C4H10   г) C8H16

12.Формула соединения  содержит 87% углерода и 13% водорода:

а) C2H6   б) C8H14   в) C4H10   г) CH4

ПРАВИЛЬНЫЕ  ОТВЕТЫ

1.г     2.а     3.в       4.г      5.а      6.г      7.а      8.б       9.в      10.б       11.г        12.б

III. Подведение итогов:

Оцените свой вклад в работу группы, класса и достижения.

3 балла Активно участвовал, не допускал ошибок.

2 балла При работе иногда сомневался, поэтому в некоторых случаях уступал право ответа другим.

1 балл Испытывал затруднения по изучаемому материалу, вклад в работу группы незначительный.

IV. Домашнее задание

Повторить §14, составить текст экскурсии по заводу резиново-технических изделий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 10 классе: Обобщение и систематизация знаний по теме "Углеводороды"

Урок повторения и обобщения знаний по теме "Углеводороды" в 10-м классе по программе О.С. Габриеляна. Направлен на закрепление ключевых вопросов темы: номенклатура, изомерия, способы получения и свойс...

Разработка урока-зачёта по теме: «Углеводороды»

Разработка урока-зачёта по химии по теме "Углеводороды" в МБОУ ВСОШ...

УРОК ОБОБЩЕНИЯ ПО ТЕМЕ «УГЛЕВОДОРОДЫ» 10 КЛАСС

УРОК ОБОБЩЕНИЯ ПО ТЕМЕ «УГЛЕВОДОРОДЫ»10 КЛАСС ЦЕЛЬ: Обобщить знания о строении, свойствах, получении и применении углеводородов.ХОД УРОКА: Учащиеся работают в 4 группах по 5 человек.1)Учащимся пр...

Открытый урок по химии 10кл.на тему: "Обобщение знаний по теме:"Углеводороды"

Цели: Обобщить знания по теме: "Углеводороды", закрепить навыки выполнения упражнений, подготовиться к контрольной работе, воспитывать бережное отношение к природе. продолжать формировать умение орган...

Обобщение по теме «Углеводороды. Нефть. Природный газ». 10 класс. Работа в группах

Очень часто, заходя в класс, перед уроком, одни дети задают вопрос: " Что мы будем делать на уроке", другие - "Что мы будем изучать?" Я убеждена, что для достижения цели урока необходимо учитывать пре...

Урок по химии 10 класс "Обобщение знаний по теме "Углеводороды"

Урок по химии 10 класс "Обобщение знаний  по теме Углеводороды"...

Разработка урока химии на тему "Углеводороды".

“Углеводородлар” ХИМИЯ ФӘНЕ БУЕНЧА УЕН – ДӘРЕСЭШКӘРТМӘСЕ. 10 КЛАСС....