Алгоритмы
учебно-методическое пособие по химии (8, 9, 10, 11 класс)

Шеронова Светлана Михайловна

Представлены некоторые  алгоритмы предметных действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Алгоритмы определения степени окисления элементов по формуле бинарного и трёхэлементного соединения20.97 КБ
Файл Алгоритм определения коэффициентов методом электронного баланса20.36 КБ
Microsoft Office document icon Составление полного, сокращённого ионных уравнений37 КБ
Файл Номенклатура алканов25.4 КБ
Файл Номенклатура алканов (подробно с примерами)85.3 КБ
Файл Составление формул углеводородов по названию21.8 КБ
Файл Составление формул гомологов и изомеров56.1 КБ
Файл Алгоритм расчётов по уравнению реакции17.59 КБ
Файл Общий алгоритм решения расчётной задачи13.34 КБ
Файл Определение валентности по формуле бинарного соединения13.15 КБ
Файл Составление формул бинарных соединений18.27 КБ
Файл Составление формул оснований54.06 КБ
Файл Составление формул кислородсодержащих солей23.01 КБ
Файл Алгоритм составления уравнений24.06 КБ
Файл Определение реакции среды экспериментальным путём10.73 КБ
Файл Составление молекулярного уравнения на основе сокращёного ионного уравнения25.48 КБ
Файл План характеристики химического элемента71.46 КБ

Предварительный просмотр:

Определение степени окисления в бинарных соединениях.
Задание: определите степени окисления элементов в соединении Р2О5. Если вы получили такое задание, сделайте следующее:

1. Напишите формулу заданного вещества.

Р2О5

2. Укажите известную степень окисления элемента.

Р2О5-2

3. Найдите общий условный заряд на атомах элемента с известной степенью окисления.

5*(-2)=-10

4. Значение общего отрицательного заряда равно значению общего положительного заряда

+10

5. Найдите величину неизвестной степени окисления второго элемента, разделив значение общего заряда на индекс элемента.

+10:2=+5

6. Напишите значение степени окисления.

Р2+5О5-2

Определение степени окисления в трехэлементных соединениях.
Задание:  определите степени окисления элементов в соединении Н3РО4. Если вы получили такое задание, сделайте следующее:

1. Напишите формулу данного вещества.

Н3РО4

2. Напишите известные значения степени окисления элементов.

Н+13РО-24

3. Найдите общий заряд на атомах элемента с известной степенью окисления.

На атомах Н: (+1)*3=+3
На атомах кислорода:(-2)*4=-8

4. Значение общего отрицательного заряда равно значению общего положительного заряда.

не хватает положительного заряда +5

5. Найдите величину неизвестной степени окисления, разделив значение заряда на индекс элемента.

+5:1=+5

6. Напишите значение степени окисления.

Н+13Р+5О-24





Предварительный просмотр:

Метод электронного баланса складывается из следующих этапов:

1) записывают схему реакции (формулы реагентов и продуктов)

MnCO3 + KClO3  MnO2 + KCl + CO2

2) определяют степень окисления элементов в веществах

 +2+4-2       +1+5-2    +4-2       +1 -1    +4-2

  MnCO3 +     KClO3  MnO2 + KCl + CO2

3) находят элементы, которые повышают и понижают свои степени окисления, и выписывают их отдельно:

 

MnCO3 + KClO3  MnO2 + KCl + CO2
Cl
+5                = Cl−I
Mn
+2              = Mn+4

4) составляют уравнения полуреакций восстановления и окисления, соблюдая законы сохранения числа атомов и заряда в каждой полуреакции:

Cl+5 + 6e = Cl−I   восстановление      C+4 - окислитель

Mn+2 − 2e = MnIV+4 окисление         Mn+2 - восстановитель

5) подбирают дополнительные множители для уравнения полуреакций так, чтобы закон сохранения заряда выполнялся для реакции в целом, для чего число принятых электронов в полуреакциях восстановления делают равным числу отданных электронов в полуреакции окисления через наименьшее общее кратное :

 1          Cl+5 + 6e = Cl−I   восстановление 

 3          Mn+2 − 2e = MnIV+4 окисление

6) проставляют (по найденным множителям) стехиометрические коэффициенты в схему реакции (коэффициент 1 опускается):

3MnCO3 + KClO3 = 3MnO2 + KCl + CO2

д) уравнивают числа атомов тех элементов, которые не изменяют своей степени окисления при протекании реакции (если таких элементов два, то достаточно уравнять число атомов одного из них, а по второму провести проверку). Получают уравнение химической реакции:

3MnCO3 + KClO3 = 3MnO2 + KCl + 3CO2

е) проводят проверку по элементу, который не менял свою степень окисления (чаще всего это кислород):

слева 9 + 3 = 12 атомов O 
справа 6 + 6 = 12 атомов O

Подбор коэффициентов проведен правильно.



Предварительный просмотр:

Составление ионных уравнений реакций.

Задание. Составьте ионное уравнение взаимодействия хлорида алюминия с гидроксидом калия.

Составление уравнений реакций,  характеризующих общие химические свойства кислот.

Задание. Составьте уравнения реакций, характеризующих общие химические свойства кислот, на примере серной кислоты.



Предварительный просмотр:

Алгоритм  Номенклатура алканов

Задание. Назовите углеводород  по систематической номенклатуре:

http://him.1september.ru/2006/19/16-1.jpg

Решение:

1. Выберите главную цепь (наиболее длинная цепь углеродных атомов):

http://him.1september.ru/2006/19/16-2.jpg

2. Пронумеруйте символы атомов углерода в главной цепи с той стороны, где  ближе разветвление ( стоит заместитель - углеводородный радикал):

http://him.1september.ru/2006/19/16-3.jpg

Последовательно назовите:  

1)  номер углеродного атома, с которым связан радикал;

2) радикал;

3)  основа названия углеводорода — число атомов углерода в пронумерованной цепи:

       2-метилбутан.

4. Допишите число  атомов водорода, соблюдая четырехвалентность атома углерода:

http://him.1september.ru/2006/19/16-6.jpg



Предварительный просмотр:

Правила систематической (международной) номенклатуры

Последовательность действий

Пример

1. Выбрать в структурной цепи наиболее длинную цепь атомов углерода. Если какие-то фрагменты структурной формулы свернуты, необходимо их развернуть

http://him.1september.ru/2006/10/33-1.jpg

2. Пронумеровать атомы углерода в выбранной цепи с того конца, к которому ближе находится разветвление. Если разветвлений два и они равноудалены от концов главной цепи, то нумеровать углеродную цепь необходимо с того конца, к которому ближе стоит более простое (с меньшим числом атомов углерода) разветвление

http://him.1september.ru/2006/10/33-2.jpg

3. Дать название радикалу – боковому разветвлению. Причем перед ним ставят номер того атома в углеродной цепи, от которого отходит разветвление, затем через дефис – название радикала (разветвления)

http://him.1september.ru/2006/10/33-3.jpg

4. Если замещающих разветвлений несколько, то цифрой отмечают каждое из них, перечисляя радикалы в алфавитном порядке

http://him.1september.ru/2006/10/33-4.jpg

5. Если в формуле встречаются одинаковые радикалы, то сначала через запятые перечисляют цифрами местоположения разветвлений, затем их количество и названия. Количество одинаковых радикалов обозначается греческими числительными «ди» (два), «три» (три), «пента» (пять) и т.д.

http://him.1september.ru/2006/10/33-5.jpg

6. Если у одного и того же атома углерода находится два одинаковых радикала, то цифру повторяют дважды

http://him.1september.ru/2006/10/33-6.jpg

7. К названию последнего радикала добавляют название того алкана, который содержит такое же количество атомов углерода, как и выбранная главная цепь

http://him.1september.ru/2006/10/33-7.jpg

8. При выборе главной цепи в случае большого количества разветвлений направление нумерации указывают так, чтобы цифры, определяющие положения разветвлений, были наименьшими

http://him.1september.ru/2006/10/33-8.jpg

http://cnit.ssau.ru/organics/chem2/iupac.htm    интерактивные правила называния алканов

http://www.chem.msu.su/rus/teaching/mendeleeva/lesson7.html

Далее - принципы номенклатуры органических соединений на примере предельных углеводородов. Важно дать учащимся представление о том, зачем понадобилось вводить номенклатуру, еще раз напомнив, насколько многочисленны органические соединения, и об основном принципе номенклатуры ИЮПАК . Названия должны быть однозначными, т.е. каждому веществу должно соответствовать единственное название и наоборот, название должно отвечать только одному и только одному веществу. Все правила номенклатуры подчинены этому принципу. Не надо думать, что номенклатура ИЮПАК это что-то раз и навсегда созданное и застывшее. Она постоянно дополняется и уточняется. Если есть возможность, хорошо поручить кому-нибудь из учащихся подготовить краткие доклады об истории создания номенклатуры в органической химии и о деятельности союза ИЮПАК (О союзе ИЮПАК см. энциклопедию " Аванта+ ", том "Химия", с.333).

Номенклатура ИЮПАК составлена по заместительному принципу http://www.chem.msu.su/rus/teaching/mendeleeva/ie.gif . Представляется, что структурная формула состоит из основной цепи и заместителей.

При этом название состоит из следующих блоков:

Image8.gif (3175 bytes)

Ключевым моментом в составлении названия является выбор основной цепи.

Алгоритм выбора основной цепи :

1) В основную цепь должна входить старшая характеристическая группа, 
2) В нее должны максимально быть включены кратные связи, 
3) Основная цепь должна быть максимально длинной, 
4) Выбирают самую разветвленную цепь. 
4) Цепь нумеруется так, чтобы сумма номеров заместителей была наименьшей.

Правило с меньшим номером имеет приоритет над правилом с большим номером.

Названия неразветвленных алканов

Значение n в формуле
C
nH2n+2

Название вещества

Молекулярная формула

1

Метан

СН4

2

Этан

С2Н6

3

Пропан

С3Н8

4

Бутан

С4Н10

5

Пентан

С5Н12

6

Гексан

С6Н14 

7

Гептан

С7Н16

8

Октан

С8Н18

9

Нонан

С9Н20

10

Декан

С10Н22

К данной структуре названия можно обращаться каждый раз при изучении номенклатуры конкретного класса веществ, а для начала, принципы номенклатуры разбирают на примере названий предельных углеводородов.

Для предельных углеводородов можно предложить следующий алгоритм составления названий:

1. В структурной формуле выбирают основную цепь. Для алканов такая цепь содержит максимально возможное число атомов углерода. Если существует несколько цепей максимальной длины, то выбирают самую разветвленную из них.

2. Основную цепь нумеруют так, чтобы углеводородные заместители (боковые цепи) получили наименьшие номера.

3. Перечисляют заместители с их номерами в алфавитном порядке, затем записывают корень названия, отвечающий числу атомов углерода в основной цепи и добавляют суффикс -ан.

4. Если в молекуле несколько одинаковых боковых цепей, то употребляют приставку, обозначающую их число ( ди -, три- , тетра-, пента-, гекса - и т.д.). Числа в названиях отделяют дефисами, между числами ставятся запятые.  

Принципы номенклатуры разбираются на конкретных примерах. Учащиеся тренируются в составлении названий органических соединений. Иллюстрацию примера правильного и неправильного названия углеводорода можно посмотреть здесь: http://www.chem.msu.su/rus/teaching/mendeleeva/ie.gif


Современная номенклатура разработана международной комиссией по номенклатуре орг. соединений Международного союза теоретической и прикладной химии(ИЮПАК).

Междунаро́дный сою́з теорети́ческой и прикладно́й хи́мии (ИЮПАК, англ. International Union of Pure and Applied Chemistry, IUPAC) — международная неправительственная организация, способствующая прогрессу в области химии. Состоит из национальных организаций-участниц. Это авторитетная международная структура, занимающаяся разработкой и распространением стандартов в области наименований химических соединений через межрегиональную комиссию по номенклатуре и обозначениям. 
ИЮПАК и ЮНЕСКО – ведущие организации, координирующие события в течение 2011 года - Международного года химии. На нем будут отмечены достижения в химии, и ее вклады в развитие человечества.

Алгоритм составления названий предельных углеводородов:

1. В структурной формуле выбирают основную цепь. Для алканов такая цепь содержит максимально возможное число атомов углерода. Если существует несколько цепей максимальной длины, то выбирают самую разветвленную из них.

2. Основную цепь нумеруют так, чтобы углеводородные заместители (боковые цепи) получили наименьшие номера.

3. Перечисляют заместители с их номерами в алфавитном порядке, затем записывают корень названия, отвечающий числу атомов углерода в основной цепи и добавляют суффикс -ан.

4. Если в молекуле несколько одинаковых боковых цепей, то употребляют приставку, обозначающую их число ( ди -, три- , тетра-, пента-, гекса - и т.д.). Числа в названиях отделяют дефисами, между числами ставятся запятые.  



Предварительный просмотр:

Алгоритм  Составление структурной формулы углеводорода по его названию

Задание. Составьте структурную формулу углеводорода по его названию 2,3-диметилпентан.                     

Решение:

Анализируем название углеводорода, начиная с конца слова.

1. Основа названия «Пентан» – в главной цепи находится пять атомов углерода:

http://him.1september.ru/2006/19/16-4.jpg

2. «Диметил» – в состав углеводорода входят два радикала CH3.

3. «2, 3-» – радикалы находятся при  2-ом и 3-ем углеродных атомах:

http://him.1september.ru/2006/19/16-5.jpg

4. Допишите число  атомов водорода, соблюдая четырёхвалентность атома углерода:

http://him.1september.ru/2006/19/16-6.jpg



Предварительный просмотр:

Алгоритм Составление формул гомологов и изомеров

Задание. Для 2,2,3-триметилпентана составить формулы двух гомологов и двух изомеров.

Решение

1. Напишите структурную формулу исходного вещества:

    2. Для составления формулы ближайших  г о м о л о г о в, надо уменьшить главную цепь на группу СН2 -(гомологическая разность) — пример а) или увеличить главную цепь на СН2– пример б), сохраняя строение исходного вещества.

http://him.1september.ru/2006/19/17-2.jpg

3. Составляя формулы и з о м е р о в, необходимо изменить строение, сохраняя состав исходного углеводорода (C8H18), примеры в, г:

http://him.1september.ru/2006/19/17-3.jpghttp://him.1september.ru/2006/19/17-4.jpg



Предварительный просмотр:

Алгоритм вычисления объёма газа по известной массе другого вещества, участвующего в реакции


Пример. Вычислите объём водорода (н.у.), выделившегося при взаимодействии 40,5 г алюминия с раствором серной кислоты.

Последовательность выполнения действий

Оформление решения задачи

1.С помощью соответствующих обозначений запишем условие задачи, найдём молярную массу вещества, масса которого указана в условии задачи, приведём молярный объём газов.

 Дано:

 m(Al) = 40,5 г

 V(H2) - ?

 М(Al) = 27 г/моль

 Vm = 22,4 л/моль

2. Найдём количество вещества алюминия по условию задачи.

 Решение:

3.Составим уравнение реакции. Над формулами веществ запишем найденные количества веществ, а под формулами – молярные соотношения по уравнению реакции

 1,5 моль                                  х моль

 2Al + 3H2SO4 → Al2(SO4)3 + 3H2

 2 моль                                     3моль

4.Вычислим количество вещества водорода. Для этого составим пропорцию.

 

 

 Следовательно, n(H2) = 2,25 моль

5. Найдём массу водорода, которую требуется вычислить.

 V = n · Vm

V(Н2) = 2,25 моль · 22,4 л/моль=50,4 л

6. Запишем ответ.

Ответ: V(Н2) = 50,4 л.

Алгоритм вычисления массы продукта реакции  по известной массе исходного  вещества


Пример. Вычислите массу водорода, которая может  выделиться при взаимодействии 40,5 г алюминия с раствором серной кислоты.

Последовательность выполнения действий

Оформление решения задачи

1.Запишем условия задачи, найдём молярные  массы веществ, о которых идёт речь в задаче.

 Дано:

 m(Al) = 40,5 г

 М(Al) = 27 г/моль

 М(H2) = 2 г/моль

Найти:

m (H2) - ?

2.Составим уравнение реакции. Над формулами веществ запишем данную массу  вещества и неизвестную массу, обозначив её за х г.

 Решение:

40,5 г                                       х г

 2Al + 3H2SO4 = Al2(SO4)3 + 3H2

 

3. Под формулами запишем  молярные соотношения по уравнению реакции, молярные  массы,  массы     количеств веществ по уравнению реакции.  

Решение:

    40,5 г                                       х г

    2Al + 3H2SO4 = Al2(SO4)3 + 3H2

 n  2 моль                                  3моль

 M 27 г/моль                           2 г/моль

  m 54 г                                       6 г

4.Составим пропорцию

 40,5 г        х г

 -----    =     -----    

 54  г           6 г

 

 

5. Найдём массу водорода, которую требуется вычислить по условию задачи.

 Х= 40,5*6 : 54=4,5 г

6. Запишем ответ.

Ответ: m(Н2) = 4,5 г.



Предварительный просмотр:

Общий алгоритм решения расчётной задачи по химии

1. Прочитайте текст химической расчётной задачи.

2. Запишите кратко условие и требование задачи с помощью общепринятых условных обозначений.

3. Составьте химические формулы, уравнения реакций в соответствии с содержанием химической расчетной задачи и её требованием.

4. Составьте рациональный план решения задачи.

5.  Продумайте, какие дополнительные данные можно извлечь из химических формул, уравнений реакций для реализации требований задачи.

6. Произведите все необходимые в данной задаче действия с заданной математической точностью.

7. Запишите полученный ответ.



Предварительный просмотр:

Алгоритм определения валентности элементов по готовой формуле в бинарных соединениях 

(В.Я. Вивюрский)

                                                                                                  II

1. Обозначьте римской цифрой валентность известного элемента: V205.

2. Определите общее число единиц валентности этого элемента: 2 * 5 = 10.

3. Проставьте его арабской цифрой над химическими символами элементов:

  10

     II 

V2O5.

4. Разделите общее число единиц валентности на число атомов (индекс) элемента, для которого не известна валентность: 10:2 = 5.

5. Поставьте полученное частное римской цифрой над искомым элементом как валентность:

V II 

V205.



Предварительный просмотр:

                  Алгоритм составления формул оснований



Предварительный просмотр:

Алгоритм составления формул оснований

Последовательность действий

Пример выполнения действий

1. Напишите химические символы металла и гидроксогруппы

2. Укажите валентность гидроксогруппы - I

3. над символом металла укажите римской цифрой его валентность

4. Найдите индекс для гидроксогруппы по числу единиц валентности металла;

Если гидроксогрупп несколько, их заключают в скобки.

2                          3        

5. Составьте формулу основания.



Предварительный просмотр:

Алгоритм составления формул кислородсодержащих солей

1. Записываем химические символы металла и кислотного остатка, образующих соль. Знак металла записываем перед кислотным остатком.

2. Над знаками элементов указываем заряды ионов металла и кислотного остатка.

3. Находим Наименьшее Общее Кратное между зарядами ионов.

4. НОК делим поочерёдно: на заряд металла и заряд кислотного остатка.

5. Ставим полученные при расчёте индексы справа, внизу возле химических элементов. Если кислотных остатков несколько, заключаем его в скобки. Индекс ставиться за скобками.

ПРИМЕРЫ:

Нитрат железа (III)

1. Fe NO3

2. 3+ _

Fe NO3

3. 3

3+ -

Fe NO3

4. 3 : 3 = 1 , 3 :1 = 3

5. Fe(NO3)3

Сульфат алюминия

1. Al SO4

2. 3+ 2-

Al SO4

3. 6

3+ 2-

Al SO4

4. 6 :3 = 2 , 6 :2 = 3

5. Al2(SO4)3



Предварительный просмотр:

Алгоритм составления химических уравнений

Примечание. Прежде чем перейти к составлению химических уравнений в общем виде (молекулярных уравнений), следует прочно усвоить: написание химических символов, классификацию, состав и свойства веществ, классификацию химических реакций, понятия и законы химии.

Задания для самоконтроля. Составьте уравнения реакций, характеризующих химические свойства оксидов, кислот, оснований, солей.



Предварительный просмотр:

Алгоритм определения реакции среды

1. Налейте в пробирку 1 мл исследуемого раствора.

2. Опустите в пробирку фиолетовую лакмусовую бумажку.

3. Определите изменение окраски лакмусовой бумажки.

а) лакмусовая бумажка красная — среда кислая;

б) лакмусовая бумажка синяя — среда щелочная;

в) лакмусовая бумажка фиолетовая — среда нейтральная.



Предварительный просмотр:

Алгоритм составления молекулярных уравнений на основе сокращенных ионных уравнений

Примечание. Прежде чем приступить к составлению молекулярных уравнений на основе сокращенных ионных, необходимо прочное овладение умением пользоваться таблицей «Растворимость солей, кислот и оснований в воде».



Предварительный просмотр:

 Алгоритм характеристики химического элемента

Последовательность действий

Примеры выполнения действий

1. Напишите знак элемента, его название и порядковый номер.

 Р — фосфор, порядковый номер  № 15

2. Укажите положение элемента в периодической системе:

период, группа, подгруппа

3-й малый период, V группа, главная подгруппа.

3.  Опишите строение атома: схема строения (заряд ядра, число энергетических уровней, распределение электронов по ним) и электронно-графическая формула внешнего уровня.

4. Сделайте вывод: число валентных электронов, валентность, возможные степени окисления.

 5 электронов, валентность три, пять, возможные степени окисления -3, 0, +3, +5.

5. Укажите свойства.

Неметалл, может быть окислителем и восстановителем.

6. Составьте формулы высшего оксида и определите его характер

Р205, кислотный.

7. Напишите формулу летучего водородного соединения

РН3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок - Алгоритмы. Исполнители алгоритмов.

Материалы можно использовать на уроке информатики при изучении темы: "Алгоритмы". По учебнику Босовой Л.Л "Информатика и ИКТ "6 класс. Презентация, конспект урока, а также практическая работа и демонс...

Презентация по теме "Алгоритмы. Свойства. Способы записи алгоритмов. Линейные алгоритмы"

В данной презентации представлен материал к разделу "Алгоритмизация". В презентации рассмотрены понятия: алгоритм, свойства алгоритма, способы записи алгоритмов, линейные алгоритмы. Представлены задач...

Конкурсная программа для учащихся 5–7 классов «АХ, АЛГОРИТМ, АЛГОРИТМ, АЛГОРИТМ…»

«Ах, алгоритм, алгоритм, алгоритм…»(конкурсная программа для учащихся  5–7 классов)...

План - конспект урока в 9 классе «Алгоритмы, понятия алгоритма, свойства алгоритма. Исполнители алгоритма»

Понятие алгоритмов, свойства алгоритма. Исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Способы записей алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов....

План - конспект урока в 9 классе «Алгоритмы, понятия алгоритма, свойства алгоритма. Исполнители алгоритма»

Понятие алгоритмов, свойства алгоритма. Исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Способы записей алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов....

Презентация "Понятие алгоритма. Исполнители алгоритма. Свойства алгоритма".

Презентация подготовленна для 8 класса к учебнику информатики Босовой Л.Л....

Дистанционный урок "Алгоритмы. Свойства алгоритмов, графическое описание и виды алгоритмов"

Предоставленный материал позволит обучающемуся познакомиться с краткой историей появления слова алгоритм, сфомировать понятие алгоритма, его основных свойств, освоить правила описания алгоритмов с пом...