Проблемное обучение как способ активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках химии
статья по химии

Москвитина Анна Юрьевна

Среди различных форм активизации учебного процесса и формировании компетентностных подходов, центральное место принадлежит проблемному обучению, цель которого «научить ученика мыслить».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемное обучение как способ активизации мыслительной деятельности

учащихся на уроках химии

Актуальность

Одним из главных направлений современного общества становится широкое внедрение в практику психолого-педагогических разработок, направленных на интенсификацию процесса обучения, реализацию идей развивающего обучения,  совершенствование форм и методов организации учебного процесса, обеспечивающих переход от механического усвоения фактологических знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания.

В настоящее время под проблемным обучением понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.
Практическая значимость.

Данный вид обучения  направлен на самостоятельный поиск учащимися новых понятий и способов действий; предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, разрешение которых (под руководством учителя) приводит к активному усвоению новых знаний; обеспечивает особый способ мышления, прочность знаний и творческое их применение в практической деятельности, умение ориентироваться на рынке труда, быть востребованным и успешным.

Концептуальность.

При проблемном обучении роль учителя заключается в организации скоординированной совместной деятельности учащихся и учителя  с использованием информационных,  телекоммуникационных, мультимедиа технологий, в результате которых обучающиеся приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные навыки. Таким образом, учитель не сообщает готовых знаний, а организует учащихся на их поиск: понятия, закономерности, теории познаются в ходе поиска, наблюдений, анализа фактов, мыслительной деятельности.

Необходимыми составляющими проблемного обучения являются следующие понятия: «проблема», «проблемная ситуация», «гипотеза», «эксперимент». 

Проблемную ситуацию психологи определяют как психическое состояние личности, при котором возникает познавательная потребность в результате каких-либо противоречий.

Для построения процесса проблемного обучения требуется преднамеренное и систематическое создание соответствующих проблемных ситуаций. Этап создания проблемной ситуации требуют от учителя большого мастерства. Поэтому наибольшее внимание мы уделяю этому этапу.

Чтобы учащиеся приняли к решению учебную проблему, в своей работе использую следующие способы создания проблемных ситуаций:

1. Демонстрация или сообщение некоторых фактов, которые учащимся неизвестны и требуют для объяснения дополнительной информации. Они побуждают к поиску новых знаний. Например, учитель демонстрирует аллотропные видоизменения элементов и просит объяснить, почему они возможны.

2. Использование противоречия между имеющимися знаниями и изучаемыми фактами, когда на основании известных знаний учащиеся высказывают неправильные суждения.

3. Объяснение фактов на основании известной теории. Нахождение рационального пути решения, когда заданы условия и дается конечная цель. Например, учитель предлагает экспериментальную задачу: даны три пробирки с веществами. Определить эти вещества наиболее коротким путем, с наименьшим числом проб.

4. Нахождение самостоятельного решения при заданных условиях. Это уже творческая задача, для решения которой недостаточно урока. Нужно дать возможность учащимся подумать дома, использовать дополнительную литературу, справочники.

Ведущая педагогическая идея 

Проблемный подход способствуют сознательному усвоению нового материала и развитию мышления у учащихся. Он позволяет  учащимся усвоить не только те темы, которые обеспечивают обязательный минимальный уровень знания, но, и рассматривать более широкие понятия данного учебного предмета, расширять кругозор учащегося, делать его знания более фундаментальными. А так же, позволяет связывать эти понятия с другими предметами, изучая их во взаимосвязи и строя, тем самым, более полную и научную картину мира.

На современном этапе  перед методикой преподавания химии стоит задача взаимодействия новых образовательных технологий с традиционными. Для реализации этого использую технологии: объяснительно-иллюстрированного обучения, личностно-ориентированного обучения, коммуникативно-диалоговой деятельности, развивающего обучения, компьютерные, учебно-игровой деятельности, дифференцированного обучения, проектной деятельности, здоровьесберегающие на уровне отдельных элементов и в системе.

В современном учебно-воспитательном процессе очень важны субъект-субъектные, партнерские отношения, взаимодействие учителя и ученика на основе взаимоуважения и взаимопонимания.

Оптимальность и эффективность средств

Для того чтобы сконструировать урок с элементами проблемного обучения, я выполняю следующие последовательные действия.

  1. Оценивают, насколько позволяет данный учебный материал создать проблемную ситуацию и есть ли необходимость в ее создании, поскольку не всякий учебный материал может быть усвоен с помощью приемов проблемного обучения.
  2. Начинают разработку плана урока.
  • готовим ряд вопросов для актуализации знаний учащихся (для подготовки учащихся к восприятию проблемы);
  • формулируем проблему и создаю проблемную ситуацию;
  • прогнозируем процесс решения проблемы: какие гипотезы могут быть выдвинуты учащимися, как они должны обсуждаться (разрабатываю общий план, по которому будет обсуждаться каждая из гипотез);
  • подготавливаем информацию, оборудование, реактивы, и все то, что должно помочь в теоретическом и практическом доказательстве выбранной гипотезе;
  • заранее узнаем, какой из возможных вариантов решения оптимален, какая точка зрения в дискуссии правильна и, главное какой учебный материал должен быть усвоен в результате решения проблемы.
  1. Проводим проблемный урок, делаю самоанализ, корректирую план урока.

В своей работе, я использую следующие способы организации проблемного обучения: проблемное изложение, поисковая (эвристическая) беседа, самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность учащихся.

Проблемное изложение. Этот способ организации проблемного обучения наиболее уместен в тех случаях, когда учащиеся не обладают достаточным объемом знаний, когда они впервые сталкиваются с тем или иным явлением и не могут установить необходимые ассоциативные связи. В этом случае поиск осуществляет сам учитель. При проблемном изложении материала учитель руководит познавательным процессом учеников, ставит вопросы, которые заостряют внимание учеников на противоречивости изучаемого явления и заставляют их задуматься. Прежде чем учитель даст ответ на поставленный вопрос, ученики уже могут дать про себя ответ и сверить его с ходом суждения и выводом учителя.

Проблемное изложение применяется обычно в тех случаях, когда учащиеся не имеют достаточного запаса знаний, чтобы активно участвовать в решении проблемы. Если же учащиеся обладают минимумом знаний, необходимым для активного участия в решении учебной проблемы, то применяется следующий способ организации проблемного обучения;

Поисковая (эвристическая) беседа. Эвристической беседой называют систему логически взаимосвязанных вопросов учителя и ответов учащихся, конечной целью, которой является решение целостной, новой для учащихся проблемы или ее части. Основные ценности эвристической беседы (по В.И. Андрееву):

  • Искусно поставленные вопросы задают стратегию творческого мышления.
  • Проблема разбивается на подпроблемы: снижается уровень сложности до уровня соответствующих творческих возможностей ученика.
  • Каждый новый вопрос формирует новую стратегию – цель деятельности.
  • Стиль, манера, взгляды, убеждения учителя становится достоянием его учеников.

Поисковая беседа обычно проводится на основе создаваемой учителем проблемной ситуации. При этом учащиеся самостоятельно намечают этапы поиска, высказывая различные предположения, выдвигая варианты решения проблемы.

В своей работе использую проблемный подход в сочетании с самостоятельной работой учащихся.

Результативность опыта

В результате применения проблемного обучения удаётся:

- активизировать познавательный интерес учащихся, повысить уровень учебной мотивации;
- научить ребят применять полученные знания в разных жизненных ситуациях;
- увеличить роль самостоятельной работы учащихся;

- обеспечить дифференцированный и индивидуальный подход к обучению;

- повысить качество знаний.

Проблемное построение учебного процесса дает хорошие результаты в повышении эффективности обучения химии оно способствует проявлению учениками высокой познавательной активности, самостоятельности и влияет на качество усвоения знаний.

Однако, на мой взгляд, частое применение проблемного подхода на уроках не всегда осуществимо, так как самостоятельный поиск учащихся должен опираться на высокий уровень их предварительной подготовки. Некоторые пробелы в знаниях или отсутствие знаний по определенным разделам резко ограничивают возможность учащихся участвовать в проблемных уроках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический семинар "Проблемно-диалогическое обучение как способ активизации учебной деятельности учащихся на уроках русского языка"

Проблемно-диалогическое обучение как способ активизации учебной деятельности учащихся на уроках русского языка...

Проблемное обучение как способ активизации мыслительной деятельности обучающихся на уроках истории

Общество поставило перед образованием задачу воспитания свободной, развитой и образованной личности, способной жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Образование призвано помочь личност...

Различные методы решения задач как способ активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики

Показать влияние решения задач различными способами   на уроках математики на развитие мыслительной деятельности, познавательной активности школьников, логического мышления....

Проблемное обучение как способ развития мыслительной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания

Статья даёт описание  проблемно-диалогичесой педтехнологии, рассматривает её положительные и отрицательные стороны, характеризует различные виды проблемных заданий и приводит их примеры....

Проблемное обучение как метод активизация умственной деятельности учащихся на уроках географии

Проблемное обучениекак метод активизация умственной деятельности учащихсяна уроках географии...