Химический КВН
методическая разработка по химии

Широбокова Ольга Сергеевна

разработка внеклассного мероприятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл himicheskiy_kvn.docx38.09 КБ

Предварительный просмотр:

Воронежская область

Верхнемамонский район

МОУ «Ольховатская СОШ»

Химический КВН

"Эта увлекательная химия"

 (внеклассное мероприятие)

9 класс

Широбокова Ольга Сергеевна

2010г.

Выбираются 2 команды и капитаны.

В роли ведущих и химиков выступают учащиеся 10–11-х классов, которых заранее консультирует учитель о форме проведения вечера.

В роли жюри выступают гости вечера.

Мероприятие проводится в химическом кабинете или в актовом зале.

Классы – участники КВН заранее выпускают химические газеты, которыми украшают кабинет.

Особенность данного внеклассного мероприятия в том, что оно позволяет связать два таких разных предмета, как химия и литература.

Химический КВН развивает у учащихся самостоятельность, логическое мышление, а также познавательный интерес к изучению химии и является своеобразной проверкой знаний по данным темам.

Оборудование: 

  • колба с водой;
  • по 3 пробирки в штативе: кислота, щелочь, вода, индикаторы каждой команде;
  • уравнения на доске для двух команд;
  • карточки с формулами солей для задания по теме "Гидролиз солей";
  • предметы для конкурса капитанов (химические посуда и оборудование);
  • карточки с формулами оснований, оксидов, кислот, солей;
  • раствор роданида аммония NH4CNS, хлорида железа FeCL3, стеклянная палочка;
  • ватка, вода в стакане;
  • капля фенолфталеина в стакане, раствор щелочи NaOH;
  • растворы хлорида бария BaCL2 и серной кислоты H2SO4;
  • карточки с буквами (б, л, м, о, р, х, с, ф, т, а, з, е);
  • награды для победителей.

Продолжительность: время проведения 60 минут.

КВН

(Выходят оба ведущих)

Ведущий 1: Начинаем КВН. Сегодня в нем участвуют команды девятых классов. Они покажут свои знания по химии, свою смекалку, быстроту и точность. А вам, болельщики, желаем быть активными, внимательными, но, в то же время дисциплинированными. Представляю вам членов жюри.

(Представление жюри.)

Ведущий 2: Пожелаем членам жюри успехов и плодотворной работы!

А теперь – наши команды!

(Выход команд.)

Капитан 1 команды: Вас приветствует команда "КОЛБА".

1 команда: Команда Любознательных, Быстрых, Активных!

Капитан 1 команды: Наш девиз – (хором)

"Наш девиз всего два слова –
химичишь сам – трави другого!"

Капитан 1 команды: Наша песня: (команда хором исполняет песню).

Колба крепкая не развалится.
Не разъест ее даже кислота.
Друг в беде не бросит
И списать поможет.
Мы же химики!
Честь нам и хвала!

Капитан 2 команды: Вас приветствует команда (хором) "НЕЙТРОНЧИКИ".

Наш девиз – "Нейтрончики вперед,
(хором) Химия к себе зовет!"

Наша песня: 

Химия моя, ты наука века!
(хором) Обеспечила нитратами человека.
Овощи ли ем, фруктами питаюсь
Всюду и везде с химией встречаюсь!

Ведущий 1: Слово для приветствия имеет команда "Колба".

Капитан "Колбы": Разрешите передать вам наш чистый, пламенный привет. От всего сердца желаем вам успехов в учебе и труде. А сейчас поприветствуем жюри!

(Приветствие жюри 1 команды.)

Команда "Колба":

Пусть ваша совесть будет чиста,
Как в этой колбе вода!

(Подносят жюри колбу с водой.)

Ведущий 2: Болельщики! Поаплодируйте команде "Колба" и дадим слово для приветствия команде "Нейтрончики".

Капитан команды "Нейтрончики": Мы приветствуем команду "Колба".

(И хором команда  - приветствие соперникам.) 

Мы соперникам своим

      Удачи пожелаем,

      Трудно будет победить,

      Мы им обещаем.

Наше приветствие жюри:

О, судьи добрые!
Не уроните вашу честь,
Судите правильно и честно,
Чтоб в КВНе все учесть!

Ведущий 1: Итак, мы послушали приветствия команд. Жюри оценит приветствия по пятибалльной системе. А мы проведем традиционный конкурс любого КВН – разминку, по 3 вопроса каждой команде.

РАЗМИНКА

(За каждый верный ответ – 1 балл.)

("Колбе")

Ведущий 1: Какой элемент всегда рад? (Рад – он).

("Нейтрончикам")

Ведущий 2: Какие элементы утверждают, что "могут другие вещества рождать"? (Углерод, водород, кислород).

("Колбе")

Ведущий 1: Какая среда будет при растворении карбоната натрия в воде? (Щелочная).

("Нейтрончикам")

Ведущий 2: Как называется положительно заряженная частица, которая образуется при пропускании тока через раствор электролита? (Катион).

("Колбе")

Ведущий 1: Какой химический элемент входил в состав сооружения, которое вынужден был красить Том Сойэр? (Бор – забор).

("Нейтрончикам")

Ведущий 2: Название какого металла несет в себе волшебника? (Магний – маг).

(Выходят оба ведущих.)

Ведущий 1: Ну, а теперь, друзья, пришло время посоревноваться вам в смекалке и находчивости. Объявляем 1 конкурс.

1 КОНКУРС

Ведущий 2:

Вам мы карточки даем.
Там 13 букв найдете,
Нам в минуту соберете
Вы названья элементов.
Кто больше названий соберет –
Больше баллов наберет!

(По 1 баллу за каждое название.)

Ведущий 1: А жюри подведет первый итог – разминка и 1 конкурс.

(Слово жюри.)

Ведущий 2:

Итак,
первая ступенька преодолена.
Поднимемся выше, друзья!
Следующий конкурс – №2.

2 КОНКУРС

Ведущий 2:

Мы разлили вам в пробирки
Три опасных вещества.
Распознайте, где какое?
Лакмус в помощь вам, друзья!

(За быстроту и верный ответ – 5 баллов.)

Ведущий 1:

Посмотрим, друзья!
Что у вас впереди?
Теперь перед вами –
Конкурс № 3.

3 КОНКУРС

Ведущий 1: 

В периодической системе
Очень много элементов.
Вы найдите нам такие,
Начинались чтоб на "К".
А кто больше всех найдет,
Больше баллов наберет!

(За каждый элемент – 1 балл.)

Ведущий 2:

Наше честное жюри!
Нам итоги подведи!

(Слово жюри.)

Ведущий 1:

Что ж дерзайте,
В путь, друзья!
4 конкурс – уравнения!

4 КОНКУРС

Ведущий 1: 

Здесь начала уравнений.
Дописать вы их должны,
Верно отгадав концы.
Не забуду вам сказать:
"Нужно также уравнять! "

(Кто быстрее – 5 баллов, 2 место – 2 балла.)

Уравнения:

a) NH4CL + NaOH →

б) NH4NO3 + H2SO4

в) (NH4)2SO4

Ведущий 2:

С заданьем справились!
Все ажур!
Переходим в 5 тур!

5 КОНКУРС

Ведущий 2:

Вам мы карточки даем,
И вопрос свой задаем:
"Вот вам соли, вы скажите,
Уравненьем подтвердите:
Разлагаются ль они
В присутствии воды?

(Каждая команда получает карточки с формулами солей.)

Ведущий 1: 

Ну, а теперь слово жюри –
Свои итоги нам скажи!

(Слово жюри.)

(Выходят оба ведущих.)

Ведущий 2:

Наши милые команды!
Вы соперники хоть куда!
Ну, а где же капитаны?
Соревноваться им пора!

Конкурс кроссвордов

1-я ВЕДУЩАЯ (подходит к столу с лабораторным оборудованием, осматривает его). Где же тут коническая колба? (Почесывает в затылке.)

2-я ВЕДУЩАЯ: Наверное, там же, где и круглодонная? (Пожимает плечами.)

1-я ВЕДУЩАЯ: Может быть, нам помогут разобраться в этом наши команды?

Каждой команде предлагается плакат, на котором изображены предметы химического оборудования (рис. 1, 2).

image001

 image002 

Рис.1. Прибор для фильтрования.

Рис.2. Прибор для демонстрации разложения вещества.

  Какая команда быстрее выполнит  задание – назовет каждый предмет, та и победит в конкурсе. Названия предметов 1—10 надо вписать в сетку кроссворда по вертикали и сказать, какая фраза получится по выделенной горизонтали. Время на выполнение задания – 2 мин. Максимальный балл – 6. (Звучит музыка.)

cross

Ответы на кроссворд. По вертикали:1. Воронка. 2. Стакан. 3. Пламя. 4. Зажим. 5. Стержень. 6. Пробирка. 7. Горелка. 8. Колба. 9. Трубка. 10. Кольцо.
По горизонтали: князь Игорь.

(Выходят капитаны команд.)

6 КОНКУРС

(Представление капитанов команд)

Ведущий 1:

Вот различные предметы
Мы покажем вам сейчас.
Вы запомнить их должны
И названья написать,
Их не видя, хоть слов пять!

Ведущий 2:Больше кто из вас запомнит –
Больше баллов наберет!
Время мы терять не будем.
Так! Внимание! Вперед!

(Выносят ящик с предметами под музыку.)

(Время выполнения задания – 1 минута, за каждое верное название – 1 балл.)

Ведущий 1: 

И еще для вас заданье –
Вот вам формула вещества
Через минуту нам скажите:
"С какими пойдет реакция?"

(1 капитан – HNO3, 2 капитан – NaOH. За верный ответ – 2 балла.)

Ведущий 2:

Ну, а теперь, наше жюри,
Конкурс капитанов нам оцени!
А пока жюри решает,
С вами, зрители, играем!

Ведущий 1:

Кто верный ответ дает,
Своей команде очко принесет!

ВОПРОСЫ К БОЛЕЛЬЩИКАМ

Ведущий 1: Итак, 1 вопрос:

Назовите элементы, названные в честь стран? (Германий, франций, америций.)

Ведущий 2:

Наш вопрос второй
Тоже не простой:
"Назовите нам сейчас
Самый легкий в мире газ!"
(Водород)

Ведущий 1:

Ну, а третий наш вопрос
Задаем мы вам всерьез:
"Где и в каком году Родился Д. И. Менделеев?"
(г. Тобольск, 1834 год.)

Ведущий 2: 

Вот четвертый наш вопрос:

" Я металл, меня ты знаешь!
Мощь громадная во мне.
Если "б" ко мне добавишь,
Небо скрою в снежной мгле.
Через несколько минут
Вы скажите, как меня зовут?"
(Уран – буран)

(За каждый верный ответ зритель получает 1 балл для любимой команды.)

Ведущий 1:

Пока жюри наше решает,
Победителя определяет,
Чем займемся с вами мы?
Мы посмотрим опыты!

(Выходят 2 химика.)

Химик 1:

Хоть чудес на свете нет,
Химия дает ответ:
"Чудеса на свете есть,
И, конечно, их не счесть!"
Мы вам несколько покажем
И, конечно, все расскажем!

Химик 2:

Вот вам первое развлечение:
Кто дает руку на отсечение?
Жаль руку на отсечение,
Тогда нужен больной для лечения!

(Вызывается один желающий)

Химик 1:

Оперируем без боли.
Правда, будет много крови.

Химик 2:

При каждой операции
Нужна стерилизация.
Помогите, ассистент,
Дайте спирт.

Химик 1:

Один момент.

(Дает спирт – NH4CNS.)

Химик 2:

Спиртом смажем мы обильно,
Чтобы было все стерильно.
Не вертитесь, пациент,
Дайте скальпель, ассистент!

("Скальпель" – палочка, смоченная в FeCL3, делает "скальпелем" разрез – течет "кровь".)

Химик 1: 

Посмотрите, прямо струйкой
Кровь течет, а не вода.
Но сейчас я вытру руку –
От пореза ни следа!

(Вытирает "кровь" ваткой, смоченной водой.)

Химик 2:

А виной всему, ребята,
Здесь реакция у нас!
Получился цвет похожий,
Так похожий – просто класс!

Химик 1:

Вы устали все шутить,
Рады сок вам предложить!

(Наливает в стакан с каплей фенолфталеина щелочь.)

Химик 2:А может вам молочко?
Приготовим быстренько!

(Сливает растворы BaCL2 и H2SO4.)

Химик 1: Чудеса вам показали,
Вы, надеюсь, угадали,
Что сливали и зачем?
С этим нет у вас проблем!

Ведущий 2: Вот и закончились наши чудеса и занимательные опыты! Надеемся, они вам понравились! Если вы будете знать химию, вам не составит труда разгадать секреты "чудес". А наше жюри подвело итоги!

(Слово жюри – подведение итогов КВН.)

Ведущий 1:

А теперь поприветствуем победителя!
Каждому медаль вручаем
И с победой поздравляем!

(Вручение медалей.)

Ведущий 1: 

На этом наш вечер заканчивается.
Отличной вам учебы, друзья!
И хорошего настроения!

Названия химических элементов

Фосфор в переводе с греческого – “светоносец”;
Фтор – от греческого “фторос” - разрушение, гибель;
Бром – от древнегреческого “бромос” - зловонный;
Йод – с греческого – “фиолетовый”, “тёмно-синий”;
Астат – от греческого “астатос” - неустойчивый;
Литий – от греческого “литос” - камень;
Рубидий – от латинского “рубидос” - тёмно-красный;
Магний - от греческого названия “Магнии” - местность в Фессалии, где добывали магнезию- окись магния;
Хром - от греческого “хромос” - краска, цвет и т. д.

Именами героев древних мифов и сказаний названы следующие химические элементы:
титан (Титаны – мифические обитатели земли),
ванадий (Ванада – богиня скандинавской мифологии),
ниобий (Ниоба – дочь Тантала),
прометий (Прометей – мифический герой, подаривший людям огонь),
тантал (Тантал – герой мифов древней Греции).

В честь стран и городов:
магний (Магнезия – город в Греции);
иттрий (Иттербии – город вблизи Стокгольма);
гафний (Гафния – древнее название Копенгагена);
лютеций (Лютеция – древнее название Парижа);
германий (Германия);
рутений (от лат. Ruthenia – Россия) и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факторы, влияющие на смещение химического равновесия (концентрация реагентов, температура, давление и катализатор). Принцип Ле Шателье. Роль смещения химического равновесия в увеличении выхода продукта в химической промышленности

Презентация к уроку по теме: "Факторы, влияющие на смещение химического равновесия (концентрация реагентов, температура, давление и катализатор). Принцип Ле Шателье. Роль смещения химического равновес...

Физические и химические явления, закон сохранения массы веществ, химические уравнения, типы химических реакций.(слайды к урокам)

Слайды к урокам: Физические и химические явления, закон сохранения массы веществ, химические уравнения, типы химических реакций....

Открытый урок. Тема: Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия. Для СПО.

Дано понятие скорости химической реакции. Экспериментальное изучение факторов , влияющих на скорость. Понятие химического равновесия. Принцип Ле-Шателье. Урок проводится с применением презентации этой...

Проверочная работа по теме "Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов. Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы"

Проверочная работа по теме "Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов. Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы" предназначена дл...

Проверочная работа по теме"«Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов. Химические формулы. Аr и Mr»

Проверочная работа по теме «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов. Химические формулы. Аr и  Mr» предназначена для учащихся 8 классов. Она включает...

План -конспект урока в 8 классе: Химическая символика. Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Краткие сведения из истории.

На таких уроках реализую межпредметные связи. А так же осуществляю интегрированный подход. Очень люблю историю химии. Вместе с детьми готовим презентации, в которых отображаем накопленный  челове...