отрытый урок "Типы химических реакций"
план-конспект урока по химии (8 класс)

Широбокова Ольга Сергеевна

открытый урок для участия в конкурсе педагогического мастерства "Учитель года 2022".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_tipy_himicheskih_reaktsiy.docx61.64 КБ
Файл tipy_him_reaktsiy.pptx1.07 МБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Технологическая карта урока химии по ФГОС»

 

Программа курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений Габриелян О. С., изд. Просвещение, 2019.

Раздел программы: Первоначальные химические понятия

Тема урока:Типы химических реакций

Класс: 8

Тип урока: комбинированный

Тема урока:  «Типы химических реакций»

Цель: способствовать усвоению обучающимися знаний о типах химических реакций и умений их определять.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Формировать практические умения по проведению эксперимента.
  • Систематизировать классификацию типов химических реакций по числу исходных и образующихся веществ (разложения, соединения, замещения, обмена) на примере проведенных реакций.
  • Сформировать практические знания по определению признаков реакций (изменение цвета, выпадение осадка, выделение газа, выделение тепла)
  • Закрепить умения и навыки по составлению уравнений  химических реакций.

Развивающие:

  • Вызвать познавательный интерес для формирования дальнейшего устойчивого    познавательного мотива к изучению предмета химии, используя объяснительно-иллюстративную  технологию работы.
  • Включить учащихся в активный познавательный процесс.
  • Формировать умения анализировать полученную информацию, делать вывода.
  • Развивать познавательную  компетентность.

Воспитательные:

  • Развивать самостоятельность, ответственность, умение работать в микро группах (парах), самостоятельность в принятии решений, умение применять теоретические знания на практике.
  • Воспитывать аккуратность, внимательность при выполнении практической работы, соблюдая правила техники безопасности при проведении химического эксперимента.

Средства обучения:

  • Учебник «Химия – 8» автор Габриелян О. С. М.:  изд. Просвещение, 2019г.
  • Тетрадь для урока  
  • Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
  • Таблица растворимости кислот, оснований и солей в воде.
  • Оборудование и реактивы на столах учащихся:4 химических стакана, мука, яйцо, молоко, сахар, химическая ёмкость, палочка для перемешивания. подставка, грецкие орехи, молоток: Fe гвоздь, раствор CuSO4 модели молекул из цветного теста, подставка для лепки, салфетка, штатив для пробирок, пробирки,

Методы и методические приемы:

  • Словесный: рассказ, беседа, обмен мнениями.
  • Частично-поисковый метод: работа с учебником, таблицами, инструкцией.
  • Практические методы: практическая работа
  • Наблюдение, анализ, оценка, взаимооценка (самооценка).

Продолжительность урока: 30 минут

Планируемые результаты урока

 Личностные

получать эмоциональное удовлетворение от продуктивности собственной деятельности;

готовность и способность учащегося к саморазвитию;

уважительно относиться к иному мнению;

развивать самостоятельность и личную ответственность;

уметь проводить взаимооценку (самооценка) на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные

Надпредметные:

уметь: формулировать учебные задачи на основании полученного задания; составлять план, алгоритм действий, понимать инструкции; освещать результаты деятельности, в частности, уметь описывать наблюдения; представлять результаты проведенного эксперимента в письменном виде (отчет);  делать выводы.  

Межпредметные:

уметь:  устанавливать причинно-следственные связи; видеть информацию в единстве многообразных свойств и отношений, связывать предметные знания химии, физики.

Универсальные учебные действия (общеучебные умения):

Регулятивные:

уметь: организовать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале;

уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

осуществлять контроль по результату действия; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;

Познавательные:

уметь: проводить классификацию, наблюдение, сравнение, анализ как самостоятельно, так и в  группе и под руководством учителя;

ориентироваться в своей системе знаний и отличать новое от уже известного; объяснять явления и их признаки, процессы, выявляемые в ходе процесса обучения.

Коммуникативные:

уметь: работать в микро группе — устанавливать рабочие отношения в общении и в сотрудничестве со сверстниками; учитывать разные мнения и стремиться к в сотрудничеству;

слушать и понимать речь других; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества;

оформлять свои мысли в письменной и устной форме; осуществлять контроль, коррекцию, оценку и взаимооценку (самооценку).

Предметные

знать типы химических реакций на основе признаков: число исходных и образующихся веществ.

характеризовать признаки химических реакций на основе проведенных экспериментов;  

уметь правильно использовать химические реактивы и соблюдать правила техники безопасности при проведении химического эксперимента.

План урока

№ п.п.

Этапы урока

Временной период (мин.)

Организационный момент

Самоопределение к учебной деятельности

1

Закрепление знаний по усвоению изученного материала на прошлых уроках. Фронтальный опрос, выполнение вводных заданий.

5

Мотивация, целеполагание.

2

Погружение  в тему урока.

15

Систематизация, рефлексия

5

Домашнее задание, рефлексия

1

Подведение итогов, рефлексия

1

Ход урока

Этапы  

урока

Содержание урока.

Рекомендации/

действия учителя

Средства  обучения

Действия  учащегося/ответы

Результаты образования по ФГОС

Организационный момент. Самоопределение  к учебной деятельности

 

Приветствие учащихся.  Слайд 1.

Добрый день! Всё, что нас окружает, состоит из веществ. Кажется, что они живут своей жизнью, таинственной и непостижимой. Взаимодействуя, они изменяют свои свойства и состав. И задача человека, изучив этот мир, постараться использовать полученные знания во благо.

Сегодня мы продолжим знакомство с этим удивительным и волшебным миром химических реакций.

 

Приветствие учителя.

Личностные  -

развитие ответственности, формирование отношения к окружающим интересующимся  учебным процессом

Метапредметные  - организационные умения, развитие навыков самоорганизации.

Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

Учащиеся распределены по микро группам (парам).

На рабочих столах учащегося: тетрадь к уроку, учебник «Химия-8», Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, таблицы растворимости кислот, оснований и солей, принадлежности для письма, лабораторное оборудование.

Готовность к уроку

 

Закрепление знаний по усвоению изученного материала на прошлых уроках. Фронтальный опрос

Слайд 2.На экране кластер “Химические реакции”

-- Ребята, перед вами кластер «Химические реакции». Он не закончен. Давайте заполним пустые овалы. В середине кластера  находится основное понятие (отмечено зеленым цветом) – химические реакции. От него отходят стрелки к желтым овалам, в них указаны признаки, по которым вам необходимо охарактеризовать химические реакции.

-- Итак, что такое химические реакции

Слайд 3.

-Какой закон мы используем при составлении химического уравнения? Слайд 4.

-- Скажите, какими признаками сопровождаются химические реакции? Слайд 5.

Учитель открывает слайды по мере ответов учащихся. И подводит итог по кластеру.

Ответы учащихся:

-это превращение одного или нескольких исходных веществ (реагентов) в отличающиеся от них по химическому составу или строению вещества (продукты реакции).

-закон сохранения массы веществ

-образование осадка или газа, изменение цвета, выделение или поглощение теплоты, появление запаха

Предметные –  характеристика типов химических реакций по признакам: число исходных и образующихся веществ; тепловой эффект реакции; участие катализатора.

Метапредметные –

умение систематизировать,  классифицировать.

Мотивация, целеполагание.

Инструктаж по технике безопасности при проведении практической работы

Овал  “Типы реакций” остается пустыми, т.к. учащиеся  еще не знают этой информации

-- Ребята, мы с вами разобрали понятие химические реакции.  Но мы не знаем, какие типы химических реакций существуют. Как вы думаете, какая тема нашего урока? Записываем тему в рабочие тетради. Слайд 6.

Запишите тему урока «Классификация химических реакций»

А теперь давайте представим, что мы с вами не просто ученики 8 кл, а уже взрослые люди, имеющие определенные профессии. Слайд 7.

Итак 1 группа – повара-кондитеры;

2 группа – строители;

3 группа –садовники;

4 группа – скульпторы- художники.

У вас на столах есть оборудование и задания на карточках и я прошу приступить к их выполнению.

Тетрадь для урока.

Ответы учащихся:

-Типы химических реакций

Личностные - ответственность

Предметные –  систематизация знаний о типах химических реакций, признаках, условиях проведения;

характеристика правил техники безопасности при проведении химического эксперимента.

Метапредметные –умение   планировать свою деятельность.

Проведение инструктажа по технике безопасности при работе:

-с кислотами, щелочами, солями;

-со стеклянной  посудой.

Повторение правил техники безопасности при работе: с кислотами, щелочами, солями; со стеклянной  посудой.

Погружение  в тему урока.

Опыт 1. Инструкция

Вы искусные повара- кондитеры.

Для того, чтобы испечь пышный торт, нужно правильно замесить тесто, а для этого нужно смешать вместе несколько ингредиентов.

У вас в стаканах находятся: яйцо,  сахар, мука, молоко. Замесите тесто. Опишите наблюдения (признаки).

Тетрадь для урока.

Инструкция по выполнению эксперимента:

Оборудование: 4 химических стакана, мука, яйцо, молоко, сахар, химическая ёмкость, палочка для перемешивания .

Проведение эксперимента

Ответы учащихся:

Характеристика признаков реакций.

Определение классификации.

Оформление отчета по проведенным экспериментам.

Личностные – организация, ответственность, уметь получать эмоциональное удовлетворение от продуктивности собственной деятельности.

Предметные – закрепление знаний по:

- правилам технике безопасности при проведении химического эксперимента;

-характеристике признаков проведенных реакций

-составлению уравнений химических реакций и расстановки коэффициентов;

-определению типов химических реакций.

Метапредметные - уметь работать в микро группе — устанавливать рабочие отношения в общении и в сотрудничестве

Опыт 2. Инструкция

Вы опытные строители –столяры. И можете одним махом забить в стену гвоздь. Продемонстрируйте нам своё умение.

Возьмите орех и при помощи молотка и дощечки, аккуратно расколите его на несколько частей.

Опишите наблюдения (признаки).

Укажите тип реакции по признаку: число исходных и образующихся веществ.

Тетрадь для урока.

Инструкция по выполнению эксперимента:

Оборудование:

подставка, грецкие орехи, молоток

Проведение эксперимента

Характеристика признаков реакций.

Определение классификации.

Оформление отчета по проведенному эксперименту.

Опыт 3.   Инструкция

Вы садовники и вам нужно обработать деревья от грибковых болезней. Для этого вам нужен железный купорос, а в наличие есть только медный. Получите  железный купорос, используя подручные средства.

У вас в пробирке находиться медный купорос. Аккуратно опустите туда железный гвоздь.

Опишите наблюдения (признаки).

Укажите тип реакции по признаку: число исходных и образующихся веществ.

Тетрадь для урока.

Инструкция по выполнению эксперимента:

Оборудование: пробирки, штатив для пробирок, Fe гвоздь, раствор CuSO4

Проведение эксперимента

Характеристика признаков реакции.

Определение классификации.

Оформление отчета по проведенному эксперименту.

Опыт 4. Инструкция

Вы выдающиеся скульпторы-художники и вам поступил заказ изготовить красочную скульптуру розовой герани.

У вас имеется в модели формул сложных веществ, состоящих из 2-х элементов бело- синего и желто-красного цвета, вам нужно получить 2 модели новых веществ розового и зеленого цвета.

(Помните из курса рисования, что смешение красного и белого даёт розовый, а синего и желтого зелёный цвета)

 Опишите наблюдения (признаки).

Укажите тип реакции по признаку: число исходных и образующихся веществ.

Тетрадь для урока.

Инструкция по выполнению эксперимента:

Оборудование: модели молекул из цветного теста, подставка для лепки, салфетка.

Проведение эксперимента

Характеристика признаков реакции.

Определение классификации.

Оформление отчета по проведенному эксперименту.

Систематизация, рефлексия

 -Ребята, кто справился подходим ко мне и показываем, что у вас получилось. Слайд 8.

Химических реакций известно в мире много и каждая в отдельности важна, я вам скажу.

Реакции мы делим на типы очень строго, какие это типы? Сейчас я расскажу.

-- Химические реакции можно классифицировать по различным признакам. По числу и составу исходных веществ выделяют 4 типа химических реакций. Давайте подумаем, как они называются? В первом опыте, что происходит с веществами?

Слайд 9. реакции так и называются реакции соединения. 

Слайд 10.Следующий тип, обратный предыдущему. Какая особенность этих реакций? Или разлагаются - реакции разложения.

Слайд 11. В третьем типе реакций - участвует простое и сложное вещество, причем атомы простого вещества занимают место одного из атомов сложного вещества, замещают его - реакции замещения.

Fe + CuSO4 = FeSO4 + Cu

Слайд 12. Что необычного вы заметили в последнем типе реакций? Реакции так и называются - обмена.

Слайд 13.

Описание: http://image3.slideserve.com/6987593/slide1-n.jpg 

Подведите итоги, сделайте вывод.

Приведите в порядок рабочее место.

Тетрадь для урока.

Оборудование и реактивы.

 

-соединяются,

-вещества распадаются

-вещества меняются своими составными частями

Учитель на слайде, а учащиеся в тетрадях рисуют схему «Типы химических реакций»

Формулировка вывода по итогам выполненных экспериментальных опытов.

Приведение рабочего места в порядок.

Личностные -

развивать самостоятельность и личную ответственность;  

Предметные: классификация химических реакций

Метапредметные –

обобщать, систематизировать

Домашнее задание, рефлексия

Слайд 14.Домашнее задание: Учебник «Химия -8» § 30,31.

Выполнить творческий проект по любой теме:

  1. Химические реакции в природе
  2. Химические реакции в быту

Форма предоставления проекта:

презентация, видео, фотоколлаж (формат А4)

Рабочая для домашних работ учащегося

Запись домашнего задания в дневник.

Личностные -

развивать самостоятельность и личную ответственность.

Подведение итогов, рефлексия

Учитель подводит итог урока

-- Ребята, как вы думаете, достигли ли мы цели урока?

-- Сможете ли вы по числу и составу реагентов и продуктов определить тип химической реакции?

-- Сейчас еще раз проверим. О каких реакциях идет речь? Слайд 15.

Ты было сложным, я простым, мы встретились однажды,

В тебе я атом заместил,

мы подружились даже.

И сразу изменился мир:

я сложным стал, а ты простым.

Слайд 16.Нас было много, мы соединились,

В одно большое вместе превратились.

Такое процесс объединения – реакция …

Слайд 17.Когда два сложных вещества в реакцию вступают,

Меняются фрагментами (себя не обижают),

И происходят с ними тут простые перемены

Такой процесс мы назовем реакцией …

Слайд 18. Ребята, а теперь проверим наши знания на химических уравнениях. Определите к какому типу они относятся

  • Cu(OH)2 + 2HCl = CuCl2 + 2H2O
  • 4Li + O2 = 2Li2O
  •  СаСО3= СО2 + Н2О
  • 2HCL +Zn = ZnCL2 + H2

 Слайд 19.Учитель предлагает учащимся проанализировать свое эмоциональное состояние при помощи термометров настроения.

Тетрадь для урока.

Ответы учащихся.

(замещения)

(соединения)

(обмена)

Самооценка в тетради для урока

Обмен

Соединение

Разложение

Замещение

Личностные –

анализ, оценка, умение слушать, самоуважение.

Предметные – значение химического эксперимента

Используемые источники:

  1. Программа курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений автор Габриелян О. С., изд. Просвещение, 2019.

  1. Габриелян О. С. Учебник для общеобразовательных учреждений «Химия 8 класс». М.: Просвещение, 2019.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок химии 8 класс Широбокова Ольга Сергеевна, учитель 1КК химии МКОУ « Ольховатская СОШ» Верхнемамонского района Воронежской области 2022г.

Слайд 2

Химические реакции типы признаки Закон сохранения Определение Кластер «Химические реакции» Задание: заполните пустые овалы соответствующей информацией. Раскройте каждый признак.

Слайд 3

Превращение веществ Химические реакции типы признаки Закон сохранения Определение Кластер «Химические реакции»

Слайд 4

Превращение веществ Химические реакции типы признаки Закон сохранения Определение Кластер «Химические реакции» Масса веществ вступивших в реакцию равна массе веществ, образовавшихся в результате ее

Слайд 5

Масса веществ вступивших в реакцию равна массе веществ, образовавшихся в результате ее Превращение веществ Химические реакции типы признаки изменение цвета газ осадок запах выделение теплоты Закон сохранения Определение Кластер «Химические реакции»

Слайд 6

Тема урока «Типы химических реакций»

Слайд 7

1 группа – повара-кондитеры; 2 группа – строители; 3 группа –садовники; 4 группа – скульпторы- художники

Слайд 8

Химических реакций известно в мире много и каждая в отдельности важна, я вам скажу. Реакции мы делим на типы очень строго, какие это типы? Сейчас я расскажу.

Слайд 9

Реакции соединения – реакции, при которых из двух и более веществ образуется одно сложное вещество . М+С+Я+В=Т

Слайд 10

Реакции разложения – это такие реакции, при которых из одного сложного вещества образуется несколько новых веществ . АВ=А+В

Слайд 11

Реакции замещения – это такие реакции, в результате которых атомы простого вещества замещают атомы какого-нибудь элемента в сложном веществе Fe + CuSO 4 = FeSO 4 + Cu ↓ АВ+С=АС+В

Слайд 12

Реакции обмена – это такие реакции, при которых два сложных вещества обмениваются своими составными частями . АВ+СД=АД+ВС

Слайд 14

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Учебник «Химия -8» § 30,31. Выполнить творческий проект по любой теме: Химические реакции в природе Химические реакции в быту Форма предоставления проекта: презентация, видео, фотоколлаж (формат А4)

Слайд 15

Ты было сложным, я простым, мы встретились однажды, В тебе я атом заместил, мы подружились даже. И сразу изменился мир: я сложным стал, а ты простым.

Слайд 16

Нас было много, мы соединились, В одно большое вместе превратились. Такое процесс объединения – реакция …

Слайд 17

Когда два сложных вещества в реакцию вступают, Меняются фрагментами ( себя не обижают), И происходят с ними тут простые перемены Такой процесс мы назовем реакцией …

Слайд 18

Cu (OH) 2 + 2HCl = CuCl 2 + 2H 2 O 4Li + O 2 = 2Li 2 O СаСО 3 = СО 2 + Н 2 О 2HCL +Zn = ZnCL 2 + H 2

Слайд 19

Термометр настроения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»

Урок химии в 11 классе на тему: «Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»Цели:  дать понятие о скорости химической реакции;показать влияние на скорость...

Скорость химической реакции.Условия влияющие на скорость химической реакции.

Урок химии в 9 классе.Тема : «Скорость химической реакции. Условия влияющие на скорость химической реакции»Тип урока: урок- исследование.Цели урока: - расширить знания учащихся по теме: «Законом...

Химические реакции. Признаки химических реакций.

Тема: Химические реакции. Признаки химических реакций. Разработка урока. Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления знанийВид урока: беседа с демонстрацией опытовМетоды о...

План урока: классификация химических реакций, тепловой эффект химических реакций

План урока: классификация химических реакций, тепловой эффект химических реакций...

Урок химии в 11 классе на тему: «Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»

Урок химии в 11 классе на тему: «Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»Цели:дать понятие о скорости химической реакции;показать влияние на скорость химической ...

Самостоятельная работа по теме «Скорость химической реакции. Химическое равновесие. Классификация химических реакций»

Самостоятельная работа по теме «Скорость химической реакции. Химическое равновесие. Классификация химических реакций»...