Технологическая карта и презентация открытого урока "Химические свойства бензола"
методическая разработка по химии (10 класс)

Ирина Вадимовна Орлова

В этом материале можно познакомиться с разработкой открытого урока по теме "Химические свойства бензола"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока изучения нового материала по теме «Химические свойства бензола»

  (10 класс)

Тема урока

 «Химические свойства бензола»

Тип урока

Урок изучения нового материала

Методическая цель урока

Представить различные приемы организации учебной деятельности на уроке изучения нового материала

Цель урока

Познакомить учащихся с   химическими свойствами бензола: особенностями  реакционной способности, которые являются следствием электронного строения

Задачи урока:

- организовать повторение характеристик аренов, которые были изучены п плану ранее;

- организовать «марафон вопросов» для определения строения бензола;

- определить типы реакций, которые возможны для бензола в связи с особенностями его строения и составить уравнения

соответствующих  реакций;

- актуализировать познавательные умения учащихся посредством формирования  УУД при выполнении заданий;

- создать условия для выполнения коммуникативных и регулятивных УУД при инициативном сотрудничестве в поиске и систематизации информации, участии в диалоге;

- дать возможность учащимся представить результаты самостоятельно выполненных заданий;

- развивать интеллект, познавательные интересы, воспитывать организованность, инициативность, настойчивость.

Методы обучения:

метод проблемного изложения, частично-поисковый с элементами исследования

Основные понятия темы

Бензольное кольцо; ароматичность; электрофильное замещение; радикальное присоединение;

Применяемые современные технологии

Элементы технологии проблемного обучения, технологии диалогового взаимодействия, технологии формирования УУД

Организация пространства

 Кабинет химии

Межпредметные связи

С биологией

Ресурсы.

Оборудование: 

- ПК и мультимедийный проектор, экран.

Дидактическое обеспечение урока: компьютерная презентация

              Планируемые результаты

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

-  знать определения понятий: арены

- знать особенности строения аренов;

- знать химические свойства бензола, как следствие его строения;

- уметь применять теоретические знания  в стандартной и нестандартной ситуациях решении практических заданий;

-  понимать, как использовать знания о электронно-пространственном строении веществ для прогнозирования химической реакционной способности

Познавательные: уметь самостоятельно выделять познавательную цель, устанавливать причинно-следственные связи; представлять информацию в виде  уравнений химических реакций, извлекать информацию из схем.

Регулятивные: уметь  определять последовательность действий при выполнении задания; уметь работать по плану;  научиться ставить цель; прогнозировать и предвосхищать результат;

Коммуникативные: уметь слушать; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы; представлять результаты своей работы.

Формировать познавательный интерес к предмету; творческие способности и практические умения; самостоятельность в применении теоретических знаний для решения задач; развивать ценностное отношение друг к другу, к преподавателю, к результатам обучения; принимать решения и обосновывать их; развивать инициативу.

Ход урока

Этапы организации  учебной деятельности

Формируемые УУД

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

1

Вводно-мотивационный

РУУД прогнозирование

ПУУД (общеучебные): формулирование познавательной цели.

ЛУУД (самоопределение) мотивация учения

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Организует вводную беседу. Предупреждает учащихся об оценивании их ответов, которые будут фиксироваться в тетради.

Предлагает учащимся назвать пункты плана, по которому происходит изучение каждого класса органических веществ. Спрашивает, какой пункт плана должен быть разобран на данном уроке. Предлагает записать учащимся тему в тетрадь

Помогает сформулировать цель урока.  

Приветствуют учителя. Участвуют  в беседе.

Озвучивают план изучения каждого класса органических веществ. Называют тему, которая должна быть разобрана по плану на этом уроке. Записывают тему в тетрадь. Формулируют цель урока, записывают в тетрадь. Осознают цель урока.

2

Технологический

ПУУД (общеучебные) осознанное построение речевого высказывания

ПУУД (общеучебные) поиск, выделение и структурирование информации

РУУД (контроль) сличение результата с эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)

Организует «марафон вопросов» - Задание №1: предлагает учащимся задавать вопросы по теме прошлого урока, связанные с электронным строением бензола. Выслушивает ответы на эти вопросы.  Предлагает учащимся сравнить информацию, которую они получили после «марафона вопросов» с информацией на экране. Задает главный вопрос: «Какие реакции могу быть характерны для вещества подобного строения?»

Организует работу по определению реакций, характерных для бензола. Предлагает учащимся озвучить свои предположения, а затем сравнить с информацией на слайде, записать типы характерных реакций в тетрадь.

Одни учащиеся формулируют вопросы, которые могут определить особенности строения бензола, другие на эти вопросы отвечают. Фиксируют баллы за вопросы и ответы в тетради. Сравнивают те особенности строения, о которых они вспомнили в ходе «марафона» с информацией на слайде. Отвечают на главный вопрос. Сравнивают свои ответы с информацией на слайде. Записывают характерные доля бензола типы реакций в тетрадь.

Рассказывает учащимся о реакциях бензола, об их особенностях и механизмах, пользуется информацией, изображенной на слайде. Предлагает записать уравнения реакций в тетрадь

Учащиеся слушают учителя, записывают уравнения реакций в тетрадь.

ПУУД (общеучебные) использование знаково-символических средств

ПУУД (общеучебные) структурирование информации

РУУД (контроль) сличение результата с эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

Организует работу с  заданием №2.  На слайде изображены схемы реакций бензола с разными реагентами, при разных условиях. В схемах даны названия реагентов и продуктов. Предлагает учащимся переписать реакции с помощью структурных формул и найти те реакции, в которых есть ошибки, исправить ошибки и написать уравнения реакций правильно. На выполнение задания – 10 минут. Затем предлагает   двум учащимся на доске написать по 3 или 4  уравнения. Предлагает остальным учащимся обсудить правильность их написания, а также сравнить уравнения, написанные на доске со своими, написанными в тетради, оценить свои действия.

Работают  индивидуально.  Выполняют задание в тетради. Двое учащихся идут к доске и пишут уравнения трёх или четырех исправленных уравнений. Все остальные учащиеся участвуют в обсуждении, сравнивают свои ответы, с написанными на доске  Выставляют себе заработанные баллы.

3

Рефлексивный

РУУД (оценка) выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоить, осознание качества и уровня усвоения

ЛУУД

(самоопределение): мотивация учения

РУУД прогнозирование

Подводит итоги урока: посчитать заработанные баллы и выставить себе оценку по критериям, представленным на слайде

Предлагает  ответить на вопросы:

Выберите два предложения и закончите их

1)Сегодня я узнал, что…

2) Я понял, что…

3) Я научился…

4) У меня получилось…

5) У меня не получилось…

6) Я считаю важным

Предлагает по желанию озвучить свои ответы.

Оставляет «затравку» на следующий урок: на слайде представлены формулы производных бензола. Предлагает подумать и ответить на вопрос: «Как повлияют (если повлияют) заместители в бензольном колье на его реакционную способность?». Ответы и предположения предлагает озвучить на следующем уроке.

Участвуют в беседе. Оценивают работу на уроке по критериям, представленным на слайде

Отвечают на вопросы.

Озвучивают ответы.

Записывают вопросы домашнего задания в тетрадь


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА БЕНЗОЛА Урок изучения нового материала УЧИТЕЛЬ ХИМИИ Орлова И.В. ГБОУ лицей №378

Слайд 2

План изучения темы 1. Определение класса органических веществ 2. Номенклатура 3. Изомерия 4. Электронное строение 5. Химические свойства 6. Получение 7. Применение

Слайд 3

Цель урока: изучить химические свойства бензола Задание 1. Марафон вопросов Составьте по 1 вопросу о строении бензола. Например: Какие атомы углерода образуют молекулу бензола? На каждый вопрос - сразу ответ За каждый заданный вопрос – 1 балл За каждый правильный ответ – 1 балл

Слайд 4

Строение бензола Главный вопрос: Какие химические реакции будут характерны для вещества с подобным строением?

Слайд 5

Реакции, характерные для бензола I . Реакции замещения 1 . Механизм: ионный, электрофильный 2 . Реагенты: - галогены (галогенирование) - азотная кислота (нитрование) - алкилирование ( Фриделя-Крафтса ) - серная кислота (сульфирования) II. Реакции присоединения 1 . Механизм: радикальный 2 . Реагенты: - водород ( гидрирвание ) -галогены (галогенирование) 2.

Слайд 6

Задание №2. Найдите схемы реакций, которые составлены с ошибкой. Напишите уравнения всех реакций 1. бензол + хлороводород  хлорбензол + водород 2. бензол + азотная кислота ( разб ., 0 0 С )  нитробензол + вода 3. бензол + серная кислота ( конц .)  бензосульфокислота + вода 4. бензол + водород ( Ni, t 0 C )  н-гексан 5. бензол + 2-бромпропан ( AlBr 3 )  изопропилбензол + бромоводород 6. бензол + бром (раствор)  бромбензол + бромоводород 7. бензол + хлор (УФ)  1,6-дихлоргексан Самопроверка: за каждое правильно написанное уравнение – 1 балл

Слайд 7

Итоги урока Баллы за урок Задание №1: по 1 баллу за каждый вопрос и каждый ответ 1х4 Задание №2: по 1 баллу за каждое правильно написанное уравнение 1х7 Дополнительные баллы: за ответ у доски : 2 балла; активную работу с места: 2 балла Итого: 15 баллов «5» - 11-15 баллов; «4» – 6-10 баллов; «3» – 2-5 балов Выберите два предложения и закончите их 1)Сегодня я узнал, что… 2) Я понял, что… 3) Я научился… 4) У меня получилось… 5) У меня не получилось… 6) Я считаю важным

Слайд 8

Производные бензола Вопрос для домашней работы: Как заместители в бензольном кольце повлияют на его реакционную способность?

Слайд 9

Благодарю за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока химии по теме "Бензол -представитель класса Арены"

Технологическая карта урока химии по теме "Бензол - представитель класса Арены" составлена в соответствии с требованиями ФГОС по учебнику Химия 10 класс, автор О.С.Габриелян...

химические свойства бензола.

урок построен по технологии проблемного обучения....

химические свойства бензола

презентация к уроку...

Строение, свойства бензола, его применение и получение

Цели урока:1. Расширить знания учащихся об углеводородах - познакомить их с ароматическими углеводородами. Знать определение ароматических углеводородов, строение молекулы бензола, способы его получен...

Технологическая карта, презентация по теме Свойства функции 9 класс

Технологическая карта + презентация по теме Свойства функции 9 класс...