Методическая разработка урока "Смотр знаний по органической химии" для 10 класса
методическая разработка по химии (11 класс)

Балеева Алла Сергеевна

Урок проводится на День открытых дверей в 10 классе, на который приглашены родители учеников, члены родительского комитета школы, члены управляющего совета, представители общественности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-smotr_znaniy_v_10klasse.docx18.49 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 10 классе

Смотр знаний по органической химии

Цель урока: Закрепить знания учащихся о классах углеводородов (алканах, алкенах, алкинах и алкадиенах). Развивать умение искать, выбирать информацию, умение работать в команде.

Ход урока

Урок проводится на День открытых дверей в 10 классе, на который приглашены родители учеников, члены родительского комитета школы, члены управляющего совета, представители общественности.

Класс делится на группы по 4-5 человек, на каждую группу выдается файл, в котором лежат тестовые упражнения (для каждого ученика), карточки с реакциями и ответами на полосках бумаги. Такие же карточки есть у учителя (крупно написанные), чтобы их можно было прикрепить к магнитной доске.  

В начале урока предлагаю провести разминку. Упражнения разминки каждый член команды выполняет самостоятельно.  

РАЗМИНКА

  1. Установите соответствие:

НАЗВАНИЕ УГЛЕВОДОРОДА                                            СТРУКТУРНАЯ ФОРМУЛА  

  1. 2-метилпентен-2                                           А) СН3 – СН2 – СН2 – С (СН3)2 = СН2
  2. 2,2-диметилпентен-1                                   Б) СН3 – СН(СН3) = СН – СН2 – СН3
  3. 3-этилпентен-2                                             В) СН3 – С(СН3)2 –СН2 – СН = СН2
  4. 4,4-диметилпентен-1                                   Г) СН3 – СН  = С(С2Н5) – СН ─ СН2
  1. Установите соответствие между названием вещества и видом изомерии названного вещества к 2-метилпентадиену-1,3:

НАЗВАНИЕ УГЛЕВОДОРОДА                                                    ВИД ИЗОМЕРИИ  

  1. гексадиен-1,3                                                       А) углеродного скелета
  2. 3-метилгексадиен-1,3                                         Б) положения кратной связи
  3. гексин-1                                                               В) межклассовая
  4. 2-метилпентадиен-1,4
  1. Установите соответствие между исходными веществами и продуктами реакции:

       ИСХОДНЫЕ ВЕЩЕСТВА                                                        ПРОДУКТЫ РЕАКЦИИ  

  1. СН3 – СН2 – СН2 – СН3 (платина)                                  А) бутен-1
  2. СН3 – СН2 – СНСl – СН3 + КОН (спиртовой р-р)        Б) пентен-1
  3. СН3 – СН2 – СНОН – СН3 (серная кислота)                 В) бутен-2                        
  4. СН3 – СН2 – СН2 – СН2ОН (серная кислота)                Г) бутен-1 и бутен-2
  1. Установите соответствие между правой частью уравнения и названием типа химической реакции:

            ПРОДУКТЫ РЕАКЦИИ                                  ТИП ХИМИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ

  1. СН2Cl – СНCl – СН = СН2                           А) присоединение избытка брома
  2. СН2Br – СН = СН – СН2Br                           Б) полимеризация (образование каучука)
  3. СН2Br – СHBr – СHBr – СН2Br                   В) присоединение-1,4
  4. ( – СН2 – СН = СН – СН2 –)n                        Г) присоединение-1,2
  1. По двойной связи возможны реакции  
  1. Обесцвечивание бромной воды
  2. Дегидратация
  3. Обесцвечивание раствора перманганата калия  
  4. Поглощение водорода  
  5. Дегидрогалогенирование
  1. С водородом взаимодействует каждое из двух веществ:
    1) пропен, пропан
    2) бутен, этан
    3)пропадиен, этен
    4) пропилен, бутадиен-1,3
    5) дихлорэтан, бутан
    6) этин, бутин-1

Затем самопроверка по презентации (Приложение 1 «Ответы на урок Смотр знаний»). Предлагаю поставить себе оценку: за 12 баллов – «5», за 9 баллов – «4», за 6 баллов – «3» и озвучить оценку.

Соревнование между командами по упражнениям:

УПРАЖНЕНИЯ

  1. Составьте формулы веществ:
  1. 2,2,3-триметилпентан
  2. 2,3-диметилпентен-1
  3. 3,4-диметилгексен-3
  4. 2-метилбутадиен-1,3
  1. Составьте формулы изомеров для веществ из задания 1:
  1. для  2,2,3-триметилпентана составить изомер углеродного скелета
  2. для 2,3-диметилпентена-1 составить изомер положения двойной связи
  3. для 3,4-диметилгексена-3 составить цис-транс изомеры
  4. для 2-метилбутадиена-1,3 составить межклассовый изомер.

Дайте изомерам названия.

  1. Составьте из карточек уравнения реакций, подобрав к левой части уравнения правую часть.  Назовите тип реакции и полученные вещества.

Упражнения 1 и 2 выполняются на отдельном листе каждой командой, затем проверяется соперниками. Для упражнения 3 в файле карточки 1 и 2 разрезаны и лежат в разных конвертах. Сопоставив левую и правую часть уравнения, команды по очереди составляют реакцию на доске из увеличенных копий карточек. Если какая-нибудь команда ошибается, право ответа переходит к следующей команде. За правильные ответы даю звезды или другие знаки отличия. Одна звезда составляет 5 баллов. Расчетное количество баллов – 20, но их может быть больше.

Оценка команды складывается из баллов, набранных командой за упражнения.

РЕАКЦИИ

1. СН2 = СН2 + Н2  

2. СН3 – СН3  

3. СН2 = С – СН3 + Н2О →

4. СН3 – СН(OH) – СН2 – СН3

5. СН3 – СН2 – СН2 – СН2(OH) →

6. 2С2Н5ОН →

7. СН2 = СН – СН = СН2  +  Br2 →

8. СН2 = СН – СН = СН2 + Вr2

ОТВЕТЫ

Б. СН3 – СН3

Г. СН2 = СН2 + Н2О

А. СН3 – СН(OH) – СН3

В. СН3 – СН2 – СН2ОН

Ж. СН3 – СН = СН – СН3

И. СН3 – СН2 – СН = СН2

Д. СН2 = СН – СН = СН2 = 2Н2О + Н2

Е. СН2 = СН2 + Н2

З. СН2Br – СНBr – СН = СН2

К. СН2Br – СН = СН – СН2Br


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по теме «Обобщение и систематизация знаний о предлоге».

Конспект урока русского языка в 7 классе по теме «Обобщение и систематизация знаний о предлоге».  Тип урока: обобщение и проверка знаний о предлогах.Цели: 1)...

Методическая разработка урока "Прощание с органической химией"

Методическая разработка урока "Прощание с органической химией" предназначена для обобщения материала по органической химии в игровой форме для 10 класса. Подробно описаны пять конкурсов , необходимое ...

Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия, для 1 класса, по теме: «Повторение и закрепление знаний о времени года «осень», понятий «овощи» и «фрукты».

Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия, для 1 класса, по теме: «Повторение и закрепление знаний о времени года «осень», понятий «овощи» и «фрукты". под...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Обобщение и систематизация знаний по теме "Морфемика"

Предлагается методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Обобщение и систематизация знаний по теме "Морфемика"...

Методическая разработка к уроку химии в 9 классе на тему "Обобщение знаний по теме"Неметаллы"" (презентация)

Методическая разработка к уроку химии в 9 классе на тему "Обобщение знаний по теме "Неметаллы" (презентация)...

Методическая разработка урока английского языка во 2 классе по теме "Путешествие в страну знаний"

Данный урок является уроком, закрепляющим и обобщающим знания учащихся по темам "About myself", "My family", "Colours", "Animals", "Sport" и грамматич...