Статья "Дидактические игры при обучении химии"
статья по химии (8, 9, 10, 11 класс)

Клименко Елена Евгеньевна

Предварительный просмотр:

КЛИМЕНКО ЕЛЕНА ЕВГЕНЬЕВНА, УЧИТЕЛЬ ХИМИИ,                  ГБОУ СОШ №96 Г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ ХИМИИ

    В каждом настоящем человеке

скрыт ребёнок, который хочет

                                                                      выйти начать играть!

                        Ф.Ницше

О целесообразности использования игр известно всем. Однако дидактические возможности раскрыты и используются далеко недостаточно. Игра с равным успехом увлекает и первоклассника, и ученика средней школы, но как вписать игру в контекст обучения и увязать с конкретным содержанием учебного материала? Игра, более древнее изобретение человека, чем урок, но многие дидактические законы, правила игры на текущий момент не раскрыты и не используются, как этого хотел бы каждый учитель. В связи с этим учителю необходимо глубоко осмыслить и понять теорию игры, чтобы эффективно разрабатывать и применять её современную технологию. Некоторых удивляет, что в теорию игр внесли свой вклад не только педагоги, но и философы и мыслители, такие как Платон, Аристотель, Лейбниц, Э. Кант, Г. Гегель.

В развитии интереса к предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет в них созерцательный интерес к предмету, который не будет являться познавательным интересом.

Проблемы повышения эффективности преподавания химии в школе решаются различными методами. Один из них – внедрение в учебный процесс дидактических игр. Отмечая роль таких игр в процессе обучения химии, следует прежде всего отметить, что у учащихся при этом кроме интереса к предмету вырабатываются умения сосредотачиваться, преодолевать трудности самостоятельно и быстро принимать решения, развиваются фантазия, внимание, речь и память, легче усваиваются и запоминаются сложные химические понятия. Даже самые пассивные ребята прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей в групповых играх. В ходе игры учащиеся, приобретая новые знания и умения, расширяют свой кругозор. Более сильные ученики, используя свой прошлый опыт, активно помогают более слабым. Здесь выявляется особое значение дидактической игры как средства воспитания воли, взаимовыручки, товарищества и социальной адаптации ребенка в целом. В игре ребенок раскрепощается, исчезают его скованность и неуверенность в своих силах, а при достижении успеха у него появляется желание играть вновь и вновь.

    Учебный труд требует от школьника напряжения памяти. Но рассматриваемый прием включает механизмы не только произвольной, но и непроизвольной памяти, что облегчает запоминание информации. Издавна известно, что лучше всего человек запоминает то, что его определенным образом впечатлило. И такая память окажется долговременной.

     В целом дидактические игры направлены на развитие творческих способностей. Эти игры ни в коей мере не отрицают применения других методов, а только дополняют их, позволяя успешнее решать соответствующие учебно-воспитательные задачи.

    Дидактическая игра — это форма обучения, воспитания и развития личности, которая осуществляется педагогом на основе целенаправленно организованной деятельности учащихся, которая изначально мотивирована на успех, осуществляется по специально разработанному сценарию и правилам, максимально опирается на самоорганизацию учащихся; воссоздаёт или моделирует опыт человеческой деятельности и общения.

ВЛИЯНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ

         Для лучшего представления влияния дидактических игр на повышение эффективности обучения целесообразно выделить три наиболее значимые и обязательно присутствующие функции игр — воспитывающую, дидактическую, развивающую. Кроме того, важнейшее значение имеет такое свойство игры, как занимательность. Проследить действие этих функций и занимательности на процесс обучения можно с помощью схемы 1.

В начале подготовки или проведения дидактической игры необходимо использовать ее занимательность, которая реализуется с помощью игровых атрибутов, вспомогательных средств или оригинального объявления о начале игры и привлекает внимание учеников. Тут же меняется эмоциональный настрой в классе. Учащиеся, сосредоточившись, внимательно слушают условия проведения игры, которые побуждают их к игровой деятельности.

Элементы забавы служат также средством развития мотивационной сферы учебной деятельности, что способствует повышению результатов обучения, так как для победы в дидактической игре необходимо, прежде всего, знание предмета.                      

Безразличие к учебе в игровой ситуации исчезает потому, что появляется азарт, желание быть первым. В игровую деятельность включаются даже самые пассивные ученики. Но чтобы победить, необходимы знание изучаемого материала, а также сообразительность, умение сопоставлять, анализировать, делать выводы и т. д.

Элементы занимательности в дидактической игре служат своеобразной разрядкой напряженной обстановки в классе и способствуют концентрации внимания учеников для последующей углубленной работы над изучаемым материалом. В ходе проведения дидактической игры развиваются разносторонние мотивы детей. Одних привлекает игровой мотив — соревнование, они увлекаются азартной обстановкой. Для других главный мотив — познавательный.

Ведущей функцией дидактической игры должна быть образовательная функция, которая является основной потому, что содержит дидактическую цель. В игровой ситуации дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи. Ученики в период ее выполнения усваивают общие принципы работы с учебным материалом и используют эти умения при решении других задач, где эти знания и умения применимы. Например, при изучении темы «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева» учащиеся 8 класса должны усвоить понятие о классификации химических элементов путем историко-логического подхода. В процессе проведения дидактической игры ученики познают последовательность становления и развития периодического закона, периодической системы и их научный смысл. Усвоив в наглядной и доступной форме основные принципы построения периодической системы, ученики используют их при изучении строения вещества, химии элементов и т. д. В этом случае дидактическая игра исполняет роль средства, с помощью которого организуется процесс усвоения, отрабатываются, совершенствуются знания учащихся о металлических и неметаллических свойствах, об основных классах неорганических веществ, генетической связи неорганических веществ и основных законов химии.

Воспитывающая функция дидактической игры проявляется через воспитание положительного отношения к предмету, желание изучать химию, трудолюбие и усердие в познании нового. При правильной организации игровой деятельности у учащихся формируется умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

В игре получают свое развитие такие качества личности, как сила воли, целеустремленность, активность, динамичность, продуктивность мышления, вера в собственные силы, проявляются такие черты характера, как взаимовыручка и товарищество. Даже самые пассивные учащиеся прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей в групповых играх. В игре ребенок раскрепощается, исчезают его скованность, неуверенность в своих силах и возможностях, а при достижении успеха у него появляется большая радость и желание играть вновь и вновь.

Дидактическая игра выполняет также развивающую функцию. В целом процесс усвоения знаний по химии для учащихся является нелегким и напряженным трудом, постоянно требующим внимания, хорошо развитой памяти, напряженных усилий, максимальной интеллектуальной работы. Поэтому для успешного обучения химии необходимо тренировать эти психические свойства. Таким образом, ребенок познает мир и развивается в специально созданных для этого игровых условиях. Чем увлекательнее организованы эти условия, тем полнее, шире происходит его развитие и совершенствование, т. е. обучение служит не только усвоению знаний, но и развитию учащихся, а это, в свою очередь, способствует повышению эффективности обучения химии.

Следовательно, дидактическая игра через занимательность, обучающую, воспитывающую и развивающую функции способствует решению дидактических задач процесса обучения — образовательных, воспитывающих и развивающих.

 Схема 1

534A1A07

КЛАССИФИКАЦИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

     В методике обучения химии разработаны различные классификации дидактических игр, в основе которых лежат те или иные классификационные признаки.

Рассмотрим классификацию дидактических игр по следующим признакам:

Место на различных этапах урока

А. Информационные игры - для введения новых знаний.

Б. Тренировочные игры - для формирования умений.

В. Закрепляющие игры - для закрепления знаний.

Г. Контрольные игры - для проверки приобретенных знаний.

             Дидактические игры в зависимости от своего характера могут применяться на разных этапах процесса обучения:

  1. При изучении нового материала.
  2. При формировании умений.
  3. При повторении и закреплении знаний.
  4. При проверке знаний и умений.
  5. При обобщении знаний.

ВАРИАНТЫ ПРЕДЛАГАЕМЫХ ИГР

Термины – синонимы. Многие вещества имеют как номенклатурные, так и тривиальные названия. Выполнение заданий, в которых надо найти соответствие разных названий веществ, способствует более быстрому их запоминанию. Проведение в дальнейшем химического диктанта позволяет достигать высоких результатов в приобретении терминологических знаний. Например, задание: составить пары соответствующих названий веществ (Хлорид натрия – поваренная соль и т.д.)

Найдите соответствие. Эта игра поможет быстро запомнить химические символы и их произношение, а также названия кислот и их солей. Например, установить соответствие – кислота - соль: серная – сульфат, соляная – хлорид и т.д.

Соответствие    движению.  Эта игра используется, чтобы внести в процесс обучения оживление и разрядку, которая способствует непринужденному запоминанию формул, названий, терминов. Учитель договаривается с учениками. Если учитель называет кислоту, они                     поднимают правую руку, оксид – левую руку, основание – дотрагиваются до носа, соль – берутся за правое ухо. Игра проходит весело и оживленно. Ученики быстро запоминают, учатся воспринимать информацию на слух.

Кто больше вспомнит слов. Игра способствует повторению и запоминанию химических терминов. Она ориентирована на быстроту реакции, время ограничено до 5-7 минут. Выбирают короткое слово, например, «хлор». Каждую букву этого слова пишут в отдельный столбик таблицы. Ученики вспоминают и записывают химические термины, которые начинаются на эти буквы.

Х

Л

О

Р

химия

литий

орбиталь

реакция

Химическая разминка.  Эту игру мы называем ещё Приветствие. Проводим игру в начале урока. Учитель входит в класс, но ученики не садятся на свои места. Очень быстро учитель задает вопросы из пройденного материала. Ученик, ответивший на вопрос, садится. Такая игровая пробежка проходит очень быстро, оживленно, настраивает детей на урок.  

Верю – не верю. С помощью этой игры можно провести закрепление или повторение материала с целым классом или с учеником, который скован при ответах у доски. Учитель называет вещество, затем предлагает правильные и неправильные утверждения, а ученик отвечает только «да» и «нет». Например, по теме «Кислород» учитель спрашивает учащихся: «Верите ли вы, что…

…его химический символ О?

…молекулярный состав вещества кислорода О3?

…он входит в состав воздуха?

…он газ?

…он входит в состав воды?   И так далее.

Парадокс. Игра учит детей на слух воспринимать названия веществ и быстро ориентироваться в возможности их взаимодействия. Учитель или играющие команды задают вопросы по определенной теме. Вопросы должны быть продуманы заранее. Они могут быть каверзными или шуточными. Например:

? Что произойдет, если смешать гидроксид кальция с гашеной известью? (Ничего, так как это одно и то же вещество).

? Что произойдет при растворении хлорида натрия в воде? (Получится соленая вода).

Особое место среди дидактических игр занимают кроссворды.   Дидактический интерес представляет использование в учебном процессе предметно-тематических кроссвордов. Для применения на уроке кроссворд должен быть сравнительно небольшим. Поэтому чрезвычайно удобны кроссворды-летучки, в которых все слова пересекает одно ключевое слово. Оно может быть связано с данной темой. В такой кроссворд можно включить максимальное количество терминов из данной темы. Ключевые слова не должны заранее оговариваться. Их необходимо подобрать таким образом, чтобы дети не распознали их наугад. Не отгадав основные слова, они не могут отгадать ключевое слово. Все слова здесь расположены горизонтально. Ключевое слово – в вертикальном столбце. Если при решении обычных кроссвордов о правильности решения узнают в конце урока или на следующем уроке, то при решении кроссворда-летучки ответ появляется сразу после решения. Ответ – ключевое слово.

Ежедневно учителю приходится заставлять своих учеников что-то писать, читать, решать. А дети обычно не любят делать то, что их заставляют. Поэтому у многих учащихся с годами накапливается неприязнь к учению, и к самой школе. Программа химии в 8 классе очень обширна, ученику бывает трудно так много запомнить и разобраться в огромном количестве веществ. Трудно ответить на вопрос, кто с кем может вступать в реакции.     Можно предложить ученикам игру «Найди подобное в жизни». Для этого нужно сравнить вещества с людьми и найти симпатии между ними. Получается следующая схема.

Мальчики           Металлы                       Неметаллы    Девочки

     Юноши        Основный                       Кислотный   Девушки   

     оксид                             оксид 

       Мужчина      Основание                        Кислота          Женщина

Детки               Соль                                 Соль             Детки

Теперь не трудно сказать, кто с кем будет вступать в реакции. Это как в жизни, кто к кому притягивается, симпатизирует и друг с другом может образовать союз. Линии между веществами показывают возможность взаимодействия между этими веществами.

DSCN8940

Мозговой штурм. Эта игра часто используется при обобщении материала по какой-нибудь теме.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Уроки по игровой методике существенно повышают интерес учащихся к предмету, позволяют им лучше запомнить формулировки, определения, раскрепощают ученика, его мышление.

    Обучение школьника происходит воздействием на его органы зрения: демонстрация опытов, чтение материала (в памяти остается 50% наблюдаемого, 30% прочитанного), органа слуха – монолог учителя, диалог с учителем, с одноклассниками (в памяти остается 10% услышанного), практическая деятельность самого ученика, самостоятельная работа (в памяти остается 90% сделанного самим). Выучить необходимый материал ученика можно либо заставить, либо заинтересовать. Игра предполагает участие всех участников в той мере, на какую они способны. Учебный материал в игре усваивается через все органы приема информации, причем делается это непринужденно, как бы само собой, при этом деятельность учащегося носит творческий характер. Происходит 100% активизация деятельности учеников на уроке. Причем интеллектуально развитые дети занимают лидирующее положение, обучая отстающих в командной игре. Известно, что слово сверстника имеет больший вес для подростка, чем слово учителя. Соревновательность в работе, возможность посовещаться, острейший дефицит времени – все эти игровые элементы активизируют учебную деятельность учащихся, формируют интерес к предмету.

Опыт работы показывает, что использование дидактических игр по химии позволяет активизировать познавательный интерес учащихся, стимулирует умственную деятельность, при этом меняется характер учебной деятельности.

   

   

Список использованных источников

1. Берсенева, Е. В. Современные технологии обучения химии / Е. В. Берсенева. — М.: «Центрхимпресс», 2004.

2. Научно-методический журнал Химия в школе, 2009, №8-80

3. Зайцев, О. С. Методика обучения химии / О. И. Зайцев. — М.: Владос, 1999.

4. Калетина, Н. И. Игровой метод в обучении химии / Н. И. Калетина. — М.: Высшая школа, 1990.

5. Морозов, В. Дидактические игры как средство развития мышления школьников на занятиях по химии / В. Е. Морозов, Л. Э. Рауд // Совершенствование содержания и методов обучения химии в средней школе. —Л., 1990. —  91с.

6. Спиваковская, А. С. Игра – это серьезно / А. С. Спиваковская. — Педагогика, 1999. — 144 с.

7. Тыльдсепп, А. А. Мы изучаем химию / А. А. Тыльдсепп, В. А. Корк // - М.: Просвещение, 1988.

8. Штремплер, Г. И.  Химия на досуге / Г. И. Штремплер. — М.: Просвещение, 1993.

9.Штремплер, Г. И. Дидактические игры при обучении химии / Г. И. Штремплер, Г. А. Пичугина // М.: Дрофа, 2005.

10. Шукайло, А. Д. Тематические игры по химии / А. Д. Шукайло. — М.: Сфера, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на уроках химии как интерактивный метод обучения

Материал содержит методические рекомендации по использованию разных видов игр на уроках химии как одного из основных интерактивных методов обучения в школе....

Дидактические игры в процессе обучения химии.

Приведены примеры некоторых игр для использования на уроках химии в 8 классе...

Дидактическая игра как средство, стимулирующее процесс обучения химии

Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остаётся очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умст...

Дидактические игры в процессе обучения химии

Опыт использования игровых технологий на уроках химии. классификация дидактических игр. Примеры заданий....

Методическая разработка игры по химии "Своя игра" "В мире химии"

Игра  "В мире химии" построена по принципу телевизионной игры "Своя игра" для нескольких  команд. Она включает  разноуровневые вопросы, правильные ответы на которые ...

КОМАНДНЫЕ ИГРЫ – КАК ФОРМА МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ ХИМИИ

Химия – это один из самых сложных предметов естественнонаучного цикла. В последнее время интерес учащихся к этому предмету сокращается. Это связано с уменьшением количества часов в школьной прог...

Дидактические игры при обучении химии

В статье рассказывается об использовании дидактических игр в процессе обучения и их роли, а также раскрываются алгоритмы разработки и проведения дидактических игр на уроках химии, приводятся конкретны...