«Химические реакции».
план-конспект урока по химии (8 класс)

Марченко Дина Владимировна

Тема урока - «Химические реакции».

Тип урока – урок открытия новых знаний.

Цель:способствовать формированию знаний учащихся об отличии физических явлений от химических реакций

Задачи:

образовательные:

- содействовать формированию различий между физическими и химическими явлениями;

- повторить признаки и условия протекания химических реакций;

- дать первоначальное представление о классификации химических реакций по тепловому эффекту;

развивающие:

- развивать навыки вести сравнительный анализ, обобщать и делать выводы, формулировать определения понятий;

- развитие логико-смыслового мышления учащихся, памяти, химического языка, а также умения осуществлять самостоятельную деятельность на уроке;

воспитательные:

- воспитывать культуру умственного труда, положительную мотивацию к учению;

- способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира, продолжить формирование убеждения учащихся в необходимости привлечения средств химии к пониманию и описанию процессов, происходящих в окружающем мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_himicheskie_reakitsts.docx23.75 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Марченко Д.В.

Класс: 8

Предмет: химия

Базовый учебник: Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательныхучреждений / О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2013. – 286 с.

Тема урока - «Химические реакции».

Тип урока – урок открытия новых знаний.

Цель:способствовать формированию знаний учащихся об отличии физических явлений от химических реакций

Задачи:

образовательные:

- содействовать формированию различий между физическими и химическими явлениями;

- повторить признаки и условия протекания химических реакций;

- дать первоначальное представление о классификации химических реакций по тепловому эффекту;

развивающие:

- развивать навыки вести сравнительный анализ, обобщать и делать выводы, формулировать определения понятий;

- развитие логико-смыслового мышления учащихся, памяти, химического языка, а также умения осуществлять самостоятельную деятельность на уроке;

воспитательные:

- воспитывать культуру умственного труда, положительную мотивацию к учению;

- способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира, продолжить формирование убеждения учащихся в необходимости привлечения средств химии к пониманию и описанию процессов, происходящих в окружающем мире.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, презентация,карточки с заданием «Химические и физические явления», цифровая лаборатория "Экология" и "Качество воды".

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент.

Приветствие, проверка присутствующих

Проверка ранее изученной темы

Человек, и все, что его окружает – живая и неживая природа непрерывно изменяются. Вся живая и неживая природа состоит из веществ. Изменения, происходящие с веществами, называются явлениями.

– А как классифицируются явления? (Явления делятся на физические и химические)

В чём отличие химического явления от физического? (В результате химического явления изменяется состав вещества, а в результате физического явления состав вещества остается без изменения, а меняется лишь его агрегатное состояние или форма и размеры тел)

Укажите, о каких явлениях (физических или химических) идет речь:

  1. 1. Сгорание бензина в двигателе автомобиля.
  2. 2. Приготовление порошка из куска мела.
  3. 3. Гашение чайной соды уксусом.
  4. 4. Вытягивание алюминиевой проволоки.
  5. 5. Таяние снега
  6. 6. Засахаривание варенья, меда
  7. 7. Растворение сахара в чае.
  8. 8. Гниение растительных остатков.
  9. 9. Горение угля.

10 Образование инея на деревьях

Физические явления:2,4,6,7,10.

Химические явления:1,3,5,8,9.

– Какими способами можно получать чистые химические вещества?

Отвечают на вопросы учителя.

Учащиеся выполняют письменно задание.

Проверка письменной работы в парах.

Предполагаемый ответ (Дистилляция или перегонка, кристаллизация, выпаривание, фильтрование, возгонка или сублимация, отстаивание, центрифугирование.)

Определение темы урока

Не только физические явления стоят на службе человека, происходит вокруг масса и других явлений, при которых из одних веществ образуются другие, новые вещества. Такие явления называются химическими. Их еще называют химическими реакциями. Запишите тему сегодняшнего урока «Химические реакции»

Записывают тему урока в тетрадь

Изучение новой темы

Какие явления мы называем химическими?

В отличие от физических явлений при химических явлениях, или химических реакциях, происходит превращение одних веществ в другие.

Главным итогом химической реакции является образование новых веществ, а у новых веществ, конечно же, будут и новые свойства.

Поэтому, химические реакции часто сопровождаются внешними признаками. Для того чтобы познакомить вас с химическими реакциями, мы посмотрим ряд видео опытов. И выясним какими внешними признаками сопровождаются химические реакции.

Опыт 1. Взаимодействие сульфата меди с щелочью и растворение осадка после добавления серной кислоты.

Учащиеся наблюдают, что при добавлении раствора щелочи к раствору сульфата меди происходит выпадение осадка синего цвета. При добавлении серной кислоты происходит растворение осадка.

Опыт 2. Изменение окраски фенолфталеина в растворе щелочи.

Учащиеся наблюдают, что при добавлении фенолфталеина в раствор щелочи происходит изменение цвета бесцветного на малиновый.

Опыт 3. Взаимодействие цинка с серной кислотой.

Учащиеся наблюдают выделение газа при взаимодействии цинка с серной кислотой.

Опыт 4. Взаимодействие хлорида аммония с гидроксидом натрия.

Учащиеся ощущают запах аммиака.

Опыт 5. Растворение в воде серной кислоты.

Перед проведением опыта учитель напоминает правила растворения кислоты: необходимо кислоту осторожно приливать в воду, помешивая стеклянной палочкой.

Учащиеся наблюдают нагревание пробирки, то есть в результате растворения выделяется теплота.

По окончании опытов учитель задает вопрос: как вы думаете, наблюдаемые явления будут являться физическими?

Признаки протекания химических реакций:

1) Выпадение и исчезновение осадка

2) Изменение цвета

3) Выделение газа
4) Выделение света
5) Выделение или поглощение теплоты

И наконец, давайте выясним вопрос – какие условия необходимы для того, чтобы прошла химическая реакция?

- Соприкосновение (измельчение, перемешивание)

- Нагревание

- Действие электрического тока, света.

Рассмотрим классификацию реакций по тепловому эффекту. Откройте учебник стр. 157.

Как классифицируют реакции по тепловому эффекту?

(Реакции, идущие с выделением теплоты и света называются реакциями горения. Реакции горения — это частный случай большой группы химических реакций, идущих с выделением теплоты.

Но есть реакции, которым для их протекания необходимо теплота.

В связи с этим реакции можно разделить на экзотермические и эндотермические.

Реакции, протекающие с выделением теплоты – экзотермические («экзо» - наружу).

Реакции, протекающие с поглощением теплоты – эндотермические («эндо» - внутрь).

Предполагаемый ответ (Явления, при которых из одних веществ образуются, другие вещества называются химическими).

Просматривают видео опыты, и делают о внешних признаках химических реакций.

Цифровая лаборатория Определить значение рН по датчику щёлочи и серной кислоты

Цифровая лаборатория Определить значение рН по датчику щёлочи и серной кислоты

Цифровая лаборатория Определить значение температуры  по термопарному  датчику

Цифровая лаборатория Определить значение температуры  по термопарному  датчику

Учащиеся делают предположение, что явления, наблюдаемые ими при проведении опытов, не являются физическими явлениями, так как в результате опытов возможно образуются новые вещества.

Учащиеся записывают признаки и условия в тетрадь

Анализируют текст учебника, на стр. 157.

Закрепление изученного материала

Проверь свои знания 

Задание 1. К экзотермическим реакциям относятся:

А) ржавление железа

Б) разложение мела при нагревании

В) горение природного газа

Г) окисление питательных веществ в живом организме

Задание 2. Для наиболее эффективного осуществления реакции горения твердого топлива необходимо:

А) брать крупные куски топлива
Б)измельчить топливо
В) обеспечить доступ воздуха
Г) ограничить доступ воздуха
Д) обеспечить постоянное нагревание
Е). Нагреть для начала реакции

Ответы:

1.В, Г

2.Б, В, Д

Учащиеся самостоятельно выполняют предложенные задания, а затем на слайде появляются правильные ответы

Рефлексия

Было ли вам интересно?

Я сегодня узнал, что…

Для меня важным на уроке было то, что…

Поставьте себе оценку за урок.

«5» - я отлично работал на уроке

«4» - я работал хуже, чем обычно

«3» - я работал хуже, чем всегда

«2» - я мог бы работать лучше

Домашнее задание

§ 27, творческое задание: найти стихи, загадки, пословицы о химических и физических явлениях

Записывают задание в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»

Урок химии в 11 классе на тему: «Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»Цели:  дать понятие о скорости химической реакции;показать влияние на скорость...

Скорость химической реакции.Условия влияющие на скорость химической реакции.

Урок химии в 9 классе.Тема : «Скорость химической реакции. Условия влияющие на скорость химической реакции»Тип урока: урок- исследование.Цели урока: - расширить знания учащихся по теме: «Законом...

Химические реакции. Признаки химических реакций.

Тема: Химические реакции. Признаки химических реакций. Разработка урока. Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления знанийВид урока: беседа с демонстрацией опытовМетоды о...

План урока: классификация химических реакций, тепловой эффект химических реакций

План урока: классификация химических реакций, тепловой эффект химических реакций...

Урок химии в 11 классе на тему: «Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»

Урок химии в 11 классе на тему: «Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»Цели:дать понятие о скорости химической реакции;показать влияние на скорость химической ...

Самостоятельная работа по теме «Скорость химической реакции. Химическое равновесие. Классификация химических реакций»

Самостоятельная работа по теме «Скорость химической реакции. Химическое равновесие. Классификация химических реакций»...