Обобщение и систематизация знаний по теме: "Периодический закон и Периодическая система Д.И. Менделеева. Строение атома"
план-конспект урока по химии (8 класс)

Титяева Наталия Ивановна

Обобщение знаний и умений по теме: "Периодический закон. Строение атома"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока:     Обобщение и систематизация знаний по теме : Периодический закон и             периодическая система химических элементов  Д.И. Менделеев. Строение атома.

Цель урока:       Знать:  строение атома, заряд элементарных частиц, форму

                                        облаков и количество электронов на облаках и орбиталях.

                                        Периодический закон, строение периодической системы

                                        химических   элементов Д. И. Менделеева. типы химической связи.

                                Уметь: Определять число элементарных частиц в атоме,

                                               Составлять схемы электронного строения атома,

                                               Определять число валентных и не спаренных электронов,

                                               Определять тип химической связи, работать с

                                               Периодической таблицей химических элементов Д.И. Менделеева.

   Оборудование:            Т. Строение атома

                                                Т. Периодической системы Д.И. Менделеева

                                                План характеристики элемента.

                                                Листы опроса, задания для работы, тесты.

                                         

                                                       ХОД УРОКА:

1. Актуализация мыслительной деятельности учащихся / сообщение темы и цели урока.

2. Систематизация и обобщение теоретических знаний по теме. Работа с листами опроса.

3. Практическое закрепление знаний по теме:

    1. Коллективная работа у доски. / По заданиям для практической работы/

    2. Работа в парах задание 3.

    3. Индивидуальная работа по вариантам, задание 4

    4. Решение задач.

  4. Самостоятельная работа, лист для заданий.

  5.Частичный контроль. Тест

  6. Подведение итогов урока.

                                                 Опросный лист  

  1. Что такое атом?
  2. Как определить заряд ядра?
  3. Из каких частиц состоит атом? Каков их заряд?
  4. Как определить число нейтронов? Каков их заряд?
  5. Сколько электронов может находиться на S- облаке? Какую форму имеет S-облако? Покажите его на рисунке.
  6. Какую конфигурацию имеют P- облака? Сколько электронов может содержать каждая P- орбиталь? P- Облако?
  7. Как определить число энергетических уровней в атомах?
  8. Какие электроны называются валентными?
  9. Что такое период? Какие периоды мы знаем? Как изменяются свойства элементов в периодах?
  10. Что такое группа? Как подразделяются группы? Как изменяются свойства элементов в группах?
  11. Кем и когда был открыт периодический закон?
  12. Дайте современную трактовку периодического закона.
  13. Что такое химическая связь? Перечислите виды химической связи?

                      ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭЛЕМЕНТА

  1. Положение в Периодической системе

а. Номер группы

б. Номер периода

в. Подгруппа

     2. Электронная конфигурация.

     3. Число валентных электронов.

     4. Металл, неметалл, переходный элемент.

     5. Формула высшего оксида, оксидов.

     6. Характер оксидов.

     7. Формулы гидрооксидов.

     8. Характер гидрооксидов.

     9. Формула летучего водородного соединения.

                                           ПРИМЕР:

1.Li   3   Ar= 7                                    1. C  6  Ar= 12

период-2                                       период - 2

группа- 1                                       группа – 4

главная подгруппа                     главная подгруппа

2.                                                          2.

3.валентных электронов – 1             3.валентных электронов – 4

4. металл                                            4. Неметалл

5. Li2O                                                5. CO2 – высший оксид, CO-несолеобразующий

6. основной оксид                              6. кислотный оксид

7.LiOH                                               7. H2CO3 – угольная кислота

8. основной гидрооксид                   8. кислотный гидрооксид

9.----------                                            9. CH4 –  метан.

                          Задания для практической работы:

1.Составьте формулы строения атома, / найдите число протонов,электронов   и нейтронов / у элементов под номером:

          № 5,№ 7,№ 9,№17,№ 20,№ 29.

                               / Коллективная работа у доски/

2.Составьте электронную формулу элементов под номером:

         № 3,№ 6,№ 8,№ 8,№ 9,№ 11,№ 13,№ 14,№ 17

Назовите число валентных электронов и число не спаренных электронов.

                               / Коллективная работа у доски/

3.Используя план характеристики элементов, дайте характеристику элементам под номером :

        № 11 /1В / , №17/ 2В / , № 16/ 3В /.

4.Определите порядковый номер элементов, если электронная формула атома имеет окончание:

    А….3s2  3p3     Б….3s2  3p2   В….2s1   Г….2s2  2p2

 5.                                          РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ

  5а. Вычислите объем водорода выделившегося в результате взаимодействия 4 моль Na с соляной кислотой / HCL /.

                                                                                              Ответ:44,8 л.

  5б.  В реакцию с азотной кислотой / HNO3 / вступило 20 гр. Са.          Вычислите объем выделившегося водорода.

                                                                                                             Ответ:11,2л.      

                                            Сделай сам                                                           1.Составьте электронную формулу элементов под номером:№ 2,№ 4,№ 5,№7.

2.При помощи плана дайте характеристику элементам под номерами:            

     № 7/1 / , № 12/2 / , №15 /3 /.      

                               

   ТЕСТ ЧАСТИЧНОГО КОНТРОЛЯ

  1. Заряд ядра определяется по номеру:

                 А. Группы      Б. Периода    В .Элемента

      2. Атом состоит из частиц:

            А. Протонов и электронов    Б. Протонов и нейтронов    

            В. Электронов и нейтронов  Г. Протонов, электронов, нейтронов

      3. Электронная формула внешнего энергетического уровня 2ss 2p4  соответствует атому:

            А. Серы                   Б. Углероду

            В. Кремния            Г. Кислорода

      4. Четыре электрона на внешнем уровне имеет атом:

            А. Гелия                  Б. Бериллия

            В. Углерода           Г. Кислорода

      5. Ковалентная связь- связь между:

             А. Металлами      Б. Неметаллами

             В. Металлами и неметаллами

       6. Химическая связь в молекуле кислорода / О2 :

              А. Ионная              Б. Металлическая

              В. Ковалентная неполярная     Г. Ковалентная полярная

        7. Химическая связь в молекуле аммиака NO3 :

              А. Ионная               Б. Ковалентная неполярная

              В. Металлическая     Г. Ковалентная полярная

         8. В периодах слева на право  металлические свойства:

               А. Усиливаются     Б. Ослабевают    

               В. Остаются неизменными

          9. Сверху вниз в группах неметаллические свойства:

                А. Усиливаются     Б. Ослабевают

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общественный смотр знаний по теме "Периодический закон и периодическая система Д.И.Менделеева"

Сценарий урока-зачета по теме "Периодический закон и периодическая система Д.И.Менделеева"....

Самостоятельная работа по теме "Периодический закон и периодическая система Д. И. Менделеева. Строение атома" 8 класс

Самостоятельная работа по теме "Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома" 8 класс...

Тренинг по темам " Периодическая система Д.И. Менделеева. Строение атома".

Данная методическая разработка содержит тестовые задания и блиц-опрос по темам " Периодическая система Д.И. Менделеева. Строение атома"....

Обобщение и систематизация полученных знаний по теме «Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева».

1.      Развивать у школьников умение пользоваться опорными  знаниями умение и навыки работать с таблицей.2.      Развивать мышление, умение дела...

Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева в свете строения атома. Повторение

Описание материала:Тема: Урок повторение по химии 9 класс тема: " Периодический закон и периодическая система Д. И. Менделеева в свете строения атома".Данный урок рекомендован при проведении ...

Методические рекомендации по изучению темы «Периодический закон и периодическая система Д. И. Менделеева. Строение атома» в 8 классе.

Данный материал представлен как рекомендация по подготовке к урокам по теме «Периодический закон и периодическая система Д. И. Менделеева. Строение атома» в 8 классе....