Вода - растворитель. Растворы.
план-конспект урока по химии (8 класс)

Урок формирования новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voda_-_rastvoritel._rastvory.docx44.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Староюрьевская средняя общеобразовательная школа

        

        

        ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА

Тема: Вода – растворитель. Растворы.

Учитель химии и биологии:

Дрокова Людмила Васильевна

2021 г

Тема урока: Вода – растворитель. Растворы.

Цель: сформировать понятия о растворе, растворимости, растворителе, насыщенных и ненасыщенных растворах; научить объяснять процесс растворения веществ в воде на основе атомно-молекулярного учения; дать первоначальные представления о гидратах.

Задачи:

Образовательные:

  • продолжить формирование представлений о свойствах воды; познакомить с растворением как физико-химическим процессом, дать классификацию растворов по признаку растворимости; сформировать понятия: раствор, растворитель, кристаллогидрат.

Воспитательные:

  • воспитание общей культуры, воспитывать бережное отношение к природе

Развивающие:

  • обеспечить развитие умений сравнивать познавательные объекты;

содействовать развитию умений использовать научные методы познания (наблюдение, эксперимент);

Тип урока: Урок формирования новых знаний

Оборудование: ПСХЭ Д.И.Менделеева; таблица растворимости кислот, оснований, солей в воде; портреты учёных; химические стаканы, стеклянные палочки, ступка с пестиком, вода,  сахар, соль, мел, растительное масло, компьютер, проектор, экран.

Методы и приемы: словесные (беседа, рассказ), наглядно-иллюстративные  (демонстрация опытов), частично-поисковые (работа по учебнику), использование ИКТ (презентация).

Планируемые результаты обучения

Предметные. Знать определения понятий «раствор», «растворимость», «суспензия», «эмульсия», «насыщенный раствор», «ненасыщенный раствор».

Метапредметные. Развивать умения определять понятия, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи.

Личностные. Формировать ответственное отношение к учению.

Ход урока

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята.

                           С чего начинается химия?

                           С оксидов, кислот, щелочей.

                           С пробирок, спиртовок и колбочек,

                           Стоящих на парте твоей.

                           А может она начинается

                           С простых и понятных веществ.

                           

2.Этап мотивирования к учебной деятельности

- Итак, подумайте, о чем идет речь в загадке:
Я и тучка, и туман, 
И ручей, и океан, 
И летаю, и бегу, 
И стеклянной быть могу 
(слайд 1)
- Так о чем идет речь в загадке? (о воде)
- О каких состояниях воды говорится в загадке? ( Жидкое, твердое, газообразное) (слайд 2)

- Из повседневной жизни вам известно, что в воде растворяются и твёрдые вещества, и жидкости, и газы. Так, например, газированная вода это раствор углекислого газа в воде, столовый уксус – раствор уксусной кислоты в воде. 

Вода обладает важным свойством растворять в себе другие вещества, благодаря чему у нас есть растворы.    

                              Утром встал я спозаранку.

                              Чай налил, нашёл баранку.

                              Подмешал я сахарку,

                              Ложку, две и три – люблю.

                              Но здесь какой-то непорядок.

                              И на дне лежит осадок.

                              А, это третья ложка –

                              ну, подумайте немножко!

Ребята, как вы думаете, что же сегодня мы будем изучать? С каким новым свойством мы сегодня познакомимся? (Вода  – растворитель.  Растворы)

Итак, записываем число и тему урока «Вода – растворитель. Растворы» (слайд 3)

- Ребята, как вы думаете, что мы сегодня будем изучать, сформулируйте цель нашего урока. 

  • сформировать понятия о растворе, растворимости, растворителе, насыщенных и ненасыщенных растворах;
  • научить объяснять процесс растворения веществ в воде на основе атомно-молекулярного учения;
  • дать первоначальные представления о гидратах.

- Сегодня мы познакомимся с понятиями раствор, гидрат, взвесь, суспензия, эмульсия, растворимость веществ, насыщенный, ненасыщенный раствор;   научимся отличать взвеси и растворы, объяснять процесс растворения веществ в воде на основе атомно-молекулярного учения (слайд 4)

3. Изучение нового материала

Прежде, чем приступить к изучению нового материала, вспомним уже известные вам факты о воде (слайд 5)

 - А что такое вода? Что вы о ней знаете?

Из всех жидкостей вода служит наилучшим растворителем, обладает наибольшей теплоёмкостью. Воды океанов и морей являются аккумуляторами тепла и способны даже изменять климат на планете. Если всю воду равномерно распределить по земному шару, то глубина «мирового океана» составит 4 км.

Вода входит в состав клеток и тканей всех животных и растений. Например: тело человека трёхдневного зародыша на 97% состоит из воды. Тело взрослого- на 60-80%. В таких овощах как огурцы, помидоры , морковь – 90-95% воды, в хлебе – 40%, молоке – 80%, тело медузы на 98% состоит из воды. Процесс пищеварения у человека протекает при участии 9-10 литров воды в сутки

Согласно теории эволюции жизнь на Земле зародилась (?) да, в воде. Главное доказательство этого – сходный химический состав морской воды и крови человека.

А знаете ли вы, что в 1м3 морской воды растворено 0,01мг золота. Общее количество золота в морях и океанах огромно. Если бы его удалось извлечь, то на каждого жителя нашей планеты пришлось бы более 1 тонны золота.

Часто понятие раствор мы связываем,  прежде всего,  с водой. Но есть и другие растворы (какие?): лекарственные настойки, органические растворители (ацетон). Это жидкие растворы. Но есть и твёрдые растворы – сплавы, золотые украшения, газообразные растворы – воздух.

     Вода - это постоянный и незаменимый компонент нашей жизни. И нет ни одной бытовой операции, которую можно было бы осуществить без воды. Это питьё, это еда, это процесс приготовления пищи и напитков, это купание, это стирка, это мытьё посуды, это уборка нашего дома и в конце концов это здоровое питание. Итак, ещё раз вода – это универсальный растворитель. Это удивительное вещество, без которого невозможно жизнь на нашей планете. И все знают, что вода жизненно необходима человеку. Вода как растворитель играет предельно важную роль не только в пределах нашего быта. Вода сложное вещество с уникальными свойствами, которые нельзя встретить больше нигде. С помощью воды организм человека может осуществлять проведение биохимических реакций, окислительно-восстановительные процессы, обмен веществ и энергии, вывод из организма токсических веществ и продуктов метаболизма. Все эти и многое другие реакции возможны лишь только при наличии воды. Итак, вода является отличным растворителем.

Большой интерес в химии представляет изучение растворов, потому что почти все реакции в неорганической химии протекают в водной среде.

     

      Растворы играют важную роль в природе, науке и технике. Особую роль как растворителя на нашей планете играет вода.

- Ребята, как вы думаете процесс растворения веществ в воде это физический или химический процесс? Посмотрев, видеоурок (3,5 минуты) мы ответим на этот вопрос более точно. Одновременно с просмотром выполняем задание 1 в маршрутных листах.

Обратимся к истории…Основоположниками изучения растворов являются Якоб Хендрик Вант –Гофф, Сванте Август Аррениус, Вильгельм Фридрих Оствальд. Они были сторонниками физической теории растворов. Считали, что процесс растворения является результатом диффузии, т. е. проникновения растворенного вещества в промежутки между молекулами воды.

Д.И. Менделеев, В.И. Каблуков были сторонники химической теории растворов. Они доказывали, что растворение является результатом химического взаимодействия растворенного вещества с молекулами воды. В настоящее время принята теория, которая объединяет обе точки зрения,- физико-химическая теория растворов. Её предсказал Д.И. Менделеев в своём учебнике “Основы химии “.

Обсуждение после видео

- Растворение веществ в воде это физический процесс, но если при растворении мы наблюдаем признаки химических реакций, то можно говорить о химическом взаимодействии, в результате чего образуются продукты этого взаимодействия – гидраты, нестойкие соединения веществ с водой. Поэтому растворение – это физико-химический процесс.

       Изучение свойств растворов занимает важное место в современной науке. В химии процессы растворения рассматриваются с позиций трёх теорий:

  1. Физической
  2. Химической
  3. Физико-химической

Выполните задание в карте знаний. Соотнесите теорию с именами учёных, которые были сторонниками этой теории.

-Так что же такое раствор?

Раствор – однородная система, состоящая из частиц растворённого вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия.

 Характерный признак растворов – однородность (гомогенность). Растворы прозрачны и устойчивы при хранении. При смешивании некоторых веществ с водой образуются не растворы, а мутные смеси, которые называют взвесями.

Давайте попробуем с помощью лабораторных опытов объяснить эти понятия.

Предлагаю ваш класс превратить на время в научную лабораторию, а работать будут четыре исследовательских группы.

Будем проверять  свойство воды растворять разные вещества. Предлагаю вам определить,  растворяются ли в воде такие вещества, как поваренная соль, сахар, речной песок (или мел) и растительное масло.

  • У вас на столах есть все необходимое для проведения  исследования. Работаем в группах. Задание выполняем по инструктивной карточке.
  • Первая группа будет проверять растворимость поваренной соли в воде. Опыт №1
  • Вторая группа будет проверять растворимость сахара в воде. Опыт №2
  • Третья группа будет проверять растворимость мела в воде. Опыт №3
  • Четвёртая группа будет проверять растворимость растительного масла в воде. Опыт №4 (Приложение) (слайд 6)
  • Напоминаю вам, что при проведении эксперимента необходимо соблюдать правила техники безопасности.

Итак, давайте запишем определение понятия «Раствор».

Раствор – это однородная система, состоящая из молекул растворителя и частиц растворенного вещества, между которыми происходят физические и химические взаимодействия (слайд 7)

Давайте обратимся к  двум стаканам с маслом и мелом. Ни масло, ни мел в воде не растворились.  Но при длительном тщательном перемешивании возможно образование мутных смесей, не похожих на раствор, которые называют взвесями. Что же такое взвесь, обратимся к слайду (слайд 8)

Взвесь – это жидкость или газ, в которых относительно равномерно распределены мелкие частицы твердого вещества или капли другой жидкости.

В зависимости от агрегатного состояния растворенных веществ выделяют: суспензии и эмульсии. Запишем определения понятий.

Суспензия – взвесь, в которой мелкие частицы твердого вещества равномерно распределены между молекулами жидкости.

Эмульсия – взвесь, в которой мелкие капельки какой-либо жидкости равномерно распределены между молекулами другой жидкости (слайд 8)

А теперь скажите,  какую взвесь образовали масло и вода? (Эмульсию). А мел с водой? (Суспензию)

Мы с вами рассмотрели понятие раствор и узнали, что это гомогенная система, состоящая из растворителя, растворенного вещества и продуктов их взаимодействия. В ходе выполнения лабораторных опытов вы узнали, что не все вещества образуют с водой растворы.

Физкультминутка

А сейчас познакомимся с понятием растворимость веществ. Что же такое растворимость?

 Растворимость – это максимально возможное число граммов вещества, которое может растворяться в 100 граммах растворителя при данной температуре (слайд 9)

 Все ли вещества одинаково растворяются в воде? (Ответ: нет, не все). Одни лучше, другие хуже. Откройте учебник на странице 111 схема 3. Давайте проанализируем схему. Вещества по величине растворимости делятся на три группы. Какие? (хорошо растворимые, малорастворимые, практически нерастворимые). Давайте запишем это в нашу таблицу в маршрутном листе

К хорошо растворимым веществам относят вещества, растворяемые в количестве 10 г на литр воды (сахар 2000 г на 1 литр воды), малорастворимым – от 0,01 г вещества (гипс 2 г на 1 л воды), плохо растворимым – до 0,01 г вещества (хлорид серебра 1,5·10-5 г на 1 л воды).

 Для того чтобы определить растворимость веществ в воде, мы будем пользоваться таблицей растворимости солей, кислот и оснований в воде. Она находится на форзаце учебника (слайд 10)

В верхней строке таблицы – катионы, в левом столбце – анионы; ищем точку пересечения, смотрим букву – это и есть растворимость.

Н – нерастворимые вещества (меньше 0,01 г в 100 г воды),

М – малорастворимые (0,01–10 г в 100 г воды),

Р – растворимые (более 10 г в 100 г воды).

Определим растворимость солей: AgNO3, AgCl, CaSO4.

Попробуйте сами, пользуясь таблицей, определить растворимость веществ.

Задание. Определить растворимость следующих веществ:  Fe(OH)2, Ag2SO3, Ca(OH)2, CaCO3, MgCO3, KOH, BaCl2, Al2(SO4)3, ZnSO3 (слайд 11)

Растворимость увеличивается с ростом температуры. Вы прекрасно знаете, что удобнее и быстрее растворять сахар в горячей, а не в холодной воде.

Посмотрите видеоурок «От чего зависит растворимость веществ в воде?»

(слайд 12)

Растворимость веществ зависит от:

  1. Температуры;
  2. Природы реагирующих веществ;
  3. Вида растворителя.

Можно ли вещества в воде бесконечно растворять? (Ответ: нет).

Существуют понятия «растворы насыщенные» и «ненасыщенные». Что это такое? Насыщенный раствор – это раствор, в котором вещество при данной температуре больше не растворяется. Ненасыщенный раствор – раствор, в котором вещество при данной температуре способно растворяться (слайд 13)

Заполните схему в своих рабочих листах

4. Обобщение и систематизация

Итак, с какими понятиями мы сегодня познакомились? (Ответ: с понятиями «раствор», «гидрат», «взвесь», «суспензия», «эмульсия», «растворимость веществ», «насыщенный раствор», «ненасыщенный раствор»)

А теперь давайте  проверим, как  мы усвоили эти понятия. Пройдем тест по вариантам

5. Закрепление

       Тест «Вода. Растворы»                                      Тест «Вода. Растворы»

ВАРИАНТ 1.

ВАРИАНТ 2.

1.Верны ли следующие суждения:

А.Раствор поваренной соли – это однородная система.

Б.Масса раствора складывается из массы воды и массы сосуда, в котором растворяют вещество.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения          

4)оба суждения не верны

2.Раствором является:

1)вода и масло      2)вода и песок

3)вода и спирт      4)вода и мел

3.При растворении веществ в воде между веществом и водой происходят взаимодействия:

1) только химические;

2) и химические, и физические;

3) только физические

4) никаких взаимодействий нет.

4.Растворимым является вещество:

1)Zn3(PO4)2           2)Ba(NO3)2         3)Cr(OH)2                    4)H2SiO3

5.Используя свой жизненный опыт и знания, выберите какое из веществ не растворяется в воде:

1)спирт        2)поваренная соль

3)железо      4)сода

1.Верны ли следующие суждения?

А. Растворимость твердых веществ увеличивается с повышением температуры.

Б.Масса раствора складывается из массы растворителя и массы вещества.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения          

4)оба суждения не верны

2.Не является раствором:

1) газированная вода;        2) минеральная вода;

3) азотная кислота;           4) вода озера.

3.В разбавленном растворе:

1) концентрация всех веществ постоянна

2) концентрация вещества велика

3) вещество растворяется только при определенных условиях

4) концентрация вещества мала

4.Растворимым является вещество:

1)Be(OH)2             2)CaSO4                       3)AlF3               4)KNO3

5.Используя свой жизненный опыт и знания, выберите,  какое из веществ не растворяется в воде:

1)уксусная кислота                    2)сахар

3)аммиак                                    4)нефть

Тест «Вода. Растворы»                                      

Тест «Вода. Растворы»                                      

ВАРИАНТ 3.

ВАРИАНТ 4.

1.Относительная молекулярная масса воды:

1)24                 2)18              3)16              4)21

2.При растворении веществ в воде между веществом и водой происходят взаимодействия:

1) только химические;

2) и химические, и физические;

3) только физические

4) никаких взаимодействий нет.

3.Вещества по растворимости в воде делятся на:

1)растворимые и нерастворимые

2)концентрированные и разбавленные

3)растворимые, малорастворимые, практически нерастворимые

4)растворимые и малорастворимые

4.Растворимым является вещество:

1)BaSO4                                2)ZnCO3

3)Mg(NO3)3                           4)Cu(OH)2

5.Используя свой жизненный опыт, выберите, какое из веществ не растворяется в воде:

1)мел                               2)серная кислота

3)сахар                            4)марганцовка

1. Количество атомов кислорода в  молекуле воды равно

1) 1              2) 2           3) 3              4) 4

2.Раствором является

1) раствор молока     2) раствор извести

3) раствор крови        4) раствор сахара

3.Растворимость вещества в воде не зависит:

1)от природы вещества

2)от способа получения вещества

3)от природы растворителя

4)от температуры

4.Растворимым является вещество:

1)Pb(OH)2                           2)CaSiO3         

3)BaCO3                              4)HgCl2

5.Используя свой жизненный опыт, выберите, какое из веществ не растворяется в воде:

1)лимонная кислота              2)полиэтилен

3) кофе                                4)углекислый газ

(слайд 14-15)

6. Домашнее задание:

  1. П. 33 , тестовые задания  стр.113
  2. Для желающих подготовить  творческое задание «Вода из воздуха», провести дома мини-исследование, с помощью которого можно доказать, что в воздухе есть вода. Инструктивная карта будет прикреплена в электронном дневнике (слайд 16)

7. Рефлексия

Какое свойство воды мы используем на уроках изобразительного искусства, рисуя красками? (растворитель)
Предлагаю вам, используя это свойство воды, раскрасить воду в стакане в такой цвет, который наиболее полно соответствует вашему настроению. (
Слайд 6 )
«Желтый цвет» – радостное, светлое, хорошее настроение.
«Зеленый цвет» – спокойное, уравновешенное настроение.
«Синий цвет» – грустное, печальное, тоскливое настроение.
Покажите свои стаканы с раскрашенной водой в стакане.

 Спасибо за урок! Вы молодцы!

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА

Опыт 1.

В стакан с водой добавляем одну ложечку поваренной соли, перемешиваем содержимое стакана при помощи стеклянной палочки. Возьмите пустой стеклянный стакан, вставьте воронку с фильтром. Налейте в стакан с фильтром вещество.

- Что наблюдали?

- Растворилась ли поваренная соль в воде?

- Что получилось в результате растворения соли в воде? (раствор или взвесь)

- Запишите свой результат


Поваренная соль

Сахар

Мел

Растительное масло

физические вещества (цвет, агрегатное состояние)

Белое кристаллическое вещество, твердое

Белый, твердое

Светло-жёлтый, жидкое

Растворяется ли в воде?

да

нет

нет

Что образуется?

раствор

взвесь

взвесь

После того, как насыпали в воду соль и размешали, мы увидели, что соль стала незаметной. Вода осталась прозрачной. Вывод: соль растворилась. Мы профильтровали воду и сделали вывод: солёная вода прошла через фильтр. Соль растворяется в воде. Полученный раствор, прозрачный и однородный.

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА

Опыт 2.

В стакан с водой добавляем одну ложечку сахара, перемешиваем содержимое стакана при помощи стеклянной палочки. Возьмите пустой стеклянный стакан, вставьте воронку с фильтром. Налейте в стакан с фильтром вещество.

- Что наблюдали?

- Растворился ли сахар в воде?

- Что получилось в результате растворения сахара в воде? (раствор или взвесь)


Поваренная соль

Сахар

Мел

Растительное масло

физические вещества (цвет, агрегатное состояние)

Белое кристаллическое вещество, твердое

Белый, твердое

Светло-жёлтый, жидкое

Растворяется ли в воде?

да

нет

нет

Что образуется?

раствор

взвесь

взвесь

После того, как насыпали в воду сахар и размешали, мы увидели, что сахар стал незаметным. Вода осталась прозрачной. Вывод: сахар растворился. Мы профильтровали воду и сделали вывод: сладкая вода прошла через фильтр. Сахар растворяется в воде. Полученный раствор, прозрачный и однородный.

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА

Опыт 3.

В стакан с водой добавляем одну ложечку мела, перемешиваем содержимое стакана при помощи стеклянной палочки. Возьмите пустой стеклянный стакан, вставьте воронку с фильтром. Налейте в стакан с фильтром вещество.

- Что наблюдали?

- Растворился ли мел в воде?

- Что получилось в результате растворения мела в воде? (раствор или взвесь)


Поваренная соль

Сахар

Мел

Растительное масло

физические вещества (цвет, агрегатное состояние)

Белое кристаллическое вещество, твердое

Белое кристаллическое вещество, твердое

Светло-жёлтый, жидкое

Растворяется ли в воде?

да

да

нет

Что образуется?

раствор

раствор

взвесь

После того, как насыпали в воду мел и размешали, мы увидели, что смесь стала мутной. Вывод: мел не растворился. Мы профильтровали мутную воду и сделали вывод: вода прошла через фильтр, а мел остался на стенках фильтра. Мел не растворяется в воде. 

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА

Опыт 4.

В стакан с водой добавляем несколько капель растительного масла с помощью пипетки, перемешиваем содержимое стакана при помощи стеклянной палочки. Возьмите пустой стеклянный стакан, вставьте воронку с фильтром. Налейте в стакан с фильтром вещество.

- Что наблюдали?

- Растворилось ли растительное масло в воде?

- Что получилось в результате растворения растительного масла в воде? (раствор или взвесь)


Поваренная соль

Сахар

Мел

Растительное масло

физические вещества (цвет, агрегатное состояние)

Белое кристаллическое вещество, твердое

Белое кристаллическое вещество, твердое

Белый, твердое

Растворяется ли в воде?

да

да

нет

Что образуется?

раствор

раствор

взвесь

После того, как налили в воду растительное масло и размешали, мы увидели, что растительное масло не растворилось. Мы профильтровали воду с маслом и сделали вывод: вода прошла через фильтр, а растительное  масло осталось на стенках фильтра. Растительное масло не растворяется в воде. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронная презентация к уроку химии в 8 классе по теме: "Вода - растворитель. Растворы"

Электронная презентация может быть использована при проведении уроков химии в 8 классе по всем рекомендованным  на сегодняшний день авторским линиям учебников. Гиперссылки данной презентации позв...

Урок по теме: "Вода-растворитель. Растворы. Работа воды в природе".

Данный урок проводится в 5 классе по предмету природоведение, который знакомит учащихся со свойствами воды как растворителя, учит готовить растворы соли в воде и взвеси мела в воде; формирует знания о...

Вода- растворитель. Природные и промышленные воздействия воды.

комбинированный интегрированный  с ОБЖ урок химии в 8 классе. Раскрывавет идею  многообразия  проявления свойств  воды: вода как важнейший ресурс  и как источник опасност...

Урок химия 8 класс "вода - растворитель. Растворы.

Презентация к уроку химия 8 класс "Вода - растворитель . Растворы."...

Урок химия 8 класс "вода - растворитель. Растворы.

Презентация к уроку химия 8 класс "Вода - растворитель . Растворы."...

Презентация к уроку "Вода-растворитель. Работа воды в природе"

Презентация может использоваться на уроках Окружающего мира, Биологии и Географии. За презентацию к уроку природоведения  Павленко Н.Р. награждена Дипломом 2 степени ИМЦ "Олимп" ощеросс...