Программа элективного курса по химии «Готовимся к государственной итоговой аттестации»
элективный курс по химии (9 класс)

Татьяна Владимировна Богданова

курс разработан как помощь учащимся в подготовке к ГИА ОГЭ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования Иркутского района

Муниципальное общеобразовательное учреждение Иркутского районного муниципального образования

«Пивоваровская средняя общеобразовательная школа»

Согласовано

«__»_______2020г

Зам. директора по НМР

____________________

Донских А.С.

Согласовано

«__»_______2020г

Зам. директора по УВР

____________________

Сырова Н.А.

Утверждаю

Приказ № ________

от «___»_____2020г.

Директор МОУ ИРМО «ПСОШ»

________Луканина И.А.

Программа элективного курса по химии

«Готовимся к государственной итоговой аттестации»

Автор:

Богданова Татьяна Владимировна

учитель химии

высшей

квалификационной категории

с.Пивовариха

2020 год

Пояснительная записка

Программа элективного курса предназначена для обучающихся 9-х классов общеобразовательных учреждений и рассчитана на 18 часов. Курс позволяет повысить  эффективность подготовки обучающихся 9 классов к основному государственному экзамену по химии за курс основной школы и предусматривает их подготовку к дальнейшему обучению в средней школе.

Программа элективного курса разработана на основе УМК по химии Габриелян О.С., рекомендованным к использованию в образовательном процессе. Программа элективного курса согласована с требованиями государственного образовательного стандарта и содержанием основных программ курса химии основной школы.

Программой школьного курса химии не предусмотрены обобщение и систематизация знаний по различным разделам, полученных учащимися за весь период обучения в 8 классе. Элективный курс «Готовимся к государственной итоговой аттестации» позволит систематизировать и углубить знания учащихся по различным разделам курса химии основной школы.

Задания практической части (13 часов) программы направлены на то, чтобы учащиеся освоили практическую часть ГИА, развили интерес к предмету, познакомились с новыми идеями и методами, расширили представление о химической науке.

Этот курс предлагает знакомство с химией как с общекультурной ценностью, создает условия понимания того, что химия является инструментом познания окружающего мира и самого себя.

Цель элективного курса: привитие интереса к предметам естественного цикла и дальнейшей профильной ориентации; обобщение и систематизация знаний и способов деятельности учащихся по химии за курс основной школы; подготовка обучающихся 9 класса к успешному прохождению ГИА по химии.

Задачи курса:

- обучающие: (формирование познавательных и логических УУД)

  • Формирование навыков грамотного выполнения и правильной интерпретации спорных формулировок заданий.
  • Развить навыки решения тестов.
  • Научить максимально эффективно распределять время, отведенное на выполнение задания.
  • Подготовить школьников к успешной сдаче ОГЭ по химии.

- развивающие: (формирование регулятивных УУД)

  • умение ставить перед собой цель – целеполагание, как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  • планировать свою работу — планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

- воспитательные: (формирование коммуникативных и личностных УУД)

  • формировать умение слушать и вступать в диалог;
  • воспитывать ответственность и аккуратность;
  • участвовать в коллективном обсуждении, при этом учиться умению осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

 Методы обучения.

Проблемно-интегративный метод; Метод диалогического изложения;

Метод работы в малых группах; Объяснительно-иллюстративный метод;

Метод тестирования; Экспериментальный метод.

Формы обучения. 

Лекция и семинар; Практикум; Тематическое тестирование;

Промежуточное и итоговое тестирование в формате ОГЭ.

Программа применима для различных групп школьников, в том числе, не имеющих хорошей подготовки. Основная функция учителя в данном курсе состоит в «сопровождении» учащегося в его познавательной деятельности, коррекции ранее полученных учащимися ЗУН.

Основное содержание

 (18часов)

«Классификация, свойства и получение неорганических веществ. Количественные отношения в химии» (6ч.)

Химические формулы. Оксиды. Кислоты .Основания. Закон постоянства состава. Расчеты по химической формуле и химическим уравнениям. Моль. Относительная плотность газов. Газовые законы. Понятия «Чистые вещества» и «смеси». Способы разделения смесей.

Массовые доли элемента в веществе. Нахождение химической формулы. Типы химических реакций по количеству вступающих и образующихся веществ. Схемы решения простейших задач ( с использованием понятий «количества вещества», «сравнениям», «соотношением величин», «пропорции»).

Вычисления по уравнениям реакций с использованием понятий массовая и объемная доля выхода продукта.

«Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева» (2ч.)

Полная характеристика химического элемента и его свойств на основе положения в ПСХЭ. Решение задач на основные законы и понятия химии.

«Вода. Растворы.» (2ч.)

Вода и растворы. Способы выражения состава растворов (массовая доля растворенного вещества в растворе, молярная концентрация, мольная доля растворенного вещества и растворителя). Растворимость. Действия с растворами (сливание, выпаривание, выделение кристаллогидратов).

«Окислительно-восстановительные реакции» (4ч.)

Основные типы окислительно-восстановительных реакций. Ряд стандартных электродных потенциалов. Расчеты по уравнениям, в основе которых лежит реакция замещения одного металла другим.

«Строение веществ» (4ч.)

Решение задач, в условия которых включены сведения, имеющие отношения к условиям жизни человека и сохранения окружающей среды.

Итоговое занятие. Проведение итоговой контрольной работы в форме ОГЭ.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ занятия в теме

Тема занятия

Теор.

Практ.

Тема 1. «Классификация, свойства и получение неорганических веществ.

Количественные     отношения в химии» (6ч.)

1

Классы неорганических веществ (Оксиды. Кислоты. Основания. Соли.) их свойства. Закон постоянства состава.

1

-

2

Генетическая связь между классами неорганических веществ.

-

1

3

Расчеты по химической формуле. Моль. Относительная плотность газов. Газовые законы. Понятия «Чистые вещества» и «смеси». Способы разделения смесей.

-

1

4

Массовые доли элемента в веществе. Нахождение химической формулы. Типы химических реакций по количеству вступающих и образующихся веществ. Схемы решения простейших задач ( с использованием понятий «количества вещества», «сравнениям», «соотношением величин», «пропорции»)

-

1

5

Вычисления по уравнениям реакций с использованием понятий массовая и объемная доля выхода продукта.

-

1

6

Тепловой эффект химической реакции. Понятие термохимического уравнения и его отличие от обычного. Расчеты по термохимическим реакциям. Вывод термохимических уравнений.

-

1

Тема 2. «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева» (2ч.)

7

Полная характеристика химического элемента и его свойств на основе положения в ПСХЭ.

-

1

8

Решение задач на основные законы и понятия химии.

-

1

Тема 3. «Вода. Растворы» (2ч.)

9, 10

Вода и растворы. Способы выражения состава растворов (массовая доля растворенного вещества в растворе, молярная концентрация, мольная доля растворенного вещества и растворителя). Растворимость. Действия с растворами (сливание, выпаривание, выделение кристаллогидратов).

1

1

Тема 4. «Окислительно-восстановительные реакции» (4ч.)

11

Основные типы окислительно-восстановительных реакций. Ряд стандартных электродных потенциалов. Расчеты по уравнениям, в основе которых лежит реакция замещения одного металла другим.

1

-

12

Составление ОВР на основе метода электронного баланса.

-

1

13

Ряд стандартных электродных потенциалов. Расчеты по уравнениям, в основе которых лежит реакция замещения одного металла другим. Решение задач с применением алгоритмов.

-

1

14

Промежуточная аттестация.

Решение тестов.

-

1

Тема 5. «Строение веществ» (4ч.)

15

Типы кристаллических решеток. Строение молекул.

1

-

16, 17

Решение задач, в условия которых включены сведения, имеющие отношения к условиям жизни человека и сохранения окружающей среды.

1

1

18

Проведение итоговой контрольной работы в форме ОГЭ.

-

1

Итого

5

13

Литература для учителя:

  1. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Настольная книга учителя. Химия. 9 кл.: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2007.
  2. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Настольная книга учителя. Химия. 9 кл.: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2007
  3. Габриелян О. С., Яшукова А. В. Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ. 8 кл. К учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8 класс». М.: Дрофа, 2008.
  4. Габриелян, О. С. Методическое пособие к учебнику О. С. Габриеляна «Химия». 8 класс / О. С. Габриелян. — М.  : Дрофа, 2018. — 109.

https://drofa-ventana.ru/material/khimiya-8-klass-metodicheskoe-posobie-gabrielyan/

  1. Габриелян, О. С. Методическое пособие к учебнику О. С. Габриеляна «Химия». 9 класс / О. С. Габриелян. — М.  : Дрофа, 2018. — 108.

           https://drofa-ventana.ru/material/khimiya-9-klass-metodicheskoe-posobie-gabrielyan/

Литература для ученика:

  1. Габриелян О. С., Яшукова А. В. Рабочая тетрадь. 8 кл. К учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8.» - М.: Дрофа, 2008.
  2. Габриелян О. С., Яшукова А. В. Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ. 8 кл. К учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8 класс». М.: Дрофа, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по химии "Решение задач по химии"

Данный курс  предоставляет возможность школьникам 9 - 11 классов пополнить знания, приобрести и закрепить навыки решения  теоретических и практических задач....

Программа элективного курса по химии "Химия для любознательных"

Химия, обладает огромными возможностями, создает не виданные ранее материалы, облегчает труд человека, экономит его время, одевает, сохраняет его здоровье, создает ему уют и комфорт,  измен...

План работы кружка по русскому языку «Готовимся к государственной итоговой аттестации».

План работы кружка по русскому языку «Готовимся к государственной итоговой аттестации»....

Рабочая программа элективного курса по химии 10 -11 класс "Углубленное изучение отдельных тем курса общей химии"

Элективный курс может быть использован как с целью обобщения знаний по химии,  так и с целью подготовки учащихся к Единому Государственному экзамену по химии, начиная уже с 10-ого класса....

Программа элективного курса по обществознанию "Подготовка к государственной итоговой аттестации по обществознанию"

Элективный курс «Подготовка к ГИА по обществознанию»  предназначен для  учащихся 9 класса основной школы готовящихся к государств...

Рабочая программа элективного курса по обществознанию "Подготовка к государственной итоговой аттестации. ОГЭ по обществознанию"

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование элективного курса по обществознанию в 9 классе...

Правила чтения в английском языке. Готовимся к государственной итоговой аттестации

Данный материал показывает особенности чтения некоторых буквосочетаний в английском языке. Представлен теоретический материал, а так же упражнения на отработку фонетического чтения. Будет полезен учащ...