Программа внеурочной занятости
рабочая программа по химии (8 класс)

Овчинникова Марина Альбертовна

Программа внеурочной занятости "Первые шаги в химию". Может использоваться для знакомства в 7 классе, рассчитана на 1 час в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pervye_shagi_v_himiyu.docx38.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 29»

Рассмотрено и согласовано

Педагогический совет

Протокол № _______

От «___» __________ 201_ г.

Согласовано

Методический совет

Протокол № _______

От «___» _________ 201_ г.

Утверждено

Директор МАОУ «СОШ № 29»

____________ А.М. Сазанов

Приказ № ______

От «___» ________ 201__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности "Первые шаги в химию"

Уровень образования: Основное общее

Срок реализации: 1 год (6 или 7 класс)

Составители:

Овчинникова М.А.

ГО Ревда

2019 г.

Пояснительная записка

Программа (34 ч) предназначена для учащихся 6, 7-х классов (рассчитана на 1 ч в неделю) и призвана стимулировать у школьников любознательность, интерес к химии и к явлениям окружающей жизни с точки зрения химии, выработать навыки правильного (безопасного) обращения с химическими материалами в быту.

Темы для занятий выбраны из окружающей жизни, они позволяют на конкретных примерах осуществлять экономическое и экологическое воспитание учащихся, знакомить их с достижениями химии и проблемами химизации быта.

Почти половина часов отводится на практические исследования.  Работы подобраны таким образом, чтобы учащиеся могли повторить их в домашних условиях, что повышает интерес к предмету и познавательную активность учащихся.

          Учащиеся на каждом занятии усваивают полезные сведения по химии для грамотного и обоснованного их применения в повседневной жизни.

Основные цели курса

  •  овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент,
  •  развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
  • применение полученных знаний  и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающее среде.

Основные методы, приемы и формы обучения:

рассказ, беседа, работа с дополнительной литературой, практические работы, исследовательские работы,  экскурсии,  рефераты,  самостоятельные работы, конференции,  консультации.

Самостоятельная работа учащихся заключается в работе с литературой и конкретными объектами в быту, проведении практических работ, мини-исследовательских работ,  сборе, хранении и компьютерной обработке результатов эксперимента, подготовке рефератов, выступлениях на научно-практических конференциях.

Результаты освоения курса

Личностными результатами изучения предмета  являются следующие умения:

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:

-  вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;

- учиться признавать противоречивость и незавершённость своих взглядов на мир, возможность их изменения.  

Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.

Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам. Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования.

Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. Учиться  выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение своего здоровья, а также близких людей и окружающих.

Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы. Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал и, прежде всего, продуктивные задания учебника, нацеленные на:

- формирование  основ научного мировоззрения и физического мышления;

- воспитание убежденности в возможности диалектического познания природы;

- развитие интеллектуальных и творческих способностей.

Метапредметными результатами в курсе «Первые шаги в химию» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных средств и искать самостоятельно  средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.

Работая по предложенному и (или) самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными средствами и  дополнительные: справочная литература, физические приборы, компьютер.

Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства.

Самостоятельно осознавать  причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Уметь оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).

Средством формирования регулятивных УУД служит соблюдение технологии проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия.

Строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Представлять  информацию в виде  конспектов, таблиц, схем, графиков.

Преобразовывать информацию  из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации.

Использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.

Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать  правила информационной безопасности.

Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче программно-аппаратные средства и сервисы.

Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:

- проектирование и проведение наблюдения природных явлений с использованием необходимых измерительных приборов;

- воспитание убеждённости в возможности диалектического познания природы;

- применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни.

Коммуникативные УУД:

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

Учиться критично относиться к своему мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

Различать в письменной и устной речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы, факты),  гипотезы, аксиомы, теории.

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Средством  формирования коммуникативных УУД служит соблюдение технологии проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметными результатами освоения курса являются следующие умения:

Формирование основ научного мировоззрения и химического мышления;

Диалектический метод познания природы;

Развитие интеллектуальных и творческих способностей;

Применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни.

Программа предусматривает формирование у школьников следующих общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

Познавательная деятельность:

- использование для познания окружающего мира различных естественно-научных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

- формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

- овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

- приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

- владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;

- организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств

Учащиеся должны знать:
• правила обращения со средствами бытовой химии, правила оказания первой медицинской помощи при отравлении и ожогах средствами бытовой химии;
• месторождения, способы получения и лечебные свойства минеральных вод;
• свойства, значение и применение поваренной соли, пищевой соды и других солей, применяемых в быту;
• правила безопасного использования лакокрасочных материалов, моющих и косметических средств, парфюмерии, условные обозначения на этикетках и упаковках материалов бытовой химии;
• химический состав пищи, правила приготовления и хранения продуктов питания;
• правила применения лекарственных препаратов, основные виды лекарственных растений нашей местности и их использование.
Учащиеся должны уметь:
• оказывать первую медицинскую помощь при поражении химическими веществами бытового назначения;
• объяснить, основываясь на знаниях о составе и свойствах воды, поваренной соли, соды, перманганата калия, нашатырного спирта, в каких случаях и для чего можно применять эти вещества;
• применять бытовые химикаты по их назначению;
• правильно использовать товары парфюмерии и косметики с учетом своих индивидуальных особенностей;
• правильно готовить и хранить пищевые продукты, консервы;
• правильно применять лекарственные препараты и уметь их приготовить из природных компонентов (лекарственных растений).

Содержание тем курса

Т е м а 1. Техника безопасности при обращении с бытовыми химикатами (4 ч.)
Ознакомление с кабинетом химии. Инструктаж по технике безопасности работы в химической лаборатории,  оказания первой помощи, использование противопожарных средств защиты.

      Знакомство с лабораторным оборудованием и химической посудой (пробирка, колба, лабораторный стакан, воронка, пипетка, шпатель, пластмассовый и металлический штативы, держатель для пробирок).

 Ознакомление учащихся с классификацией и требованиями, предъявляемыми к хранению лабораторного оборудования, изучение технических средств обучения, предметов лабораторного оборудования.

Нагревательные приборы и пользование ими. Знакомство с правилами пользования нагревательными приборами: плитки, спиртовки. Особенности строения пламени. Правила нагревания вещества. Отравление бытовыми химикатами. Оказание первой медицинской помощи при отравлении и ожогах: нашатырным спиртом, уксусной кислотой, ртутью, перманганатом калия, синтетическими моющими средствами, инсектицидами, растворителями и лакокрасочными материалами, отбеливающими, чистящими и дезинфицирующими средствами, бытовым газом.
Экскурсия: Школьная химическая лаборатория

Практические  работы :

  • Знакомство с лабораторным оборудованием.
  • Работа со спиртовкой. Изучение строения пламени. Наблюдения за горящей свечой.
  • Работа с весами, мерной посудой

Т е м а 2. Химия на кухне (10 ч.).

Характеристика природных вод по составу и свойствам. Минеральные воды, их месторождения, лечебные свойства. Анализ воды.
Поваренная соль и её свойства. Применение хлорида натрия в хозяйственной деятельности человека. Когда соль – яд. Сахар и его свойства. Полезные и вредные черты сахара. Карамелизация сахара Сода пищевая или двууглекислый натрий и его свойства. Опасный брат пищевой соды – сода кальцинированная. Чем полезна пищевая сода и может ли она быть опасной. Столовый уксус и уксусная эссенция. Свойства уксусной кислоты и её физиологическое воздействие. Крахмал- сложный углевод. Изучение его свойств, накипью. Жесткая и мягкая вода. Образование ржавчины и способы её удаления.

Практическая работа. Приготовление раствора.

                                      Анализ воды.

Тема 3. Химия и здоровье (4 ч.).

Пищевые добавки. Пищевые  красители,  загустители, подслащивающие  вещества. Консерванты,  пищевые  антиокислители,  ароматизаторы. Пищевая аллергия. Отравления, их виды, признаки. Изучение адсорбционной способности древесного угля. Роль витаминов в организме человека. Водорастворимые и жирорастворимые витамины. Обнаружение витаминов в ягодах и фруктах. Препараты домашней аптечки, ее комплектация и применение ее содержимого. А также использование средств народной медицины для лечения различных заболеваний.

Практическая работа. Определение содержания крахмала в пищевых продуктах.

Т е м а 5. Химия в ванной (4 ч.)
Моющие синтетические и натуральные средства. Вещества для подкрахмаливания, подсинивания, отбеливания, стирки белья. Условные обозначения на этикетках одежды. Синтетические моющие средства (СМС) и охрана природы.
Практическая работа: приготовление мыла в лабораторных условиях.
(Основные понятия: синтетические и натуральные моющие средства, отбеливающие средства, маркировка на этикетках).
Виды парфюмерных и косметических товаров (духи, лосьоны, дезодоранты, кремы, лаки, пудры, шампуни, зубные пасты), их состав и назначение.
Практическая работа: изучение влияния фторсодержащих зубных паст на прочность зубной эмали.

Т е м а 6. Химический состав пищи (6 ч.)
Проблемы питания в современном мире. Хранение продуктов. Химизм процесса варки пищи. Химический состав основных продуктов питания: хлеба, молока, мяса, рыбы, консервов, сахара, овощей, фруктов и т.д.
Пищевые красители в домашних условиях. Витамины.
Практическая работа: опыты по изучению состава пищевых продуктов.

Индикаторы из ягод.


Т е м а 7. Лекарства (6 ч.)
Цель. Сформировать понятие о природных и синтетических лекарственных препаратах, о вреде самолечения.
Содержание. Лекарственные препараты природные и синтетические. Химический состав наиболее часто используемых лекарств. Правила применения лекарственных препаратов. Лекарства на грядках, в лесу и на лугу.
  Практическая работа. Обнаружение витамина С в ягодах и фруктах

Тематическое планирование

Тема

Число час.

1

Т е м а 1. Техника безопасности при обращении с бытовыми химикатами

4 ч.

2

Т е м а 2. Химия на кухне

10 ч.

3

Т е м а 3. Химия и здоровье

4ч.

4

Т е м а 4. Химия в ванной

4 ч.

5

Т е м а 5. Химический состав пищи

6 ч.

6

Т е м а 6. Лекарства

6 ч.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Оборудование и реактивы

Т е м а 1. Техника безопасности при обращении с бытовыми химикатами (4 ч.)

1

Вводное занятие. Техника безопасности при работе с химическими реактивами и лабораторным оборудованием в кабинете химии.

Набор лабораторного оборудования, химические реактивы

2

История открытия науки химии.

Занимательные опыты.

3

Экскурсия в школьную химическую лабораторию. Знакомство с химической посудой.

4

Отравление бытовыми химикатами и первая медицинская помощь.

https://www.youtube.com/watch?v=61bj75oXQ9Y

Т е м а 2. Химия на кухне (10 ч.)

5

Вода-знакомая и незнакомая.

Презентация

6

Приготовление водного раствора заданной концентрации

Набор лабораторного оборудования, соль, сахар

7

Анализ воды в домашних условиях

Набор лабораторного оборудования,

8

Поваренная соль и её свойства. Консервирующие свойства поваренной соли.

Поваренная соль, лабораторное оборудование

9

Сахар и его свойства. Карамелизация сахара.

10

Сода пищевая или двууглекислый натрий и его свойства.

11

Столовый уксус и уксусная эссенция. Свойства уксусной кислоты и её физиологическое воздействие.

12

Крахмал и его свойства.

13

Что такое накипь и как с ней бороться?

Презентация

14

Что такое ржавчина и как её удалить.

Презентация

Т е м а 3. Химия и здоровье (4ч.)

15

Пищевые добавки.

Презентация

16

Пищевая  аллергия.

Презентация

17

Отравления, их виды, признаки. Изучение адсорбционной способности древесного угля.

18

Анализ пищевых продуктов на содержание крахмала

Кефир, творог

Т е м а 4. Химия в ванной (4 ч.)

19

Понятие о моющих средствах. Синтетические и натуральные моющие средства.

Коллекция СМС, лабораторное оборудование

20

Свойства мыла и стирального порошка.

 «Определение рН мыла и раствора стирального порошка»

21

Виды парфюмерных и косметических средств.

Коллекция парфюмерных и косметических средств

22

Вред и польза косметических средств

«Определение рН растворов косметических средств»

Т е м а 5. Химический состав пищи (6 ч.)

23

Химический состав продуктов. Понятие о жирах, белках, углеводах.

"Подсчет калорийности продуктов»

«Определение кислотности хлеба»

24

Способы хранения продуктов.

25

Пищевые добавки. Консерванты.

Презентация «Пищевые добавки»

26

Индикаторы из ягод

27

Технология   безопасного приготовления пищи в домашних условиях.

 «Определение кислотности молока»

28

Продукты из нефти.

Т е м а 6. Лекарства (6 ч.)

29

Понятие о лекарственных препаратах. Правила обращения с лекарствами. Домашняя аптечка.

Презентация «Лекарственные вещества»

30

Витамины. Значение. Правила применения.

youtube.comwatch?v=8fjTJQFi_8k

31

Обнаружение витамина С в ягодах и фруктах

32

Лекарства на грядке. Лекарственные растения.

Видео

http://www.fassen.net/show

33

Защита исследовательских работ

34

Защита исследовательских работ

Учебно - методическое  и материально-техническое обеспечение

Л и т е р а т у р а  д л я  у ч и т е л я
 

Кукушкин Ю.Н.

Опыты без взрывов

Гроссе Э., Вайсмантель

Химия для любознательных

Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

http://fcior.edu.ru

Технические средства обучения: 

  • Компьютер
  • Принтер
  • Интерактивная доска Promethean ActivBoard

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочного занятия в 1 классе "Занимательный английский" ФГОС второго поколения.

Данная рабочая программа создана на основе ФГОС второго поколения для массовой начальной школы....

Программа внеурочных занятий "Английский театр".

Разработка программы «Театр на английском языке» вызвана необходимостью формирования речевой компетентности при обучении английскому языку, позволяющей осуществить общение в театральной деятельн...

Рабочая программа внеурочных занятий "Роспись по дереву" (5-7 классы)

Рабочая программа "Роспись по дереву" по внеурочной деятельности учебный предмет "Технология" . Программу можно использовать в 5-7 классах, она рассчитана на 1 год обучения, 34 учебных часа в год. Про...

Рабочая программа внеурочных занятий "Роспись по дереву" (5-7 классы)

Рабочая программа "Роспись по дереву" по внеурочной деятельности учебный предмет "Технология" . Программу можно использовать в 5-7 классах, она рассчитана на 1 год обучения, 34 учебных часа в год. Про...

Программа внеурочных занятий "Здоровые щечки".

АннотацияРабочая программа по  внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Здоровые щечки»  разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарт...

Рабочая программа внеурочных занятий по Технологии. 5 класс. "Столярное дело. Часть-1"

Рабочая программа внеурочных занятий по предмету Технология: «Основы столярного дела» для 5 -х классов,  количество учебных часов- 68, (2 часа в неделю) разработана на основе  учебного издан...