открытый урок по химии в 8-м классе по теме "Основные классы неорганических соединений" урок погружение. с элементами театрализованного представления
учебно-методический материал по химии (8 класс)

Иванова Аксана Ивановна

Урок погружение. С элементами театрализованного представления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx195.27 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-«погружение» Основные классы неорганических веществ.

Учитель . Здравствуйте уважаемые гости, учащиеся.

Сегодня у нас с вами необычный урок. Урок-погружение. Сегодня мы собрались здесь, чтобы ответить на вопрос «Достойны ли они стать гражданами Великов химической страны? И по праву называться Химиками. Страна эта древняя и волшебная, хранящая множество загадок. Лишь самым умным, сильным, настойчивым эта страна приоткрывает свои тайны.

Готовы ли Вы проявить чудеса смелости, блеска и ума???????????????????

Итак, Позвольте начать………………..

Я вас заранее разделила на две группы . Выберите пожалуйста капитана своей группы. Представьте.

Итак первая группа ……………капитан…………………………………………….

Вторая  группа ………………………………капитан………………………………………….

На столе у вас ребята у каждого маршрутные  оценочные листы,  которые вы по ходу урока  должны будите заполнять.

http://him.1september.ru/2007/20/2b.gifХимические миниатюры

Учитель . В некотором царстве, в тридевятом Химическом государстве жил-был царь, великий химический государь. И правил он царством неорганических веществ. Познакомимся с жителями этой удивительной страны. Вон там, на скамеечке, встретились две сестры, и, кажется, у них что-то случилось.

Сценка класса кислот

(Две девочки-кислоты в шапочках с написанными на них формулами кислот Н24 и НNO3.)

Кислота H2SO4. Здравствуй, сестра!

Кислота HNO3. Здравствуй, родная! Что-то ты неважно выглядишь. Расскажи, что у тебя случилось.

Кислота H2SO4. Ты и не представляешь, как я устала, вся из сил выбилась. Ты разве ничего не слыхала? К нам в царство приехали добры молодцы: такие красивые, такие блестящие металлы.

Кислота HNO3. Ах, да! Я их видела краем глаза. Такой егоза Na, легкий Аl и такой крутой молодец Fе.

Кислота H2SO4. Да, но не о них речь. С ними у меня хорошие отношения, без всяких проблем. Меня интересуют другие: такие блестящие, такие дорогие, прямо никак к ним не подобраться.

Кислота HNO3. Ах, да! Припоминаю. Видела я тут двух франтов: Аg и Аu, кажется. Ну и какие проблемы, милая сестра?

Кислота H2SO4. Да вот никак не могу с ними договориться. Хоть плачь!

Кислота HNO3. Что ты, дорогая. Плакать нам никак нельзя, а то слабыми станем. Хотя ко мне это не относится. Я сильна, я прекрасна, я просто обворожительна! Я этих молодцев быстро в оборот возьму. Недаром я зовусь Азотной.

Кислота H2SO4. Уж больно ты высокого мнения о себе. Я не хуже тебя, все металлы от меня без ума. Вот только эти двое никак не поддаются. Ну да ладно, найду я на них управу!

Учитель  Ах вот что у них случилось!

Вопрос Ребята, кто может пояснить, в чем дело. Почему у серной кислоты такие проблемы с Аg и Аu?

Посовещайтесь ответят капитаны группы.

(Ответ золото и серебро благородные металлы не реагирую с кислотами)

Концентрированная серная кислота при нагревании растворяет почти все металлы, кроме платины, золота и некоторых металлов платиновой группы.

Серная кислота не реагирует с серебром, так как этот металл стоит в электрохимическом ряду напряжений металлов после водорода.

Вопрос. Ребята, а что можете рассказать про серную кислоту  и азотную кислоту?

Ответ Сильные кислоты и серная и азотная. Мировое производство серной кислоты 160 млн тон в год. Большая часть их идет на производство удобрений, лекарств, взрывчатых веществ, красителей.

Серная кислота электролит в аккумуляторах. Идет на производство стекла используется в строительстве.

  Учитель молодцы ребята. В маршрутном оценочном листе. за первый этап если вы считаете, что справились с заданием. Поставьте себе  плюс.

Сценка класса оснований

Учитель А в это время в парке спрятались еще два жителя Химического царства. Давайте послушаем, о чем они шепчутся.

Гидроксид NaOH. Ох, не знал, что здесь эти дамы находятся. Ни за что бы не пошел гулять с тобой!

Гидроксид Zn(ОН)2  Да ладно, не трусь! Ты ведь такой едкий, брат, с любым справишься!

Гидроксид NaОН. Что верно, то верно, но кислоты терпеть не могу! Особенно эти две, хорошо хоть третьей – Cолянки – с ними нет. А то бы точно что-нибудь непоправимое случилось.

Гидроксид Zn(ОН)2  . Ха-ха! Припоминаю! Ну и закрутили вы дело в прошлом году. Такую нейтрализацию провели.

Гидроксид NaОН. Ох и не говори, брат! Столько солей наполучали – девать некуда.

Учитель Ребята! Вопрос О какой такой нейтрализации говорили эти двое молодых людей? Кто они такие эти гидроксиды NaOH и Zn(ОН)2  ? Чем различаются? О какой Солянке они говорили?

(Ответ HCl кислота соляная или хлороводородная,

NaOH  Гидрокси́д на́трия каустическая сóдаéдкий натр[1]гидроóкись нáтрия, хим. формула — NaOH) — неорганическое химическое соединение, являющееся самой распространённой щёлочью. В год в мире производится и потребляется около 57 миллионов тонн едкого натра. Едкий натр используется для получения химических соединений,  в производстве бумаги,  мыла, в текстильной промышленности.

Zn(ОН)2  амфотерный гидроксид,  нерастворимый в воде

Реакция нейтрализации Суть нейтрализации состоит в том, что кислота и основание, обмениваясь активными частями, нейтрализуют друг друга. В результате образуется новое вещество (соль) и нейтральная среда (вода).

Простым и наглядным примером реакции нейтрализации является взаимодействие соляной кислоты и гидроксида натрия:

HCl + NaOH → NaCl + H2O.

Zn(OH)2+2HCl=ZnCl2+2H2O

Учитель молодцы ребята. В маршрутном оценочном листе. за второй этап если вы считаете, что справились с заданием. Поставьте себе  плюс. Оценте себя.

Сценка класса солей

Учитель А вот и продукты реакции нейтрализации. CaCO3,  KNO3,  NaHCO3

Ах, как приятно смотреть на эти создания! Наверное, это самые безобидные вещества.

Вопрос К какому классу веществ их следует отнести?   (Соли)

Кто может их назвать? 

Давайте послушаем, о чем говорят эти соли.

Соль CaCO3. Я среди вас самая главная и важная. Без меня не может обойтись ни один школьник.

Соль KNO3. Ну ты и задавака, Мелок! Подумаешь, на доске можно писать. Можно в тетради ручкой писать и карандашом. А вот я очень нужна человеку! Без меня ни один огородник не вырастит большого урожая. Ведь я знаю, как ребята любят морковку, помидорчики и огурчики.

Соль NaHCO3. Ну и хвастунья ты, Cелитрочка! Ведь ты можешь и вред людям нанести.

Соль KNO3. Ну, в этом не я виновата, а сам человек, если он будет бездумно пользоваться минеральными удобрениями. А ты, сода, чего отмалчиваешься?

Соль NaHCO3. А чего хвастаться? Мною в больших количествах человек не пользуется. Но даже без малого количества соды пышных оладушек мама не испечет. Да и печенье не будет печеньем, а торт тортом без соды. Еще я могу помогать чистить посуду, и тогда чашки и тарелки будут просто блестеть. Так что любой хозяйке я – пищевая сода – просто необходима.

Учитель Посмотрите-ка, ребята, какие важные разговоры ведут соли. И действительно, в жизни человека они находят разнообразное применение.

О каком применении в быту они говорили.???

 Так Калиевая селитра является универсальным удобрением для плодовых и овощных культур, цветов и газона. Она повышает устойчивость растений к неблагоприятным условиям среды, улучшает качество и вкус плодов. Как известно, нитрат калия применяется не только в сельском хозяйстве. В Средние века его использовали для производства пороха..

NaHCO3 В быту Применяется как безопасное для здоровья средство для чистки поверхностей столовой и кухонной посуды, поверхностей кухонных столов, иных поверхностей, соприкасающихся с пищей.

В пищевой промышленности 

Применяется в производстве кондитерских и хлебобулочных изделий, в приготовлении газированных напитков

В химической промышленности

Применяется для производства красителей, пенопластов и других органических продуктов, продуктов бытовой химии, наполнителей в огнетушителях

В лёгкой промышленности 

В производстве резины для подошв обуви и в производстве искусственных кож, кожевенном производстве при дублении и нейтрализации кожи после кислого дубления, текстильной промышленности при отделке шёлковых и хлопчатобумажных тканей;

Карбонат кальция  В природе встречается в виде многочисленных минералов, например, кальцитаарагонита и ватерита, является главной составной частью известнякамраморамела, входит в состав скорлупы яиц птиц и пресмыкающихся, а также в состав раковин моллюсков и некоторых других беспозвоночных.

. Зарегистрирован как белый пищевой краситель (E170).  Являясь основой мела, используется для письма на досках. Используется в быту для побелки потолков, покраски стволов деревьев, для подщелачивания почвы в садоводстве.

Используется при производстве силикатного стекла, — материала для производства оконного стекла, стеклянных бутылок, стекловолокна.

Применяется при производстве предметов гигиены (например, зубной пасты), в медицине.

Учитель молодцы ребята. В маршрутном оценочном листе. за третий этап если вы считаете, что справились с заданием. Поставьте себе  плюс. Оцените себя.

Ну что же, со всеми жителями Страны неорганических веществ мы познакомились. А теперь…

 Сценка класса оксидов

(Выбегают оксиды Na2O и SО3.)

Оксиды (вместе). Эй, эй! Про нас-то забыли! Мы ведь тоже жители Химического государства.

Мы дружная семейка,
Оксиды нас зовут.
Наш папа Оксигениум,
По-русски – Кислород.

Оксид SO3. Ребята, а вы знаете, почему наш папа О2?

Оксид Na2O. Ну и хвастуны здесь перед нами выступали. Ха-ха!

Оксид SO3. Ох и не говори. Уж очень соли хвастались: и Мелок, и Сода. Что ты, что ты, жить без них нельзя…

Оксид Na2O. А основания-то с кислотами, просто стыдно слушать. Ну что они без нас? Да ничто!

Оксид SO3. Без меня никакой серной кислоты не получится.

Оксид Na2O. А без меня щелочь не образуется.

Оксиды SO3 и Na2O (вместе). Если мы вместе соединимся, то и соль можем образовать.

Учитель  Вопрос Ребята, догадались какую? Ну-ка, кто смекалистый? Напишем уравнение реакции.

SO3 + Na2O=Na 2SO4    (Сульфат натрия) кислотный и основной оксид реагируют друг с другом.

SO3   кстати название серный ангидрид.  

Вопрос А почему SO3  сказал, что без него никакой серной кислоты не получится????

SO3   Жадно поглащает воду образуя серную кислоту

Напишем уравнение реакции

SO3 +H2O=H2SO4

Вопрос А почему Na2O сказал, что без него не образуется щёлочь???

Ответ Как раз одним из способов получения оснований, это взаимодействие оксида активного металла с водой.  напишем уравнение реакции

Na2O+H2O=2NaOH

Учитель молодцы ребята. В маршрутном оценочном листе. за четверный этап если вы считаете, что справились с заданием. Поставьте себе  плюс. Оценте себя.

Учитель Теперь со всеми жителями Химического государства мы познакомились??????

Давайте еще раз вспомним. Какие классы неорганических соединений мы должны знать??? Составим схему на доске

C:\Users\андрей\Desktop\Без названия.jpg

Учитель А теперь ребята внимание задание…….

На доске у нас куча мала оксиды, кислоты, соли, основания все смешалось давайте распределим их согласно данной схеме. Кто к какому классу неорганических соединений относится. По одному от каждой команды подходит и ставит на место тот или иной класс соединений в схему.

Молодцы вы отлично справились.

 Учитель молодцы ребята. В маршрутном оценочном листе. за пятый этап если вы считаете, что справились с заданием. Поставьте себе  плюс. Оценте себя.

Стук в дверь. Сильный стук в дверь…..

Учитель Да. Да  кто это там еще?????

Заходит почтальон Печкин. Это я почтальон Печкин. Ой,  а что это вас тут так много…. А что это вы тут делаете????

Ну да ладно я вам тут письмо принес…..Только я вам его не отдам….

Учитель .Почему????

Наткнулся я тут на одну газетёнку. Кроссворды в ней. Помогите мне их отгадать правильно. Мне за них тыщу рублей должны заплатить. Может тогда и отдам вам ваше письмо. Кстати кроссворды то на химическую тему, а я если честно химию в школе учил плохо….

Учитель Ну что ребята поможем Печкину?.

  1. В минеральной воде я бурлю,
    В топочном газе летаю,
    Растениям пользу несу,
    Пожар затухать заставляю                         (
    СО2)

  1. Самой сильной из кислот имя галоген дает  (соляная)

  1. Красив, наряден карбонат,      Ему строитель очень рад.                 (мрамор, известняк, карбонат кальция)

  1. В воде родится, а воды боится.               (соль поваренная, хлорид натрия)

  1. ▪Флакон с KМnO4 - обычно имеется в каждой квартире,
    С рожденья ребенок любой с ним знаком,
    Едва лишь покинет он с мамой роддом,
    Его искупают в ванночке с ним,
    Ведь он для дезинфекции незаменим.               (перманганат калия - «марганцовка»).

  1. ▪NaCl - его все знают,
    В магазине покупают,
    Без него не сваришь ужин - 
    В малых дозах в блюдах нужен.             (поваренная соль)

  1. ▪На суку сидит сова,
    Выдыхает                      ( СО
    2   углекислый газ).

  1. ▪Что за чудо посмотри - 
    Этот СаСО
    3.
    По доске он проезжает,
    За собой след оставляет.                                     (мел)
  2. ▪Если нет у вас для теста
    Разрыхлителя, вы вместо

    Положите в пироги                        ( NaHCO
    3.  питьевая сода)

Печкин.Ну молодцы. Все отгадали. Ладно нате, забирайте свое письмо.

Учитель молодцы ребята. В маршрутном оценочном листе. за шестой этап если вы считаете, что справились с заданием. Поставьте себе  плюс. Оцените себя.

«Письмо»

Учитель   Письмо от юного химика . Вот, что он сообщает.

«Многоуважаемые коллеги-химики 8-го класса!»

Недавно, читая книгу, я натолкнулся на такую задачу-сказку:

«Любовная история»

Лакмус был страстно влюблён в Кислоту и в её присутствии всегда краснел, а ревнивая Щёлочь, которая была к нему неравнодушна, раздражала Лакмуса до посинения. Несчастный Фенолфталеин тайно питал нежные чувства к Щёлочи, но, зная её едкий характер, при малейшем к ней прикосновении весь становился малиновым.

P.S «Так как я только начал интересоваться такой чудесной наукой, как химия, то в прочитанном мне не всё ясно. Помогите мне, пожалуйста, разрешить эту проблему. Буду вам благодарен за помощь».

Учитель – Ну, что, ребята, поможем разобраться с проблемой? Текст письма у вас размещён в путевых заметках.

Давайте разберёмся: о каких классах неорганических соединениях говорит юный химик.

(Учащиеся: Основаниях и кислотах)

– А теперь посмотрите на экран. (рисунок хамелиона)

C:\Users\андрей\Desktop\хамелеон.jpg

– Что это за животное?

– А как вы думаете, почему я его вам сейчас показала?

-Какие химические вещества, подобно хамелеону, меняют свою окраску?

-Как они называются?

Учащиеся: индикаторы: лакмус, фенолфталеин, метиловый оранжевый. Они также как и ….. меняют окраску.

– А теперь вернёмся к проблеме юного химика. Какие явления были описаны в сказке?

Учащиеся: изменение окраски индикаторов в зависимости от характера среды: на щёлочи индикатор – фенолфталеин, он в их растворе становится малиновым, а на кислоты – лакмус – он краснеет.

– Давайте опытным путём подтвердим ваши теоретические знания. Работу выполняете в группе . Прочитайте задание.

Учащийся читает. Определим порядок выполнения работы (что сделаете в первую очередь?). Не забывайте правила ТБ при выполнении работы. Результаты исследований запишите в соответствующую колонку таблицы.

Помогите с помощью лабораторных опытов объяснить смысл сказки «Любовная история». Только надписи на пробирках стёрлись, и где находится какое вещество неизвестно. Определите это самостоятельно. И помните о правилах техники безопасности – пробирки и склянки держим на уровне глаз, работаем аккуратно и с малым количеством реактивов. Результаты наблюдений занесите в таблицу

– Какое вещество находится в ваших пробирках?

– Как вы это определили?

Изменение цвета индикаторов

при действии растворов кислот и щелочей

Индикатор

Цвет индикатора в среде

Кислой

Щелочной

Лакмус

красный

синий

Фенолфталеин

бесцветный

малиновый

Спасибо. Вы помогли юному химику. Молодцы.

Учитель молодцы ребята. В маршрутном оценочном листе. за седьмой этап  Лабораторная работа, если вы считаете, что справились с заданием. Поставьте себе  плюс. Оцените себя.

Рефлексия.  Подведение итогов

Слово получают капитаны команд.

 О чем вы сегодня узнали?

Чему научились?

 Какой опыт приобрели?

Что нового вы почувствовали?

 Кого из своих товарищей лучше узнали?                Выразите коллективное мнение.

Выберите крылатое выражение, которое наиболее полно отражает ваше эмоциональное выражение в конце урока.

  1. Тяжела ты, шапка Мономаха.
  2. Повторенье-мать ученья
  3. Учась, узнаёшь, как мало ты знаешь
  4. Если за день ничему не научился, то день прожил зря.

Учитель . Я поздравляю Вас ребята . Вы отлично поработали и.

В маршрутном оценочном листе выставите себе оценку за урок. Если за урок вы набрали

6-7 «+» оценка 5

 4-5 «+» оценка 4

3 «+» оценка 3

 Теперь Вы по праву можете именовать себя химиками. Я желаю Вам, чтобы жизнь в химической стране не была для Вас слишком сложной и запутанной. Мне будет очень приятно встречаться с Вами и впредь.

Домашнее задание на слайде. Подготовиться к контрольной по теме «Основные классы неорганических соединений»

 А сейчас – до свидания.

Письмо от юного химика .

Вот, что он сообщает.

«Многоуважаемые коллеги-химики 8-го класса!»

Недавно, читая книгу, я натолкнулся на такую задачу-сказку:

«Любовная история»

Лакмус был страстно влюблён в Кислоту и в её присутствии всегда краснел, а ревнивая Щёлочь, которая была к нему неравнодушна, раздражала Лакмуса до посинения. Несчастный Фенолфталеин тайно питал нежные чувства к Щёлочи, но, зная её едкий характер, при малейшем к ней прикосновении весь становился малиновым.

P.S «Так как я только начал интересоваться такой чудесной наукой, как химия, то в прочитанном мне не всё ясно. Помогите мне, пожалуйста, разрешить эту проблему. Буду вам благодарен за помощь».

Изменение цвета индикаторов

при действии растворов кислот и щелочей

Индикатор

Определите с помощью индикаторов, где у вас находится в  пробирках

Гидроксид натрия NaOH

Азотная кислота HNO3

Вода H2O

Раствор № 1

Раствор № 2

Раствор № 3

Лакмус

Фенолфталеин

Метиловый оранжевый

Изменение цвета индикаторов

при действии растворов кислот и щелочей

Индикатор

Определите с помощью индикаторов, где у вас находится в  пробирках

Гидроксид натрия NaOH

Азотная кислота HNO3

Вода H2O

Раствор № 1

Раствор № 2

Раствор № 3

Лакмус

Фенолфталеин

Метиловый оранжевый


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по химии 8 класс " Характеристика элементов по Периодической системе Д.И. Менделеева".

Открытый урок по химии 8 класс " Характеристика элементов по Периодической системе Д.И. Менделеева"....

открытый урок по химии «Хром и его соединения» в 11 классе

Урок «Хром и его соединения»   – это третий урок по теме «Металлы побочных подгрупп», изучается в 11б классе (профильный уровень). Урок сопровождается презентацией. Данный урок очень насыщен...

Открытый   урок "Английская грамматика в песнях и стихах" с использованием нетрадиционных форм обучения, с элементами театрализованного представления, песнями и стихами.

Цель: активизация пройденного грамматического материалаЗадачи:образовательные:активизировать употребление в речи грамматического материала (The Present Simple Tense, The Past Simple Tense,The Future S...

Открытый урок по химии в 8 классе по теме «Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1 - 20»

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности сформировать у учащихся представления об электронной оболочке атома и энергетических уровнях;рассмотреть ...

Открытый урок по химии в 8 классе Тема "Генетическая связь между основными классами неорганических соединений"

Цель урока:Закрепление и систематизация знаний по данной теме, выяснение генетической связи между классами неорганических соединений.Формируемые УУДПредметные:1.    Обобщить и системати...

Сценарий классного часа разговоры о важном 23 октября 2023 для 1-2 класса, 3-4 класса, 5-7 класса, 8-11 класса и СПО

Разговоры о важном 23 октября 2023 тема день подразделений специального назначения для 1-2 класса, 3-4 класса, 5-7 класса, 8-9 класса, 10-11 класса и СПО. Скачать материалы вы можете ниже на сайт...