Открытый урок по химии в 8 классе по теме «Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1 - 20»
план-конспект урока по химии (8 класс)

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности

 

  • сформировать у учащихся представления об электронной оболочке атома и энергетических уровнях;
  • рассмотреть электронное строение атомов элементов первых трех периодов.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon him_8_otkr_urok.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока. Химии 8 класс                                                                                                                          

Тема урока

«Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1 - 20»

Тип урока

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности

Цели

  • сформировать у учащихся представления об электронной оболочке атома и энергетических уровнях;
  • рассмотреть электронное строение атомов элементов первых трех периодов.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

  • научиться  составлять электронные формулы атомов элементов первых трех периодов ПСХЭ; объяснять зависимость и закономерные изменения свойств химических элементов от электронного строения их атомов; анализировать, делать выводы, обобщать полученные знания;
  • самостоятельно использовать материалы учебника и справочные таблицы, применять ранее полученные знания

  • регулятивные: следовать определенному алгоритму при составлении электронных формул; проводить рефлексию своих действий по выполнению заданий самостоятельно и при помощи одноклассников, вносить необходимые изменения в свои действия на основе принятых правил;
  • познавательные: выделять информацию из текста учебника; высказывать суждения, обосновывать и доказывать свой выбор, приводя факты, взятые из материалов учебника; использовать знаки, символы, схемы для выполнения заданий; находить закономерности, устанавливать причинно- следственные связи между реальными объектами и явлениями; осуществлять поиск информации в соответствии с поставленной задачей, используя различные ресурсы информационной среды;
  • коммуникативные: уметь слушать собеседника, понимать и /или принимать его точку зрения; оценивать высказывания и действия партнера, сравнивать их со своими высказываниями; формулировать высказывания, задавать вопросы, адекватные ситуации и учебной задаче; проявлять инициативу в ситуации общения;

  • проявлять интерес к предлагаемой деятельности и с учетом собственных интересов;
  • оценивать свою деятельность, определяя по заданным критериям ее успешность или неуспешность и способы ее корректировки, бережно и уважительно относиться к людям и результатам их деятельности;
  • руководствоваться этическими нормами (сотрудничество, взаимопомощь, ответственность) при выполнении групповой работы

№ этапа

Этап урока

Деятельность

учителя

учащихся

1

Организационный момент.

Учащиеся разбиты на 3 команды. Здравствуйте! Сегодня у нас необычный урок. На нашем уроке присутствует много гостей. А гостям принято показывать самое лучшее. Давайте покажем им, как хорошо мы знаем химию. А для этого нужно не так уж и много: не отвлекаться, быть активными и внимательными.  На уроке останемся только мы и химия.

Приветствуют учителя и гостей, организуют рабочее место.

2

Актуализация знаний.

Что мы изучали на прошлом уроке? Вспомним основные понятия. Слушаем стих, ваша задача понять о чём стих:

Смотрю в ночное небо,
Молекул целый рой,
Никто из нас там не был,
И даже мы с тобой,
Молекулы созвездий,
Планеты - электрон,
И только свет. Известий,
Не шлёт нам небосклон.
Я думаю что в мире,
Где мал для нас масштаб,
Молекулы в эфире,
Созвездий стороют ряд,
И микрочеловечки,
Там на небо глядят,
И двигают беспечно,
Молекулярный ряд!

  • Из чего состоит молекула? (молекулы состоят из атомов) (Например если я скажу Al2O3 что здесь будет атомом, а что молекулой).
  • Из чего состоит атом? (Основные 2 части: ядро и электронные оболочки)
  • Из чего состоит ядро? (Из протонов и нейтронов)
  • Из чего состоят электронные оболочки? (Из электронов)
  • Чему равно общее количество электронов в атоме? (Порядковому номеру) Например сколько электронов в атоме водорода (1),
  • Что такое энергетический уровень? (Это количество электронных оболочек в атоме)
  • Как определить число энергетических уровней? (Например: сколько энергетических уровней в атоме водорода -1, в атоме лития – 2 и тд. )
  • Ребята знаете ли вы как распределить электроны по энергетическим уровням?
  • Как вы думаете чему мы сегодня научимся делать? (распределять электроны по энергетическим уровням)

Записываем тему урока:  «Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов»

Отвечают на вопросы

Стих о молекулах

Нет

Записывают тему урока

3

Изучение нового материала.

Мы с вами знаем, что в химии, как и в любой другой науке существует свой язык, с помощью которого мы можем описать состав веществ, их свойства.

Например, качественный и количественный состав веществ можно записать в виде ... (химических формул).  Что бы вам сегодня было легче меня понимать давайте представим,  что ПСХЭ Д.И. Менделеева это частный сектор, который состоит из домов. Каждый дом имеет своё количество этажей, и равно это количество номеру периода. Например сколько этажей у домика водорода – 1, лития – 2, натрия – 3, калия – 4 и т.д. Если сказать на языке химии то атом водорода состоит из 1 эн.уровня или эл-ой оболочки, натрий из 2 эн.уровней и т.д.

У каждого дома есть жельцы – это электроны. Сколько электронов у атома вадорода – 1, у атома лития – 3, берилия – 4 и т.д.

Знаете ли вы сколько максимально жильцов (электронов может жить на каждом этаже?  

Записываем в тетради формулу 2n2 (с помощью нее мы с вами определим максимальное число жильцов на каждом этаже или максимальное количество электронов на каждом энергетическом уровне).

Считаем вместе: 1 уровень – 2 эл., 2 уровень – 8 эл., 3 уровень – 18 эл., 4567 уровни максимально по 32 эл.

В любом доме жильцы живут в чём? (в квартирах) В химии их называют орбиталями. Выделяют:  S – орбиталь в виде 1(1 комнатная квартира) клетки, в которой могут жить максимально 2 жильца, т.е. 2 электрона P – 3 клетки, d – 5 клеток и f – 7 клеток.

Учащиеся слушают учителя, поддерживают беседу, отвечают на вопросы учителя.

Нет

Рисуют орбитали и электроны

4

Работа по теме урока. Восприятие и осмысление учащимися нового материала.

Ребята, а теперь можно начать расселять жильцов по квартирам (электроны по орбиталям). Первые 2 примера показываю я, а все следующие показываете вы. Учитель показывает пример написания электронной формулы (электронной конфигурации) на примере атома водорода и атома лития.  А сейчас начинаем работу в командах:

  • По 1 человеку от команды к доске написать электронные формулы следующих элементов В, С, N. Остальные работают в тетрадях и поднимают руки если есть ошибки. Учитель комментирует работу детей у доски.
  • Следующая партия задание прежнее – написать электронную конфигурацию следующих элементов Al, Si, P.
  • Задание на местах на скорость. Расписать электронную конфигурацию атома Сl кто быстрее. (учитель раздаёт командам листок с элементом, где они расписывают электронную формулу на скорость и вешают готовый листок к доске).
  • Аналогичное задание на местах на скорость. Расписать электронную конфигурацию  Ca кто быстрее. (учитель раздаёт командам листок с элементом, где они расписывают электронную формулу на скорость и вешают готовый листок к доске).

Учащиеся внимательно слушают объяснение учителя и записывают примеры в тетрадь.

Выход учащихся к доске по желанию.

Работа в тетрадях и с доской.

Обсудить совместно кто быстрее и без ошибок сделал.

5

Рефлексия.

Учитель предлагает учащимся выполнить творческое задание «Синквейн» к слову «УРОК». (Раздать учащимся правила написания синквейна) Правила следующие:

  1. Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.
  2. Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.
  3. В третьей строчке три слова, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна.
  4. Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.
  5. Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.

Например синквейн к слову кошка: 1. Кошка   2. Игривая, быстрая   3. Бегает, играет, царапает  4. Кошка это мой любимый питомец   5. Животное.

 На выполнение синквейна вам даётся 3 минуты. Засекает время.

По истечении времени заслушать ответы учащихся.

Пример:  1.Урок  2. Интересный, последний, скучный  3. Учит, дисциплинирует
4. Это было мне уроком на всю жизнь.  5. Школа, учитель, детство

Внимательно слушают учителя. Работают в группах, составляют синквейн. Читают в слух получившиеся примеры.

6

Подведение итогов урока.

Подвести итог занятию. Поблагодарить всех за работу. Оценить работу выделившихся учащихся.

Слушают учителя.

7.

Домашнее задание.

Изучить текст учебника  параграф 9, расписать электронные конфигурации элементов S, K.

Записывают задание на дом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок химии ФГОС «Строение электронных оболочек атомов химических элементов №1-20»

Урок направлен на формирование у учащихся представления об электронной оболочке атома и энергетических уровнях...

Презентация к уроку по химии 10 класса на тему "Спирты: строение, классификация, изомерия, номенклатура".

Презентация к уроку по химии 10 класса на тему "Спирты: строение, классификация, изомерия, номеклатура" изпользуется учителем при изучении соответствующей темы. Рабочая программа и учебник О.С.Габриел...

Конспект урока по химии 10 класса по теме "Спирты: строение, классификация, изомерия, номенклатура".

Конспект урока по химии в 10 классе по теме "Спирты: строение, классификация, изомерия, номенклатура" окажет помощь учителю химии, работающему по программе и учебнику О.С.Габриеляна, при изучении соот...

план-конспект урока Тема урок: Строение электронных оболочек атомов химических элементов №1-20

Тема: Строение электронных оболочек атомов химических элементов №1-20Цель: сформировать у учащихся представления об электронной оболочке атома и энергетических уровнях;рассмотреть электронное строение...

Открытый урок по химии 10 класс по теме: "Спирты"

Конспект открытого урока по химии на тему : "Спирты"...

Урок химии 9 класс "Строение электронных оболочек атомов химических элементов №1-20"

Цели урока:-сформировать у учащихся представления об электронной оболочке атома и энергетических уровнях;- рассмотреть электронное строение атомов элементов первых трех периодов....