Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов
учебно-методический материал по химии (8 класс) по теме

Ткачева Татьяна Анатольевна

Урок химии в 8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc67.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya.ppt302.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie.doc38.5 КБ
Файл samoanaliz_uroka.docx18.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов».

Цель: сформировать у учащихся представления об электронной оболочке атома и энергетических уровнях;

рассмотреть электронное строение атомов элементов первых трех периодов.

Планируемые результаты: 

  • предметные:  научиться  составлять электронные формулы атомов элементов первых трех периодов ПСХЭ; объяснять зависимость и закономерные изменения свойств химических элементов от электронного строения их атомов; анализировать, делать выводы, обобщать полученные знания; самостоятельно использовать материалы учебника и справочные таблицы, применять ранее полученные знания;
  • метапредметные:

-регулятивные: следовать определенному алгоритму при составлении электронных формул; проводить рефлексию своих действий по выполнению заданий самостоятельно и при помощи одноклассников, вносить необходимые изменения в свои действия на основе принятых правил;

-познавательные: выделять информацию из текста учебника; высказывать суждения, обосновывать и доказывать свой выбор, приводя факты, взятые из материалов учебника; использовать знаки, символы, схемы для выполнения заданий; находить закономерности, устанавливать причинно- следственные связи между реальными объектами и явлениями; осуществлять поиск информации в соответствии с поставленной задачей, используя различные ресурсы информационной среды;

-коммуникативные: уметь слушать собеседника, понимать и /или принимать его точку зрения; оценивать высказывания и действия партнера, сравнивать их со своими высказываниями; формулировать высказывания, задавать вопросы, адекватные ситуации и учебной задаче; проявлять инициативу в ситуации общения;

  • личностные: проявлять интерес к предлагаемой деятельности и с учетом собственных интересов; оценивать свою деятельность, определяя по заданным критериям ее успешность или неуспешность и способы ее корректировки, бережно и уважительно относиться к людям и результатам их деятельности; руководствоваться этическими нормами (сотрудничество, взаимопомощь, ответственность) при выполнении групповой работы.

Ресурсы и оборудование: 

  • источники информации: учебник О.С.Габриелян, Химия 8 класс, М., Дрофа, 2014; рабочая программа, презентация к уроку;
  • оборудование: компьютер, проектор,
  • дидактическое сопровождение: ПСХЭ, презентация к уроку,
  • материалы для познавательной деятельности учеников: карточки для самостоятельной работы, задания для выполнения на уроке, задания для самопроверки.

Ход урока

  1. Организационный момент

        Слайд _1_.

Здравствуйте! Сегодня у нас необычный урок. На уроке останемся только мы и химия. Давайте в очередной раз окунемся в волшебный мир этой науки!

  1. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

Что мы изучали на прошлом уроке? Вспомним основные понятия .

1. Фронтальный опрос. Слайд _2_

- Назовите основные характеристики элементарных частиц?

- Как определить число нейронов?

- Что называется изотопами?

- Что такое химический элемент?

3. Самоопределение к деятельности

        Мы с вами знаем, что в химии, как и в любой другой науке существует свой язык, с помощью которого мы можем описать состав веществ, их свойства.

Например, качественный и количественный состав веществ можно записать в виде ... (химических формул). Как вы думаете, можно ли записать особенности расположения электронов в атоме, используя специальные обозначения? Как бы вы назвали такую запись? (Электронная формула).

Вот о них и пойдет речь  сегодня на уроке. Давайте сформулируем тему нашего урока (постановка темы урока). Слайд _3_.

Давайте поставим себе цель, которую мы должны достичь на уроке (Научиться составлять электронные формулы атомов химических элементов). Слайд _4_.

        Сегодня на уроке вы научитесь описывать особенности расположения электронов в атоме с помощью электронных формул.

  1. Работа по теме урока ( работа с таблицей)

Как вы уже знаете, атом состоит из ядра, вокруг которого вращаются электроны. Но электроны в атоме вращаются не на одинаковом расстоянии от ядра и имеют разную энергию. Опыты показывают, что один электрон притягивается сильнее к ядру, а другой слабее. Это объясняется удалением электрона от ядра атома.

Схематически это можно изобразить так. Какие- то электроны находятся близко к ядру, какие- то дальше. Другие электроны находятся еще дальше и так далее.

И вращаясь около атома электроны образуют электронные слои, и находясь в одном        электронном слои электроны имеют приблизительно одинаковую энергию, поэтому эти слои еще называют энергетическим уровнем. На схеме у меня нарисовано 4 энергетических уровня. Энергетических уровня у атома может быть больше, может быть меньше. Это зависит от числа электронов, которые есть у атома. Давайте пронумеруем энергетические уровни и п- это будет номер энергетического уровня. На одном энергетическом уровне может находиться мах только определенное число электронов. На 1 энергетическом уровне мах может находиться 2 электрона. На 2 мах -8 , на 3 мах- 18 . Количество электронов можно вычислить по формуле 2 п в квадрате, где п – номер энергетического уровня. Давайте вычислим мах количество электронов для 4 энергетического уровня. Получим 4 в квадрате будет 16 и умножим на 2 получим 32.

Итак, мы получили мах число электронов на 4 энергетическом уровне. Чем дальше электроны находятся от ядра атома, тем слабее они притягиваются , и атом легче отдает электроны. Но вот энергия электронов с удалением от ядра возрастает. И вступая в хим. реакции атом будет отдавать электроны с последних энергетических уровней или забирать электроны на свой последний энергетический уровень.

(работа с доской)

Теперь рассмотрим хим. элементы: водород- порядковый номер в таблице Менделеева показывает сколько у атома протонов, а это значит какой заряд ядра будет у атома -1, и так же это число показывает сколько у атома будет число электронов. У атома водорода всего 1 электрон и этот электрон будет находиться на первом уровне,  

У атома гелия 2  ,

у лития 2+1,

у углерода 2+4,

у хлора 2+8+7.

 Как вы уже поняли электроны заполняют энергетические уровни, начиная с первого. И не может находиться больше, чем мах для этого уровня. Количество уровней можно узнать из таблицы Менделеева. Кол-во уровней совпадает с номером периода. У атома хлора номер периода 3 и энергетических уровня тоже 3. Итак, вся электронная оболочка атома состоит из энергетических уровня. На первом уровне может мах находиться 2 электрона и у этих электронов будут приблизительно одинаковые энергии. На 2 энергетическом уровне может находиться мах 8 электронов и у этих 8 электронов так же будут приблизительно одинаковые энергии и так далее. И чем дальше электроны располагаются от ядра, тем энергия электронов будет больше.

Давайте составим схему строения электронных оболочек у химического элемента- лития ____________________________________________________________________

  1. Работа в тетрадях Слайд _5_

Запишите схемы строения электронных оболочек атомов химических элементов с порядковыми номерами 4,5,7,8,9,10,13,19,20.

(коллективная проверка)

Последние 3 - 13,19,20 показать на доске.

6. Работа с учебником .Познакомьтесь с записью электронных формул атомов элементов 1 и 2 периодов на стр _48_учебника и составьте алгоритм (порядок действий), которым будете руководствоваться при записи электронных формул. Проверьте себя. Слайд _6_.

(1.Записываем знак химического элемента и заряд ядра его атома — он равен порядковому номеру элемента.

2. Определяем количество энергетических уровней — оно равно номеру периода.

3. Определяем количество электронов на каждом уровне.

а электронная формула лития будет выглядеть следующим образом___________________________________________________________________

Индивидуальные задания.

Закрепить понятие электронная формула мы попробуем с помощью теста (учитель раздает карточки с заданиями). Слайд _7_.

Задания

Вариант 1

Вариант 2

1. По данным определить, какой это элемент

а)2e  8e  3e

б)2e 1e

в)2e 8e 8e

а)2e  4e

б)2e 8e 7e

в)1e

2. Определить элемент по его положению в ПСХЭ

а)2период 3 группа главная подгруппа

б)5 период 1 группа побочная подгруппа

а)4 период 3 группа побочная подгруппа

б)2 период 6 группа главная подгруппа

Ответы занесите в таблицу

Задания

Ответы

Задание 1

а)____  б)_____  в)   ____

Задание 2

а)____  б)_____  

Проверьте себя (Слайд _8_) и поставьте оценку, равную количеству правильных ответов в оценочный лист.

7.Физкультминутка  (Слайд _19_)

8. Слайд_10__ Орбитали (видео- урок)

9.Закрепление изученного материала

Игра в «Крестики- нолики». (работа в парах)

Выигрышный путь составляют формулы электронных слоев атомов элементов:

а)одного и того же периода,

1s²2s²

1s²2s1

1s²2s²2p6 3s1

1s²2s²2p²

1s²2s²2p6 3s²

1s²2s²2p4

1s²2s²2p5

1s²2s²2p3

1s²

б)одной и той же главной подгруппы,

1s²2s²

1s²2s22p4

1s1

1s²2s²2p6

1s²2s1

1s²2s²2p1

1s²2s²2p63s1

1s²2s²2p5

1s²2s²2p3

в)расположенных рядом в таблице периодической системы

1s²2s1

1s²

1s²2s²2p2

1s²2s²2p5

1s²2s2

1s²2s²2p4

1s²2s²2p6

1s²2s²2p3

1s²2s²2p1

Проверьте правильность выполнения задания (Слайды _11-13_). Поставьте себе оценку.

10. Подведение итогов урока. Давайте подведем итог.

Слайд _14_.

  • Какие данные об особенностях строения атома отражает  электронная формула?
  • В чем заключается причина сходства элементов, расположенных в одной группе?

Слайд _15_(выводы)

11. Рефлексия.

         Вспомните, какую цель мы поставили перед собой в начале урока. Сделайте вывод, выполнена ли она.  Представьте, что наш класс — атом. Вы являетесь элементарными частицами. Давайте посмотрим, выполнили ли мы задачи, которые поставили перед собой в начале урока. Для этого у вас на столах лежат жетоны разных цветов.  Слайд _16_.

Зеленый жетон — протоны — это значит, что я все понял, могу объяснить другому. Желтый — нейтроны — по данной теме у меня остались вопросы. Красный — электроны — недостаточно понял тему, сам ошибаюсь.

Покажите, насколько вы достигли поставленную цель?

Поставьте себе общую оценку за работу на уроке.

12.Домашнее задание: Слайд _17_

Учебник  параграф 8 ,задание 3 письменно, индивидуальные задания

Слайд _18_.

Вы сегодня хорошо потрудились. Молодцы!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здравствуйте! У нас все получится!

Слайд 2

ВСПОМНИТЕ! Назовите основные характеристики частиц. Как определить число нейронов? Что называется изотопами? Что такое химический элемент?

Слайд 3

ТЕМА УРОКА Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов.

Слайд 4

Цель урока: научиться составлять электронные формулы атомов элементов в ПСХЭ; объяснять зависимость и закономерные изменения свойств химических элементов от электронного строения их атомов .

Слайд 5

Запишите схемы строения электронных оболочек атомов химических элементов с порядковыми номерами: 4,5,7,8,9, 10,13,19,20

Слайд 6

Алгоритм составления электронных формул. Записываем знак химического элемента и заряд ядра его атома – он равен порядковому номеру элемента. Определяем количество энергетических уровней (оно равно номеру периода) и количество электронов на каждом уровне. Составляем электронную формулу, учитывая порядок заполнения каждого уровня – сначала s- электроны, затем – р-электроны: номер уровня, вид орбитали и количество электронов на ней.

Слайд 7

Задания Вариант 1 Вариант 2 1. По данным определить, какой это элемент а)2e 8e 3e б)2e 1e в)2e 8e 8e а)2e 4e б)2e 8e 7e в)1e 2. Определить элемент по его положению в ПСХЭ а)2период 3 группа главная подгруппа б)5 период 1 группа побочная подгруппа а)4 период 3 группа побочная подгруппа б)2 период 6 группа главная подгруппа

Слайд 8

Проверьте и поставьте оценку, равную количеству правильных ответов Вариант 1. Вариант 2. задание 1. а ) Al б ) Li в ) Ar а ) С б ) С l в ) Н задание 2. а) В б) А g а ) Ga б ) O

Слайд 9

Физкультминутка Очень химию мы любим! Шеей влево, вправо крутим. Воздух- это атмосфера, Если правда, топай смело! В атмосфере есть азот, Делай вправо поворот. Так же есть и кислород, Делай влево поворот. Воздух обладает массой- Мы попрыгаем по классу. Есть в нем углекислый газ, Шагом марш на месте, класс! Чем выше вверх, тем воздух реже, Друг другу улыбнулись нежно!

Слайд 10

химия отк урок. mp4

Слайд 11

Игра в «Крестики- нолики» выигрышный путь составляют : а)элементы одного периода 1s²2s² 1s²2s1 1s²2s²2p6 3s1 1s²2s²2p² 1s²2s²2p6 3s² 1s²2s²2p4 1s²2s²2p5 1s²2s²2p3 1s²

Слайд 12

Игра в «Крестики- нолики» выигрышный путь составляют : б)элементы одной главной подгруппы 1s ² 2s ² 1s ² 2s 2 2p 4 1s 1 1s ² 2s ² 2p 6 1s ² 2s 1 1s ² 2s ² 2p 1 1s ² 2s ² 2p 6 3s 1 1s ² 2s ² 2p 5 1s ² 2 s ² 2p 3

Слайд 13

Игра в «Крестики- нолики» выигрышный путь составляют : в)элементы, расположенные рядом в ПСХЭ 1s ² 2s 1 1s ² 1s ² 2s ² 2p 2 1s ² 2s ² 2p 5 1s ² 2s 2 1s ² 2s ² 2p 4 1s ² 2s ² 2p 6 1s ² 2s ² 2p 3 1s ² 2 s ² 2p 1

Слайд 14

Ответьте на вопросы Какие данные об особенностях строения атома отражает электронная формула? В чем заключается причина сходства элементов, расположенных в одной группе?

Слайд 15

Выводы Причина сходства элементов заключается в одинаковом строении внешних энергетических уровней их атомов Одинаковое строение внешних энергетических уровней периодически (т.е. через определенные промежутки - периоды) повторяется , поэтому периодически повторяются и свойства химических элементов

Слайд 16

Рефлексия Я все понял, могу объяснить другому По данной теме у меня остались вопросы Недостаточно понял тему, сам ошибаюсь

Слайд 17

Домашнее задание Повторить основные понятия темы на странице учебника – параграф 8 Задание 3 письменно Индивидуальные задания (Приложение №3)

Слайд 18

Молодцы! Вы сегодня хорошо потрудились. Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Приложения.

Приложение1.            

 Индивидуальные задания

Проверьте свои знания

Задания

Вариант 1

Вариант 2

1. По данным распределения электронов на энергетических оболочках определить, какой это элемент

а)2e  8e  3e

б)2e 1e

в)2e 8e 8e

а)2e  4e

б)2e 8e 7e

в)1e

2. Определить элемент по его положению в ПСХЭ

а)2период 3 группа главная подгруппа

б)5 период 1 группа побочная подгруппа

а)4 период 3 группа побочная подгруппа

б)2 период 6 группа главная подгруппа

Ответы занесите в таблицу

Задания

Ответы

Задание 1

а)____  б)_____  в)   ____

Задание 2

а)____  б)_____  

Проверьте себя и поставьте оценку, равную количеству правильных ответов.

Приложение 2.

 Игра в «Крестики- нолики». (работа в парах)

Выигрышный путь составляют формулы электронных слоев атомов элементов:

а)одного и того же периода,

1s²2s²

1s²2s1

1s²2s²2p6 3s1

1s²2s²2p²

1s²2s²2p6 3s²

1s²2s²2p4

1s²2s²2p5

1s²2s²2p3

1s²

б)одной и той же главной подгруппы,

1s²2s²

1s²2s22p4

1s1

1s²2s²2p6

1s²2s1

1s²2s²2p1

1s²2s²2p63s1

1s²2s²2p5

1s²2s²2p3

в)расположенных рядом в таблице периодической системы

1s²2s1

1s²

1s²2s²2p2

1s²2s²2p5

1s²2s2

1s²2s²2p4

1s²2s²2p6

1s²2s²2p3

1s²2s²2p1

Поставьте себе оценку.

Приложение 3.

Индивидуальные  задания. Заполните графы в таблице в соответствии с приведенными данными. Сумма цифр третьего, четвертого и пятого столбцов равна относительной молекулярной массе азотной кислоты.

Название химического элемента

Электронные формулы

Порядковый номер

Номер периода

Номер группы

4

1s²2s²2p3

2

4

1s²2s²2p6 3s²6

        Найдите в учебнике формулу этой кислоты, вычислите ее относительную молекулярную массу и проверьте себя.



Предварительный просмотр:

Самоанализ открытого урока химии в 8 классе

по теме «Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов»

Учитель: Ткачева Татьяна Анатольевна

Дата проведения урока: 08.10.2018

Хороший урок – это слаженный, чётко работающий механизм. Не услышишь его пульса, не прислушаешься к нему, и урок не получится.

Этими словами я бы хотела начать самоанализ урока по теме «Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов», относящийся к теме «Атомы химических элементов» курса «Химии» 8 класса.

При проектировании и проведении урока, при отборе учебного материала учитывала уровень обученности и реальные учебные возможности детей.

Для поддержания «тонуса» урока, темпа, насыщенности и эффективности работы, опиралась на психолого- педагогическую характеристику класса, выбирала и тип урока. Исходя из места урока в системе уроков по химии, а также целей и функций урока, мною был выбран тип урока – открытие новых знаний, форма урока – индивидуальная, групповая, фронтальная.

Цель и задачи поставлены в соответствии с требованиями ФГОС, с учётом возрастных особенностей учащихся и психологических основ процесса усвоения новых знаний.

Цель урока: создать условия для формирования у учащихся представления об электронной оболочке атома и энергетических уровнях, рассмотреть элетронное строение атомов элементов первых трех периодов.

Задачи: научиться записывать электронные конфигурации атомов элементов I-IV периодов. 

Предметные результаты:

  • предметные:  научиться  составлять электронные формулы атомов элементов первых трех периодов ПСХЭ; объяснять зависимость и закономерные изменения свойств химических элементов от электронного строения их атомов; анализировать, делать выводы, обобщать полученные знания; самостоятельно использовать материалы учебника и справочные таблицы, применять ранее полученные знания;
  • метапредметные:

-регулятивные: следовать определенному алгоритму при составлении электронных формул; проводить рефлексию своих действий по выполнению заданий самостоятельно и при помощи одноклассников, вносить необходимые изменения в свои действия на основе принятых правил;

-познавательные: выделять информацию из текста учебника; высказывать суждения, обосновывать и доказывать свой выбор, приводя факты, взятые из материалов учебника; использовать знаки, символы, схемы для выполнения заданий; находить закономерности, устанавливать причинно- следственные связи между реальными объектами и явлениями; осуществлять поиск информации в соответствии с поставленной задачей;

-коммуникативные: уметь слушать собеседника, понимать и /или принимать его точку зрения; оценивать высказывания и действия партнера, сравнивать их со своими высказываниями; формулировать высказывания, задавать вопросы, адекватные ситуации и учебной задаче; проявлять инициативу в ситуации общения;

  • личностные: проявлять интерес к предлагаемой деятельности и с учетом собственных интересов; оценивать свою деятельность, определяя по заданным критериям ее успешность или неуспешность и способы ее корректировки, бережно и уважительно относиться к людям и результатам их деятельности; руководствоваться этическими нормами (сотрудничество, взаимопомощь, ответственность) при выполнении групповой работы.

Основной используемый подход к реализации цели – личностно-ориентированный, предполагающий создание условий для развития учащегося с учётом биологических возможностей и социальных условий.

Опираясь на требования к современному уроку химии, структура урока была запланирована следующим образом: урок состоял из нескольких, логически связанных между собой этапов.

1. Организационный. На мой взгляд, в оргмоменте были обеспечены: доброжелательная обстановка, психологический настрой на предстоящее общение.

2. Проверка домашнего задания. На данном этапе была проведена фронтальная работа.

3. Целеполагания и мотивации. Актуализация знаний. На данном этапе шла подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. Для формирования надпредметной компетенции не была названа тема урока, учащиеся смогли её сами сформулировать. Совместно с учителем учащиеся сформулировали и цели урока.

4.Усвоения новых знаний. На этом этапе использовались приёмы, усиливающие восприятие нового материала: анализ, обобщение, учебная презентация, учебник, рабочие тетради учащихся, карточки для индивидуальных заданий, работа в парах. Изучение нового материала строилось в форме совместной деятельности учеников и учителя.

С целью формирования у школьников целостного представления, я постаралась осуществлять межпредметные связи.

Широко использовались три вида общения: сотрудничество детей между собой (работа в парах), сотрудничество учащегося с учителем, сотрудничество школьника с самим собой.

5.Подведения итогов результативности учебной деятельности учеников и класса в целом.

6.Информирования о домашнем задании. Для того чтобы «усилить» положительный личностный смысл полученной учебной информации, школьникам предлагается индивидуальные задания.

На уроке применялись различные методы учебной деятельности: объяснительно-иллюстративный, проблемный-поисковый.

Использовала технологии деятельностного типа:

Проблемный диалог (проблемная ситуация, поиск решения, применение нового);

Продуктивное чтение (работа с текстом до чтения, во время чтения, после чтения);

Оценивание учебных успехов (самооценка)

Форма проведения урока способствовала развитию коммуникативных, практических  способностей учащихся.

Темп урока достаточно высокий. Объясняется насыщенностью изучаемого материала.

Использовались инновационные образовательные технологии: ИКТ, интерактивные методы обучения: метод рефлексии.

Применение ИКТ сделало урок более наглядным, насыщенным, интересным.

Использованные методы и приёмы обеспечили рациональное использование рабочего времени и предупреждение перегрузок учащихся.

Считаю, что мне удалось выдержать стиль общения с учащимися, и организовать их активную работу, решение задач занятия. План урока выполнен, задачи, и цели урока реализованы полностью.

Урок обогатил меня на будущее тем, что я убедилась: система индивидуальных работ и работ в парах работает как технология, воспроизводимая в любом классе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронный контрольный тест "Атомы химических элементов" 8 класс

Информационно-коммуникационные технологии внедряются на различных эапах урока. Разработанная мной контрольная работа  в 8 классе по теме «Атомы химических элементов» состоит из двух частей.Первая...

урок химии ФГОС «Строение электронных оболочек атомов химических элементов №1-20»

Урок направлен на формирование у учащихся представления об электронной оболочке атома и энергетических уровнях...

план-конспект урока Тема урок: Строение электронных оболочек атомов химических элементов №1-20

Тема: Строение электронных оболочек атомов химических элементов №1-20Цель: сформировать у учащихся представления об электронной оболочке атома и энергетических уровнях;рассмотреть электронное строение...

Урок химии 9 класс "Строение электронных оболочек атомов химических элементов №1-20"

Цели урока:-сформировать у учащихся представления об электронной оболочке атома и энергетических уровнях;- рассмотреть электронное строение атомов элементов первых трех периодов....

Открытый урок по химии в 8 классе по теме «Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1 - 20»

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности сформировать у учащихся представления об электронной оболочке атома и энергетических уровнях;рассмотреть ...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ тема занятия: «Строение электронных оболочек атомов химических элементов с 1 по 20»

Технологическая карта учебного занятия  по теме «Строение электронных оболочек атомов химических элементов с 1 по 20»...