урок химии по теме: "Кислоты"
учебно-методическое пособие по химии (8 класс)

разработка урока химии по теме: "Кислоты" в 8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kisloty.docx20.85 КБ

Предварительный просмотр:

Урок химии по теме:

«Кислоты»

Цели урока: познакомить учащихся с составом, названиями, классификацией и представителями класса кислот

Задачи урока.

Образовательная:

сформировать знания учащихся о кислотах, их составе, значении и применении, способах классификаций и названий представителей класса кислот;

Развивающая:

совершенствовать умения экспериментировать, наблюдать, анализировать, делать выводы, умения слушать и слышать другого человека;

Воспитательные:

продолжить формирование диалектико-материалистического мировоззрения учащихся об окружающих их веществах,

обратить внимание учащихся на правила работы с кислотами.

Оснащение урока:

проектор, экран, периодическая таблица, таблица растворимости, универсальная бумага, ноутбук, лимоны, карточки с кислотами, уксусная кислота, соляная кислота.

Ход урока

1. Организационный момент

Здравствуйте!

- Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. С каким настроением вы ко мне пришли? Желаю вам работать дружно, открыть что-то новое для себя. Садитесь.

2. Актуализация знаний.

Задание на классификацию соединений

3 ученика работают у доски. На доске: CaO, NaOH, HCI, Cu(OH)2 , H2SO4 , AL2O3, K2O, H3РO4 , AI(OH)3. Распределите приведенные ниже вещества на три группы. Назовите эти группы.

Остались лишние формулы, которые не относиться не к оксидам, не к основаниям, не к солям, а как же мы их назовем?

На моем столе лежат: лимоны.

Какие ассоциации вызывает у вас лимоны?

(Ученики отвечают: кислый).

А что им придает кислый вкус?

(Ученики отвечают).

Правильно. Из своего жизненного опыта вы знаете, что многие продукты питания обладают кислым вкусом. Кислый вкус этим продуктам придают кислоты. Кислый вкус лимону придает лимонная кислота, яблоку – яблочная кислота, скисшему молоку – молочная кислота.

Значит тема нашего урока какая? (кислоты) Значит, к какому классу вы отнесете, оставшиеся вещества? Правильно, к кислотам.

Итак, сегодня мы будем изучать свойства кислот.

Запишите число и тему урока в тетрадях.

Что же нам необходимо знать о кислотах? (состав, формулы, названия, классификации, значение и применение, рН среды, правила техники безопасности).

3. Изучение нового материала

1. Состав кислот. Посмотрите на доску, здесь даны формулы кислот

Что между ними общего?

Ответ: Да, это присутствие в их составе атомов Н, с которого начинаются формулы.

Первый элемент слева в формуле – водород ( Н), справа- кислотный остаток.

Учитель: Исходя из состава, дайте определение понятию – кислота. Пользуясь учебником напишите в тетрадях определение кислот.

Кислоты - это сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотного остатка.

Перед вами лежат листы с формулами и названиями кислот, их нужно выучить.

2.Классификация кислот

? Обратите внимание на отличия в кислотных остатках. В чем заключается это отличие?

Правильно, кислотные остатки серной, фосфорной кислот содержат кислород, а кислотный остаток хлороводородной, сероводородной кислоты кислорода не содержит.

Наличие кислорода или его отсутствие – один из признаков классификации кислот. По этому признаку кислоты подразделяют на две группы: бескислородные и кислородсодержащие.

Классификация кислот

по наличию кислорода
1. бескислородные (HCl, H2S)
#1082;ислородсодержащие
(HNO3 ,H2SO4, H2CO3, H3PO4).

Задание 1. Посмотрите на формулы кислот. Они распределены на три группы по определенному признаку. Как вы думаете, что это за признак?

Основность – число атомов водорода в кислоте.

Значит как назовете первый столбик с кислотами (одноосновные), второй (двухосновные), третий (трехосновные).

Кислоты можно классифицировать по числу атомов водорода, т.е. по основности.

Классификация кислот

по числу атомов водорода
#1086;дноосновные (HCl, HNO3)
2. двухосновные (H2S, H2SO4, H2CO3)
#1090;рехосновные
(H3PO4)

Способность растворяться в воде – еще один признак классификации кислот.

Классификация кислот по растворимости ( по таблице растворимости определяются кислоты растворимые в воде и нерастворимые). Работа с таблицей растворимости.
нерасворимая кислота- кремниевая H
2SiO3.

Кислоты, которые не существуют в свободном виде: угольная и сернистая, т.к. они легко распадаются на воду углекислый газ и сернистый газ.

H 2CO3=CO2↑ + H2 O

H2 SO3= S O2↑ +H2 O

Давайте теперь сделаем выводы (допишите пропущенные слова задание 2 на ваших листах):

Вывод: Кислоты делятся на кислородсодержащие и бескислородные по наличию кислорода; по наличию атомов водорода - одноосновные, двухосновные, трехосновные; нерасворимая кислота - кремниевая H2SiO3.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

3.Определение степени окисления элементов, входящих в состав кислот и зарядов ионов.

По формулам кислот можно определять степени окисления атомов химических

элементов, образующих кислоты. Перед вами лежит правило (прочитайте). Пользуясь правилом расставьте степени окисления в кислотах:

Правило определение заряда кислотного остатка по числу атомов

водорода в молекуле кислоты:

1. Водород в кислотах всегда заряжен +1.

2. Численное значение заряда кислотного остатка всегда равно числу атомов водорода в молекуле, т.е. основности данной кислоты.

+1 -1 +1 -2 +1 +5-2

HCl H2S Н3РО4

Рассчитаем степени окисления элементов.

+1 x -2

H2 SO4

Составим уравнение:

(+1)∙2+х+(-2)∙4=0 , где х- степень окисления серы; х=6

Заряды кислотных остатков определяются по основности, например:

+1 -1 +1 -2

HNO3 H 2SO4

Составим оксиды соответствующих кислот

+1 -1 +5 -2 +1 - 2 +6 -2

HNO3 -N2 O5 H 2SO4 – SO3

  1. Бескислородные кислоты:

К названию кислотообразующего элемента добавляют гласную «о» и слова «водородная кислота»

HCl – хлороводородная кислота Н2S – сероводородная кислота

Кислородсодержащие кислоты:

К русскому названию кислотообразующего элемента добавляют суффикс:

Если элемент проявляет высшую СО (равную № группы) +6

– «-н» и окончание «-ая»: H2SO4 серная кислота

Если СО элемента ниже высшей +4

– «-ист» и окончание «-ая»: H2SO3 сернистая кислота

4.Значение и применение кислот.

Кислоты в природе Кислоты в жизни человека В организме человека В кулинарии продуктах питания В медицине В народном хозяйстве Кислотные дожди

Кислоты обладают разъедающим действием . Это свойство используется, например при консервировании. Тела микроорганизмов находящихся в консервируемых продуктах разрушаются под действием кислоты.

#1047;акрепление изученного материала

Лабораторный опыт

Форма работы: групповая. Задание 1 команде (1 ряд): Исследовать окраску индикатора в уксусной кислоте. Задание 2 команде (2 ряд): Исследовать окраску индикатора в лимоне (лимонная кислота). Задание 3 команде (3 ряд): Исследовать окраску индикатора в соляной кислоте.

Прежде чем начать работу, давайте вспомним правила техники безопасности.

Правила ТБ:

1. Работать с кислотами необходимо аккуратно, так как можно получить ожог или отравление. При попадании кислоты на кожу надо смыть ее струей воды.
2. Правила техники безопасности при смешивании кислоты с водой.

Сначала вода, затем кислота, иначе случится беда. Поэтому обращаться с кислотами нужно очень осторожно, не допуская их попадания на кожу или одежду.

Какую окраску приобрела универсальная бумага и в уксусной кислоте, и в лимоне, и в соляной кислоте? (оттенки красного).

На основании проведенных опытов сделаем выводы:
независимо от вида кислоты индикаторы изменяют свой цвет одинаково; а это означает, что все кислоты обладают сходными свойствами.
? С чем же это связано? (С наличием атомов водорода).

Проблемно-поисковое задание: три пробирки с растворами, но без этикеток. Среди них должна быть и кислота. Определите, в какой пробирке находится кислота.

ИГРА! Если останется время, если времени нет можно провести на следующем уроке, как актуализация знаний.

Поиграем в «крестики - нолики». Покажите выигрышный путь, который составляют формулы

HCl H2SiO3 H2CO3

HF HNO3 H3PO4

H2S H2SO4 HNO2

5. Домашнее задание: 1. Прочитать параграф, выучить формулы и названия кислот, подготовиться к химическому диктанту.

2. Прочитать параграф, выучить формулы и названия кислот, подготовиться к химическому диктанту + составить кроссворд.

6. Рефлексия. «Дерево успеха». Подведение итогов урока. Выставление оценок.

На дерево необходимо прикрепить яблоки:

  • Зеленый цвет – очень интересный, мне все понравилось.
  • Желтый лист – мне понравился урок, но я не все понял.
  • Красный лист – было скучно, я ничего не выполнил.

Определенным цветом яблок можно обозначить уровни усвоения материала.

Спасибо! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по химии на тему: «Кислоты».

Формат презентации Microsoft Office PowerPoint (ZIP-архив, размер 416 Кб)Задачи: Сформировать понятие о кислотах;Рассмотреть их классификацию по разным признакам;Познакомиться с химическими...

Технологии деятельностного типа . Технологическая карта урока химии на тему: «Кислоты вокруг нас».

В условиях современной школы необходимо создавать систему обучения, которая, используя лучшие традиции мировой педагогической теории и практики; учитывает индивидуальные особенности обучающихся и обес...

Методическая разработка урока химии по теме "Кислоты"

Урок содержит методическую разработку лабораторной работы в двух вариантах. Цели урока составлены по требованиям ФГОС, составлен кроссворд для домашненго задания. Содержит небольшую презентацию....

Конспект открытого урока по химии по теме «Кислоты»

Сформировать комплекс знаний у учащихся о кислотах как классе неорганических веществ....

Конспект урока химии по теме "Кислоты: классификация и свойства в свете ТЭД"

Создание условий для осознания и первичного закрепления блока новой учебной информации, изучение учащимися кислот как электролитов....