Урок по теме: Ионные уравнения реакции. 9 класс
план-конспект урока по химии (9 класс)

Цель:  сформировать у учащихся представления о сущности реакций ионного обмена.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ionnye_uravneniya.docx22.28 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме: Ионные уравнения реакций

Цель:  сформировать у учащихся представления о сущности реакций ионного обмена.

Задачи: 

I. Образовательные.

1. Рассмотреть реакции в растворах электролитов

2. Cформировать у учащихся представление о сущности реакций ионного обмена.

II.Воспитательные.

 Отработать умения учащихся работать самостоятельно, отработка навыков взаимопроверки.

III. Развивающие.

 Продолжить формирование практических навыков при работе с химическими веществами, умения обобщать и делать выводы.

Оборудование: химические реактивы: растворы HCl, H2SO4, KOH, BaCl2, Na2CO3, Na2SO4, KCl, фенолфталеин.

Ход урока

Повторение темы: Сильные и слабые электролиты.

  1. Что такое степень диссоциации и от чего она зависит?
  2. Какие электролиты относят к сильным, а какие к слабым? Из данного перечня веществ выберите вещества, которые относятся к сильным, какие к слабым электролитам: NaNO2, H2S, LiNO3, HCl, Na2S, Ba(OH)2, Al(OH)3, NaOH, HNO3, H2SO4, HNO2, K2SO3, CH3COOH, NaNO2, K2CO3.

Сильные электролиты

Слабые электролиты

  1. Напишите уравнения электролитической диссоциации следующих веществ:

Задания 1 уровня

NaNO3, KCl, Ca(OH)2, H2SO4

Задания 2 уровня

Сульфат магния, гидроксид бария, фосфорная кислота, хлорид алюминия

(задания выполняются у доски и в тетради)

На прошлых уроках мы изучали, что может происходить с веществом при его растворении в воде. А что будет, если в воде растворить 2 вещества?

Между ними произойдет химическое взаимодействие.

Всегда ли идет химическая реакция? По каким признакам можно определить, что происходит химическая реакция?

- образование осадка, выделение газа, изменение цвета, выделение или поглощение тепла, появление запаха.

Тема нашего урока: Реакции ионного обмена.

Проделаем опыт: к раствору хлорида бария прильем раствор сульфата калия. При этом образуется белый осадок.

Какое вещество выпало в осадок?

Для этого запишем уравнение реакции и расставим коэффициенты:

ВаСl2 + K2SO4 = BaSO4 + 2KCl

Посмотрим в таблицу растворимости: BaSO4 – нерастворимое вещество, оно и образует белый осадок.

ВаСl2 + K2SO4 = BaSO4+ 2KCl

    р          р              н            р

Изучая электролитическую диссоциацию, мы узнали, что в воде, каждое из этих веществ распадается на ионы. Следовательно, реакции в растворах протекают между ионами и называются ионными.

Запишем уравнение реакций в ионном виде, пользуясь следующими правилами:

  1. Составим полное ионное уравнение (вещества, которые растворимы записываются виде ионов, газы, нерастворимые,  малодиссоциируемые вещества записываются в молекулярном виде)

Ва2+ + 2Сl- + 2H+ + SO42- = ВаSO4+ Н+ + Сl-

  1. Найдем одинаковые ионы в левой и правой части уравнения, они не участвуют в реакции. Запишем сокращенное ионное уравнение:

 Ва2+ + SO42- = ВаSO4

Краткое ионное уравнеие отражает суть реакции: ионы Ва2+ связываются с ионами SO42- и образуют осадок  ВаSO4

Проведем еще один опыт: в пробирку с раствором карбоната калия прильем раствор соляной кислоты. Что наблюдается?

Выделение пузырьков газа.

Какой это газ?

Для этого составим уравнение реакции и расставим коэффициенты:

К2СO3 + 2HCl 🡪 2KCl + H2O + CO2

В результате реакции образуется H2CO3, но она неустойчива и тут распадается на H2O и CO2.

Запишем ионные уравнения данной реакции:

+ + СO32- + 2H+ + 2Cl- 🡪 2K+ + 2Cl- + H2O + CO2 – полное ионное уравнеие

 СO32- + 2H+ 🡪  H2O + CO2 – краткое ионное уравнение

И еще один опыт: Как вы думаете, что произойдет при смешивании раствора гидроксида натрия с разбавленной серной кислотой. Как называется такая реакция между кислотой и щелочью и какой реактив необходим для наблюдения изменений в растворе?

Взаимодействие кислоты с щелочью называется реакцией нейтрализации. А для наблюдения изменений в растворе можно использовать индикатор – фенолфталеин.

К раствору щелочи добавим несколько капель фенолфталеина – раствор приобрел малиновую окраску. А теперь будем по капля приливать серную кислоту. Окраска исчезла, раствор снова стал прозрачным. Почему? Запишем уравнение данной реакции:

2NaOH + H2SO4 🡪 Na2SO4 + H2O

2Na+ + OH- + 2H+ + SO42- 🡪 2Na + + SO42- + H2O

OH- + 2H+ 🡪 H2O

Почему возможна данная реакция?

Образуется слабый электролит – вода.

И последний опыт: к раствору хлорида калия прильем раствор сульфата натрия. Что мы наблюдаем?

Нет никаких признаков реакции.

Почему реакция между растворами хлорида калия и сульфата натрия невозможна?

Составим молекулярное и ионное уравнение данной реакции:

2KCl + Na2SO4 🡪 K2SO4 + 2NaCl

2K+ + 2Cl- + 2Na+ + SO42- 🡪 2K+ + SO42- + 2Na+ + 2Cl-

В данном случае в растворе находятся только ионы, не образуется ни осадок, ни газ, ни слабый электролит. Такие реакции не идут до конца и называются обратимыми.

2KCl + Na2SO4 🡪

А теперь для закрепления темы, выполним следующие задания:

Задания 1 уровня

Расставьте коэффициенты в уравнениях реакций и запишите их в полном и сокращенном ионном виде:

а) CaCl2 + AgNO3 http://festival.1september.ru/articles/415735/img2.gifAgCl http://festival.1september.ru/articles/415735/img1.gif+ Ca(NO3)2
б) Na
2CO3 + ВаCl2 http://festival.1september.ru/articles/415735/img2.gifBaCO3 http://festival.1september.ru/articles/415735/img1.gif+ NaCl
в) HCl + NaOH
http://festival.1september.ru/articles/415735/img2.gifNaCl + H2O

Задания 2 уровня

При взаимодействии растворов каких веществ образуется осадок:

а) Ва(NO3)2 и Na2CO3;
б) Na
2CO3 и НNO3;
в) Al
2(SO4)3 и K3PO4;
г) AgNO
3 и HCl;

Задания 3 уровня

     

Напишите молекулярные и ионные уравнения реакций между растворами:

а) гидроксида калия и нитрата меди (II);
б) соляной кислоты и гидроксида бария;
в) хлорида железа (III) и гидроксида натрия;

Сегодня на уроке мы узнали, что такое ионные реакции, в каком случае они возможны. Научились составлять полные и краткие уравнения таких реакций.

Домашнее задание: § 8, задачник №2-19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме:"Решение уравнений" 5 класс

Урок математики в 5 классе по теме:"Решение уравнений" представлен в виде виртуального путешествия по планетам солнечной системы. В уроке просматривается межпредметная связь с астрономией, рисованием...

Урок по химии в 8 классе по теме "Ионные уравнения реакций"

Урок проводится в течение двух занятий, на первом занятии дается теория, подкрепляемая лабораторными опытами, а на втором занятии проводится самостоятельная работа....

Урок по теме "Ионные уравнения"

Данный урок проводится  в разделе «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов» на уроках химии в 8 классе (программа О.С Габриеляна (2 часа в неделю)) и занимает одно из главных мест,...

Разработка урока для 8 класса на тему «Ионные уравнения реакций»

Урок в 8 классе по теме «Ионные уравнения реакций».Тип урока: комбинированный (урок усвоение новых знаний, постановка и решение учебной задачи) .Технология построения урока - изучение нового материала...

Проверочная работа по теме «Ионные уравнения» (8 класс)

Проверочная работа рассчитана на 10 минут....

План-конспект урока по теме "Ионные уравнения"

План-конспект урока отражает методы и приемы при объяснении написания ионных уравнений реакций...