Урок по теме: Ионные уравнения реакции. 9 класс
план-конспект урока по химии (9 класс)
Цель: сформировать у учащихся представления о сущности реакций ионного обмена.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ionnye_uravneniya.docx | 22.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме: Ионные уравнения реакций
Цель: сформировать у учащихся представления о сущности реакций ионного обмена.
Задачи:
I. Образовательные.
1. Рассмотреть реакции в растворах электролитов
2. Cформировать у учащихся представление о сущности реакций ионного обмена.
II.Воспитательные.
Отработать умения учащихся работать самостоятельно, отработка навыков взаимопроверки.
III. Развивающие.
Продолжить формирование практических навыков при работе с химическими веществами, умения обобщать и делать выводы.
Оборудование: химические реактивы: растворы HCl, H2SO4, KOH, BaCl2, Na2CO3, Na2SO4, KCl, фенолфталеин.
Ход урока
Повторение темы: Сильные и слабые электролиты.
- Что такое степень диссоциации и от чего она зависит?
- Какие электролиты относят к сильным, а какие к слабым? Из данного перечня веществ выберите вещества, которые относятся к сильным, какие к слабым электролитам: NaNO2, H2S, LiNO3, HCl, Na2S, Ba(OH)2, Al(OH)3, NaOH, HNO3, H2SO4, HNO2, K2SO3, CH3COOH, NaNO2, K2CO3.
Сильные электролиты | Слабые электролиты |
- Напишите уравнения электролитической диссоциации следующих веществ:
Задания 1 уровня
NaNO3, KCl, Ca(OH)2, H2SO4
Задания 2 уровня
Сульфат магния, гидроксид бария, фосфорная кислота, хлорид алюминия
(задания выполняются у доски и в тетради)
На прошлых уроках мы изучали, что может происходить с веществом при его растворении в воде. А что будет, если в воде растворить 2 вещества?
Между ними произойдет химическое взаимодействие.
Всегда ли идет химическая реакция? По каким признакам можно определить, что происходит химическая реакция?
- образование осадка, выделение газа, изменение цвета, выделение или поглощение тепла, появление запаха.
Тема нашего урока: Реакции ионного обмена.
Проделаем опыт: к раствору хлорида бария прильем раствор сульфата калия. При этом образуется белый осадок.
Какое вещество выпало в осадок?
Для этого запишем уравнение реакции и расставим коэффициенты:
ВаСl2 + K2SO4 = BaSO4 + 2KCl
Посмотрим в таблицу растворимости: BaSO4 – нерастворимое вещество, оно и образует белый осадок.
ВаСl2 + K2SO4 = BaSO4⬇+ 2KCl
р р н р
Изучая электролитическую диссоциацию, мы узнали, что в воде, каждое из этих веществ распадается на ионы. Следовательно, реакции в растворах протекают между ионами и называются ионными.
Запишем уравнение реакций в ионном виде, пользуясь следующими правилами:
- Составим полное ионное уравнение (вещества, которые растворимы записываются виде ионов, газы, нерастворимые, малодиссоциируемые вещества записываются в молекулярном виде)
Ва2+ + 2Сl- + 2H+ + SO42- = ВаSO4⬇+ Н+ + Сl-
- Найдем одинаковые ионы в левой и правой части уравнения, они не участвуют в реакции. Запишем сокращенное ионное уравнение:
Ва2+ + SO42- = ВаSO4⬇
Краткое ионное уравнеие отражает суть реакции: ионы Ва2+ связываются с ионами SO42- и образуют осадок ВаSO4⬇
Проведем еще один опыт: в пробирку с раствором карбоната калия прильем раствор соляной кислоты. Что наблюдается?
Выделение пузырьков газа.
Какой это газ?
Для этого составим уравнение реакции и расставим коэффициенты:
К2СO3 + 2HCl 🡪 2KCl + H2O + CO2
В результате реакции образуется H2CO3, но она неустойчива и тут распадается на H2O и CO2.
Запишем ионные уравнения данной реакции:
2К+ + СO32- + 2H+ + 2Cl- 🡪 2K+ + 2Cl- + H2O + CO2 – полное ионное уравнеие
СO32- + 2H+ 🡪 H2O + CO2 – краткое ионное уравнение
И еще один опыт: Как вы думаете, что произойдет при смешивании раствора гидроксида натрия с разбавленной серной кислотой. Как называется такая реакция между кислотой и щелочью и какой реактив необходим для наблюдения изменений в растворе?
Взаимодействие кислоты с щелочью называется реакцией нейтрализации. А для наблюдения изменений в растворе можно использовать индикатор – фенолфталеин.
К раствору щелочи добавим несколько капель фенолфталеина – раствор приобрел малиновую окраску. А теперь будем по капля приливать серную кислоту. Окраска исчезла, раствор снова стал прозрачным. Почему? Запишем уравнение данной реакции:
2NaOH + H2SO4 🡪 Na2SO4 + H2O
2Na+ + OH- + 2H+ + SO42- 🡪 2Na + + SO42- + H2O
OH- + 2H+ 🡪 H2O
Почему возможна данная реакция?
Образуется слабый электролит – вода.
И последний опыт: к раствору хлорида калия прильем раствор сульфата натрия. Что мы наблюдаем?
Нет никаких признаков реакции.
Почему реакция между растворами хлорида калия и сульфата натрия невозможна?
Составим молекулярное и ионное уравнение данной реакции:
2KCl + Na2SO4 🡪 K2SO4 + 2NaCl
2K+ + 2Cl- + 2Na+ + SO42- 🡪 2K+ + SO42- + 2Na+ + 2Cl-
В данном случае в растворе находятся только ионы, не образуется ни осадок, ни газ, ни слабый электролит. Такие реакции не идут до конца и называются обратимыми.
2KCl + Na2SO4 🡪
А теперь для закрепления темы, выполним следующие задания:
Задания 1 уровня
Расставьте коэффициенты в уравнениях реакций и запишите их в полном и сокращенном ионном виде:
а) CaCl2 + AgNO3 AgCl + Ca(NO3)2
б) Na2CO3 + ВаCl2 BaCO3 + NaCl
в) HCl + NaOH NaCl + H2O
Задания 2 уровня
При взаимодействии растворов каких веществ образуется осадок:
а) Ва(NO3)2 и Na2CO3;
б) Na2CO3 и НNO3;
в) Al2(SO4)3 и K3PO4;
г) AgNO3 и HCl;
Задания 3 уровня
Напишите молекулярные и ионные уравнения реакций между растворами:
а) гидроксида калия и нитрата меди (II);
б) соляной кислоты и гидроксида бария;
в) хлорида железа (III) и гидроксида натрия;
Сегодня на уроке мы узнали, что такое ионные реакции, в каком случае они возможны. Научились составлять полные и краткие уравнения таких реакций.
Домашнее задание: § 8, задачник №2-19
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме:"Решение уравнений" 5 класс
Урок математики в 5 классе по теме:"Решение уравнений" представлен в виде виртуального путешествия по планетам солнечной системы. В уроке просматривается межпредметная связь с астрономией, рисованием...
Урок по химии в 8 классе по теме "Ионные уравнения реакций"
Урок проводится в течение двух занятий, на первом занятии дается теория, подкрепляемая лабораторными опытами, а на втором занятии проводится самостоятельная работа....
урок - презентация 8 класс по теме "Ионные уравнения реакции"
Ионные уравнения реакции...
Урок по теме "Ионные уравнения"
Данный урок проводится в разделе «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов» на уроках химии в 8 классе (программа О.С Габриеляна (2 часа в неделю)) и занимает одно из главных мест,...
Разработка урока для 8 класса на тему «Ионные уравнения реакций»
Урок в 8 классе по теме «Ионные уравнения реакций».Тип урока: комбинированный (урок усвоение новых знаний, постановка и решение учебной задачи) .Технология построения урока - изучение нового материала...
Проверочная работа по теме «Ионные уравнения» (8 класс)
Проверочная работа рассчитана на 10 минут....
План-конспект урока по теме "Ионные уравнения"
План-конспект урока отражает методы и приемы при объяснении написания ионных уравнений реакций...