Классный час по теме: «Свадебный обряд кубанских казаков».
классный час (6 класс) по теме

Классный час рекомендован для классов казачьей направенности с целью повышения познавательного интереса к культуре и традициям казачества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_1.doc347.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час по теме: «Свадебный обряд  кубанских казаков».

                                                 Учитель:  Русанова Ольга Леонидовна

                                                                             МБОУ-СОШ № 10  г. Армавир

Цель: способствовать формированию образовательного пространства; формирование мировоззренческой, нравственной культуры;

Задачи:

  1. Формирование познавательного интереса к истории и традициям казачества;
  2. Изучение традиций казаков;
  3. Воспитание гражданственности и любви к Родине;

Ход урока.

     Класс делится  на несколько групп по 4 человека. Каждая  группа получает небольшой текст, в котором описываются традиции и обычаи проведения казачьих  свадеб. Ребята изучаю данный материал. Далее работаю в группах, обмениваются  полученной информацией. Далее учитель задает вопросы по всему материалу? Тем самым учащиеся не только узнают новый материал на уроке, но и пересказывают содержание изученного, отвечают на вопросы по теме.

     Учитель: Девочка с ранних лет готовилась стать женой и матерью. Когда девушка делала своими руками не менее 200 предметов приданного своими руками и созревала физически, дедушка одевал внучке на левую руку серебряное колечко, как знак того, что внучка может быть хорошей хозяйкой, матерью и женой. Дед перед всей станицей держал ответственности за то, что его внучка уже была выданкой

     Могла ли невеста шить себе к свадьбе платье?

Нет,  такое платье могла привести к несчастливой супружеской жизни.

       Какая одежда  была у жениха и невесты?

  Специальной свадебной одежды не было; шилась обычная  

  одежда, но из лучших тканей. Казаки на свадьбу надевали  

  казачью форму, казачки - праздничную "парочку", юбку и кофту

  светлых тонов с мелким рисунком или розовое, голубое, бежевое

  платье.

 Свадебный костюм полагалось бережно хранить в сундуке:

  очень часто его использовали в качестве погребального

  костюма ("одежда на смерть"), а в случае надобности как

  средство лечебной магии. На Кубани существует поверье, что

  если завернуть в свадебное платье больного ребенка, он

 выздоровеет.

     Когда проводился девишник? Кто приезжал в гости к

 невесте?

 Он проводился в последний день или вечер перед свадьбой.

К невесте сходились подруги, иногда родные и знакомые. Ранее жениха и прочих гостей приезжала от жениха сваха с сундуком, в котором находились подарки для невесты и ее подруг.

     Что происходило утром в день свадьбы?

В день свадьбы невеста просыпалась раньше всех, будила подруг и причитала о своей горькой судьбе. Потом девушки несли жениху подарок невесты — свадебную рубаху. Важно было застать его в постели и надеть на него дар непременно с застегнутыми пуговицами. Как правило, откупался жених от подружек цветами, конфетами, духами и помадой. Помимо этого, девушки получали свадебное платье, туфли и спешили в дом наряжать невесту. Кудри — основной элемент прически.  Делали их так: брали большой толстый гвоздь, накаляли его на жару, натирали о кусок сала и накручивали на него волосы. Завитки укладывали в несколько рядов вокруг лба и закрепляли сверху венком — этот символ девичьей чистоты.

     Кто мог одевать сережки невесте перед свадьбой?

Это делала счастливая в браке женщина.

Когда приезжала на венчание невеста?

Она приезжала только за женихом. Ее сопровождают шаферы. Перед ними несут икону Божьей Матери.

     Получали ли благословление молодые?

Невестой и  жених получали благословение родителей. Сняв икону с божницы, отец жениха расстилал перед сыном шубу наизнанку, шерстью вверх, чтобы сын был богатый и счастливый с молодой женой, да чтоб в хозяйстве было так же густо, как шерсти в овчине. «Родительское благословение в воде не тонет и в огне не горит» (т.е. пребывает с детьми вовеки)

     

     Какое значение играл  у рушника?

Функции его разнообразны. Держась за полотенце, жених и невеста шли венчаться в церковь. На рушник ставили свадебный каравай. Полотенце служило подножником, который расстилали в церкви под ногами молодых. Полотенцами перевязывались различные свадебные чины (сваты, дружок, дружка). Почти все свадебные полотенца богато украшены на концах кружевом ручного плетения.

     Почему невеста встает слева от жениха?

С давних времен пришел обычай стоять невесте слева во время венчания, брать его под левую руку. Жених оставлял свободной правую руку, чтобы при необходимости мог воспользоваться оружием.

     Куда направлялись молодожены после венчания?

 Первоначально молодожены ехали в  дом невесты. Молодых усаживали за стол, непременно за широкую сторону. На столе стоял каравай, украшенный веточками калины, две бутылки вина, обязательно перевязанные красной лентой, между бутылками вставляли колоски пшеницы. Спиртное плотно закрывали кочаном от кукурузы, чтобы «бесовская сила не вошла в него», и выпивали его только на второй день свадьбы. Кроме того, на столе жениха и невесты обязательно ставили стакан с медом, чтоб жилось им в супружестве сладко. Затем начиналась церемония одаривания, после которой молодые шли в дом жениха.

     В казачьих станицах Верхней Кубани порог для невесты считался особой чертой, переступая которую она входила в новую жизнь. На пороге новобрачных встречали родители жениха: отец — с иконой, мать — с хлебом. После этого начинались дары. В свадебной обрядности казаков особое значение имело «повивание невесты», которое проводилось после даров.

      В специально отведенной комнате занавешивали один угол, заводили невесту, и две свахи  со стороны жениха и невесты снимали с нее венок — символ девичьей чистоты, заплетали волосы в две косы и укладывали вокруг головы. Две косы и платок были непременным атрибутом замужней казачки и неизменным символом супружества.

    Кто вел свадьбу?

Главным распорядителем всей свадебной церемонии был дружко, которого выбирали накануне свадьбы из числа родственников жениха. Это был расторопный, работящий, женатый мужчина средних лет, знающий порядок ведения свадьбы, казачьи традиции и обычаи, способный управлять свадебным пиром, острый на язык, балагур и весельчак.

Символом его неограниченной власти  на свадьбе была разукрашенная палка длиной полтора-два метра. Не менее важным персонажем была старшая свашка — только замужняя женщина, имеющая детей, бойкая на язык. Ее безошибочно можно было узнать по огромному бумажному цветку на голове. Она так же, как и дружко, была перевязана крест-накрест отрезами или платками, полотенцами.

     Почему жених вносит невесту на руках?

Этим он показывал права хозяина на свою жену.

     Что делала молодая жена, когда молодожены оставались одни?

Девушка должна была разуть мужа, у которого в сапогах положены деньги. Эти деньги новобрачная брала себе, благодарила мужа. Деньги клал муж в сапог, чтобы они водились у жены всю жизнь.

Учитель предлагает ученикам вставить вместо пропусков слова, чтобы получился связный рассказ.

 Большинство свадеб справляли ……, после окончания …… Казак старался сам себе отыскать невесту – ровню по социальному и материальному положению. Юношу старались женить до …… ……, в возрасте …… лет, девушек выдавали замуж в …… лет. …… было длительной и сложной процедурой, служило основным испытанием для жениха. Получив положительный ответ родителей, девушка разрезала принесенный сватами …… ……, символически отделяя себя от ………….

 Предсвадебный день был связан с обычаем нести жениху сшитую невестой ……, которую придирчиво рассматривали мать и сестры жениха. По обычаю свадебный стол накрывался в двух домах: жениха и невесты. За ним могли присутствовать только …… …… Второй день свадьбы проходил у родителей …… Заканчивалась свадьба тем, что …… ловили кур по дворам участников гулянья, варили на костре …… …… Это называлось «тушить» свадьбу.

Учитель предлагает сделайте рисунок, иллюстрирующий один из обрядов казачьей свадьбы.

    Подведение итогов урока.

    Рефлексия:

   

5.Рефлексия.

- Наше занятие подходит к завершению, вы решили поставленную перед вами задачу; А где и для чего  еще можно использовать приготовленный вами материал? (Радио, газеты, сайты). Оцените свою работу на уроке.

 АНКЕТА.

Поставь отметку  (V)  на оценочных  шкалах:

1)     Оцени,  насколько интересной показалась тебе эта задача.

2)     Оцени,  насколько сложным для тебя оказались предложенные задания.

3)Оцени свой вклад в решении задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении задачи)

4)Оцени, насколько дружно и слажено работала твоя группа.

5)Хотел бы ты работать еще раз в той же группе? (Обведи)

                      ДА     НЕТ

Почему____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по теме: "Ремесло казаков".

Рекомендовано для классов казачьей направленности с целью познакомить учащихся с традиционными ремеслами казаков. Классный час рекомендовано провести в виде театрализованного представления....

Творческий проект 5 А класса. Театрализованная композиция на тему:"Свадебный обряд: Народные обрядовые и религиозные традиции моего края"

Свадебный обряд 45 мин. В древние – древние времена, когда люди еще не умели писать, они передавали друг другу свои знания о жизни, играя в игры, совершая обряды, напевая песни.. У каждого ...

Классный час по теме- «Кубанские казаки в годы Великой Отечественной войны"

Классный час по теме- «Кубанские казаки в годы Великой Отечественной войны". 8 класс...

Классный час по теме: «Казачий свадебный обряд».

Внеклассное мероприятие в виде яркой постановки.Инсценируется учащимися дся лучшего восприятия самобытных традиций и обычаев казачества....

Классном час по теме: "Особенности быта казаков"

Презентация к классному часу "Особенности быта казаков"....

Классный час на тему «Донские казаки»

Цель классного часа - знакомить детей с жизнью донских казаков, их участием в войнах за Россию, воспитывать в учениках патриотизм....