"Откуда у наших детей вредные привычки"
статья на тему

Серобабова Анна Александровна

Выступление на родительской конференции, посвященной профилактике социально-вредных явлений. Есть пример опроса детей, который используется, как основа и иллюстрация для выступления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkuda_u_nashih_detey__berutsya_vrednye_privychki.doc546 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Кейзесская средняя общеобразовательная школа»

Седельниковского муниципального района Омской области

Выступление на родительской  конференции

Откуда у наших детей

вредные привычки?

Подготовила:

учитель русского языка и литературы

Серобабова Анна Александровна

Кейзес 2011

Прежде чем начать разговор мне бы хотелось, чтобы  мы с вами определили  круг тех проблем, которые наиболее актуальны для нашего времени и общества. В этом нам помогут результаты опроса, который был проведен  накануне среди детей нашей школы. Им был задан один вопрос, «Какие вредные привычки свойственны большинству людей, живущих рядом с вами?» было дано 8 вариантов ответа, необходимо было выделить 3 из них.

Необходимо ознакомить родителей с результатами обследования

Результаты обследования

Было опрошено 53 человека. Дано 7 вариантов ответа на вопрос, восьмым был вариант «другое». Было предложено выбрать 3 варианта.

1. Большинство опрошенных (49 чел) считают, что наиболее распространённой привычкой является курение.

2. Употребление нецензурной брани стоит на 2 месте, так считают 44 ребенка.

3. Пристрастие к алкоголю на третьем месте – 27 человек.

4. Грызть ногти – 19 чел.

5. ковыряние в носу – 14 чел.

6. сосание пальца – 6.

7. употребление наркотиков – 5.

Вариантом «другое» воспользовался только один человек, назвав вредной привычкой «лень».

И действительно довольно часто в наши дни можно наблюдать такую картину — дети, растущие, казалось бы,  во вполне благополучных семьях, в раннем возрасте начинают проявлять тягу к вредным привычкам — особенно к алкоголю и курению. Уже в начальных классах педагоги замечают за детьми употребление нецензурных выражений. В чем причина?

Знакомство детей с вредными привычками происходит в раннем детстве при наблюдении за поведением старших.  Центральную роль в этом играет семья. То, что принято в семье, закладывает соответствующее отношение ребенка к пагубным привычкам. Оно накладывает отпечаток на  поведение ребенка в будущем.

Уже в детском саду в момент самостоятельно организуемых игр (взрослые не вмешиваются в игру детей). Мальчики устраивают "перекур", демонстрируют  и умение обращаться с "сигаретами",  и эмоционально положительное отношение к курению.  Дети сворачивают  из бумаги трубочки, и делают вид, что курят.

Психологами был проведен эксперимент в детских садах.  Детям  предлагали сыграть в игру под названием «праздник». И после этого педагоги только наблюдали за тем как организуют игру дети. Изображая праздник, малыши действовали, как взрослые. Сдвигали столики, накрывали их игрушечной посудой, показывая при этом на закуски, — это селедка, это копченая колбаса, это соленые огурцы. Затем на столы ставились кегли: это водка, это самогон, это шампанское, приговаривали дети. Придвигались стульчики — праздник начинался. В момент импровизированного застолья  дети наполняют бокалы, чокаются, после чего изображают изрядно подвыпивших людей. Они начинали кривляться, громко говорить, перебивая друг друга, мальчики начинали драться, а девочки разнимать их. Одним словом, дети увлекаются так, что воспитателям приходится уже в детском саду прерывать заигравшихся детей и проводить разъяснительную работу  о вреде курения и употребления алкоголя.

Какой из этого можно сделать вывод? Простой и печальный — дети, едва ступившие в жизнь, уже запрограммированы на повторение и умножение наших ошибок, дурных пристрастий и вредных привычек.

Такую же картину я не однажды наблюдала, работая с более старшими детьми: млад. школьного возраста и даже семиклассники однажды повергли меня в шок, начав изображать подобное.  Если разговор с  младшими школьниками и детьми детсадовского возраста дает определенный результат: дети прислушиваются, меняют своё поведение и мнение, т.е. поддаются коррекции, то у более старших детей стереотипы уже сложившиеся, они имеют своё мнение по данному вопросу и их ответ можно передать одной фразой «А, что такого?!».

Дети из разных источников наслышаны о вреде курения, уже в дошкольном возрасте, а тем более позже, они могут более или менее внятно рассказать, чем вредно курение и употребление алкоголя.  Все это потому, что на это направлено очень много усилий педагогов и в том числе нашего отделения: великое множество бесед  индивидуального и группового характера, различные мероприятия по пропаганде ЗОЖ, акции по привлечению внимания к проблемам курения, наркомании, алкоголизма, различные буклеты и листовки, которые мы периодически распространяем.  Но все это малорезультативно, когда самые родные и близкие люди ребенка, его родители подают своим детям совершенно другие уроки.

Дети воспроизводят то, что видят в родном доме, на улице. Они, пока играючи, учатся жить в будущем. Родители, близкие родственники, друзья родителей — это, как правило, самые любимые и уважаемые детьми люди. На их действия и поступки ребенок часто смотрит восторженными глазами, старается им подражать.

Программирование на употребление алкогольного яда в их сознании появляется с первых дней жизни. Нередка картина в семьях, когда Малыш протягивает в сторону сидящих за праздничным столом рюмку, в которую родители предусмотрительно налили сок. «Чок-Чок»! Гости и родители с умилением улыбаются и «по-взрослому» чокаются с ним.

Праздники, знаменательные даты во многих семьях сопровождаются застольем. Дети другого содержания праздника не представляют. Для них праздник и бутылка становятся почти синонимами. И повторяется это от раза к разу. Психологи, анализируя причины, под влиянием которых подростки приобщились к спиртному, пришли к выводу, что более чем в семидесяти процентах случаев они начали отравляться алкоголем по вине родителей или взрослых людей, которые подавали им дурной пример.

С табаком картина аналогична. Наш маленький человечек подрастает. Он уже способен принимать поучения с телеэкрана. Мы включаем телевизор, показывают любимые малышом мультфильмы. Какие замечательные персонажи, призванные воспитывать маленького человечка в атмосфере добра и любви! Обожаемые герои: Крокодил Гена, Волк из «Ну, погоди!», Папа из Простоквашино. Но заметьте: все эти герои не расстаются с трубкой или папиросой. И вот уже дети играют в Крокодила Гену, имитируя трубку в зубах. В Волка — тоже держа во рту нечто, напоминающее окурок. Это пока неосознанные имитации курительной трубки, сигареты, папиросы. Пока имитации...

Но помимо таких пагубных привычек как курение и употребление алкоголя существует и ряд других вредных привычек, которое как оказалось довольно  распространены в наше время (согласно результатам опроса), это ковыряние в носу, привычка грызть ногти и т.д. Почему появляются эти вредные привычки? Что с ними делать?

Однозначного ответа на этот вопрос, конечно, нет - все сугубо индивидуально. Довольно  часто можно наблюдать в школе как  Ребенок качается на стуле. Что это – игра или форма протеста? Проанализируйте, когда появилась эта привычка, почему она закрепилась? Возможно, вы вовремя не остановили игру ребенка, и она переросла в привычку. Кстати, эта привычка, если ее не остановить, сохраняется у ребенка все школьные годы. Очень часто во время таких бессмысленных шатаний на стуле, происходят падения и переломы, так что не дайте этой привычке победить. Попробуйте поставить такой стул, который очень трудно расшатать – и через две-три недели ребенок качаться перестанет.

Намного труднее избавить малыша от привычки грызть ногти. По данным некоторых исследований, ногти грызут около 60 процентов всех детей и до 20 процентов подростков (это подтверждает и наше исследование).

Эта привычка свойственна неуверенным, застенчивым детям, которые боятся показать себя как-то не так, боятся мира взрослых людей. Они прячут свое лицо за руками, опасаясь сказать лишнее слово. Действовать в данной ситуации необходимо не грубо и напористо, как поступали наши бабушки, например, обсыпая ногти перцем или намазывая горчицей, а деликатно, выясняя причину появления привычки грызть ногти или сосать большой палец. Если вы ласково и настойчиво будете напоминать ему, к каким неприятным последствиям приводит эта привычка (к врастанию ногтей в мякоть пальца или воспаление и нарыв тканей и т.д. (хорошо показать картинку), то ребёнок обязательно услышит вас и привычка отойдет сама собой. Одновременно пересмотрите свое отношение к ребёнку. Вероятно, есть проблема, поэтому ребенок и замыкается от внешнего мира, погружается в свой мир: отсюда - и сосание пальца и откусывание ногтей. Ругать и кричать никогда не следует - проблема усугубится, и из мелкого неудобства превратится в большие психологические проблемы.

Привычка ковыряться в носу, между прочим, свойственна не только почти всем  детям, но и взрослым.   Поэтому необходимо приучать ребёнка правильно делать утренний туалет и не забывать прочищать носик. Тогда его на протяжении дня не будет ничего беспокоить, и привычка уйдёт сама собой.

Еще одна вредная привычка, которая получила высокий балл в нашем опросе – это  употребление в речи нецензурной брани.

И действительно Мат настолько стал частью нашей культуры, что подчас уже не вызывает ни возмущения, ни неодобрительный замечаний.

Зачастую, причина детского мата - равнодушие родителей. Ведь если родители заняты своими делами, а ребенок нуждается в их внимании, то нет лучшего способа как громко и желательно в большой аудитории сказать что-то неприличное, нецензурное. И совершенно неважно, что родители начинают кричать, возмущаться, отчитывать или даже наказывать ребенка. Цель его достигнута - все внимание родителей приковано к нему. Когда ребенок понимает, что таким образом может управлять взрослыми, эта ситуация будет повторяться снова и снова.

Каждый возраст имеет свои причины и мотивацию для употребления эти выражений.

Так, дети двух - пяти лет используют жаргон неосознанно, поскольку речевое подражание свойственно младшему возрасту наравне с другими видами деятельности.

В возрасте пяти - семи лет основной движущей силой является бунт против того "как принято, как надо". При этом матерные слова дети употребляют осознанно, прекрасно зная и понимая, что этого делать нельзя.

В период с восьми до двенадцати лет дети понимают, где можно, а где нельзя ругаться. Жаргон используется среди ровесников для самоутверждения, из желания влиться в коллектив и стремления казаться взрослее.

К двенадцати - четырнадцати годам подростки как правило употребляют жаргон в основном для выхода эмоций или в анекдотах. Мат исчерпывает себя, т.к. перестает удовлетворять культурные потребности ребенка.

О том, как  бороться с этой привычкой, можно говорить долго и конечно все будет зависеть от возраста ребенка, поэтому я приготовила вам памятку.

Памятка «Что делать, когда ребенок ругается матом?»

Выяснив, откуда у детей берутся вредные привычки, и, научившись противостоять им, вам так же следует уделить внимание профилактике их появления у ребёнка. Например, ребёнок, у которого есть увлечения и который уделяет им много времени, менее подвержен влиянию плохих компаний. Создайте ребёнку условия для того, чтобы он мог заниматься любимым делом. Если надо, то сами увлеките его чем-то интересным. Например, купите ему настольную игру, или научите рисовать или коллекционировать что-то.  Поддерживайте интерес к занятиям, чем-либо: спорт, вышивание, вырезание, аппликация, рисование и т.д.  Именно по такому принципу построена профилактическая работа в нашем отделении: увлечь, развить способности, привить интерес, т.е. научить детей содержательно проводить свой досуг.

И в заключение мне хотелось бы сказать следующее. Любите своих детей. Но ваша любовь должна быть не слепая, а с широко открытыми глазами. Каждую минуту наблюдайте за ним, не пускайте на самотёк его развитие. Вы можете пропустить что-то чрезвычайно важное – и на всю жизнь оставите негативный след в душе ребенка, который он будет скрывать за какой-то вредной ненужной привычкой. Только ваша любовь, забота и внимание смогут не допустить развитие и закрепления вредной привычки у ребёнка на всю жизнь.

Приложение №1.

Пример опросника для детей

Какие вредные привычки свойственны большинству людей, живущих рядом с вами? (выбрать и подчеркнуть 3 варианта)

- курить;

- грызть ногти;

- пристрастие к алкоголю;

- сосание пальца;

- употребление нецензурной брани;

- ковыряние в носу;

- употребление наркотиков

- другое ____________________

___________________________

Какие вредные привычки свойственны большинству людей, живущих рядом с вами? (выбрать и подчеркнуть 3 варианта)

- курить;

- грызть ногти;

- пристрастие к алкоголю;

- сосание пальца;

- употребление нецензурной брани;

- ковыряние в носу;

- употребление наркотиков

- другое ____________________

___________________________

Какие вредные привычки свойственны большинству людей, живущих рядом с вами? (выбрать и подчеркнуть 3 варианта)

- курить;

- грызть ногти;

- пристрастие к алкоголю;

- сосание пальца;

- употребление нецензурной брани;

- ковыряние в носу;

- употребление наркотиков

- другое ____________________

___________________________

Какие вредные привычки свойственны большинству людей, живущих рядом с вами? (выбрать и подчеркнуть 3 варианта)

- курить;

- грызть ногти;

- пристрастие к алкоголю;

- сосание пальца;

- употребление нецензурной брани;

- ковыряние в носу;

- употребление наркотиков

- другое _____________________

_____________________________

Какие вредные привычки свойственны большинству людей, живущих рядом с вами? (выбрать и подчеркнуть 3 варианта)

- курить;

- грызть ногти;

- пристрастие к алкоголю;

- сосание пальца;

- употребление нецензурной брани;

- ковыряние в носу;

- употребление наркотиков

- другое _____________________

_____________________________

Какие вредные привычки свойственны большинству людей, живущих рядом с вами? (выбрать и подчеркнуть 3 варианта)

- курить;

- грызть ногти;

- пристрастие к алкоголю;

- сосание пальца;

- употребление нецензурной брани;

- ковыряние в носу;

- употребление наркотиков

- другое _____________________

_____________________________

Какие вредные привычки свойственны большинству людей, живущих рядом с вами? (выбрать и подчеркнуть 3 варианта)

- курить;

- грызть ногти;

- пристрастие к алкоголю;

- сосание пальца;

- употребление нецензурной брани;

- ковыряние в носу;

- употребление наркотиков

- другое ____________________

___________________________

Какие вредные привычки свойственны большинству людей, живущих рядом с вами? (выбрать и подчеркнуть 3 варианта)

- курить;

- грызть ногти;

- пристрастие к алкоголю;

- сосание пальца;

- употребление нецензурной брани;

- ковыряние в носу;

- употребление наркотиков

- другое ____________________

___________________________

Какие вредные привычки свойственны большинству людей, живущих рядом с вами? (выбрать и подчеркнуть 3 варианта)

- курить;

- грызть ногти;

- пристрастие к алкоголю;

- сосание пальца;

- употребление нецензурной брани;

- ковыряние в носу;

- употребление наркотиков

- другое ____________________

___________________________

Приложение №2

Памятка для родителей

1. Постарайтесь, чтобы матерные слова и жаргонизмы вообще не звучали в присутствии и ближайшем окружении ребенка с самого его рождения.

2. Если бранное слово все-таки слетело с уст малыша, то в первый раз постарайтесь сделать вид, что вы ничего не слышали и понаблюдайте, как будет реагировать ребенок. Если ребенок уже понимает смысл сказанного слова, то он будет ждать от вас какой-то реакции, и, не дождавшись, повторит провокацию или решит что слово обычное и в нем нет ничего такого, и  забудет о нем. Если же ребенок не ожидает от вас никакой реакции, то, видимо, слово это он просто где-то "подцепил" и если не акцентировать на нем внимание, то словечко также и отцепится.

3. Если ребенок сказал нецензурное слово при посторонних, самое главное - сохранить спокойствие. Конечно, трудно сдержаться, не отреагировать и не наказать ребенка, ведь вам и стыдно, и обидно, и хочется оправдаться. Сделайте вид, что ничего страшного не произошло, это лишь досадная случайность, скажите что-нибудь в роде "ну да, бывает", улыбнитесь и смените тему разговора. А уже потом, когда остынете, поговорите с ребенком.

4. Если ребенок сам попросил вас объяснить значение слова, постарайтесь спокойно и доступно рассказать ему что это слово ругательное, значит то-то, и говорят его, когда хотят кого-то обидеть, поэтому говорить его нельзя.

5. Если мат все-таки появился в детской речи, поговорите с ребенком, спросите его что значат эти слова, пусть расскажет вам или нарисует, объяснит значение. Возможно, малыш и сам не знает, что говорит. Здесь можно пойти на хитрость и попытаться преобразовать нецензурное слово до близкого по звучанию и значению обычного слова, как бы поправляя ребенка. Если такой возможности нет, то объясните ребенку, что они значат и скажите, что слова эти очень обидные и говорить их нельзя.

6. Если жаргонизмы уже закрепились в речи ребенка, то можно дать ему почитать словарь ненормативной лексики или что-то подобное. Ведь если чего-то много, оно доступно и не наказуемо, то быстро надоедает.

7. Если ребенок мотивирует свою брань тем, что "все остальные тоже ругаются", попробуйте объяснить ребенку что нецензурная лексика - это такая же зависимость как курение и алкоголь, и как никотин разрушает легкие, так и мат обедняет словарный запас. Что мат это вовсе не показатель взрослости, а обычная пагубная привычка.

8. Наконец, если же ребенок не принимает объяснений, продолжает ругаться матом и делает это непроизвольно, то лучше обратиться к специалисту (например, нейропсихологу).

Чего делать нельзя.

Нельзя запрещать ребенку ругаться матом как раз теми самыми словами, которые вы ему запрещаете. Будьте последовательны. Если вы говорите ребенку, что НЕЛЬЗЯ РУГАТЬСЯ МАТОМ, то это значит, что всем нельзя, а не только ему. Иначе придется еще, и ответить на вопрос "почему тебе можно, а мне нельзя".

Ни в коем случает нельзя стыдить ребенка, тем более на людях. Это может нанести ему тяжелую психологическую травму.

Нельзя просто запретить ругаться матом ничего, не объясняя. Запрет только порождает ответную реакцию и не приводит к положительному результату.

Литература:

1. Журнал «Школьный психолог» №20 2008г.

2. Кулинич Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей: 8-11 классы. – М.: ВАКО, 2009

3. Кулинич Г.Г. Родительские собрания по половому воспитанию: 1-11 классы. - М.: ВАКО, 2007

Использованные Интернет-ресурсы 

1. www.projivi100let.ru

2. www.psihologu.info

3. www.child-psy.ru/rechi/281.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Откуда берутся вредные привычки?

Причиной появления у человека вредных привычек чаще всего является стресс и неудовлетворенность. Давайте попробуем определить, откуда исходят их корни.Первый шаг на пути к искоренению вредной привычки...

Выступление на общешкольном родительском собрании на тему «Здоровый образ жизни» Как уберечь наших детей от пагубного воздействия вредных привычек?

Как сделать, чтобы дети ваши не огорчали вас и окружающих их людей, чтобы у них было как можно больше положительных качеств? В большей мере это зависит от вас. Я предлагаю тему нашей встречи: «Как убе...

Конспект профилактического занятия с элементами тренинга "Наши вредные привычки"

Конспект профилактического занятия с элементами тренинга "Наши вредные привычки"...

«Как уберечь наших детей от пагубного воздействия вредных привычек»

советы как уберечь наших детей от пагубного воздействия вредных привычек...

Информационный проект «Вредные привычки, отравляющие нашу жизнь»

Проект «Вредные привычки, отравляющие нашу жизнь»...

Профилактическое занятие с элементами тренинга «Наши вредные привычки»

Профилактическое занятие с элементами тренинга. Цель: профилактика курения, алкоголизма; формирования установки на здоровый образ жизни и правильное питание....