Программа развития класса
методическая разработка (7 класс) по теме

Белкова Ирина Николаевна

Программа развития коллектива класса "Лестница успеха".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programmaravzvitiyaklassa.doc382.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Хучельская основная общеобразовательная школа»

Канашского района Чувашской Республики

ПРОГРАММА

РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВА КЛАССА

       

                                                                      Автор-составитель:

                                                              Белкова Ирина

                                                              Николаевна,

                                                              классный руководитель      

                                                              7 класса

Хучель-2011

Содержание программы

  1. Пояснительная записка………………………………………3
  2. Цель, задачи программы……………………………………..4
  3. Сроки выполнения, механизм реализации, исполнители программы…………………………………………………....5
  4. Прогнозируемый результат ………………………………...6
  5. Основные принципы, условия и методы реализации программы…………………………………………………....7
  6. Формы работы с учащимися………………………………..8
  7. Характеристика класса……………………………………...9
  8. Основные направления воспитания, оценка эффективности работы………………………………………………………..10

10. Приложения……………………..………………….............11-20

  1.  Список использованной литературы……………………...21

Пояснительная записка

      Воспитание подрастающего поколения волновало и волнует людей всегда, но эта вечная проблема особенно остро встает на сегодняшний день, поскольку связана с резким изменением требований к человеку со стороны общества. Современное общество требует образованных, нравственных, предприимчивых людей, умеющих строить жизнь, достойную человека, основанную на добре, истине, красоте, способных ощутить себя полноценным гражданином своей страны, готовых учиться работать на благо её и встать на защиту. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая соответствует современным требованиям общества.

       Воспитательное пространство объемно, оно вбирает в себе семью, школу, средства массовой информации, учреждения дополнительного образования. Важнейшим фактором воспитания является школа, потому что большую часть времени школьник проводит в образовательном учреждении, поэтому школа должна стать важнейшим фактором формирования достойного  гражданина  своей страны.

Обоснование программы

Программа является целенаправленным воспитательным процессом, предполагающим определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических действий. Решение проблем воспитания в  программе  осуществляется через различные формы воспитательного воздействия. Их целью является включение ребёнка в общность одного возраста, выработка у него собственного «Я» при уважительном отношении к позиции других.

      Замысел проекта программы  возник потому, что передо мной постоянно возникали вопросы:

  1. Каким должен быть воспитательный процесс, чтобы он приводил не только к всестороннему и гармоничному развитию личности, но и к созданию сплоченного детского коллектива, в котором каждый ребенок, прежде всего, гражданин своего Отечества, человек, который может помочь другому, может творить и хочет созидать?
  2. Как осуществить единство умственного, нравственного, трудового воспитания, т.е. реализовать комплексный подход?
  3. Как способствовать улучшению качества жизни учащихся?

Цель программы:

  1. воспитание гражданина-патриота; человека, способного к постоянному самообразованию и  самосовершенствованию.

Задачи программы:

                                

В области обучения: 

  1. прививать дух партнерства и сотрудничества
  2. развивать навыки самоопределения и самореализации

В области воспитания:

  1. формировать основы человеческого достоинства
  2. воспитывать уважение прав других

В области психического развития:

  1. формировать способность поставить себя на место другого
  2. формировать доминанту самосовершенствования личности и уважение права быть иным

В области социализации:

  1. способствовать  умению принять другого таким, какой он есть
  2. формировать умение адаптироваться в различных жизненных ситуациях.

Сроки выполнения

сентябрь 2008 год – май 2013 год

Основные исполнители программы

  1. классный руководитель
  2. учителя
  3. родители
  4. учащиеся

Механизм реализации программы

  1. работа с ученическим коллективом в целом
  2. работа с творческими группами
  3. работа с родителями

Прогнозируемый результат

      Результативность  программы развития классного коллектива заключается в том, что мои воспитанники  будут:

  1. порядочными и своими поступками не запятнают право называться человеком;
  2. сильными и преодолевающими все невзгоды и трудности;
  3. мудрыми и не допускающими ошибок, о которых придется пожалеть в будущем;
  4. образованными, интеллектуально и культурно развитыми, политически грамотными и активными;
  5. людьми, гордящимися своей Родиной во имя памяти предков и будущего своих детей;
  6. чувствующими прекрасное, ибо недаром сказано, что «красота спасет мир»;
  7. добрыми, гуманными, милосердными, что поможет  никогда не быть одинокими и может гарантировать им плечо верного друга в трудную минуту;
  8. здоровыми духовно и физически.

Основные принципы

организации воспитания

  1. принцип научности и доступности
  2. принцип систематичности и последовательности
  3. принцип свободы и гуманизма
  4. принцип социальной активности и добровольности
  5. принцип взаимодействия личности и коллектива
  6. принцип учёта возрастных особенностей

Условия реализации программы

  1. чёткое определение целей, к которым необходимо стремиться всегда и в данный момент;
  2. конкретное планирование деятельности школьного коллектива;
  3. владение информацией обо всех участниках учебно-воспитательного процесса, об уровне их знаний, о физическом, нравственном, умственном развитии детей, культурно-образовательном и нравственном уровне родителей;
  4. систематический контроль направлен за результативностью деятельности всех участников учебно-воспитательного процесса, с целью коррекции достижения наилучшего результата.

Методы реализации программы

  1. метод убеждения
  2. метод  педагогического наблюдения
  3. метод анкетирования
  4. метод коллективного творчества
  5. метод товарищеского и педагогического воздействия
  6. метод личного примера

Формы  работы с учащимися

  1. экскурсии, походы
  2. спортивные, интеллектуальные игры, интерактивные, ролевые игры
  3. семейные посиделки
  4. индивидуальные беседы
  5. социометрические  исследования
  6. посещение семей своих учеников
  7. сочинения и творческие работы
  8. проектная деятельность
  9. разговоры «по душам» и часы общения
  10. встречи с психологом
  11. творческие мастерские
  12. КВНы
  13. классные часы
  14. семейные выставки достижений
  15. дискуссии и диспуты
  16. встречи с интересными людьми

Характеристика класса

   

        В 7 классе  16 учащихся, 8 из которых 1997 года, 8– 1998 года рождения.  

         Девочек – 8, мальчиков – 8. Из неполных семей – 2, из полных семей – 14, из многодетных (3 и более) – 7. Учащиеся посещают школу из 5 населённых пунктов.

Материальные и жилищно-бытовые условия у ребят хорошие. Социально - психологические условия в семьях не вызывают тревог. В классе нет детей, проживающих в семьях социальной группы риска.

          По итогам 2009/2010 учебного года 1 ученик закончил 6 класс на «отлично». Это – Григорьева Татьяна,5 учеников успевают на «4» и «5», 2  имеют одну лишь "3".

      Общий интеллектуальный уровень (умственный, духовный) учащихся – средний. Общий уровень знаний - удовлетворительный.

      Класс очень подвижный, энергичный. Особенно мальчики не могут усидеть на одном месте. Девочки также активные, артистичные. Учащиеся занятия без уважительных причин не пропускают. Кроме учебных занятий ребята участвуют в предметных кружках, индивидуально занимаются с учителями. Активное участие принимают в общешкольных и районных  мероприятиях, занимают призовые места. Умеют радоваться успехам друг друга. Все стараются принимать участие в делах класса, интересуются жизнью класса.

       Главная задача класса - воспитание коллективизма, требовательность к себе и друг другу, честность и правдивость, доброта и принципиальность.

       Инициаторами проведения классной жизни являются всегда Алексеев Вася, Григорьева Таня, Никитина Таня, Руссина Наташа.

       Активное участие в спортивной жизни класса принимают следующие ученики: Борисов Борис, Гаврилов Стас, Иванов Саша, Руссина Наташа, Скороходова Таня.    

      Вся деятельность классного коллектива  направлена на решение поставленных задач под девизом: «Один за всех, все за одного».

Основные направления воспитания

Люблю свою Родину

В ладу с природой

Веду

ЗОЖ

Живу в мире и согласии

Совершен-ствую себя

Активный

участник

жизни

Творю,

выдумываю, пробую

Соблюдаю

законы

 

«Лест-ница успеха»

Оценка эффективности программы

1. Анализ воспитательной работы  (приложение №1)

2.Определение уровня культуры учащихся (приложение №2)

3. Социальная адаптированность школьников

4.Уровень развития самоуправления в классе (приложение №3)

5. Уровень развития классного коллектива

Приложения  к программе

«Лестница успеха»

Приложение №1

Анализ воспитательной работы

  1. Воспитательная работа класса в 2008-2010 годах   была ориентирована на формирование позиции «Я - гражданин». В течение двух  лет проведена работа по 8 направлениям воспитательной деятельности:

- люблю свою Родину

- совершенствую себя

- живу в мире и согласии

- соблюдаю законы

- веду ЗОЖ

- в ладу с природой

- творю, выдумываю, пробую

- активный участник жизни.

       В конце каждого учебного года проводилось исследование результатов  эффективности воспитательной деятельности.

 

Значительные изменения произошли  в уровне культуры школьников

Уровень культуры

5 класс

6 класс

7 класс (3 четв.)

чел

%

чел

%

чел

%

высокий уровень

5

33,3

7

46,6%

8

50%

хороший уровень

8

53,3%

6

40 %

6

37,5%

средний уровень

1

6,7%

1

6,7%

2

12,5%

низкий уровень

1

6,7%

1

6,7%

0

0%

         

     Приведённые данные показывают, что  у учащихся в течение двух  лет значительно повысился уровень культуры: если в 5 классе высокий уровень имели 33,3 % школьников, то в 7 классе их стало 50 %, кроме того процент учащихся с низким уровнем культуры снизился с 6,7 % до 0%, что само по себе уже является хорошим результатом работы.

  1. Большое  внимание в работе с детьми уделялось формированию социальной адаптированности школьников и повышению их социальной активности. Проведённые исследования показывают, что 57% учащихся класса имеют высокую степень социализированности, 41%  показывают средний уровень, 2% - низкий

  1.          Вовлечение учащихся во все дела класса, участие в общешкольных, районных мероприятиях сформировали у школьников навыки самостоятельной работы, умение планировать свою деятельность, самостоятельно организовывать дела класса. Если в 5 классе дети показывали среднюю включенность в самоуправленческую деятельность, то в 7 классе эти показатели на уровень выросли. Изменились в лучшую сторону и общие показатели по уровню развития самоуправления в классе.

Уровень развития самоуправления в классе

Уровень самоуправления

5класс

6 класс

7 класс

Высокий

12%

14%

31%

Средний

56%

60%

49%

Низкий

32%

26%

20%

  По данным таблицы и диаграммы  видно, что показатель высокого уровня развития самоуправления  за три года вырос на 19% .

  1.          Работая в коллективе, ребята учатся правилам взаимодействия, вырабатывают навыки  позитивного и конструктивного отношения к собственной личности и умению принять мнения окружающих. Опыт работы в классе показывает, что у ребят сформировались дружеские отношения  не только внутри, но и вне  класса.

Уровень развития классного коллектива

Критерии оценки

5класс

6 класс

7 класс

Ответственность

2,2

4,3

5,1

Коллективизм

      1,7

3,9

4,8

Сплочённость

2,9

4,3

5,2

Организованность

3,1

4,6

5,7

Контактность

4,8

5,4

5,7

Открытость

5,8

5,5

5,1

Информированность

5,7

5,7

5,7

                         

         Данная методика показывает, что  в течение трёх лет наблюдается динамика развития таких качеств коллектива как ответственность, сплочённость, организованность и др. Развитию этих качеств способствовали различные формы работы с коллективом: это  походы и экскурсии, часы общения, работа в органах классного и школьного  самоуправления и др.

         Об эффективности работы  программы   говорит и тот факт, что в течение всего года обучения и воспитания  нет ни одного учащегося, состоящего на учёте в КДН, ПДН и внутришкольном контроле. Все дети класса  получают дополнительное образование в кружках, секциях, ДЮСШ, в кружках при Хучельском ОКЦ.

          По мере работы с классом растёт и творческая активность  учащихся. Ребята класса принимают участие не только  в школьных мероприятиях, но и показывают свои таланты на уровне района.

Приложение №2   

Уровень культуры учащихся 7 класса

Показатели

воспитанности

Признаки проявления разных уровней воспитанности.

 4-высокий

3-средний

2-низкий

1-очень

низкий

Гуманность

Пресекает грубость, не добрые отношения к людям, заботится об окружающих

Заботится об окружающих, принимает участие в акциях добрых дел, но не пресекает грубость других

Помогает окружающим и товарищам по поручению учителя или коллектива

Недоброжелателен, груб

Любознательность

Осознает личную и общественную значимость знаний, хорошо учится, организует познавательную деятельность в школе и в классе, охотно помогает товарищам  

Осознает личную и общественную значимость знаний, учится в полную меру сил, участвует в познавательной деятельности, организуемой в школе и в классе

Не осознает знаний, учится не в полную меру сил, участвует в познавательной деятельности, но лишь по поручению и под контролем

Учится плохо. Интереса к знаниям не проявляет

Трудолюбие

Осознает личную и общественную ценность труда, проявляет творчество в труде, организует общественно полезные труд в школе и за ее пределами.

Осознает личную и общественную значимость труда, принимает участие в трудовых акциях, организуемых в школе и за ее пределами.

Трудится при наличии побуждений и контроля со стороны взрослых и товарищей

Не любит трудиться, уклоняется от труда, несмотря на требования

Целеустремленность

Осознает, кем и каким хочет стать, стремится к знаниям в сфере избранной профессии.

Осознает, кем хочет стать, но упорства в обогащении знаниями в сфере избранной профессии не проявляет.

Четко не представляет, кем хочет стать. В выборе профессии следует советам товарищей, рекомендациям семьи.

Профессиональные намерения не определились, к дальнейшему обучению не готовится.

Культурный

уровень

Много читает.

охотно посещает культурные центры. Проявляет интерес к музыке, живописи. Понимает искусство. Охотно делится своими знаниями с товарищами. Привлекает их к  культурной жизни.  

Любит читать.

Посещает культурные центры. Проявляет интерес к музыке, живописи. Но интересуется литературой и искусством только для себя. Не привлекает товарищей к культурной жизни.

Читает, посещает культурные центры. Иногда посещает музеи, выставки. Но все это делает по совету или настоянию старших, родителей.    

Не хочет читать художественную литературу, отказывается посещать культурные центры. Не проявляет интереса к культуре и искусству.

Требовательность к

себе, стремление к

самосовершенствованию

Объективно

оценивает

свои познавательные

возможности и

черты характера, настойчиво работает над собой.

Объективно

оценивает свои познавательные

возможности и

черты характера, работает над собой недостаточно.

Не самокритичен,

самооценка

завышена, работать над собой не умеет и нуждается в

постоянной стимуляции

со стороны товарищей и

педагогов.

Не

самокритичен

и не требователен к себе, отрицательно воспринимает объективные оценки своих учебных возможностей и черт характера.

                             

Лист данных изучения уровня культуры

учащихся 7 класса МОУ «Хучельская ООШ»

Фамилия, имя

Любознательность

Трудолюбие

Гуманность

Целеустремленность

Требовательность к себе

Культурный уровень

Уровень воспитанности

1

Алексеев Василий

4

4

4

3

3

3

3,4

2

Алексеева Елена

3

4

4

4

3

3

3,5

3

Андриянов Пётр

4

4

4

3

4

3

3,7

4

Борисов Борис

3

3

2

3

3

2

2,7

5

Гаврилов Станислав

4

3

3

4

3

3

3,4

6

Грабина Алина

4

4

4

4

3

2

3,5

7

Григорьев Станислав

3

4

3

4

3

3

3,4

8

Григорьева Татьяна

4

4

4

4

4

4

4

9

Денисова Валентина

4

4

4

3

4

3

3,7

10

Иванов Александр

2

3

3

2

2

2

2,3

11

Коршунов Александр

3

3

2

3

3

2

2,7

12

Никитина Василиса

4

4

4

4

4

4

4

13

Никитина Татьяна

4

4

4

4

4

3

3,8

14

Петров Алексей

3

3

3

2

3

2

2,7

15

Руссина Наталия

4

4

4

4

4

4

4

16

Скороходова Татьяна

4

4

4

3

4

3

3,7

       При определении уровня воспитанности по каждому показателю необходимо пользоваться диагностической таблицей:

4-ярко проявляется

3-проявляется

2- слабо проявляется

1-не проявляется

      Итоговая оценка выводится как среднеарифметическое  

4-3,5 балла – высокий уровень

3,5-2,9 балла – хороший уровень

2,8-1,9 балла – средний уровень

1,9-1 балла – низкий уровень

 В классе 16 учеников

8 - высокий уровень

5 - хороший уровень

3 - средний уровень

0 - низкий уровень

Приложение №3

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ
САМОУПРАВЛЕНИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ

(методика М. И. Рожкова)

Цель: определить уровень развития ученического самоуправления.

Ход проведения: Каждый ребёнок заполняет бланк со следующими цифровыми кодами и предложениями.

4 3 2 1 0         1. Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего  класса   работал лучше.

4 3 2 1 0         2. Вношу предложения по совершенствованию работы группы.

4 3 2 1 0         3. Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе.

4 3 2 1 0          4. Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач.

4 3 2 1 0         5. Считаю, что мой класс   способен к дружным самостоятель действиям.

4 3 2 1 0         6. У нас в классе  все обязанности четко и равномерно распределяются между ребятами.

4 3 2 1 0         7. Выборный актив в нашем классе   пользуется авторитетом среди всех членов коллектива.

4 3 2 1 0         8. Считаю, что актив  нашего класса  хорошо и самостоятельно справляется со своими обязанностями.

4 3 2 1 0         9. Считаю, что ребята  нашей группы добросовестно относятся к  выполнению своих общественных обязанностей.

4 3 2 1 0         10. Своевременно и точно выполняю решения, принятые собранием или активом группы.

4 3 2 1 0         11. Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставленные перед коллективом, были выполнены.

4 3 2 1 0         12. Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей.

4 3 2 1 0         13. Мы хорошо представляем себе задачи, которые стоят перед коллективом школы.

4 3 2 1 0         14. Учащиеся моего класса часто участвуют в организации разнообразных мероприятий.

4 3 2 1 0          16. Мои товарищи и я регулярно участвуем в обсуждении проблем, стоящих перед коллективом школы

4 3 2 1 0         17. Мы стремимся к тому, чтобы сотрудничать в решении задач, стоящих перед всем коллективом, с другими классами

4 3 2 1 0         18. Удовлетворен отношением моих товарищей к другим классам.

4 3 2 1 0          19. Мы стремимся помочь друг другу  в разрешении трудностей

4 3 2 1 0         20. Считаю, что ребята, избранные в органы самоуправления школы, пользуются заслуженным авторитетом.

4 3 2 1 0         21. Учащиеся моего класса добросовестно относятся к выполнению поручений органов школьного самоуправления всего коллектива.

4 3 2 1 0         22. Мы стремимся к тому, чтобы наш класс достиг более высоких результатов.

4 3 2 1 0          23. Готов отстаивать интересы всего коллектива в других коллективах и  общественных организациях.

4 3 2 1 0         24. Осознаю свою ответственность за результаты работы всего коллектива класса.

На доске дано смысловое значение цифровых кодов:

4 – «Да»,

3 – «Скорее да, чем нет»,

2 – «Трудно сказать»,

1 – «Скорее нет, чем да»,

0 – «Нет».

Обработка результатов. При обработке результатов 24 предложения разбиваются на 6 групп (блоков). Данная систематизация обусловлена выявлением различных аспектов самоуправления:

1) включенность  учеников в   самоуправленческую   деятельность (предложения 1–4);

2) организованность группового коллектива (5–8),

3) ответственность членов первичного коллектива за его дела (9–12),

4) включенность группы в дела всего коллектива (13–16),

5) отношения класса с другими общностями(17–20),

6) ответственность учащихся класса за дела всего  коллектива школы (21–24).

По каждому блоку подсчитывается сумма баллов, выставленных всеми участниками опроса. Затем она делится на число участников опроса и на шестнадцать (16 – максимальное количество баллов, которое может указать опрашиваемый в каждом блоке). Уровень самоуправления коллектива, объединения определяется по результатам выведения коэффициентов первых трех блоков. Если хотя бы один из коэффициентов меньше 0,5, то уровень самоуправления низкий; если больше 0,5 и меньше 0,8 – средний, если больше 0,8 – высокий.

Уровень развития самоуправления всего учебного заведения определяется коэффициентом последних трех блоков.

Если каждый из них не превышает 0,55, то уровень самоуправления в коллективе низкий, если выше этого уровня но ниже 0,85 – уровень развития самоуправления средний, если больше 0,85 – высокий.

Список использованной литературы

  1. Закон РФ «Об образовании»
  2. Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 11.03.2001 г. № 196

 3.Методические  рекомендации по составлению авторских программ по деятельности детских общественных объединений (программ по воспитательной работе)// - Барнаул, 2003 год

4.«Воспитание школьника» - журнал № 1-6 ,2004 год

5.Сборник авторских программ дополнительного образования детей

 // Сост. А Г Лазарева – Москва: Илекса; 2002

6.Журналы «Классный руководитель», «Воспитание школьников»  

7.Я и другие. Тренинги социальных навыков. Для учащихся 1-11 классов // Родионов ВА. –Ярославль: академия развития; 2003

8.Дереклеева Н. И.  Справочник классного руководителя.5-11 классы М.: «ВАКО», 2003

9.В.В.Довгань «Богатство. Здоровье. Любовь» М.:2002г

10.Н.Козлов «Лучшие психологические игры и упражнения» Екатеринбург АРДЛТД,1997г

11.Народное образование №3, 2002г.

12.В.А.Сухомлинский «Как воспитать настоящего человека» М., Просвещение, 1992г.

13.Н.И.Дереклеева, М.Ю. Савченко «Справочник классного руководителя»,

14.М.: ВАКО, 2005г

15.М.И.Рожков, Л.В.Байбородова «Организация воспитательного процесса в школе» М.: Владос, 2001

16.Л.М.Фридман, Т.А.Пушкина «Изучение личности учащихся в ученических коллективах». М., 1988г

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития класса "Семь-Я"

Программа развития класса...

Программа развития класса

Цель программы : Воспитание духовно-развитой личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позициейЗадачи программы:1....

Программа развития класса на 2015-2017 учебные года.

Программа развития класса на 2015-2017 учебные года....

программа развития класса

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся...

Программа развития класса

Программа развития класса...

Программа развития класса на 2017-2022 учебные года.

Программа развития класса на 2017-2022 учебные года....

Программа развития класса

«Творческое воспитание не в том заключается, что на смену одним формам работы придут какие-то другие формы, - нет, эти другие формы должны изобретаться на ходу, каждый день, и единственная традиция ...