Классный час по теме "Имя и родословная" для учащихся 5 класса
классный час (5 класс) по теме

Чтобы пробудить интерес с своим корням - родословной, начнем с истории имени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_i_rodoslovnaya.docx20.76 КБ

Предварительный просмотр:

  Цель классного часа:

способствовать развитию познавательного интереса к происхождению своего имени, фамилии и составлению родословного дерева, привлекая к данной работе родителей и других родственников учащихся.

Классный руководитель:  У всех людей есть имена. Это кажется настолько естественным, что об этом никто не задумывается. А ведь между рождением ребенка и получением имени проходит время.

Учащийся 1

Дед, стараясь для внучка,

Нахватал из разных мест

Ряд имен, звучащих звонко:

Товий… Муций… Свен… Орест…

Зять решил по ходу прений

Повернуть вопрос ребром:

- Назовем посовременней -

Гелий… Атом… Космодром…

Дочь, захваченная спором,

Шумно лезет на рожен

С целым импортным набором:

Эдвин… Мельвин… Сельвин… Джон…

Бабка с нехристями знаться

Не желает и сама

Вносит лепту, глядя в святцы*:

Псой… Сысой… Кузьма… Фома…

Сочинительством премудрым

Занимались вчетвером.

Ночь проспорили, а утром

Мальчик назван был Петром.

 

*Святцы – список христианских святых и праздников, расположенных в календарном порядке.

Как вы думаете, почему спорщикам удалось договориться?

У вас о каждого есть своё имя. А что оно означает, какого его происхождение? А начните рассказ по образцу:

Мое имя ___________  пришло из языка  ___________.  Оно означает _________,  внесены в святцы в честь ________.

Домашнее задание учащихся. Учащиеся поочередно рассказывают о происхождении своих имен и записывают в анкету.

Уважаемые родители, расскажите о том,  как выбирали имена своим детям и почему вы их так назвали.

Чтобы понять важность имени в жизни человека, можно просто обратиться к прямому смыслу этого слова – имя, имею, имение. У древних славян существовал обычай, когда ребенку давали самые непритязательные имена, допустим Кривоногий или Рыжий, однако при посвящении во взрослую жизнь человек сам должен был добыть себе имя в бою, состязании, труде или иных занятиях. Где и получал свое настоящее имя.

 Оказывается, если спящего человека окликнуть по имени, то он обязательно либо проснется, либо заворочается.

А как вы считаете, подходит ли вам ваше имя? Почему?

А теперь поиграем в «ромашку». Заполни центр цветка и лепестки цветка словами – именами, которыми вас называют ваши родители, товарищи, учителя.

    Владимир

 Сравни свой цветок с «ромашкой» товарищей. Как ты думаешь, почему у «ромашек» оказалось разное количество лепестков?

А сейчас внимательно послушайте текс и найдите в нем имена.

 С.Я. Маршак

В защиту детей

Если только ты умен,

Ты не дашь ребятам

Столь затейливых имен,

Как Протон и Атом.

Удружить хотела мать

Дочке белокурой,

Вот и вздумала назвать

Дочку Диктатурой.

Хоть семья ее звала

Сокращенно Дита,

На родителей была

Девушка сердита.

Для другой искал отец

Имя похитрее,

И назвал он наконец

Дочь свою Идея.

Звали мама и сестра

Девочку Идейкой,

А ребята со двора

Стали звать Индейкой.

А один оригинал,

Начинен газетой,

Сына Спутником назвал,

Дочь назвал Ракетой.

Пусть поймут отец и мать,

Что с прозваньем этим

Век придется вековать

Злополучным детям.

  Как вы считаете, нравятся ли эти имена самому поэту? Чем эти имена отличаются от имен ребят твоего класса? Почему?

 Многие из вас наверняка слышали слово «тезка». А что оно означает?

*Тезка – человек с одинаковым именем.

 Отыщите среди великих людей прошлого своего  тезку. Что вам о них известно? Родители помогите своим деткам.

 Мы не появились на свет сами по себе. Все мы – ветви, листья, корни огромного дерева – родословного.

  Великий русский писатель и историк Н.М. Карамзин писал: «Государственное правило ставит уважение к предкам в достоинство гражданину образованному».

  Как видим, незнание своих предков прежде приравнивалось почти как отсутствие образования. Сегодня же мы порой не знаем прабабушек, тетей, кузенов. Известно, что одним из предметов, которыми особенно гордился А.С. Пушкин, была пуговица с мундира его далекого знаменитого предка – Абрама Ганнибала. Поэт велел вделать пуговицу в свою любимую трость, с которой почти не расставался, и с гордостью демонстрировал ее другим.

  Существует даже наука «Генеология», изучающая «родословную» (греч.); занимающуюся поиском предков людей

  Традиция составлять родословные имеет глубокие корни и является показателем его культуры.

  Демонстрация родословной Рюриковичей или Романовых.

  С помощью своих родных и близких вы составили свои родословные. Какой оказалась глубина вашей родовой памяти?

У кого получилось узнать глубже всего?

 Попробуйте отложить на ленте времени глубину своей родовой памяти.

15                      16                      17                      18                       19 век

_______/_____________/_____________/_____________/____________/____

   Отметьте на родословном дереве звездочкой (*) родственников, фотографии которых хранятся в вашем доме. Кем они приходятся вам?  Подчеркните тех, с кем вы лично знакомы.

  Почему такие схемы называют «родословным деревом»?

    Свою родословную можно дополнить, добавив много интересного о своей семье, о себе самом. Используйте семейные документы, письма, фотографии, обратите внимание на даты, место жительства. Подробно опросите всех родственников – что не помнит один, может помнить другой.

  Чем дальше вы сможете проследить историю своего рода, чем глубже погрузитесь в увлекательный мир генеологии, тем богаче духовно вы станете. Поверьте, очень стыдно быть «Иванами, не помнящими родства». Так что я вам желаю успехов на этом поприще.

«Кто - если не я, когда - если не сейчас!»

Рефлексия: «Быстрый круг» - «Сегодня я понял ….»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на семинаре классных руководителей "Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ"

Доклад и презентация к выступлению на городском семинаре классных руководителей «Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ»...

работа классного руководителя по развитию адаптационных способностей учащихся 5 класса

Готовила выступление на педсовет. Решила поделиться с вами...

Работа классного руководителя в гражданско-патриотическом воспитании учащихся класса

Формирование социально активной личности гражданина и патриота является одной из основных целей, которая стоит перед любым классным руководителем в педагогической деятельности.  Более того, воспи...

Классный час "В мире профессий" для учащихся 9 класса

Разработка открытого классного часа "В мире профессий" . Цель классного часа: помочь выпускникам 9-х классов найти свое место в жизни....

Единый Всекубанский классный час "Олимпийский старт Кубани" для учащихся 6 класса

- Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Ребята, вы, наверное, обратили внимание на оформление нашего кабинета сегодня. Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем первом классном часе в этом уч...

Классный час "Что такое толерантность" для учащихся 9 класса коррекционной школы 8 вида.

Материал занятия знакомит учащихся с понятием "толерантность", с основными чертами толерантной и интолерантной личности. Воспитывает чувство коллективизма, сплочённости....