Главные вкладки

    Классный час (8 класс) на тему:
    Классный час "Человек это звучит гордо! Права и обязанности гражданина"

    Цель: правовое просвещение, формирование у школьников правовой культуры, воспитание гражданских качеств и чувства патриотизма, формирование знаний о правах и обязанностях гражданина нашей страны.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    klassnyy_chas_na_temu.doc96 КБ

    Предварительный просмотр:

    Классный час на тему «Человек-это звучит гордо.

     Права и обязанности гражданина»

    Проведен в 8-а классе 1 декабря 2010г.

    Классный руководитель Павлова Н.В.

    Цель: правовое просвещение, формирование у школьников правовой культуры, воспитание гражданских качеств и чувства патриотизма, формирование знаний о правах и обязанностях гражданина нашей страны.

                                 

      Ход мероприятия.

    1.Давайте подумаем: кто такой человек? (ответы учеников).

    Человек – это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда. Человек – это звучит гордо.

                                        (Словарь Ожегова)

    2. Что отличает человека от других живых организмов? (ответы учеников).

         Каждый человек является гражданином своей страны, он имеет права, но вместе с тем и определенные обязанности. Давайте поговорим об этом подробнее. (15 мин.)

     « Мы с удовольствием слушаем тех. Кто говорит нам о наших правах. Но мы не любим. Чтобы нам напоминали о наших обязанностях.» Э. Борк – английский политический деятель и писатель(1730-1797).

    Что такое право? – Это  то, что присуще человеку от рождения и является естественным для человека.

    Что такое обязанности гражданина? – это то, что обязан выполнять человек, не нарушая права и свободы.

    Заполним таблицу основных прав и обязанностей человека.

    ПРАВА

    ОБЯЗАННОСТИ

    1

    право на жизнь

    не нарушать закон

    соблюдать Конституцию и законы России

    2

    право на достоинство

    уважать права и свободы других лиц

    3

    право на свободу и личную

    неприкосновенность

    платить законно установленные налоги и сборы

    4

    право на управление страной

    сохранять природу и окружающую среду

    5

    право на свободу мыслей

    защищать Отечество, нести военную службу

    6

    право на неприкосновенность частной

    жизни

    заботиться о детях и их воспитании

    7

    право на благоприятную окружающую

     среду

    обеспечить получение детьми основного общего образования

    8

    право  на образование

    заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории, культуры и т.д.

    В каких документах говорится о правах человека? – Всеобщая декларация прав человека (принята ООН в 1948г.) Декларация – это не закон, в переводе с латинского означает объявление, провозглашение, документ, который содержит самые общие нормы и правила, эти нормы носят рекомендательный характер.

    Конституция Российской Федерации – самый главный и основной закон страны. Во второй статье Конституции РФ говорится « Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свободы человека и гражданина – обязанность государства». Принята в декабре 1993года. Подведем небольшой итог « Долг и право – братья; у них одна мать – свобода. Они рождаются вместе в один и тот же день, они растут, развиваются и погибают вместе.» В. Кузен ( французский философ, 1792-1867).

       

    3.  Познай людей и самого себя.(10 минут)

    Постарайся честно ответить на вопросы.

    1. Считаете ли вы, что убийц нужно наказывать по правилу «жизнь за жизнь», что смертную казнь не следовало отменять? (да-3; нет-5; не знаю-1.)
    2. Считаете ли вы, что ни один адвокат не должен в суде защищать закоренелого убийцу? (да-3; нет-5; не знаю-1)
    3. Согласны ли вы с приговором начальнику колонии, за то, что он избивал заключенных? (да-5; нет-3; не знаю-1)
    4. Согласны ли вы с мнением, что всех людей другой национальности, которые «скупили все базары» необходимо выселять из вашей местности? (да-3; нет-5; не знаю-1)
    5. Считаете ли вы правильным решение властей вскрывать письма граждан, чтобы быстрее разоблачать преступников? (да-3; нет-5; не знаю-1)
    6. Нужно ли, на ваш взгляд, запретить тратить время на митинги и демонстрации? (да-3; нет-5; не знаю-1)
    7. Считаете ли вы необходимым разрешить журналистам свободно критиковать любые партии и правительства? (да-5; нет-3; не знаю-1)
    8. Считаете ли вы необходимым запретить отъезд за рубеж тех специалистов, которых не кем заменить? (да-3; нет-5; не знаю-1)

    Подсчитайте баллы.

    36-40 баллов. Вы,  в основном, понимаете и внутренне согласны с идеями, которые содержатся во Всеобщей Декларации прав человека и во второй главе Конституции России. Вы уважаете свободу личности и не желаете чувствовать себя зависимым от несправедливой власти.

    15-35 баллов. Вам больше по душе мнение тех людей, которые считают, что порядок в обществе может держаться на силе власти, даже, если она не справедлива по отношению к человеку. Но достоин ли человек подневольной жизни?

    8-14 баллов. Скорее всего, вы еще ничего не поняли о вопросах прав и человеческого счастья. Самое печальное – это ответы « не знаю». Из не определившихся людей несправедливая власть легко делает послушную массу, которой все безразлично. Лишь бы «продавали дешевую колбасу».

      4. Конкурсная программа.

    1. Права человека

         Командам раздаются контрольные листы с фразами, в которых упомянуты герои сказки «Золотой ключик». Необходимо определить, какое право сказочного героя нарушено, и закончить фразу. При ответах необходимо руководствоваться  положениями Всеобщей декларации прав человека и статьями Конституции Российской Федерации.(на обсуждение-4миуты; за каждый правильный ответ-1балл).

    1. Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил ее право на__________________ (личную неприкосновенность).
    2. Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что  Буратино воспользуется своим правом на ____________________(получение бесплатного образования).
    3. Буратино хотел попасть в театр, потому что у него было право на _____________________( пользование учреждениями культуры).
    4. Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять у него деньги, что является покушением на право Буратино_________________________( иметь имущество в собственности).
    5. полицейские, ворвавшиеся в каморку папы Карло, нарушили его право на _______________________(неприкосновенность жилья).
    6. Когда Буратино, лиса Алиса и кот Базилио отправились в страну дураков, они воспользовались правом ______________________
      (уехать из своей страны и вернуться на Родину).

    1. Корыстные преступления.

    Корыстные преступления- это преступления против собственности. За каждый правильный ответ 0,5 балла.  Время на выполнение задания-3 минуты.

    Задания

    ответы

    схватил шапку с головы прохожего и скрылся

    грабеж

    залез в школьную раздевалку и забрал чужую куртку

    кража

    угрожая ножом, снял с женщины золотые украшения

    разбой

    в автобусе залез пассажиру в карман

    кража

    вскрыл чужой автомобиль и забрал автомагнитолу

    кража

    вовлек в азартную игру и путем обмана обыграл

    мошенничество

    затащил малыша в раздевалку и потребовал, чтобы тот принес ему на следующий день 100 рублей

    вымогательство

    взял в займы 100, пообещал вернуть через месяц 200 рублей, но деньги так и не вернул

    мошенничество

    1. Вставь слово.

    Командам раздаются карточки с отрывком из оды «Вольность» А.С.Пушкина. Необходимо вставить пропущенные слова. Время на выполнение задания-2 минуты. За правильный ответ команда получает 2 балла.

        Лишь там, над царскою главой

        Народов не легло страданье,

        Где крепко с Вольностью святой

        ______________ мощных сочетанье;

        Где всем простерт их твердый щит,

        Где сжатый верными руками

        Граждан над равными главами

        Их меч без выбора скользит.

        Владыки! Вам венец и трон

       Дает_____________- а не природа;

       Стоите выше вы народа,

        Но вечный выше вас________________.

      (1-законов; 2,3-закон)

    1. Афоризмы

    Команды получают по 2 набора карточек, на каждой из которых написано по одному слову. Нужно карточки расположить так, чтобы можно было прочитать высказывания известных людей. Время на размышление 5 минут. За каждую правильно сложенную фразу команда получает 2 балла.

    1. сын, дочь, мать, воровство, лень, голод, у, а, это, нее.
    2. законов, чтобы, создавайте, следите, немного, соблюдались, тем, но, за, они.

    ( 1. Лень – это мать, у нее сын – воровство, а дочь – голод .( В. Гюго))

       2. Создавайте немного законов, но следите за тем, чтобы они соблюдались. (Дж. Локк)

    1. Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил ее право на__________________
    2. Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что  Буратино воспользуется своим правом на ___________________
    3. Буратино хотел попасть в театр, потому что у него было право на ____________________
    4. Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять у него деньги, что является покушением на право Буратино________________________
    5. полицейские, ворвавшиеся в каморку папы Карло, нарушили его право на _______________________
    6. Когда Буратино, лиса Алиса и кот Базилио отправились в страну дураков, они воспользовались правом ______________________

    1.Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил ее право на__________________

    2.Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что  Буратино воспользуется своим правом на ___________________

    3.Буратино хотел попасть в театр, потому что у него было право на ___________________

    4.Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять у него деньги, что является покушением на право Буратино_________________________

    5.полицейские, ворвавшиеся в каморку папы Карло, нарушили его право на _______________________

    6.Когда Буратино, лиса Алиса и кот Базилио отправились в страну дураков, они воспользовались правом ______________________

    1. Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил ее право на________________
    2. Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что  Буратино воспользуется своим правом на ___________________
    3. Буратино хотел попасть в театр, потому что у него было право на ____________________
    4. Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять у него деньги, что является покушением на право Буратино________________________
    5. полицейские, ворвавшиеся в каморку папы Карло, нарушили его право на _______________________
    6. Когда Буратино, лиса Алиса и кот Базилио отправились в страну дураков, они воспользовались правом ______________________

    Задания

    ответы

    схватил шапку с головы прохожего и скрылся

    залез в школьную раздевалку и забрал чужую куртку

    угрожая ножом, снял с женщины золотые украшения

    в автобусе залез пассажиру в карман

    вскрыл чужой автомобиль и забрал автомагнитолу

    вовлек в азартную игру и путем обмана обыграл

    затащил малыша в раздевалку и потребовал, чтобы тот принес ему на следующий день 100 рублей

    взял в займы 100, пообещал вернуть через месяц 200 рублей, но деньги так и не вернул

    Задания

    ответы

    схватил шапку с головы прохожего и скрылся

    залез в школьную раздевалку и забрал чужую куртку

    угрожая ножом, снял с женщины золотые украшения

    в автобусе залез пассажиру в карман

    вскрыл чужой автомобиль и забрал автомагнитолу

    вовлек в азартную игру и путем обмана обыграл

    затащил малыша в раздевалку и потребовал, чтобы тот принес ему на следующий день 100 рублей

    взял в займы 100, пообещал вернуть через месяц 200 рублей, но деньги так и не вернул

    Задания

    ответы

    схватил шапку с головы прохожего и скрылся

    залез в школьную раздевалку и забрал чужую куртку

    угрожая ножом, снял с женщины золотые украшения

    в автобусе залез пассажиру в карман

    вскрыл чужой автомобиль и забрал автомагнитолу

    вовлек в азартную игру и путем обмана обыграл

    затащил малыша в раздевалку и потребовал, чтобы тот принес ему на следующий день 100 рублей

    взял в займы 100, пообещал вернуть через месяц 200 рублей, но деньги так и не вернул

        Лишь там, над царскою главой

        Народов не легло страданье,

        Где крепко с Вольностью святой

        ______________ мощных сочетанье;

        Где всем простерт их твердый щит,

        Где сжатый верными руками

        Граждан над равными главами

        Их меч без выбора скользит.

        Владыки! Вам венец и трон

       Дает_____________- а не природа;

       Стоите выше вы народа,

        Но вечный выше вас________________.

     

        Лишь там, над царскою главой

        Народов не легло страданье,

        Где крепко с Вольностью святой

        ______________ мощных сочетанье;

        Где всем простерт их твердый щит,

        Где сжатый верными руками

        Граждан над равными главами

        Их меч без выбора скользит.

        Владыки! Вам венец и трон

       Дает_____________- а не природа;

       Стоите выше вы народа,

        Но вечный выше вас________________.

       

       Лишь там, над царскою главой

        Народов не легло страданье,

        Где крепко с Вольностью святой

        ______________ мощных сочетанье;

        Где всем простерт их твердый щит,

        Где сжатый верными руками

        Граждан над равными главами

        Их меч без выбора скользит.

        Владыки! Вам венец и трон

       Дает_____________- а не природа;

       Стоите выше вы народа,

        Но вечный выше вас________________.