О товариществе и дружбе
классный час (9 класс) по теме

Травина Ирина Павловна

Данный материал является разработкой итогового классного часа в 9 классе. Его можно провести после праздника Последнего звонка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Итоговый классный час в 9 классе22.04 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговый классный час

«О товариществе и дружбе»

Цель: формирование твёрдых понятий о дружбе, осознание своих обязанностей перед друзьями.

Предварительная работа:

  1. Анкетирование учащихся;
  2. Мини-сочинение о лучшем друге, подруге;
  3. Продолжить высказывания;
  4. Выучить четверостишие.

ХОД БЕСЕДЫ:

  1. ЧТЕНИЕ СОЧИНЕНИЙ
  2. БЕСЕДА:

Товарищество и дружба – удивительные отношения, возникающие между людьми. В «Толковом словаре» В.И.Даля дано такое определение дружбы: «Бескорыстная стойкая приязнь». На первое место учёный ставил бескорыстие. Оно делает отношения между друзьями благородными и чистыми.

Дружба означает близость и взаимное тяготение людей друг к другу. Настоящий друг лучше, чем кто-то другой, поймёт ваше настроение, ваши переживания, разделит радость и огорчения, проявит сочувствие, в трудную минуту утешит и поддержит, окажет бескорыстную помощь. Если это необходимо, он ради вас даже поступится своим благополучием, пойдёт на какие угодно жертвы. Товарищеские отношения строятся на основе взаимопонимания, уважения друг к другу.

Аристотель считал: «Дружба – самое необходимое для жизни, так никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если бы он имел все остальные блага».

Люди ещё в далёкие времена задавали себе вопрос «Что делает одного человека привлекательным для другого и, в частности, ищет ли он в друге собственное подобие или дополнение?» С точки зрения здравого смысла оба мнения одинаково правдоподобны.

Понимание друга как другого «Я» обязательно предполагает принцип сходства: люди, расходящиеся между собой в самых существенных качествах, вряд ли могут быть особенно близки.

Многие предпочитают дружить с людьми своего возраста, пола, социального положения, образования. Почти столь же желательно совпадение или, по крайней мере, близость основных ценностных ориентаций, интересов и черт характера.

Дружба всегда предполагает определённые нравственные принципы – верность, постоянство, честность…

Сама потребность в дружбе возвышает человека, делает его добрее, щедрее к людям. Во все времена дружба была мерилом ценности человека. Недаром народ сложил о ней пословицы и поговорки: «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей», «Друга ищи, а нашёл – береги», «Старый друг лучше новых двух», «Человек, богатый друзьями, широк, как степь, а без друзей – узок, как ладонь», «С другом веселее при удаче, легче в беде», «В недруге стрела – что во пне, а в друге – что во мне», «Друзья познаются в беде», «Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось», «Недруг поддакивает, а друг спорит».

Надёжный фундамент дружбы – товарищество. Это благородное чувство. Чувство товарищества зародилось в глубокой древности, когда людям, чтобы выжить, преодолеть голод, болезни, была необходима взаимопомощь.

Понятие «товарищество» не всегда имело нынешнее значение. Например, в XVII веке слово «товарищ» означало «боевой соратник». Во все времена особенно высоко ценилось боевое товарищество. В годы Великой Отечественной войны оно во многом предопределило победу нашего народа над немецко-фашистскими захватчиками.

  1. РАБОТА УЧЕНИКОВ:

Далее один из учеников читает рассказ писателя В.Россина «Двойной праздник»

  1. ПРОДОЛЖЕНИЕ БЕСЕДЫ:

Академик Д.С.Лихачёв, обращаясь к молодёжи, писал: «Поддерживайте товарищеские отношения со своими одноклассниками. Будьте хорошим, честным, прямым и добрым товарищем, именно товарищем. Это запоминается на всю жизнь. Друзья создаются в юности. Помните это! Затем становится всё труднее и труднее подружиться. Помните и это».

Говоря о дружбе, нельзя не сказать и о таком важном качестве, как порядочность. Порядочность лежит в основе многих человеческих поступков. Заступиться за младшего, которого обижают, уступить место в троллейбусе, прийти на помощь старому человеку, даже если очень спешишь по своим делам. Всё это проявления порядочности. Только у порядочного человека бывают друзья настоящие, верные и надёжные. Друзья на всю жизнь.

Некоторые ребята любят командовать, требуют, чтобы товарищи прислушивались только к их мнению, беспрекословно им подчинялись. Высокомерие, эгоизм, корысть мешают установлению доверительных, дружеских отношений между людьми.

У каждого человека не так уж много настоящих друзей, и их надо беречь. Будьте снисходительны к человеческим слабостям своих друзей, прощайте их.

  1. РАБОТА УЧЕНИКОВ:

Учащиеся по очереди читают стихотворение:

Побил меня Гуляев Колька:

Зачем снежком я запустил?

Но я реветь не стал нисколько,

Я молча слёзы проглотил.

Пришёл домой, захлопнул двери,

Ничком свалился на кровать.

А я-то в дружбу нашу верил!..

Но больше дружбе не бывать!

А собирались всем делиться,

Как настоящие друзья!

На теплоход один проситься:

Матросом – ты, матросом – я!

Хотели вместе мы по свету

Поплавать вдоль и поперёк…

Ах, Колька, Колька, что э ты это?!

Такую дружбу не сберёг!

Ты не сберёг мечты хорошей,

И вот всему конец теперь!..

Но чьи шаги у нас в прихожей?

Кто приоткрыл тихонько дверь?

Да это Колька – так несмело

Вошёл с поникшей головой: -

Прости уж! Сердишься?.. За дело!

Беда, горячий я какой!

Я подхожу к нему мириться

И говорю ему: - Ну что ж!

Я не сержусь: чего сердиться?

Я так и знал, что ты придёшь!

  1. БЕСЕДА:

Дружба несовместима с эгоизмом, предательством. Нет оправдания другу, который в трудную минуту не помог в беде, опасности.

  1. ЗВУЧИТ ПЕСНЯ В.ВЫСОЦКОГО «ЕСЛИ ДРУГ ОКАЗАЛСЯ ВДРУГ…»
  2. ЗАКОНЫ ДРУЖБЫ:

Ученики школы, где работал директором выдающийся педагог В.А.Сухомлинский, выработали такие «Законы дружбы»:

  1. Не оставляй друга в беде. Быть верным в дружбе – значит делить с другом не только радости, но и горе. У друга могут быть ошибки, трудности, испытания. Если ты видишь, что у друга беда, иди к нему на помощь. Отвернуться от друга в тяжёлую для него минуту – значит нравственно готовить себя к предательству;
  2. Тебе не безразлично, каков твой друг. Дружба – это нравственное обогащение человека. Обретая надёжного друга, ты умножаешь свои силы, становишься морально чище, богаче, красивее;
  3. Дружба – это, прежде всего, вера в человека, требовательность к нему. Чем глубже твоя вера в друга, тем выше должна быть требовательность;
  4. Дружба и эгоизм несовместимы, непримиримы. Дружба учит человека отдавать другу духовные силы, проявлять заботу;
  5. Дружба испытывается в беде и опасности. Смертельной бедой и смертельной опасностью является война. Ты должен быть духовно готовым к этому великому испытанию;
  6. Умей дружить так, чтобы тебя с другом объединяло единство духа, идеалов. Подлинная дружба предохраняет от эгоизма, учит презирать корыстолюбие;
  7. Быть требовательным к дружбе – значит иметь мужество разорвать её, если друг предаёт то, во имя чего построена дружба. Беспринципность опустошает дружбу.
  1. КАК НАУЧИТЬСЯ ДРУЖИТЬ? Этот вопрос часто задают ребята. Ответим им строками из писем таких же ребят, как они сами.

«Если хочешь иметь хорошего друга, старайся сам стать лучше. Будь добрым, справедливым, честным, смелым. Стремись больше узнать, больше уметь, чтобы другим было интересно с тобой дружить. Тогда потянутся к тебе люди, найдётся и тот, с кем завяжется у тебя самая тесная дружба» (РАЯ СЫРЦОВА ИЗ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ)

«Настоящими друзьями могут быть люди, которые имеют много общего в мыслях, помогают друг другу и дорожат дружбой» (ЛЮБА СМИРНОВА ИЗ Г,ЛЮБЕРЦЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

«Дружбу надо заслужить. Надо, чтобы люди поняли, что ты тот человек, на которого можно положиться и в трудную минуту, и в радостную. Тогда у тебя обязательно будут друзья. Друзья на всю жизнь» (ВИТЯ САМСОНОВ ИЗ Г,КИЕВА)

  1. БЕСЕДА: Прислушайтесь к этим советам, чтобы не оказаться на месте девочки, которая прислала в редакцию такое письмо «Помогите мне, я очень несчастна, потому что у меня нет друзей. Мне 16 лет. Я учусь в школе в 9 классе, но мне кажется, что я там лишняя. Дорогая редакция, посоветуйте, что мне делать, а то я одна, совсем одна…»

Другу ты отдать сумей всё тепло души своей.

Всё отдал – богаче стал. Что сберёг, то потерял.

Лишь тот не на год – навсегда богат, Кто дружбу сохранит, как бесценный клад.

Лишь тот не на год – счастлив навсегда , Кто дружбу пронесёт честно сквозь года.

Дополнительный материал: рассказ В.Россина «Двойной праздник»

«Февраль 43 года выдался, помню, суровый. Трещали от мороза деревья. Завывал, улюлюкал колючий ветер… В ночь  на 23 вызывает меня командир роты. Товарищ Лозовой, - говорит, - не забыл, что у нас завтра? Не забыл, - отвечаю. – День рождения нашей армии. Верно, - кивнул ротный. – Вот и бери своего напарника, напомни гитлеровцам про этот наш праздник.

Вместе с ефрейтором Волошиным, усатым кряжистым волжанином, мы затаились в снайперской засаде. Место выбрали у подбитого немецкого танка, впереди наших позиций. А надо сказать, опасное это дело. Стоит неосторожно пошевельнутся, как тебя засекут вражеские наблюдатели. И трудное… Выслеживать фашистов приходится в холод, дождь, жару.

Рассвело. Лежим, наблюдаем. И вот где-то около полудня Волошин встревожено зашептал: Сержант, возня какая-то у мельницы! – и протянул мне бинокль. Отчётливо, будто в нескольких шагах, увидел я разбитую снарядом мельницу. Из неё выскользнул солдат в белой накидке. Выскользнул и залёг у  заснеженного куста. Я потянулся было к винтовке, а потом сказал себе: «Спокойно, посмотрим, что будет дальше». Солдат же тот, осмелев, встал на колени и махнул кому-то рукой. Иди, мол, не бойся. В этакую холодину русским не до нас. Вскоре появился ещё один, низенький, толстый, в надвинутой на уши пилотке. За спиной телефонный аппарат. Эге, думаю, наблюдательный пункт у них на мельнице. Нет, ничего не выйдет из вашей затеи. Получайте своё! В немецких окопах всполошились. Поняли, что неподалёку засел снайпер, принялись обстреливать подозрительные места. Вокруг нас заухали мины. Пламя, грохот. Ранило меня в ногу. Волошин наложил мне повязку, но кровь сочилась и сочилась. Как быть? Пока не стемнеет, не стемнеет, не выберешься, сразу подстрелят. Медленно тянулось время. Волошин увидел, что я мёрзну, снял полушубок, укутал меня. Туговато пришлось ему в одном ватнике и масхалате. Коченеть начал. Кто знает, как бы всё обернулось, если бы не поднялась метель. Вокруг – снежная пелена. Ну и обрадовался я той метели! Слов нет, чтоб передать мою радость: уходить можно! Волошин взвалил меня на спину, взял оружие, взял оружие. Каждый шаг по глубокому мягкому снегу давался ему с трудом. Он спотыкался, падал и снова тащился дальше. Оставь меня, Коля,- попросил я. Возьмёшь ребят в помощь и тогда. Вот тогда и вернёшься. Но Волошин не соглашался. Эх, Дима, Дима! – укоризненно сказал. И что ты такое предлагаешь! А вдруг гитлеровские солдаты пойдут по нашим следам? Или не найдём тебя в такую вьюгу, и ты замёрзнешь? Совсем он из сил выбился, но притащил меня к своим. Теперь Волошин уже не Коля, а Николай Васильевич, известный на всю область комбайнёр. Живёт он от меня за сотни километров, но каждый год 23 февраля мы обязательно встречаемся. Ведь это для нас, можно сказать, из праздников праздник, просто двойной праздник»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Товарищество и дружба

Презентация к уроку этики...

Дружба, войсковое товарищество.

Особенности воинского коллектива, традиции русского воинства, сущность войскового товарищества...

Классный час "О товариществе и дружбе"

Разработка классного часа с презентацией...

Открытое занятие по валеологии "О товариществе и дружбе"

Тема: О товариществе и дружбе. Цели:-раскрыть личностную и социальную значимость дружбы и товарищества как высших человеческих чувств;-дать воспитанникам и их родителям представление о том, ...

Товарищество и дружба.

Сценарий классного часа о дружбе для учащихся 8 класса....

Воспитательная беседа "Товарищество и дружба"

Методический материал для детей с ОВЗ о дружбе...