Классный час "Знай прошлое, живи настоящим, думай о будущем..."
методическая разработка (5 класс) по теме

Людмила Михайловна Власова

Мой классный час занял 37 место из 144 в конкурсе "Самый классный классный час". Я очень рада!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час "Знай прошлое, живи настоящим,  думай о будущем..."

(для 5-6 классов)

Учителя МБОУ "Сош №12", г. Байкальска, Иркутской области

                             Власовой Людмилы Михайловны

Цели и задачи : воспитание уважения к символам Российской Федерации; познакомить учащихся с современной наградной систе мой России; совершенствовать навыки работы с дополнительной литературой и Интернет-ресурсами; содействовать воспитанию любви и уважения к истории своей страны; развитие стремления к самопознанию и самовоспитанию; расширение представлений о качествах человека; развития умения оценивать свои личностные качества ; воспитывать уверенность и самоуважение; развитие интереса к фалеристике.

Ожидаемые результаты: умение использовать полученные данные в дальнейшем (служба в рядах ВС РФ, для расширения кругозора гражданина РФ), социальное и личностное становление гражданина России.

Оборудование: компьютер, проектор для демонстрации на градных знаков, карточки с набором качеств, письменные принадлежности, ступеньки (вырезаны заранее в форме прямоугольника с записанными учителем  с обратной стороны инициалами одного из одноклассников).

                                             Ход классного часа :
                       
1 Вступительное слово учителя (3 минуты)   

За многовековую героическую историю Россия имеет такое количество подвигов, которого нет ни у одного другого государства в мире. В разные годы Герои Отечества именовались по-разному, всех их объединяет Героизм , а  подвиги, как высшее проявление патриотических чувств, всегда были и остаются национальным достоянием нашего Отечества.

Сегодня мы познакомимся с фале ристикой, поговорим о внутренних качествах  , особенно о тех, которые присущи людям, способным совершить подвиг, посмотрим, может быть и вы  будущие герои.

 Раздел исторической дисциплины, изучающий историю наград, - фале ристика. Свое название он берет от слова «falerae», что в переводе с латинского означает «металлические украшения, воинские знаки отличия». Современная фалеристика занимается историей орденов, медалей, знаков отличия и их коллекционированием (демонстрируется на экране)

Государственные награды Российской Федерации являются высшей формой поощрения граждан за выдающиеся заслуги перед государством и народом.

Государственными наградами являются:(демонстрируется на экране)

  1. Звание Героя Российской Федерации
  2. Ордена Российской Федерации
  3. Медали Российской Федерации
  4. Знаки отличия Российской Федерации
  5. Почётные звания Российской Федерации

Учреждает государственные награды и награждает ими Президент Российской Федерации

              2. Знакомство с государственными наградами (15 минут)

1- й ученик (страница 1)

Знак особого отличия — медаль «Золотая Звезда» Героя Российской Федерации Награждаются лица за выдающиеся заслуги перед государством и народом, связанные с совершением геройского подвига и за личное мужество на государственной службе.

Кого называют героем, кто достоин этого звания? В Большой российской энциклопедии дается такое определение: «Герой - в пер. с греч. - исключительный по смелости или своим доблестям человек, совершающий подвиг, необычный по своей храбрости, самоотверженности».

Первым Геро ем РФ стал летчик Сергей Крикалев, удостоенный этой награды за самое долгое пребывание на космической орбитальной станции «Мир».

Количество награждений 999

Среди удостоенных звания - Знаменитый конструктор-оружейник М. Т. Калашников, полярник А. Н. Чилингаров 

2-й ученик

С XIV— XVI вв. наиболее распространёнными наградами стали ордена и медали.

Ордена — это почётные государственные награды за особые воинские и другие отличия и заслуги.
Медаль (франц. medaille),
1) металлический знак, как правило, с двусторонним изображением, выпускаемый в честь к.-л. события либо выдающегося деятеля.
2) Государственная награда за особые заслуги.
3) Награда за достижения в науке, культуре, в бою и др.

Ордена и Медали бывают общегражданские и военные.

  (страница 2 ,)+кавалеры 

Орден Святого апостола Андрея Первозванного — высшая государственная награда Российской Федерации. Награждаются выдающиеся государственные и общественные деятели и другие граждане Российской Федерации за исключительные заслуги, способствующие процветанию, величию и славе России.
Нагрудный знак ордена носится на шее на позолоченной цепочке,

орденская звезда носится прикреплённой к голубой ленте, надетой через плечо. Военнослужащим за отличия в боевых действиях вручается медаль с изображением мечей. Учреждена 1 июля 1998 года.

3-й ученик (страница 3)+ кавалеры 

Орден Святого Георгия — высшая воинская награда Российской Федерации, Награждаются старшие и высшие офицеры за проведение боевых операций по защите Отечества при нападении внешнего противника, завершившихся полным разгромом врага, ставших образцом военного искусства, подвиги которых служат примером доблести и отваги для всех поколений защитников Отечества и которые награждены государственными наградами Российской Федерации за отличия, проявленные в боевых действиях. Учреждена 2 марта 1994 года.

4-й ученик (страница 4)

Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» — общегражданская награда, присуждаемая за заслуги в области промышленности и сельского хозяйства, строительства и транспорта, науки и образования, здравоохранения и культуры, а также в других областях трудовой деятельности; за большой вклад в дело защиты Отечества, успехи в поддержании высокой боевой готовности подразделений, частей и соединений, за отличные показатели в боевой подготовке и иные заслуги во время прохождения военной службы; за укрепление законности и правопорядка, обеспечение государственной безопасности. Военнослужащим за отличия в боевых действиях вручается медаль с изображением мечей. Учреждена 2 марта 1994 года

5-й ученик (страница 5) 

Медаль «За отвагу» — военная награда, присуждаемая за личное мужество и отвагу, проявленные в боях при защите Российской Федерации и её государственных интересов; при выполнении специальных заданий по обеспечению государственной безопасности Российской Федерации; при защите государственной границы Российской Федерации; при исполнении воинского, служебного или гражданского долга, защите конституционных прав граждан в условиях, сопряжённых с риском для жизни. Учреждена 2 марта 1992 года.

Учитель : В настоящее время - 16 орденов, 15 медалей, 3 знака отличия и 68 почетных званий

3. Работа по  самопознанию; расширение представлений о качествах человека; развития умения оценивать личностные качества одноклассников (10 минут)

– Ребята, как вы думаете, за что мы ценим человека? А какие достоинства(качества личности) может иметь человек, получивший государственную награду ? (демонстрируется на экране)

Забота
честность
сочувствие
аккуратность
доброта
торопливость
ответственность
ум
решительность
активность

жадность
уравновешенность
взаимовыручка
организованность
смелость
доброжелательность
злость
отзывчивость
трусость

равнодушие
справедливость
зависть
упрямство
терпение
дружелюбие
обидчивость
любознательность
злопамятность
вежливость

Какие положительные качества есть у вас? (Листки/ распечатки демонстрируемого на экране  лежат перед детьми , они отмечают) Обсуждение.

-  Каждый из нас знает свои положительные и отрицательные качества, каждый может стать героем , преодолевая отрицательные качества и развивая положительные. Все, награжденные правительственными наградами люди ,были детьми и именно в школьные годы они начали работу над внутренними качествами. Кто-то из вас, возможно, в будущем тоже себя проявит, а ,может, уже сегодня вы совершите маленький подвиг , помогая старшим, заботясь о младших.  Нужно начать со ступеньки , с хотя бы одного качества, за которое вас уважают одноклассники, чтобы подняться по лестнице почета и уважения. Надеюсь, ступенек-качеств у вас много, а мы начнём сначала....

-  Перед вами ступенька , с обратной стороны написано имя одноклассника. На экране вы видите положительные качества, которые я увидела в вас,  подумайте  , выберите и запишите одно качество , наиболее подходящее человеку, чью ступеньку вы держите в руках .

                Искренний – правдивый, чистосердечный, откровенный, выражающий  подлинные качества.

 Заботливый – проявляющий заботу по отношению к кому- либо.

Верный – надежный, преданный.

Вежливый – соблюдающий правила приличия.

Отзывчивый – быстро отзывающийся на чужие просьбы. Всегда готовый помочь.

 Правдивый – честный, говорящий правду.

 Решительный – твердый, уверенный, непреклонный.

Сердечный – добрый, чуткий.

Смелый – не боящийся опасности.

Чуткий – внимательный к людям. 

4 Вручение ступенек (с комментированием по желанию)  ( 5минут)

5 Рефлексия:  (6 минут)

- Почему государственные награды не вручают  всем?

- Кто еще, кроме военных, удостаивается государственных наград?

- Какими качествами обладает человек, совершивший подвиг?

-  Достаточно ли  одной сегодняшней ступеньки, чтобы стать героем?

Итог классного часа: 

-Я желаю каждому из вас иметь больше ступенек с положительными качествами и стать героями, достойными подражания.

6. Домашнее задание    (1 минута) 

- Нарисуй лесенку с положительными качествами, необходимыми тебе в жизни.

Используемые интернет - ресурсы:

Википедия

Награды Российской Федерации - http://www.gosnagrada.ru/index.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знай прошлое, живи настоящим, думай о будущем.

Интерактивная игра посвященная году истории в России и охватывает наиболее яркие момен ее жизни....

Классный час "Помня о прошлом, веря в настоящее, строим историю будущего"

Классный час для учащихся 5 классов. Цель: воспитание патриотических качеств, любви и уважения к родной стране, малой родине, воспитание гражданственности, патриотизма, понимания учащимися их личной о...

Павловск прошлое, заповедное настоящее и экологическое будущее

Опыт сохранения природного наследия. Презентация...

Классный час "Прошлое, настоящее будущее"

Классный час посвящён дню знаний в 11 классе...

Классный час "Прошлое, настоящее, будущее города"

В данном разделе представлен материал по подготовке   проведению внеклассного мероприятия, посвященного 460 - летию родного города Болхова...

Классный час на тему :"Мы думаем о будущем сегодня"

Материал предназначен для беседы с воспитанниками 14-15 лет,  которые уже столкнулись с вредной привычкой, такой как курение.Дать учащимся знания о вреде курения, о последствиях во взрослой жизни...

«СОЗДАЁМ НАСТОЯЩЕЕ, ДУМАЯ О БУДУЩЕМ»

laquo;Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость,  плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши будущие слёзы, это наша вина перед другими людьми,...