Родительское собрание "Признаки и симптомы возможного употребления ПАВ"
статья (8 класс) на тему

Клементьева Наталья Викторовна
  • Убедить родителей в необходимости обсуждения и решения в семье проблемы курения, раннего алкоголизма и употребления ПАВ детьми;
  • Познакомить родителей со статистикой последствий употребления ПАВ;
  • Определить пути помощи детям, подверженным вредным привычкам. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3

ГОРОДСКОГО ОКРУГА КИНЕЛЬ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

        

Родительское собрание на тему:

«Признаки и симптомы возможного употребления ПАВ» 

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

8 «Б» КЛАССА

КЛЕМЕНТЬЕВА Н.В.

7.09.2012 г.

Цели и задачи собрания:

  1. Убедить родителей в необходимости обсуждения и решения в семье проблемы курения, раннего алкоголизма и употребления ПАВ детьми;
  2. Познакомить родителей со статистикой последствий употребления ПАВ;
  3. Определить пути помощи детям, подверженным вредным привычкам.

Актуальность проблемы профилактики наркомании определяется изменением наркоситуации в нашей стране, основной тенденцией которой является катастрофический рост числа наркозависимых, прежде всего, среди детей и подростков. Отсутствие до последнего времени действенных профилактических программ, как наиболее эффективного направления антинаркотической деятельности, создало предпосылки к угрозе национальной безопасности страны, связанной с эпидемией наркозависимости среди молодёжи.

        Распространение наркомании, особенно среди молодого населения России, приняло за последнее десятилетие угрожающие размеры и приобрело черты социального бедствия. Экономическая нестабильность, утрата молодёжью ясных жизненных перспектив, обеднение духовной культуры и неспособность усилиями только правоохранительных органов противостоять активизации деятельности наркомафии в стране, привели к тому, что в употребление наркотиков началось массовое вовлечение самой уязвимой перед этим злом части общества — детей и подростков.

        Сегодня в России существуют следующие основные особенности и тенденции детской, подростковой и юношеской наркомании:

  1. рост объёмов наркотических веществ на рынке и их доступность;
  2. значительное расширение ассортимента наркотиков и алкогольных напитков;
  3. нарастающее распространение героина, кокаина и синтетических наркотиков;
  4. высокий темп роста наркомании, особенно детской и подростковой;
  5. тенденция к омоложению, более раннему возрасту употребления наркотических веществ;
  6. широкая доступность так называемых «вовлекающих» наркотиков и включение их в молодёжную субкультуру, что обеспечивает снижение «порога страха» перед их применением, существование налаженной системы вовлечения в употребление наркотиков детей и подростков, изменение структуры наркомании;
  7. феминизация (всё большее количество молодых девушек начинают употреблять наркотики);
  8. неграмотность и противоречивость профилактической информации, часто приводящее к противоположному эффекту;
  9. всё возрастающий страх взрослых и стремление дистанцироваться, уйти от проблем подростковой и юношеской наркомании и наркоманов, переложить все её решение на правоохранительные органы;
  10. тенденции решать проблемы наркомании путём культурно–массовых мероприятий и одноразовых кампаний;
  11. всё большая очевидность неэффективности и недостаточности медицинской (медикаментозной) помощи при лечении и реабилитации наркомании;
  12. наркомания на сегодняшний день стала основным источником распространения сопутствующих заболеваний – гепатитов, ВИЧ–инфекций и СПИДа, заболеваний, передаваемых половым путём.

На фоне продолжающегося стремительного роста наркотической зависимости общество сталкивается с глобальной проблемой вырождения подрастающего поколения. Исходя из статистических данных, становится очевидным, что уже нынешнее поколение подростков не будет способно воспроизвести здоровое потомство. Следующее малочисленное и менее здоровое поколение воспроизведёт ещё меньше и, вдобавок, потенциально больных в своей массе детей. Поэтому одной из важнейших задач для нашей страны является необходимость борьбы с пришедшей бедой.

Подростковый возраст с давних пор считается фактором, способствующим развитию алкоголизма и токсикомании. В подростковом возрасте, в периоде полового созревания, поведение в значительной степени определяется характерным для этого периода жизни реакциями: эмансипации, группирования со сверстниками, увлечениями (хобби), имитации и формирующимся сексуальным влечением. Именно эти реакции могут оказаться факторами, как способствующими злоупотреблению психоактивными веществами, так и препятствующими аддиктивному поведению.

Следует отметить, что в разные периоды подросткового возраста происходит изменение отношения к наркотикам. На базе центра профилактики наркоманий, г. Санкт–Петербурга было проведено исследование, как в разных возрастных группах происходит накопление знаний о наркотиках и формируется отношение к ним.

10–12 лет. Интересует всё, что связано с наркотиками – их действие, способ употребления. О последствиях употребления если и слышали, то всерьёз не воспринимают. Сами наркотики не употребляют (возможна токсикомания), с употребляющими знакомы единицы. Знания отрывочны, недостоверны, получены с чужих слов.

12–14 лет. Основной интерес вызывает возможности употребления «лёгких» наркотиков – марихуана за наркотик не признаётся. О существовании глобальной проблемы задумываются лишь некоторые, пробовали наркотик немногие – из любопытства, знакомы с потребителями многие. О наркотиках знают много – из опыта знакомых или по рассказам. Многие сведения недостоверны. Опасность употребления психоактивных веществ сильно недооценивается. Говорят о проблеме только между собой.

14–16 лет. По отношению к наркотикам формируются три группы.

  1. Употребляющие и сочувствующие – интересуют вопросы, связанные со снижением риска при употреблении без наличия зависимости. Употребление наркотиков считается признаком независимости. Среди членов этой группы много лидеров.
  2. Радикальные противники – «сам никогда не буду и не дам погибнуть другу». Многие из членов этой группы считают употребление наркотиков признаком слабости и неполноценности.
  3. Не определившие своего отношения к наркотикам. Значительная их часть может начать употребление под влиянием друзей.

16–18 лет. Группы сохраняются, но число неопределившихся значительно уменьшается. Качественно меняется содержание знаний о наркотиках: они детализируются и становятся более объективными.

В группе употребляющих и сочувствующих пожинают первые плоды, в связи с этим большой интерес вызывают криминальные последствия употребления и скорость развития процессов, влияющих на здоровье. Глобальной проблемой наркоманию считают немногие.

Среди радикальных противников растёт число людей, осознающих необходимость активных действий, направленных на  изменение ситуации.

В последние годы всё чаще используется термин аддиктивное поведение, которым называют злоупотребление различными веществами, изменяющими психическое состояние, включая алкоголь и курение табака, до того, как от них сформировалась зависимость. Ц. П. Короленко даёт более широкую трактовку определения аддиктивного поведения: это «одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путём изменения своего психического состояния посредством приёма некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определённых предметах или активных видах деятельности, что сопровождается развитием интенсивных эмоций».

Выделяют два пути, по которым развивается аддиктивное поведение. В первом случае подростки пробуют различные ПАВ: бензин, клей, затем алкогольные напитки, не гнушаясь при этом приложенных таблеток или сигарет с марихуаной. Последовательность употребления может быть различной. Экспериментирование продолжается до того момента, пока не будет окончательно выбрано наиболее предпочитаемое вещество. Иногда употребление ПАВ обрывается раньше. Во–втором — наблюдается употребление только одного ПАВ (бензин, алкоголь и др.). Ранее сосредоточение на одном наркотике обычно связано с недоступностью других, реже происходит произвольный выбор.

Опишем несколько моделей аддиктивного поведения или пристрастия к наркотикам.

Успокаивающая модель. Это один из наиболее распространённых вариантов применения ПАВ и наркотиков с целью достижения душевного спокойствия. Их употребление направлено на снятие напряжения, на то, чтобы расслабиться, успокоиться, забыться, уйти от неприглядной или опасной действительности, от неразрешимых жизненных проблем. Некоторые подростки употребляют ПАВ для изменения эмоционального состояния: тревоги, депрессии, апатии.

Коммуникативная модель. Эта модель пристрастия к наркотикам может возникнуть в связи с неудовлетворёнными потребностями в общении, любви, доброжелательности. Приём ПАВ облегчает общение со сверстниками своего и противоположного пола. Преодолевается чувство замкнутости, стеснительности, появляется уверенность в своих возможностях.

Активизирующая модель. Некоторые подростки применяют ПАВ для подъёма жизненных сил, бодрости, усиления активности. Будучи неуверенными в своих силах и возможностях, имея пониженную самооценку, подростки пытаются достичь прямо–противоположного –– уверенности, бесстрашия, раскованности.

Гедонистическая модель. Употребление ПАВ используется для получения удовольствий, приятных ощущений, психического и физического комфорта. Они стремятся создать фантастический мир галлюцинаторных образов, пережить блаженное состояние эйфории.

Конформная модель. Стремление подростков подражать, не отставать от сверстников, быть принятым группой может привести к употреблению ПАВ с этой целью. Развитие этой модели связано со стремлением подражать лидерам, некритически принимать всё, что касается коллектива, которому принадлежит подросток.

Манипулятивная модель. Возможно использование ПАВ для манипулирования другими, для их эксплуатации, для изменения ситуации в собственную пользу, для достижения тех или иных преимуществ. Демонстративные подростки, например, желая привлечь к себе внимание своей необычностью, способностью добиться лидирующего положения, охотно пользуются наркотиками и алкоголем.

Компенсаторная модель. Эта модель поведения определяется необходимостью компенсировать какую–то неполноценность личности, дисгармонии характера.

Особенностью аддиктивного поведения является то, что оно по существу не является заболеванием. Медикаментозное лечение в этих случаях может быть направлено на детоксикацию, если в этом есть необходимость, а психотерапевтические приёмы используются с целью психопрофилактики. Главным же при аддиктивном поведении являются не медицинские, а воспитательные меры.

Выделим значимые для родителей признаки ранней алкоголизации и наркотизации детей.

  1. Ребёнок в семье отстраняется от родителей, часто и надолго исчезают из

дома или же запирается в своей комнате. Расспросы, даже самые деликатные, вызывают у него вспышку гнева.

  1. У него меняется круг общения, прежние друзья исчезают, новые

предпочитают, как можно меньше контактировать с Вами, почти ничего не сообщают о себе.

  1. «Семейный дом» постепенно превращается в «штаб-квартиру» – часто

 звонит телефон, ваш ребёнок в присутствии посторонних не разговаривает, открыто, а использует намёки, жаргон, условные «коды».

  1. Изменяется характер ребёнка. Его не интересует то, что раньше имело

значение: семья, учёба, увлечения. Появляется раздражительность, вспыльчивость, капризность, эгоизм, лживость.

  1. Состояние ребёнка характеризуется неустойчивостью: он-то полон

энергии, весел, шутит, то становится пассивен, вял, иногда угрюм, плаксив.

  1. У ребёнка появляются финансовые проблемы. Он часто просит у Вас

деньги, но объяснить, на что они ему нужны, не может, или объяснения малоубедительны. Из дома постепенно исчезают деньги и вещи. Сначала это может быть незаметно, пропажи в семье объясняются случайностью (потеряли, забыли куда положили). Потом уже исчезновение (видеотехники, например) трудно скрыть.

  1. У ребёнка часто наблюдается необычное состояние: оно может быть, похоже

на опьянение, но без запаха алкоголя. Может быть нарушена координация движений, речь, появляется нелепый смех, зрачки расширены или сужены. Конкретные признаки опьянения зависят от вида веществ.

        Для большей убедительности в начале первых проб с наркотиками можно использовать так называемые «стрип–тесты», которые продаются в аптеках и представляют собой полоски, типа лакмусовой бумаги. Их надо погрузить в исследуемую мочу, результат появится через 5 минут в виде изменения окраски. Одни тесты рассчитаны на один вид наркотика, другие выявляют пять типов. Чувствительность метода достаточно высока: наркотик выявляется даже спустя три дня после прекращения его приёма.

        Защитными факторами, характеризующими отношения в семье, являются:

  1. крепкие семейные узы;
  2. активная роль родителей в жизни детей;
  3. понимание проблем и личных забот детей;
  4. ясные правила, стандарты внутри семьи, постоянные обязанности (система поощрений эффективней системы наказаний).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСНОВНЫЕ СИМПТОМЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ

Каждый родитель должен знать "ОСНОВНЫЕ СИМПТОМЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ"...

Презентации «ОСНОВНЫЕ СИМПТОМЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ»

Вы можете начинать всерьез думать о наркотиках только если Вы твердо уверены, что у Вашего ребенка есть признаки, по крайней мере, восьми из девяти, описанных выше изменений поведения....

Родительское собрание "Профилактика употребления вредных веществ среди подростков"

Перед  презентацией родителям  учащихся был  показан социальный  ролик о вреде ПАВ.Затем даны рекомендации....

Памятка для родителей "Признаки и симптомы возможного употребления наркотиков ребенком или подростком"

Памятка для родителей "Признаки и симптомы возможного употребления наркотиков ребенком или подростком"...

Памятка для родителей "Признаки и симптомы возможного употребления наркотиков ребенком или подростком"

Представлены признаки и симптомы возможного употребления наркотиков ребенком или подростком, рекомендации родителям....

Общешкольное родительское собрание по теме «Профилактика употребления ПАВ среди подростков»

Мероприятие в рамках «Школы родительской компетентности» мы проводим очередную встречу, которую посвящаем одной из самых животрепещущих тем 21 века – проблеме наркомании. Легко ли бы...