Проект работы с классом на тему «Мотивация обучения учащихся и создание условий для её развития через систему внеклассных мероприятий»
материал (7 класс) по теме

Создание адекватной учебной мотивации самая важная и наиболее сложная задача современной школы и общества. Расхожее педагогическое представление о том, что действенный мотив учебной деятельности лежит в этой самой деятельности, в «учебе ради учебы», увы не соответствует действительности. Современные дети пытливо задаются вопросом: ради чего они должны изучать конкретные школьные предметы, какую практическую пользу они им принесут? Во вторых, живой непосредственный интерес к процессу учёбы как таковую сходит на нет к началу 7 класса. Подростки часто внешне безразличные даже к важным событиям, равнодушны к оценкам, какими бы они ни были. Когда сильная познавательная мотивация не рекомендуется, а социальные мотивы учения (долг, ответственность, необходимость получения образования ) практически отсутствуют, такое строение мотивационной сферы приводит к значительным сложностям. Поэтому проблема мотивации обучения является очень важной. В качестве доказательства можно привести результаты успеваемости учащихся в I четверти 7 класса в сравнении с результатами предыдущих лет, начиная с 5 класса. В классе средний бал составил в 5 классе -4,5; в 6 классе – 4; в I четверти 7 классе -3,8. Увлечения подросток разнообразны, но если увлечение ребенка связано с какой – то областью знаний или искусством, то он не ограничивается учебниками. Интеллектуально – эстетические увлечения – это увлечения наиболее ценные с точки зрения развития личности ребенка. Поэтому самый действенный способ повышения мотивации обучения – это увлечение подростка интеллектуальными играми, конкурсами, олимпиадами, вовлечение в работу кружков и секций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_raboty_s_klassom_na_temu.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

Проект работы с классом на тему

«Мотивация обучения учащихся и создание условий для её развития через систему внеклассных мероприятий»

Автор : классный руководитель 7-А

класса МОУ «Любинская СОШ №3»

Степанова Елена Николаевна

р.п. Любинский, 2010г.

Актуальность проекта

Создание адекватной учебной мотивации самая важная и наиболее сложная задача современной школы и общества. Расхожее педагогическое представление о том, что действенный мотив учебной деятельности лежит в этой самой деятельности, в «учебе ради учебы», увы не соответствует действительности. Современные дети пытливо задаются вопросом: ради чего они должны изучать конкретные школьные предметы,  какую практическую пользу они им принесут?

Во вторых, живой непосредственный интерес к процессу учёбы как таковую сходит на нет к началу 7 класса. Подростки часто внешне безразличные даже к важным событиям, равнодушны к оценкам, какими бы они ни были. Когда сильная познавательная мотивация не рекомендуется, а социальные мотивы учения (долг, ответственность, необходимость получения образования ) практически отсутствуют, такое строение мотивационной сферы приводит к значительным сложностям. Поэтому проблема мотивации обучения является очень важной.

В качестве доказательства можно привести результаты успеваемости учащихся в I четверти 7 класса в сравнении с результатами предыдущих лет, начиная с 5 класса.

В классе средний бал составил в 5 классе -4,5; в 6 классе – 4; в I четверти 7 классе -3,8.

Увлечения подросток разнообразны, но если увлечение ребенка связано с какой – то областью знаний или искусством, то он не ограничивается учебниками. Интеллектуально – эстетические увлечения – это увлечения наиболее ценные с точки зрения развития личности ребенка. Поэтому самый действенный способ повышения мотивации обучения – это увлечение подростка интеллектуальными играми, конкурсами, олимпиадами, вовлечение в работу кружков и секций.

Цель проекта:    выявить уровень мотивации деятельности и создать условия,

                              способствующие её повышению.

Задачи проекта: 1. . Провести анкету «Как вы относитесь к учебе по отдельным предметам».

2. Провести  письменный опрос «Почему школьникам трудно учиться?» среди учащихся и учителей, работающих в данном классе.

3. Привлечь учащихся к участию в интеллектуальных конкурсах.

4. Провести родительские собрания.

Механизм реализации

Проект включает в себя мероприятия по определению уровня мотивации обучения подростков и её повышения. Проект рассчитан на один учебный год (ноябрь – май 2009 – 2010уч. года)

В нём принимают участие учащиеся 7-А класса МОУ «Любинская СОШ №3».

План реализации проекта

Этап

Действие

Результаты

Ноябрь - декабрь

1. Проведение анкеты

«Как вы относитесь к учебе по отдельным предметам»

Цель:

Изучение уровня сформированности основных мотивов деятельности учащихся.

На основании полученных данных построен график уровня сформированности мотивации учебной деятельности. Средний балл по группе:

ситуационный интерес -                          1,72

учение по необходимости -                     1,49

интерес к предмету-                                 1,54

повышенный познавательный интерес- 1,05

Оценка уровня мотивации в % :

ситуативный интерес - 86% - оптимальный уровень;

учение по необходимости – 74,5% - достаточный уровень;

повышенный познавательный интерес-52,5% низкий уровень

(см. диаграмму и результаты в приложении)

2. Проведение письменного опроса «Почему школьникам трудно учиться?» среди учащихся и учителей, работающих в данном классе.

Цель:

Выявить пять основных причин, вызывающих трудности в обучении с точки зрения детей и учителей. Сделать сопоставительный анализ.

На основании полученных данных, основные причины, вызывающие трудности в обучении это:

  1. боязнь неприятностей дома из-за плохих отметок,
  2. необходимость большой самостоятельной работы для, овладения предметом,
  3. плохая дисциплина во время урока.

Эти трудности связанны с возрастными особенностями, являются преимущественно детскими и характерны для учащихся 5-7 классов. Сравнение ответов школьников и учителей выявляет различие взглядов  на природу учебных трудностей. С точки зрения учителей  причины трудностей заключаются в следующем: неумение самостоятельно думать, рассуждать, приводить сложные логические доказательства,

  1. большие пробелы в знаниях,
  1. нет воли (лень);

Исследование показало,  что большинство учителей занимают по отношении к своим ученикам покровительствующую позицию. Нестыковка во взглядах и порождает так  называемые школьные неврозы и всевозможные конфликты.

Январь – февраль

1. Участие в общероссийском конкурсе «Золотое руно» (литература)

1. В данном конкурсе принял участие 1 человек. Результаты конкурса будут подведены в апреле.


2. Участие в общероссийских экспресс- олимпиадах по русскому языку.

2. Участие принял 1 человек.

Результаты конкурса будут подведены в апреле. Пополнение портфолио ученика.

3. Родительские собрания на тему «Результативность школьного урока, Отчего она зависит?

Задачи:

1. Познакомить родителей с результатами опроса «Как вы относитесь к учебе по отдельным предметам и «почему школьникам трудно учиться?»

2. Проанализировать причины неудач школьников.

3. Наметить совместимые пути повышения мотивации учащихся.

3. Привлечение родителей к созданию условий для повышения мотивации обучения учащихся.

Пополнение портфолио ученика.

4. Участие в НОУ (районный этап)

Участие принял 1 человек. Рекомендовано участие в областном этапе НОУ.

5. Участие в районном конкурсе чтецов, посвященном 65 летию Победы. Номинация: стихотворение собственного сочинения.

Участие принял 1 человек. Награждён грамотой за I место в номинации «Стихотворения собственного сочинения».

6. Участие в интеллектуально- спортивной игре «А ну – ка мальчики» общешкольное мероприятие 7-х 8 –ых классов)

Цель данного мероприятия:

 повысить познавательную деятельность учащихся

Приняла участие команда из 6 человек куда вошли и девочки, и мальчики.

Награждены грамотой за II место.

Март

1. Интеллектуальная Игра «Умники и умницы» ( по литературным произведениям).


Цели: стимулировать деятельность учащихся; расширить кругозор учащихся в области литературы.


2.  Родительское собрание на тему «Роль книги в развитии интеллектуальных и личностных качеств человека».


Форма проведения- круглый стол


Задачи: 

I. Показать родителям значение книги, литературы в воспитании детей.

II. Развивать у родителей интерес к формированию у детей желания читать.

III. Познакомить родителей с результатами наблюдений за развитием читательских способностей учащихся.


3. Общероссийский конкурс по математике «Кенгуру»



4. Игра «Путешествие в космос»






Цель:

Расширить представление учащихся о космосе.


1. Интеллектуальный конкурс «Исторический турнир».


Цель:

Развивать интерес к истории своего государства.


2. Итоговое родительское собрание «Вот и стали мы на год взрослей» (совместно с детьми)


Цели:

Подвести итоги учебного года, вручить благодарности за успехи в обучении, за участие в интеллектуальных играх и конкурсах каждому ученику.



Создание ситуации успеха. Расширение кругозора учащихся по литературе, воспитание интереса книге . Награждение победителей.










Привлечение родителей к воспитанию у детей интереса к книге, желания читать, что способствует расширению познавательной мотивации.



























В данном конкурсе примут участие 2 человека.

Пополнение портфолио ученика.




Использование дополнительных источников при подготовке к игре.

Награждение победителей.

Создание ситуации успеха.

Пополнение портфолио ученика.








Использование дополнительных источников при подготовке к игре.

Награждение победителей.

Создание ситуации успеха.






Награждение  за успехи в обучении, за участие  в интеллектуальных играх и конкурсах.

Создание ситуации успеха для всех учащихся.

Оценка эффективности деятельности, проводимой по проекту:

1. Повышение уровня мотивации обучения школьников.

2. Повышение уровня успеваемости к концу учебного года 2009 – 2010г.

Ожидаемые результаты:

      По итогам реализации проекта будет проведена аналитическая работа среди подростков 7-А класса с целью изучения результатов проекта выявления среднего балла за учебный год и сравнение его с предыдущим годом.

Критерии эффективности:

1. Востребованность проекта, охват детей.

2. Увеличение количества хорошистов и отличников, уменьшение количества неуспевающих за год.

3. Увеличение среднего балла за учебный год в сравнении с предыдущим учебным годом.

Приложение № 1

Анкета для учащихся «Как вы относитесь к учебе по отдельным предметам?»

Цель: Изучения сформированности основных мотивов деятельности учащихся.

           Варианты ответов:       2 – всегда;

                                1 – иногда;

                                0 – никогда;

Блок

Отношение

Предметы

Рус. яз

Литер.

Матем.

Биология

История

Физ-ра

и др.

1

  1. На уроке бывает интересно
  2. Нравится учитель.
  3. Нравится получать хорошие отметки.

2

  1. Родители заставляют учиться.
  2. Учу, так как это мой долг.
  3. Предмет полезен для жизни.

3

  1. Узнаю много нового.
  2. Заставляют думать.
  3. Получаю удовольствие, работая на уроке.

4

  1. Легко дается.
  2. С нетерпением жду урока.
  3. Стремлюсь узнать больше, чем требуется.

Примечание. Анкетирование учащихся проводилось по книге: Менеджмент в управлении школой / под ред. Т.И. Шамовой. М. 1991.

Приложение № 2

Ответы к анкете для учащихся «Как вы относитесь к учебе по отдельным предметам?»

Ф.И.О.

учеников

Ситуационный интерес

Учение по необходимости

Интерес к предмету

Повышенный познавательный интерес

Куванов М.

1,67

1,34

1,28

0,64

Мирошин А.

1,92

1,62

1,59

0,78

Огородний К.

1,28

1,4

1,37

1,12

Бондаренко И.

1,67

1,12

1,20

0,84

Трясицына Ю.

1,48

1,45

1,45

0,77

Трарбах Ю.

1,83

1,20

1,48

0,63

Андреева А.

1,67

1,02

1,25

0,94

Григорьев Е.

1,72

1,97

1,91

1,08

Щеглова А.

2,02

1,83

1,88

1,13

Иванов И.

1,94

1,33

1,72

1,80

Решетникова А.

1,86

1,5

1,63

1,41

Крылова А.

1,58

1,38

1,45

0,80

Козлов Е.

1,72

1,55

1,83

1,75

Витовская Н.

1,97

1,80

1,55

1,45

Вамбольд Д.

1,45

1,33

1,36

0,91

Наумова Т.

1,86

2,05

1,80

0,80

Сумма всех балов в группе

27,64

23,89

24,75

16,85

Средний бал по группе

1,72

1,49

1,54

1,05

%  по группе

86

74,5

77

52,5

Приложение № 3

Уровень сформированности мотивации учебной деятельности

средний бал

 

2

 

 

1

 

 

0

 

 

 

 

 

 

 

 

I

II

III

IV

                                                                                                                                                         уровни

I     - ситуационный интерес;

II   - учение по необходимости;

III  - интерес к предмету;

IV  - повышенный познавательный интерес;

Баллы:

2 – всегда;

1 – иногда;

0 – никогда;

Приложение № 4

Анкета « 18 основных причин, по которым детям трудно учиться»

1. Большая загруженность вне школы? усталость от не связанных со школьной учебой занятий (секция, музыкальная школа, курсы и т.д.).

2. Большие пробелы в знаниях по предмету.

3. Боязнь неприятностей дома из-за плохих отметок.

4. Невозможность отличиться среди одноклассников в лучшую сторону, застенчивость, не позволяющая проявить свои знания.

5. Невозможность сохранять работоспособность в течение целого урока.

6. Нелюбовь к учителю, преподающему предмет.

7. Необходимость большой самостоятельной работы для овладения предметом.

8. Неумение самостоятельно думать, рассуждать, приводить сложные логические доказательства.

9. Однообразие, не интересность заданий, выполняемых для овладения предметом.

10. Отсутствие склонностей и способностей к предмету, недостаток интереса к нему.

11. Отсутствие снисходительности со стороны учителя, чрезмерное негативное внимание с его стороны.

12. Отсутствие волевых качеств, необходимых для успешного овладения предметом (лень).

13. Отсутствие необходимых физических качеств (ловкости, силы; недостатки фигуры, зрения, слуха и т.д.)

14. Плохая дисциплина во время урока неумение учителя организовать порядок в классе.

15. Плохо написанные учебники.

16. Плохое преподавание учителем своего предмета.

17. Слишком быстрый темп подачи материала, недостаток времени на обдумывание заданий, большое число контрольных и проверочных работ.

18. Сомнения в пользе предмета для дальнейшей жизни.

Литература

  1. Менеджмент в управлении школой / под ред. Т.И. Шамовой. М. 1991.
  2. Рябов А. «Бег с препятствиям: почему школьникам трудно жить?» Ж. // «Директор школы», №4, 2002г.
  3. Рябов А. «Бег с препятствиям: в чем видеть причины учебных затруднений педагогики?» Ж. // «Директор школы», №5, 2002г.
  4. Третьяков П.И. «Управление школой по результатам», М.: «Новая школа»; 1997г.
  5. Компакт диски: «Классный руководитель в средней школе»,

                                 «Управление воспитательным процессом в школе».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обновление методических подходов к преподаванию литературы в условиях перехода на ФГОС через интегрированные внеклассные мероприятия

Анализируя школьные программы преподавания предметов гуманитарного цикла, литературы и истории, мы заметили, как много в них материла, который может быть объединён в одном внеклассном мероприятии...

Приобщение детей к занятиям физической культурой через систему внеклассных мероприятий.

В современных условиях проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье ребенка, определяется воздействием внешних и внутренних воздействий на его организм, с одной стороны, и возможн...

Доклад на тему: «Развитие творческих способностей учащихся через систему внеклассных мероприятий»

Внеклассные мероприятия позволяют учащимся побывать в разнообразных ролевых позициях: организатор, автор, член команды, оформитель и т. д. Ролевые позиции являются эффективным инструментом устан...

Формирование мотивации к здоровому образу жизни подростка через систему внеклассных мероприятий

Цель:  воспитание потребности в здоровом образе жизни и ответственности перед обществом за собственное здоровье. Задачи:– воспитывать потребность в ЗОЖ и ответственность перед обществ...

Статья на тему «МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ И СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ НА УРОКЕ ТЕХНОЛОГИИ».

При использовании игровых форм обучения главное - уважение к личности ученика, не убить интереса к работе, а наоборот стремиться развивать его, не оставляя чувства тревоги и неуверенности в своих сила...

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся среднего возраста коррекционной школы через систему внеклассных мероприятий.

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся среднего возраста коррекционной школы через систему внеклассных мероприятий....