Концепция воспитательной программы "Сакура"
методическая разработка по теме

 

  В основу концепции включены такие положения, как признание:

  • ценности и уникальности личности;
  • приоритета личностного развития;

   Цель концепции:

         - Воспитание и развитие творческой личности,

          физически здоровой  с устойчивым нравственным поведением, способной к самореализации и самоопределению в социуме.

   Для достижения целевой установки необходимо, так построить  воспитательный процесс, чтобы он был направлен на формирование конкретных черт качеств личности, таких как чувство внутренней свободы, но при этом высокой ответственности и законопослушности; чувства собственного достоинства (самоуважения); совестливости; готовность к социально-необходимому труду и стремление к нему; самокритичность и убежденность; инициативность; желание и умение понимать себя и других людей; требовательность к себе; способность размышлять и принимать правильные решения; взвешивать; готовность действовать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon koncepciya2.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа №2 п.г.т. Актюбинкий

            Муниципального  Азнакаевского района  Республики Татарстан

Конкурс

 

                            Материал подготовила

                         Классный руководитель 5а  класса

              Козлова Надежда Ивановна

2011 год

       Время в котором мы живем – это время переосмысления идеалов и ценностей, это период проб и ошибок, поиск национальной идеи, это период переориентации в различных областях жизни общества и государства.

      Школа воспроизводит в себе все проблемы общества. И воспитательная деятельность при этом становится важнейшим источником развития личности.

      Именно деятельность формирует жизненные цели, образ мысли, самостоятельные действия личности.

       Помочь учащимся расширить представления о своем «Я», быть творцом собственной жизни, всегда оставаться человеком, достойным уважения, призвана, разработанная концепция воспитательной деятельности «СаКуРа» (Самоопределение. Культура. Развитие).

Главную идею концепции воспитательной системы можно представить следующими строками:

       Скажи себе: «Кто ты на самом деле?»

  УзнАй себя,

 ПойМи и осознай,

    ЧтО мир прекрасен, если

         В этОм теле живет душа,

                Поет душа,

              ПРоснись, открой глаза

          И  сЕрдце распахни

                Для любящих

              ТЕбя и для тобой любимых, и подари

             УЛыбку им

             НЕзримо…

               Не жди похвал, а верь в себя

               И помни об одном: чем больше мы другим даем,

             ТЕм больше мы приобретаем.

  В основу концепции включены такие положения, как признание:

  1. ценности и уникальности личности;
  2. приоритета личностного развития;

   Цель концепции:

         - Воспитание и развитие творческой личности,

          физически здоровой  с устойчивым нравственным поведением, способной к самореализации и самоопределению в социуме.

   Для достижения целевой установки необходимо, так построить  воспитательный процесс, чтобы он был направлен на формирование конкретных черт качеств личности, таких как чувство внутренней свободы, но при этом высокой ответственности и законопослушности; чувства собственного достоинства (самоуважения); совестливости; готовность к социально-необходимому труду и стремление к нему; самокритичность и убежденность; инициативность; желание и умение понимать себя и других людей; требовательность к себе; способность размышлять и принимать правильные решения; взвешивать; готовность действовать.

        Это возможно, если будут решены следующие задачи:

  1. Создание учащимся условий для понимания себя, своих возможностей, для самореализации и самоутверждения;
  2. Содействие развитию творческой индивидуальности и формированию личностных потенциалов учащихся;
  3. Пропагандирование  здорового образа жизни;
  4. Формирование жизненных и профессиональных целей. Формирование личных     качеств, способствующих успешной адаптации в современных условиях.

       Главным итогом реализации концепции является социальная адаптация учащихся и   сформированность  активной гражданской позиции.

         

  В качестве основополагающих принципов, определяющих цели, содержание, пути и способы реализации можно выделить следующие:    

- Принцип личной ориентации;

- Обеспечение психологической комфортности каждому ученику, создание условий для полной реализации индивидуальных особенностей, интересов; создание

атмосферы педагогического оптимизма, ориентацию на успех и мотивацию успешности;

                      - Принцип культуросообразности;

           - Принцип природосообразности;

            Формирование определенной установки на здоровый образ жизни;

           -Принцип деятельностной ориентации;

            Взаимодействие с учащимися основывается на интеграции всех видов деятельности: учебной,  трудовой, спортивной, художественно-эстетической;

           - Принцип сотворчества;          

        Ученик и учитель находятся в партнерских отношениях.    

Классный руководитель должен помочь ученику решить все задачи в трех основных направлениях:

     - Самоопределение;

     - Культура;

     - Развитие.

     Самоопределение:

     - формировать позитивное отношение к труду;

     - воспитывать трудолюбие, развивать трудовые навыки;

     - способствовать сознательному выбору профессии;

     - создавать условия потребности детей в различных видах трудовой деятельности;

     Культура:

     - развитие природных способностей, эстетических чувств, потребностей общения с людьми, формирование эстетических вкусов;

     - формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни;

     - организация психолого-педагогической поддержки развивающейся личности;

 

     Развитие:

     - формирование и развитие свободной, ответственной, творческой личности;

     - содействие интеллектуальному развитию школьника;

     - подготовка школьника к жизни через развитие его духовных качеств;

     - развитие духовных потребностей на основе добровольного выбора.

Работа по всем направлениям ведется через основные структурные единицы: урок, классный час, внеклассное мероприятие. Большую роль в реализации концепции играет самоуправление учащихся, которая организует жизнедеятельность классной команды.

                                                               

                                                            Мир семьи   

                                                                     

  В страну знаний

        культуры

                                                   Целевые направления

                                                                                                         

  Я часть природы                                                                               Я -  гражданин 

                       Тропинки здоровья                                        Я - хозяин   

                                                                                             

      Главными элементами механизма воспитательной концепции  выступают формы, методы и приемы поддержки личностного саморазвития и обогащения  опыта учащихся. Для этого  используются  такие педагогические средства как:

- диагностические

- целеориентационные

        -организационные

- мобилизационно-побудительные

- коммуникативные

-формирующие

-координирующие и коррекционные

Схема управления

           А.С. Макаренко отмечал, что в жизни и деятельности коллектива нельзя допускать остановки. Остановка – это смерть коллектива, а постоянное движение – закон его развития. Если коллектив достиг поставленной цели, а новые перспективы перед ним не поставлены, движение его прекращается, наступает самоуспокоение. Закон движения класса требует использование уже имеющихся и постановки новых перспектив.

Основные формы деятельности класса

                     

                                     Тестирование, анкетирование                                

                             

                     Классные часы                                             Встречи

             

          Диспуты                                                                       Экскурсии

Викторины                                                                                           Походы

                                                    формы работы                                

Деловые игры                                                                                          Смотры конкурсы                                                                        

          Вечера отдыха                                                                          Поездки

                                                                                                 

                                                                                               

                             Спортивные                                             Благотворительная          

                          эстафеты                                                      деятельность    

      Работа с родительским коллективом,  предусматривает:

- родительское собрание;

- совместные вечера отдыха;

- организация контроля и поддержки семьи;

- педагогическое просвещение родителей;

- чествование лучших семей;

- экскурсии, поездки, походы.

Наш класс – наш дом, наша крепость.

Тесное содружество классного руководителя с родителями и с общественностью значительно расширяет сферу организованного воспитательного воздействия на учащихся и помогает более успешно решать задачи их воспитания в школе и семье. Поэтому реализация концепции предусматривает взаимодействие класса с общественностью, и организацию мероприятий:

- экскурсия в ДХШ (детскую художественную школу);

- посещение мероприятий организуемых ДМШ (детской музыкальной

   школой);

- поход на хлебозавод;

- приглашение работников больницы; профориентационная работа с участием

  работников различных сфер деятельности;  

- акции милосердия и прочее.

Мир наших интересов

                          ЦДТ «Развитие»                  Открытый корд

     Школа искусств                                                         Спорткомплекс

                                                                 

Бассейн                                  мир наших                         Конно - спортивная школа

                                              интересов  

     Библиотека                                                            Школьные ОДО

                   

                ДК им.Гагарина                          Ледовый дворец.

      Педагогический процесс воспитания создаётся педагогом с учётом особенностей как всего коллектива учебной группы (класса), так и личности каждого воспитанника. Как бы не протекал педагогический процесс, каким бы педагогом не создавался, он будет иметь одну и ту же структуру:

Цель          Причины          Содержание          Методы            Средства        Формы.

Особенность воспитания состоит не только и не столько в знаниях психологии, педагогики и методики, а в организации познавательного интереса учащегося к поставленной проблеме, сформулированной теме. Будет интерес – будет и результат.

Существующая система воспитания отводит педагогу роль организатора внутренней жизни класса, так как в сегодняшнем окружающем  школу социуме мало положительных моментов которые «работали» бы на воспитание. Остаётся одно: самим создавать «воспитывающую среду» - « среду в среде» (Н.Л.Селиванов)

Мое личное убеждение, что в воспитании главное:

1.Святая наука – расслышать друг друга.

2.Не требуй от ребенка больше того, что он может.

3.Всему надо учить: и любить и ненавидеть.

4.Если не я, то кто же?

5.Я не знаю другого превосходства, кроме доброты.

6.Не навреди.

7.В главном – единство

   В споре – свобода

   Во всем – любовь.

Планируемый результат работы  – это научить каждого ученика:

  1. уметь давать себе реальную самооценку;
  2. определять свое эмоциональное состояние и уметь управлять им;
  3.  стремление к саморазвитию и самоопределению;
  4.  уметь жить в мире с собой и окружающими людьми;
  5.  быть успешным в этой жизни.
  6.   знать о своем здоровье и стремиться сохранить его;
  7. быть гуманным, толерантным;

                                     

Модель ученика

 

       Каковы же первые результаты работы в рамках созданной воспитательной системы ?

       По результатам исследований трех последних лет можно сделать следующий вывод:

       - общий уровень воспитанности и культуры учащихся значительно вырос;

       - сформировались, окрепли и творчески выросли все учащиеся класса;

       - повысилась полезная активность учащихся;

       - получили распространение разнообразные новые формы активного сотрудничества родителей и учащихся в воспитательном процессе.

       В связи с этим,   ребята реализуют себя как в школе, непосредственно в учебном процессе, так и вне его: в живописи, танце, песне, театральном искусстве, и спорте.      

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 1. Научно - методический журнал «Заместителя директора по воспитательной работе»

№3/ 2006 год. Центр «Педагогический поиск»

2.»Система взаимодействия классного руководителя с учащимися старших классов»

Издательство «Учитель» Волгоград 2003

3. «Свободное время школьника» Минск ИООО «Красико – Принт» 2005 г.

4. Научно - методический журнал «Заместителя директора по воспитательной работе»

№6/ 2006 год. Центр «Педагогический поиск»

     5. Компьютерный диск « В помощь Завучу по воспитательной работе»

         Изготовитель ООО «Мега Видео» Санкт - Петербург

     6. Компьютерный диск « Все для классного руководителя. Изготовитель ООО

       «Мега Видео» Санкт – Петербург.

7. Мастер-класс для заместителей директора школы по воспитательной работе. Москва – 2006 г.

8. Научно-методический журнал «Заместителя директора школы по воспитательной работе» № 1/2007 г. Центр педагогический поиск.

 

                                                                               

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа №2 п.г.т. Актюбинкий

            Муниципального  Азнакаевского района  Республики Татарстан

Концепция воспитательной программы «СаКуРа»

                               Разработала и защитила на конкурсе  

                               «Классный руководитель года»

                            учитель технологии высшей

                                квалификационной категории

                              Козлова Надежда Ивановна

2011 год

Отцы идети

Родительский дом

начало начал

Родительские

собрания

Чествование

Лучших

семей

Центр труда

Центр поиска

Центр внешних связей

Центр

культуры

     Ку

Ученическое самоуправление

    Са

Командир

Классный руководитель

Родительский комитет

Успешный

Целеустремлённый

Ведущий здоровый образ жизни

Коммуникабельный

Интеллектуальный

Востребованный обществом

Социально-

адаптиро-

ванный

Личность учащегося

Наш выбор

 

Мир увлечений

Мир

профессий

 

Вечера

отдыха

 

Культмассовые походы

 СаКуРа

Центр

вожатых

Папа, мама, я  

Спортивная

семья

 

Учебный центр

Центр  

здоровья  

               МИР

       Ра

Инфо-центр

Актив класса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция воспитательной работы

Концепция воспитательной работыКлассного руководителя 8 «В» класса«Средней общеобразовательной школы № 4»Быстровой Натальи Александровны.  bystrova_koncepciya.jpgКаждый ребёнок - особенный, это б...

Концепция воспитательной работы

   Что  значит воспитать? Наверное, вырастить, дав образование, Человека с большой буквы. Или помочь ему вырасти Человеком с большой буквы. Именно в наше время - время слож...

Концепция воспитательной работы

   Что  значит воспитать? Наверное, вырастить, дав образование, Человека с большой буквы. Или помочь ему вырасти Человеком с большой буквы. Именно в наше время - время слож...

Концепция воспитательной системы ГБОУ СОШ №72

Вопросы духовно-нравственного развития и воспитания школьников являются значимыми и часто обсуждаемыми на педагогических советах школы. Воспитательный процесс является неотъемлемой...

Первое направление из концепции воспитательной системы классного руководителя. Пропаганда и организация спортивно-массовой занятости учащихся 9 «В» класса

краткое описание работы  по пропаганде здорового образа жизни и организации спортивно-массовой занятости учащихся...

Первое направление из концепции воспитательной системы классного руководителя. Пропаганда и организация спортивно-массовой занятости учащихся 9 «В» класса

краткое описание работы  по пропаганде здорового образа жизни и организации спортивно-массовой занятости учащихся...