Опыт использования ИКТ в воспитательной работе
статья по теме

Джанкулаева Зарета Яхьяевна

Учитель должен обладать максимальным авторитетом и минимальной властью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta_ispolzovaniya_ikt_v_vospitatelnoy_rabote.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта использования  ИКТ в воспитательной работе.

Автор – Джанкулаева Зарета Яхьяевна, учитель математики и информатики, I квалификационная категория

МОУ СОШ №2 ГП Терек, Терский район, sch2terek@mail.ru

  Не секрет, что главной воспитательной задачей в современной школе является воспитание личности нравственно богатой, имеющей  четкие целевые установки в жизни,  личности целеустремленной и гармонично развитой. У каждого педагога, несомненно,  есть  свой подход, свой алгоритм действий, но современная школа требует внедрения инновационных программ, проектных методик, создания условий для развития личности.

И потому компьютер и компьютерные технологии все больше и больше входят в нашу жизнь – жизнь всех участников образовательного процесса. Роль современных технологий неоспорима, но, несомненно, они не могут  и не должны заменить живое общение ученика и воспитателя-педагога, общения, которое основывается на чувствах, переживаниях и эмоциях.

Вся воспитательная работе в школе  сводится к тому, чтобы подготовить полноценного гражданина современного общества. Каким он должен быть,  идеальный выпускник современной школы? Во-первых, у него должна быть   активная жизненная позиция; во-вторых, он должен стремиться к  личностному росту, уметь эффективно взаимодействовать с людьми; в-третьих,  обладать творческим отношением к действительности.

Всякое  нововведение в школе  требует большой отдачи сил, времени, а также апробирования алгоритма действий в новой практике. Информационно – коммуникационная технология требует развития и оформления. Необходимо так называемое «ядро», целенаправленно распространяющее новшество. У «ядра» есть ряд характеристик: интенсивность его деятельности, авторитетность, масштабность активности. Важно эмоциональное заражение учителей и учащихся через яркие образцы реализации ИКТ. Увидев яркие примеры применения ИКТ, у коллег возникает желание сделать так же и лучше. Еще несколько лет назад многие педагоги с опаской садились впервые за мониторы, не сразу все получалось.  Не секрет, что наши воспитанники гораздо смышленее нас в освоении технических новшеств. В настоящее время у большей части учителей школы есть ПК как в рабочих кабинетах, так и дома. Многие пробуют свои силы, используя ПК в урочной и внеурочной деятельности. Соответственно, все педагоги имеют свидетельства о прохождении курсов по ИКТ и по ЭОР, умеют пользоваться  этими технологиями  в работе с детьми.

Одним из важных критериев целесообразности использования ИКТ является возможность постоянного выбора. Выбор – это осуществление человеком возможности избрать  наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности и  креативности. Без выбора невозможно развитие индивидуальности, самореализации способностей ребенка. И потому педагогически целесообразно, чтобы учащиеся жили, учились и воспитывались в условиях постоянного выбора. Разнообразные варианты использования ИКТ предлагают широкое поле для проявления себя, своего творчества.

Тот факт, что наши дети будут жить  в несколько ином обществе, чем сейчас, то есть в мире высоких технологий, требует переосмысления образовательных моделей, заставляет переходить к модели «делай лучше, чем я», то есть от педагогики сотрудничества к педагогике развивающего обучения. В поисках   средств повышения эффективности образования и воспитательного процесса все чаще приходится обращаться  к новым технологиям,  которые  позволяют усилить мотивацию учения и вовлечь учащихся в активную деятельность. Таковыми являются информационно-коммуникационные технологии. Но при этом  необходимо понимать, что ИКТ не панацея, способная справиться с любыми педагогическими задачами, а только  средство повысить авторитет и значимость педагога в глазах  учащихся.  ИКТ  помогает  развивать  их независимость, творческую активность, самостоятельность, уверенность в себе, готовность к принятию решений, способность к самореализации, инициативность и  целеустремленность.

Жизнь современной школы трудно представить без информационных технологий. Ни одно воспитательное мероприятие не обходится без качественного звука  на CD, оригинальных заставок и тематического видеоряда в программах Microsoft Power Point и Photo Story, выполненных с применением компьютера. Применяются они не только в работе с учащимися, но и на родительских собраниях, лекториях, практикумах. Недавно в  нашей школе был проведен родительский всеобуч на тему «Причины подростковой агрессии», в ходе которого педагогом-психологом были продемонстрированы итоги анкетирования старшеклассников, а также продемонстрирован короткометражный художественный фильм.

Невозможно представить без  ИКТ даже каникулярное время в школе. Этого требуют и многочисленные отчеты и справки, и составление баз данных, и различные сопроводительные документы в случае поездок на экскурсии.  Ну а какая же экскурсия без цифровой видеокамеры или фотоаппарата?  А что делать, если реальные экскурсии невозможны в силу ряда причин? И здесь тоже спасают компьютерные технологии: мы совершаем виртуальные путешествия по родному краю, по странам и континентам. «С помощью» компьютера мы «побывали» на Голубых озерах, в Приэльбрусье, на Чегемских водопадах, «побывали» в знаменитых музеях мира. А еще  совершенно незаменим компьютер в случаях, когда требуется передать срочную информацию по электронной почте.

Неверно было бы думать, что компьютер в воспитательной работе – это некая печатная машинка, позволяющая иллюстрировать работу педагога и воспитанников. Несомненно, это еще и использование Интернет-ресурсов,  способствующих росту творческой активности и учащихся, и учителя.  Многие педагоги благодаря компьютерным технологиям участвуют в педагогических форумах, создают собственные сайты, обмениваются опытом с коллегами, размещают свои разработки по внеурочной воспитательной деятельности на различных страницах и порталах, например, на «Фестивале педагогических идей»

Сейчас много говорят и пишут о широких возможностях проектной деятельности учащихся в воспитательной работе. Использование ИКТ в воспитательной работе предоставляет широкие возможности для реализации различных проектов. Основные «плюсы» в использовании ИКТ: наглядность, доступность и относительно низкие затраты на оборудование. В нашей школе имеются два мультимедийных кабинета, где учащиеся могут во внеурочное время заниматься подготовкой различных проектов, презентаций. Кроме того, каждая школа сейчас имеет свой собственный сайт. Есть он и у нашей школы. На сайте мы выставляем достижения наших учащихся, которые традиционно ежегодно занимают высокие призовые места на научных конференциях. Также размещаем материалы    учителей, многие из которых являются победителями творческих конкурсов на региональном и всероссийском уровнях. Это, несомненно, повышает творческую активность и учителей, и учащихся.

Воспитательные задачи в школе реализуются всеми учителями-предметниками, но главная роль все же принадлежит классному руководителю. Прекрасно, если классный руководитель может создать еще и сайт своего класса, чтобы жизнь классного коллектива стала еще интереснее и насыщеннее, а достижения воспитанников стали гордостью и родителей, и школы, и всей страны. Таким образом,  классный  руководитель  создает условия для самореализации и саморазвития личности обучающихся, их успешной самореализации в обществе. Использование ИКТ в педагогической работе - это один из способов самоутверждения учителя в школьном коллективе.

В своей работе каждый классный руководитель устанавливает контакт с семьями своих воспитанников. Бесспорно, семья является  одним из важнейших социальных институтов воспитания. Работа с родителями направлена, в первую очередь, на сотрудничество с семьей в интересах ребёнка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей, выработку одинаковых  требований как со стороны педагога, так и со стороны родителей, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии обучающегося. Привлекаю родителей к участию в воспитательном процессе, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе. Организую работу по повышению педагогической и психологической культуры родителей через проведение родительских собраний, совместные мероприятия, анкетирование родителей. Использование ИКТ позволяет эту работу сделать более успешной,  разнообразной.

Самый распространенный вид работы с родителями – это родительские собрания. Компьютер позволяет сделать это взаимодействие педагога и родителей эффективным и интересным. Часто на родительских собраниях я демонстрирую презентации под названием  «Из жизни нашего класса» с видеороликами и фотографиями каких-либо общешкольных или классных мероприятий, например, празднование Нового года, конкурсы «А ну-ка, парни!» и «А ну-ка, девочки!».  В роли фотокорреспондентов и операторов выступаю не только я, но и сами воспитанники. Ведь родители редко могут посещать мероприятия в школе. Да и самим детям бывает довольно интересно посмотреть на себя со стороны. Ведение  такого электронного классного фотоальбома сохраняет в памяти детей яркие моменты школьной жизни. Такой альбом  создается  и пополняется  силами учащихся при поддержке классного руководителя.

Необходимо уделить особое внимание также  занятости обучающихся во внеурочное время. Не секрет, что многие виды клубной и кружковой деятельности немного «устарели», они мало привлекают современных подростков. Помимо обычных кружков по интересам и факультативам школе необходим компьютерный клуб (игровой, музыкальный), творческие группы по разработке различных вопросов информационных технологий, одной из групп является группа разработки  школьного   веб-узла.  Такая работа – пока еще в перспективе нашей школы.

Много работы ложится на плечи классного руководителя  при проведении анкетирований для изучения индивидуальных особенностей обучающихся. И здесь ИКТ просто незаменимы. Проведение тестирования и подсчет результатов можно доверить компьютерной программе. Под контрольной функцией подразумевается контроль за успеваемостью и посещаемостью обучающихся учебных занятий. Многие школы, и наша в том числе, уже переходят  на так называемый «Электронный журнал», и знание информационных технологий – требование времени.

Воспитательная работа в школе может иметь разные формы, но одной из главных  был и остаётся классный час. Классные часы в воспитательном плане педагогов нашей школы разрабатываются по различным направлениям: духовно-нравственное,  интеллектуальное,  гражданско-правовое,  физическое,  основы воспитания безопасности и здорового образа жизни,  эстетическое.

Я уверена, что при решении задач в воспитании и старших, и младших   школьников по всем этим направлениям, классному руководителю целесообразно и просто необходимо  использовать информационные технологии: внедрение ИКТ во внеурочную деятельность – это, прежде всего,  повышение интереса  школьников, это способ разнообразия форм работы с ними, развития  творческих способностей, активизации воспитательной работы в новых условиях.  Применяя компьютерные технологии, мы развиваем интерес ребенка к классным часам, прививаем им умения и навыки работы с информационными ресурсами, более эффективно управляем вниманием класса, активизируем познавательную деятельность школьников, повышаем их информационную культуру.

Совместно просмотренный художественный  фильм «9 рота» вызвал у моих старшеклассников бурные дебаты. Многие вещи казались сложными для детского восприятия, но один ответ на мой вопрос: «Какой самый ценный урок вы извлекли для себя из  просмотра этого фильма»? меня приятно удивил. Удивил потому, что прозвучал он от девочки, которая, казалось, мало задумывается над серьезными проблемами. Она ответила: «Я поняла, почему ветераны, спустя много лет, ищут своих однополчан, насколько сильна  армейская дружба…» Обсуждение совместно просмотренных передач, фильмов  – тоже одна из форм использования мною информационно-коммуникационных технологий, одна из форм проведения классного часа. Учащимся очень нравятся такие формы, они сами помогают с выбором материала для проведения таких совместных мероприятий, которые  учитывают интересы как учащихся, так и учителя. К сожалению, многие родители не могут уделить детям внимания для совместного просмотра и обсуждения, и школьникам  порой просто не с кем поделиться своим мнением, своими впечатлениями, не всегда они могут осознать «что такое хорошо»,  а «что  такое плохо».

 Использование ИКТ в воспитательной работе сейчас не только  актуально, но и чрезвычайно востребовано. Компьютерные технологии позволяют информации быть краткой, и в то же время – яркой. Добавим к этому интерес школьников к компьютерам,  и мы получим включение эмоциональной сферы, которая и формирует особое отношение к миру. Компьютер позволяет   развивать самостоятельность, творчество и критическое мышление через погружение в другое состояние, через моделирование ситуаций, воздействуя на эмоции детей.

Применение  ИКТ внесло изменения во все стороны жизни  школы. Во-первых,  изменилась роль ученика. Он стал активным участником образовательного процесса, превратился в партнёра учителя: ученик теперь помогает в подготовке и проведении уроков и внеклассных мероприятий. Особенно это важно в подростковом возрасте, так как  учебная деятельность перестает быть ведущей. Таким образом,  школа превратилась из места, где учат, в место, где учатся.

           Изменилась также  роль учителя: использование ИКТ дало толчок к его самосовершенствованию. Сегодня учитель имеет возможность использовать электронные учебники, электронные энциклопедии и Internet-ресурсы, он способен свободно, уместно и адекватно использовать современные технологии в своей профессиональной деятельности.

Используя ИКТ в  воспитательной работе, не следует забывать о том, что они должны занимать определенное место в сложном механизме взаимодействия учителя и ученика, и применение их должно быть адекватно тем целям и задачам, которые ставит перед собой воспитатель.

Библиография

  1. Алгулиев Р.М., Алиев И.М., Шарифов М.Г. Электронные издательские технологии: современное состояние и перспективы развития    //Информатика и образование, №6 2005.  
  2. Бокарев М.Ю., Ильин В.В. Система педагогических информационно развивающих технологий единого профессионально-ориентированного процесса обучения // Информатика и образование, №10, 2005.
  3. Бодровский Г.А., Извозчиков В.А. Новые технологии обучения: вопросы терминологии //.- М., 1993. №5.
  4. Велихов Е.П. Новая информационная технология в школе  // Информатика и образование №1,1986.
  5. Вильямс Р. Компьютеры в школе. - М.,1988.
  6. Гаммершмидт И.И., Гаммершмидт Д.А. ИКТ в школе // Информатика и образование №7,2005.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ в воспитательной работе.

Выступление на районном семинаре "Федеральные государственные требования в ДОУ". К выступлению есть презентация. Если необходима - пишите. Поделюсь....

МОУ «Лицей №1 пос. Львовский» АНАЛИЗ использования программ в воспитательной работе в 2009-2010 учебном году.

В 2009-2010 году в воспитательной  работе МОУ «Лицей  №1  пос. Львовский»  использовались следующие программы:Программа гражданско-патриотического воспитания «Я –гражданин»Пр...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

аттестация заместителя директора по ВРИнформационно–коммуникационные технологии помогают осуществить личностно–ориентированное образование  и воспитание учащегося, которое будет способствовать ра...

Использование ИКТ в воспитательной работе на уроках МХК

«Взволновав, заставить задуматься» — эта формула стала выражением сущности методики преподавания МХК. Постижение искусства — это «труд души», это поиск и выбор нравственных ценностей, это осмысл...

презентация " Использование ИКТ в воспитательной работе"

презентация для доклада на педагогическом совете....

Использование ИКТ в воспитательной работе

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования, представляющую собой систему методов, процессов и программно-технических средств, и...

Опыт использования «Волшебного сундучка» в работе учителя Габнасырова Р.Б

Опыт использования   «Волшебного сундучка» в работе учителя Габнасырова Р.Б...