Воспитательная система 5 класса
методическая разработка (5 класс) по теме

Лосева Аксана Геннадьевна

Воспитательная система 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospit_plan.docx55.08 КБ

Предварительный просмотр:

                                   

                          Характеристика классного коллектива.

Всего в классе 27 учащихся из них 18 мальчиков и 9 девочек. В основном это учащиеся  11 лет.

Уровень учебных возможностей разнообразный. В основном это учащиеся со средними  учебными возможностями. Некоторые из них не умеют их правильно применить, поэтому не все имеют соответствующий уровень ЗУН.

В прошлом учебном году из этих учащихся 4 закончили начальную школу на хорошо .Это7 учащихся из 27. Отличница 1 . Слабо занимаются 4 учеников.

Отношения в классе дружеские. В классе выделяются несколько микрогрупп. Это девочки и мальчики. Новенькие ребята тоже хорошо влились в коллектив. Отношения между группами хорошие, конфликты бывает редко. Ребята даже пытаются защищать друг друга, но дружить не хотят.

Основная задача классного руководителя объединить их в один коллектив.

Эмоциональный настрой класса положительный. Отношения с учителями положительные.

Степень вовлеченности в жизнедеятельность класса различный.

Уровень воспитанности класса средний.

Уровень сплоченности средний.

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса  - это комплекс взаимодействующих компонентов, взаимосвязь которых обуславливает формирование благоприятных условий для жизнедеятельности и развития членов классного сообщества.

Целесообразность создания воспитательной системы класса

  1. Ребенок – сложная целостная система, должен развиваться в условиях целостного интегрированного воспитательного процесса, в котором все компоненты взаимосвязаны.
  1. Воспитательная система класса – это благоприятная среда жизнедеятельности и развития ребенка.
  1. Рациональное распределение усилий при организации воспитательного процесса.
  1. Расширение диапазона педагогического влияния на детей.

Основное предназначение воспитательной системы заключается в содействии развитию личности каждого члена класса и формированию коллектива в данном классе.

Любая воспитательная система должна

  1. Обеспечить безопасность детей
  1. Сохранить здоровье детей
  1. Помогать детям, учиться
  1. Сделать посещение школы для каждого достаточно приятным

Принципы:

  1. Заботливое отношение друг к другу
  2. Совместная деятельность детей и взрослых
  3. Все делать с пользой
  4. Творческое отношение к делу.

Компоненты воспитательной системы класса

1.Индивидуально-групповой (сообщество детей и взрослых)

2. Ценностно-ориентированный

3. Функционально-деятельностный

4. Пространственно-временной

5. Диагностно - результативный

  1. Классный руководитель
  1. Учащиеся класса
  1. Родители учащихся
  1. Педагоги и другие взрослые, принимающие участие в воспитании
  1. Ключевая идея системы
  1. Цель и задачи воспитания
  1. Перспективы жизнедеятельности класса
  1. Принципы воспитательной системы класса
  1. Формы и методы организации деятельности и общения
  1. Основные функции воспитательной системы класса
  1. Самоуправление в классе
  1. Изучение интересов и потребностей учащихся
  1. Укрепление отношений в коллективе, апробирование форм и способов деятельности классного коллектива
  1. Развитие самоуправления
  1. Лучшее из жизни класса – стало достоянием школы
  1. Искать новые формы, идеи и способы жизнедеятельности класса
  1. Критерии эффективности воспитательной системы
  1. Анкетирование, тестирование, наблюдение, беседы

Цель: обеспечение процесса становления и проявления творческой индивидуальности учащихся.

Задачи:

  1. Создать в классе благоприятную среду для самосознания учеником своей индивидуальности, саморазвития и самореализации.
  2. Обеспечить педагогическую поддержку развития инициативы и творческой активности учащихся.
  3. Помочь ученикам выработать у себя привычку фиксировать новые успехи в своей личной и школьной жизни.
  4. Содействовать развитию желания у учеников вносить свой вклад в общее дело.
  5. Помочь каждому ученику обрести свой образ посредством творческой активности в разрабатываемых и реализуемых проектах классного общества.

Формы и методы: тренинги общения, коммуникативные игры, часы общения, игры, брейн-ринги, КВНы, викторины, выставки, конкурсы.

Функции:

Образовательная – формирование у детей целостной и научно-обоснованной картины мира.

Воспитательная – нравственное становление личности школьника

Защитная – защита ребенка от негативных влияний среды

Компенсирующая – дополнительные условия для развития творческих способностей детей их самореализации в игре, общение познание.

Корректирующая – корректирование различных влияний, которые испытывает ребенок в классе и вне его.

Этапы решения задач:

  1. Изучение индивидуальных особенностей детей.
  2. Изучение социального заказа.
  3. Разработка общей программы воспитания, индивидуальных программ.
  4. Изучение специальной литературы.
  5. Создание хорошего микроклимата в классе.
  6. Контролировать успеваемость и посещаемость.
  7. Координация взаимоотношений ученикучитель.

 Формы воспитывающей деятельности

Виды и формы  воспитывающей  деятельности:

  1. Классные собрания
  2. Классные часы
  1. Лекция
  2. Беседа
  3. Час общения
  4. Ролевые игры
  5. Диспуты
  6. Мозговой штурм
  7. Урок творчества
  1. Мероприятия
  1. КТД
  2. Викторины
  3. Конкурсы, КВН
  4. Экскурсии
  5. Походы
  6. Вечера
  7. Акции, проекты

Диагностика

  1. Исследование особенностей личности:
  1. Общие сведения
  2. Способности
  3. Самооценка
  4. Темперамент
  5. Уровень воспитанности
  1. Исследование межличностных отношений
  1. Социально психологический климат в классе
  2. Социометрия

Работа с родителями

  1. Анкетирование
  2. Беседы
  3. Консультации
  4. Родительские собрания
  5. Посещение семьи
  6. Проведение совместных часов общения детей и родителей

Направление воспитательной работы

  1. Коллектив
  2. Общение
  3. Здоровье
  4. Творчество
  5. Учение

Структура воспитательной системы класса

Взаимозависимость

  1. Цели
  2. Субъекты
  3. Деятельность
  4. Отношения
  5. Среда
  6. Управление

Влияние на

Развитие коллектива учащихся

Развитие личности каждого ученика

Личность, способная к позитивному преобразованию мира

Субъекты воспитательной системы класса

Сотрудничество

Соучастие

Сопереживание

Взаимоуважение

Воспитанники

Педагоги, родители

Классный руководитель

Направление

Решаемые задачи

Формы работы

1.Организационная работа с:

а) учениками

б) учителями

в) родителями

Выработка единых требований, привлечение родителей к жизни класса.

Формирование доброжелательных отношений между родителями

Распределение поручений,

Работа с активом,

Работа с документами

анкетирование

2. Организация

учебной

деятельности и самообразования

Поддержка интереса к учебе, развитие творческих способностей.

Контроль за успеваемостью.

Индивидуальный подход и оказание помощи в учебе.

Постоянный контроль и информирование родителей.

Индивидуальная работа.

Участие в олимпиадах.

Участие в предметных неделях.

Еженедельная проверка дневников.

3. Здоровье

Работа по физическому самосовершенствованию.

Создание условий для физического развития учащихся.

Воспитание негативного отношения к вредным привычкам.

Спортивные кружки.

Беседы с учащимися, родителями, фельдшерами.

Соревнования, эстафеты…

4.Гражданско-патриотическое

Воспитание гражданской ответственности, уважение к истории, культура своей страны, села.

Сохранение традиций народа.

Классный час. Уроки мужества.

Встречи с участниками ВОВ, с участниками военных действий в Афганистане, Чечне.

Охрана и уход за памятником.

5. Познай самого себя

Развитие творческих способностей каждого ребенка с учетом его наклонностей.

Работа над собой, развитие самооценки.

Содействие процессам самопознания и само совершенства.

Анкетирование.

Индивидуальная работа.

Беседы с учащимися и их родителями

Внеурочная работа

6. Работа с родителями

Привлечение родителей к организации жизни класса

Родительские собрания.

Совместные праздники.

Родительский лекторий.

Результатом работы по данной программе должно быть:

  1. Развитие личности учащихся
  2. Формирование классного коллектива
  3. Наличие учащихся и их родителей, чувство удовлетворенностью жизнедеятельности  в классе

В работе по моделированию воспитательной системы  класса  можно выделить два направления:

1.   «Давайте познакомимся».

Цели и задачи первого направления.

а) Изучение учащихся класса, отношений, общения и деятельности в классном коллективе.

б) Познание личности каждого ребёнка, его особенностей, склонностей.

в) Их ознакомление друг с другом.

2.   «Давайте жить дружно».

Цели и задачи второго направления:

а) Сплочение и развитие классного коллектива.

б) Создание условий для безболезненного вливания каждого учащегося в классный коллектив.

в) Создание развивающей среды личности ребёнка.

г) Формирования атмосферы взаимопонимания, доброжелательности, готовности помочь друг другу, сделать приятно одноклассникам.

    Циклограмма классного руководителя.

В начале учебного

     года  

Каждый день

Каждую неделю

Каждую четверть

В конце учебного

года.

Проверка личных дел учащихся.

Отчет о летней занятости.

Проверка практики.

Оформление классного журнала.

Помощь учащимся в выборе профиля.

Составление плана воспитательной работы.

Вовлечение учащихся в кружки и секции.

Распределение обязанностей, выбор старосты, актива класса.

Вовлечение учащихся в горячее питание.

Составление социального паспорта учащихся.

Контроль за посещаемостью, опозданиями, дисциплиной, успеваемостью.

Организация питания.

Организация дежурства по классу.

Контроль за дневниками.

Проведение классных часов.

Обсуждение успеваемости.

Отчет о пропусках учащихся.

Проверка посещаемости профилей

Проверка досуга учащихся.

Информирование родителей об успеваемости и посещаемости учащихся.

Посещение семей учащихся.

Отчет об итогах четверти.

Анализ воспитательной работы.

Проведение родительских собраний.

Заполнение журнала и личных дел.

Анализ воспитательной работы.

Отчет об итогах года.

Организация оплаты учебников и сдачи средств в фонд класса и школы.

Организация трудовой практики.

Контроль за сдачей учебников их выдачей.

Организация ремонта классной комнаты.

 

Жизнедеятельность классного коллектива.

месяц

Общешкольные мероприятия

Дела с классом

срок

Корректировка

плана

Отметка о выполнении

Сентябрь

Девиз:

Внимание

дети

1. День знаний.

2.День Здоровья.

      3.Акция»Милосердие»  к Дню пожилого человека

4. Конкурс поделок из природного материала «Осенний вернисаж».

5.Акция «Сохраним Байкальские леса»-сбор макулатуры

6.Акция «Наш прекрасный школьный двор»-благоустройство территории школы.

1.Кл. час «Мы составляем наш автопортрет»

2. «Наш класс. Законы Жизни». Выборы актива,

Распределение обязанностей

3.Кл. Час «В каждом человеке есть солнце…»

4. «Заботливое отношение к  пожилым-признак высокой культуры»

5. операция «Забота»

6.Операция «Уют» (озеленение класса)

7.родительское собрание «Пятиклассники и их адаптация»

8.Кл.час  «О профилактике наркомании и алкоголизма»

9.Беседы о поведении в ЧС,ППБ,ТБ.

1

11

18

25

20-31

В течение месяца

Октябрь

Девиз:

Дорогие мои старики

1. День Учителя

2. Акция  «Живи источник»

3.Рейд «Живи книга»

5 Субботник

6.Утепление кабинетов.

1. Участие в проведении дня Учителя

2.Кл. час (Анти-наркотическую тема)» Мы выбираем здоровый

Образ жизни»

3.Правила поведения в школе.

4.Мир наших увлечений.

5.итоги 1 четверти

5.Оформление классного уголка

6.Кл.час  .«Гражданские права и уголовная ответственность».

7.Беседа «Права и обязанностичеловека и гражданина».

4

10

3

17

28

В течении месяца

течении месяца

Ноябрь

Девиз:

За здоровый образ жизни

1.Интелектуальная игра «Что? Где? Когда?»

2.Концерт к  «Дню Матери».

3.Конкурс «Кормушка для птиц».

4.Конкурс  «Зеленый оазис».

5.Ролевая игра «Здоровье-это жизнь».

6.Генеральная уборка.

1. «Веселые старты»

2.Кл.час «Правильное питание – залог здоровья»

3.Родительское собрание

«Правильное питание».

4.Кл. час «Знания – мой капитал».

5.Кл.час «День народного единства»

6.Анкетирование «Отношение к курению»

7.Инструктаж на каникулы

1

14

28

21

С 23

течении месяца

Декабрь:

Девиз:

Новый год у ворот

1.Смотр-конкурс уголков по ПДД 01.

2.Конкурс украшения кабинетов,новогодних открыток,масок.

3.Операция  «Кормушка».

4.Первенство школы по баскетболу.

5.Операция «Снежная горка».

6 Соревнования на коньках.

7.Тематическая линейка,посвященная дню борьбы со СПИДом

8.Новогодний праздник

1 Классный час «Как развивать внимание, мышление, улучшать память»

2. Поездка в кинотеатр

3 Классный час «Как правильно общаться»

4.Родительское собрание «Проблемы в учебе. Как     помочь своему ребенку учиться»

5. Подготовка к новогоднему вечеру

6. Кл. час «итоги 2 четверти»

7.Тренинг «Я и мое место в жизни»

8.Тренинг «Я -будущее».

8.Генеральн. уборка

5

В конце месяца

12

27

28

Индивидуальное воздействие.

                Задачи.

Воздействие на личность уч-ся, способствовать исправлению или внесение корректив в развитие, закрепление позитивных или исправление негативных качеств личности.

           

  Формы работы.

Согласование воспитательных целей с учителями, психологом.

Осуществление постоянного контроля за посещением, успеваемостью, поведением.

Вовлечение в кружки, секции.

Приглашение на профсовет.

Индивидуальные беседы.

Фамилие, имя

Негативные качества

Позитивные качества

Индивидуальная работа

Пропуски без причин, не выполнение домашних заданий.

Прогулы уроков, опоздания. Обман.

 Посещение семьи, постоянный контроль, вовлечение в дела класса. Контроль текущих оценок с подписью родителей Посещение уроков с целью наблюдения подготовки домашних заданий

Прогулы уроков, опоздания.

не выполнение домашних заданий

Активен в делах класса.

Постоянный контроль, информированность родителей. Контроль текущих оценок с подписью родителей

Работа с одаренными.

Задачи:

Создание условий для реализации способностей учащихся

Формы работы

  1. Участие во внутри школьных и районных  спортивных соревнованиях
  2. Участие в предметных декадах
  3. Участие в олимпиадах
  4. Участие в НОУ

   

 5)Участие во внутри школьных и районных  конкурсах творческого характера

Занятость учащихся и результаты достижений учащихся.

список

занятость

Школьный

уровень

Районный

уровень

Областной

уровень

1.А

Секция  «Таэквондо »

2.А

Кружок «Авиамодельный»

3.Б

    «Картинг » школа №51

4.Г

Кружок «Изобразительное искусство»

5.Г

Кружок «Танцевальный»

6.Д

Секция «Таэквондо»

7.Д

 «Озорняшки»

Школа искусств №3

8.Е

Кружок «Авиамодельный»

9.З

Кружок «Изобразительное искусство»

10.З

 «Бокс»                ДЮСШ-16

11.К

 «Бокс»                ДЮШС-16

12.М

 «Бокс»                ДЮСШ-16

13.Н

Кружок «Авиамодельный»

14.Ж

 «Скрипка»

музыкальная школа №3

15.Н

Кружок «Танцевальный»    клуб «Буревестник»

16.Н

Кружок «Авиамодельный»

17.С

Кружок «Изобразительное искусство»

18.Т

Кружок «Плавание» бассейн

19.Т

 «Бокс»               ДЮСШ

20.Ф

 «Аккордеон»музыкальная школа №3

21.Ф

Секция  «Таэквондо»

22.Ф

Кружок «Изобразительное искусство»

23.Х

Кружок  «Узелок»

24.Ц

Кружок  «Авиамодельный»

25.Ш

Кружок  «Авиамодельный»

26.Ю

27.Я

Кружок «Авиамодельный»

Кружок «Изобразительное искусство»

Изучение учащихся

Задачи:

Изучение индивидуальных , психологических особенностей учащихся, их склонностей, интересов, их семей

   

Содержание работы

Сроки проведения

Социометрия «определение лидера»

Начало иконец года

Анкерирование «Моя семья» «Мир моих увлечений» «Мое мнение о классе»

Сентябрь, октябрь,май

Тест «определение уровня своего физического развития» «Хороший ли ты друг» «Ваша воля и внимание»

декабрь

Работа с малым педколлективом

Задачи:

Вовлечение учителей предметников в воспитательный процесс

Формы работы:

1.Посещение уроков

2)Беседы с учителями об успеваемости дисциплине учащихся

3)Совмесные индивидуальные беседы с учащимися,их родителями и учителями

4)Приглашение учителей на родительские собрания

Методическая работа

Задачи:

1)повышения уровня профессионального мастерства

2)овладение новыми педагогическими технологиями воспитательного процесса

3)обмен опытом

Формы работы:

1)Участие в МО классных руководителей

2)участие в семинарах, педагогических советах, психолого-педагогических консилиумах

3)Изучение литературы

4)участие в конкурсах методических разработок

5) Повышение квалификации за счет средств сетевого педагогического взаимодействия Являюсь участником Интернет-портала «Про школу»; Сетевого сообщества «Методисты.ру"; Социальной сети работников образования nsportal.ru

         

  Организация и  сплочение  коллектива

           Задачи.

1)создание дружного коллектива

2)воспитание дружеского отношения друг к другу

3)формирование органов самоуправления

      Актив класса.

Командир:     

Староста:       

Учебный сектор:                                                                                                                                 

Культмассовыйсектор:.

Трудовой сектор:                                         

Спортивный сектор

Ред.коллегия:              

Работа с родителями.

                               

 Задачи.

1)изучение семей

2)Вооружение некоторыми  педагогическими знаниями.

3)Вовлечение родителей в воспитательный процесс.

                            

,Формы работы

1) знакомство с семьями, состоянием жизни

2)Систематически информировать родителей

3) По необходимости посещение семей

4)Вовлечение родителей в организацию мероприятий и ремонт кабинета

5)Систематическое проведение родительских собраний

Сентябрь.

«Знакомство»

 Октябрь . « Здоровье детей - в ваших руках »

 Ноябрь     «Трудности адаптации ребёнка к обучению в пятом классе».

Декабрь    «Проблемы в учебе. Как помочь своему ребенку учиться»

                     КТД «Новый год»

Январь      «Учебные способности ребёнка.

 Пути их развития на уроке и во внеурочное время».

Февраль 

КТД  «Роль общения в жизни школьника»

 

Март              КТД « Мамы разные нужны»

Апрель      « О поощрении и наказании».

Май .             Итоги за год. «Вот и стали мы на год взрослей».

 Июнь .        Ремонт класса.

              Родительский комитет

Председатель:    

           Члены :      

6) Систематически проводить заседание родительского комитета

Сентябрь.    Выборы и распределение обязанностей.

 Ноябрь .     Обсуждение поездки с учащимися.

Декабрь.     Обсуждение и проведения  КТД «Новый год» .

 Январь .     Обсуждение ремонта класса.

                      Сбор средств.

Февраль. 

                      Подготовка к проведению КТД « Роль общения в жизни школьника».

                      Пропаганда ЗОЖ.

Март ,           Обсуждение и проведение КТД «Мамы разные нужны».    

Апрель.       Обсуждение  проведения  поездки с учащимися.                                                                                                                                                                                                Май .             Обсуждение   проведения праздника» Вот и стали мы на год взрослей».

Июнь.           Ремонта класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль федеральной воспитательно – образовательной программы «Я – гражданин России» в воспитательной системе класса

Доклад о системе работы по пособию «Я — гражданин России»,созданного под руководством Я.В. Соколова на примере организации внеурочной деятельности: проведения классных часов, внеклассных мероприятиях,...

Воспитательная система класса "Поколение будущего" (5-11 классы)

система воспитательной работы в классе (5-11)...

Воспитательная система класса "Формирование социальной активности старшеклассника через волонтёрскую деятельность в рамках класса и школы"

Диагностика показывает, что у подростков уже сформированы понятия истины, добра и взаимопомощи, они стремятся следовать нормам культурной жизни, но этого пока мало для того, чтобы говорить о сформиров...

Воспитательная система класса "Городок" для учащихся 5-7 классов

Принимая модную и широко рекламируемую философию – каждый за себя, потеряв моральные ориентиры, общество заряжается энергией разрушения. В настоящее  время, когда практические не существует...

Воспитательная система класса "Воспитание - только творчески"(5-9 классы)

Программа воспитания охватывает пять лет школьной жизни (с 5 по 9 класс).Рассматриваются различные направления  воспитания детей, а также взаимодействие с родителями, профориентация, психодиагнос...

Воспитательная система класса "Технология сотрудничества"(10-11 классы)

Программа воспитания охватывает два года  школьной жизни (10 и 11  классы).Рассматриваются психолого-педагогические основы воспитания старшеклассников, основные этапы организации воспитатель...

Воспитательная система класса в воспитательной системе школы.

Воспитательная система — это сложная педагогическая система, имеющая социальный и психологический характер.Воспитательная система призвана интегрировать все воспитательные воздействия, направленн...