Как сделать классный час интересным и занимательным
методическая разработка по теме

Мельникова Ольга Владимировна

Провести классный час так, чтобы детям было интересно, – это половина успеха и главная составляющая достижения цели. Классный час обычно ориентирован на актуальные проблемы классного коллектива и имеет воспитательные цели. Морализаторство в этом направлении будет малоинтересно, а вот активные формы и технологии пройдут "на ура". Выбор технологии проведения этого мероприятия зависит от целей, возраста учащихся и опыта классного руководителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2013_1.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

Как сделать классный час интересным и занимательным

                             

Легко ли подросткам взрослеть в техникуме? Пожалуй, нет. Да, они стремятся к этому, стремятся стать скорее самостоятельными, взрослыми, уважаемыми. Вот только способы самовыражения и показной взрослости могут быть совсем неверными. Несколько скорректировать их могут классные часы в старших классах. Учебная программа, авторитет педагога и родительское воспитание – одно. Их не всегда достаточно. А вот грамотно составленный и увлекательно проведенный классный час позволит скорее и правильней адаптировать подростков, возможно, направить или дать ответ на многие неведомые, актуальные или же запретные темы.

Примечательно то, что многие студенты считают классные часы абсолютно ненужными, однозначно необязательными или же скучными и не интересными. Причина кроется в том, что мероприятие разработано и проводится несколько неверно. Зачастую классный час посвящается исключительно показателям и обсуждению успеваемости, посещаемости или же поведения. Предлагаются темы, которые им скучны, неактуальны, из которых, как говориться «они выросли» проходят по одному и тому же сценарию. Педагоги чрезвычайно загружены, а классное руководство - это не только организационная и действенная форма воспитания и общения. Это еще и отчетность, ответственность, время. Причем время здесь довольно существенный фактор. Чтобы провести интересный, яркий и полезный классный час в учебной группе техникума, готовиться придётся несколько дней (подбор темы, разработка сценария, поиск и обработка возможной информации по теме,  подготовка яркой презентации, планирование времени (важно тему раскрыть, но не затянуть), разработка и планирование дополнительных элементов (конкурсы, викторины, игровые элементы, диспут) для старших курсов). 

Любой практикующий преподаватель не понаслышке знает, как порой нелегко провести полезный и интересный для детей классный час в старших группах. Старшекурсники - эти юноши и девушки – не приемлют детского сюсюканья, не потерпят фальши. Они считают себя уже взрослыми людьми. Но им так необходимо получить ответы на интересующие их вопросы. Поэтому подготовка классного часа отнимает у куратора много времени и сил.

Классные часы для студентов любого возраста должны быть не только познавательными, но интересными – превратите их в возможность высказать свое мнение, обсудить насущные проблемы, в игровой и непринужденной форме донести до подростков  важную информацию.

Инструкция

1. Учитывайте возраст детей – то, что будет интересно студентам на 1 курсе, совсем не воодушевит студентов 3 и 4 курсов. Чем старше дети, тем серьезнее должны быть темы. Вы можете разговаривать с ними как со взрослыми людьми, не забывая об их эмоциональности и тревожащих проблемах. Тематика классного часа должна быть интересна и актуальна – младшие курсы можно обучать правилам дорожного движения, этикету, личной организованности и т.д. Выпускные группы наверняка заинтересуются возможностью пообщаться с представителями предприятий молочной промышленности, проведением интеллектуальных соревнований, обсуждением актуальных для молодежи тем и т.д.

2. Активно используйте различные презентационные методы – показ слайдов и видеофильмов. Чем нагляднее будет представлена информация, тем больше шансов, что вы донесете ее до студентов именно в том ракурсе, в каком необходимо. В комнате должна быть установлена большая маркерная или интерактивная доска, пользоваться которой разрешено всем – ребятам тоже удобно выражать свое мнение схематично.

3. Проводите классный час в виде открытой дискуссии, ведь вашей целью является не только обеспечение усвоения материала, но и формирование у подростков собственного мнения, умения его выражать и отстаивать. Если ваши классные часы будут носить характер доверительных бесед, то польза будет двойная – вы быстро наладите контакт с детьми и сможете рассчитывать на их активное участие в обсуждении.

4. Позвольте студентам самим выбирать тему классного часа, например, раз в два месяца. Возложив на них ответственность за подготовку и проведение «урока», вы не самоустранитесь, а будете оказывать всяческую поддержку, направляя и помогая ребятам.

5. Проводите ролевые игры – это очень эффективный психологический метод, который позволит подросткам примерить на себя самые противоположные образы. К любой теме можно подобрать небольшую сценку, разыгрывая которую ребята смогут углубиться в проблему и найти пути ее решения опытным путем.

6. Играйте – дети активно учатся в игре. Каждый подросток должен чувствовать свою причастность, поэтому выбирайте игры с большим количеством участников, а тех, кому не удалось поучаствовать в одной из них, обязательно приглашайте в другую в первую очередь.

Провести классный час так, чтобы детям было интересно, – это половина успеха и главная составляющая достижения цели. Классный час обычно ориентирован на актуальные проблемы классного коллектива и имеет воспитательные цели. Морализаторство в этом направлении будет малоинтересно, а вот активные формы и технологии пройдут "на ура". Выбор технологии проведения этого мероприятия зависит от целей, возраста учащихся и опыта классного руководителя.

Как сделать классные часы интереснее?

Почему многие классные руководители с большим пессимизмом относятся к классным часам, а подростки не испытывают к ним большого интереса? Проанализировав ситуацию, можно сделать  выводы:

  1. Классный руководитель, имея большую учебную нагрузку, не может тщательно подготовиться к классным часам, поэтому они превращаются в дежурные беседы о технике безопасности, о состоянии дел в классе и т.д.
  1. Существует целый ряд классных часов, тематика которых повторяется из года в год – ну кому от этого не станет скучно?
  2. Классному руководителю часто трудно отойти от привычной манеры вести урок, и поэтому классные часы не отличаются особым разнообразием деятельности.

 Классный час – это одна из немногих возможностей более близкого, более личностного общения классного руководителя со своими воспитанниками. Но чаще всего они проводятся после уроков, когда уровень усталости студента и преподавателя повышен. Поэтому превращать такого рода встречи в очередной урок не резонно. Гораздо важнее создать условия для спокойного общения.

Многие педагоги  выбирают авторитарную форму проведения классного часа, полагая, что это способствует поддержанию дисциплины... Но предоставление возможности активного обсуждения, принятия решений не означает потерю контроля над ситуацией. Студенты должны быть не просто слушателями, а активными участниками, зрителями, экспертами. Если вы даете возможность высказаться, то слушайте подростка до конца.

Когда мы присутствуем на различных конференциях, слушаем разного рода сообщения, то при любом уровне усталости мы моментально включаемся и с особым вниманием слушаем яркие, интересные выступления с массой примеров. Соответственно, информация, которую мы отбираем для классного часа, должна быть занимательной.

В практике можно столкнуться, с тем, что с особым вниманием ребята слушают примеры из жизни своего классного руководителя. И это не просто праздное любопытство. Это возможность взглянуть на педагога с другой стороны. Подросток перестает чувствовать себя одиноким, когда понимает, что люди вокруг него могут испытывать подобные эмоции, вести себя таким же образом в различных ситуациях.

У любого человека рано или поздно возникает интерес к себе. Именно поэтому очень важно дать подросткам  возможность узнать нечто новое об особенностях своего психического склада, что в будущем может стать стимулом к самовоспитанию. Получить дополнительную информацию о себе они могут с помощью тестов. Особенно это познание себя актуально для подросткового возраста.

Посещение классного часа может быть свободным. Сразу предполагаю негативную реакцию некоторых коллег. После объявления свободного посещения одна половина ребят уходит, а другая – остается. Вот теперь-то все зависит от вас! Надо постараться, чтобы первый классный час был интереснейшим. После этого по группе пройдет слух, и посещение Вам обеспечено. Ну а качество проведения падать уже не должно. 

Источники

  1. http://www.kakprosto.ru
  2. http://www.klassnye-chasy.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как сделать классное дело интересным и увлекательным

От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа....

Выступление на ШМО классных руководителей. Ярмарка педагогических идей на тему: «Как сделать классное дело интересным и содержательным?» В формате дистанционного обучения

В презентации представлен список воспитательных мероприятий, проведенных за время дистанционного обучения.Этапы проведения. Обратная связь с обучающимися. Создание видео ролика для семейного просмотра...

«Как сделать классное дело интересным и содержательным в формате дистанционного обучения» в классе

В связи со сложившейся в мире и нашей стране эпидемиологической обстановкой и введением карантина, многие ранее намеченные и начатые проекты пришлось адаптировать под условия дистанционного обучения....

Доклад на МО «Как сделать урок интересным: от занимательности к мотивации» Приемы повышения мотивации на уроках иностранного языка

Главной целью обучения иностранным языкам в школе является развитие коммуникативной компетенции, развитие личности ученика, желающей и способной к участию в межкультурном общении на иностранном я...