Профилактика трудных подростков в классе
методическая разработка по теме

Баранова Татьяна Алексеевна

Система воспитательной работы классного руководителя по профилактике трудных подростков в классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon profilaktika_trudnyh_podrostkov_v_klasse.doc129.5 КБ

Предварительный просмотр:

Система воспитательной работы классного руководителя по профилактике трудных подростков в классе

“Трудные”дети? Кто они? На первый взгляд, ответ чрезвычайно прост. Это дети, с которыми всем и везде нелегко. В семье – родителям, в детском саду – воспитателям, в школе – учителям. Но справедливо ли смотреть на проблему лишь с позиции воспитателя, которому и самые нормальные дети представляются, «проблемными» или «трудновоспитуемыми», если на его воспитательные усилия они реагируют, совсем не так, как он ожидает?

Может быть, нелишне взглянуть на ситуацию глазами ребенка? И ему взрослые могут представляться несправедливыми, невнимательными, непонимающими, злоупотребляющими своей властью, физической силой, творящими «суд скорый и неправый». В самом деле, каждый ли ребенок, не оправдывающий наших ожиданий, действительно трудновоспитуемый?

 По отношению к подростку термин "трудновоспитуемость" означает невосприимчивость и сопротивляемость воспитуемого педагогическому воздействию. Обусловлено это обычно отставанием личности в положительном развитии, отсюда – проявления недостатков развития, неправильных установок в поведении, отрицательных качеств характера, нездоровых потребностей и т. д. И, как результат, – сначала "трудные" дети и школьники, а затем – взрослые с устойчивыми негативными качествами характера и отклонениями в поведении.

В чем же причины таких отклонений?

Во-первых, в самом подростке, его психологических особенностях. Этот возраст трудный сам по себе. Подростку присущ целый комплекс противоречий. С одной стороны, он старается казаться взрослым, а с другой, – сохраняет детские черты, не умеет совершать самостоятельные действия и принимать решения, предъявляет завышенные требования к учителям и родителям, критичен по отношению к ним, а сам не умеет владеть собой.

Во-вторых, "трудный" подросток  и "трудные" семьи – понятия неразделимые. Многие социальные пороки (алкоголизм, преступность, наркомания), присущие подросткам, имеют корни в семье.

Дети отражают образ жизни отцов и матерей. Среди причин, порождающих "трудных" подростков или детей “группы риска”, можно выделить следующие:

  1. отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет;
  2. незнание их интересов и потребностей;
  3. политическая, социально-экономическая и экологическая нестабильность;
  4. усиление влияния псевдокультуры;
  5. неблагоприятные семейно-бытовые отношения;
  6. отсутствие контроля   за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям;
  7. чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки;
  8. сверхзанятость родителей в сфере общественного производства и частного предпринимательства;
  9. "эпидемия" разводов;
  10. потеря эмоциональных контактов с детьми.

Перевоспитание подростка необходимо начинать с коррекции отношений внутри семьи. Именно классный руководитель должен найти индивидуальные подходы и слова для каждой семьи с целью усиления ее позитивного потенциала.

Задачи классного руководителя в работе с проблемными семьями

Типы проблемных семей

Задачи классного руководителя

Семьи, в которых "трудные" родители. Это, например, одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера, царящая в такой семье, – холодность, безразличие, отсутствие духовного контакта

  1. Расположить мать к себе, заручиться доверием; если она отнесется к этому настороженно, не спешить обижаться.
  2. Попробовать посмотреть на себя глазами матери. Это поможет лучше понять ее и контролировать свое отношение к ней.
  3. Заинтересовать судьбой подростка, пробудить ответственность за его будущее.
  4. Деликатно, тактично затронуть тему естественного желания матери устроить свою личную жизнь; пробудить потребность в душевных контактах с ребенком, совместном решении повседневных жизненных проблем

Семьи, в которых господствует безнадзорность. В таких семьях родители, как правило, употребляют алкоголь. Для таких родителей характерны культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми

  1. Терпеливо доказывать родителям пагубное влияние на подростка того образа жизни, который они ведут.
  2. Обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд, обиду за отца и мать.
  3. Выяснить, кто из родителей пользуется большим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении условий жизни.
  4. Включить подростка в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить контроль

Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. Родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов педагогического воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей

  1. Сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультаций, включение их в систематическую работу школы с родителями.
  2. Пробудить интерес к самообразованию.
  3. Внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях

Семьи, в которых приоритет отдается материальному благополучию над духовной жизнью. Дети в таких семьях растут эгоистами, излишне практичными потребителями. Родители эти качества поощряют

  1. Изменить жизненную ориентацию родителей.
  2. Заинтересовать подростка развитием внутреннего духовного мира.
  3. При встречах с родителями дома и в школе использовать косвенное воздействие, опираясь на здоровые интересы

Семьи, в которых родители предъявляют к детям завышенные требования, часто граничащие с жестокостью. Детей часто наказывают физически, в результате чего они растут озлобленными и жестокими

  1. Доказать родителям, что с ребенком надо обращаться как с равным.
  2. Относиться к ребенку как к человеку, который имеет равные права на самостоятельность и уважение.
  3. Доказать, что терпение и снисходительность к ребенку – главное средство в воспитании

Кроме описанных в таблице  типов семей выделяют также:

  1. дисфункциональные семьи (многодетные; где воспитанием занимается мать-одиночка или один из родителей умер; неполные семьи; родители безработные или беженцы; мать – несовершеннолетняя);
  2. семьи социального риска (где родители, например, вернулись из мест лишения свободы и т. п.).

Педагогически запущенных детей можно классифицировать по разным признакам.

По типу запущенности:

  1. педагогически запущенные (неуспевающие и недисциплинированные):
  2. с пассивной жизненной позицией ("Я – безволие, равнодушие, недоверие");
  3. с неадекватной реакцией ("Я – эго" – эгоисты, упрямцы);
  4. с антиобщественным поведением ("Я – агрессия" – жестокие, антагонистические, аморальные);
  1. социально запущенные (дезорганизаторы пассивные и активные);
  2. правонарушители (бродяжничество, воровство, хулиганство);
  3. отклоняющиеся от нормы по здоровью (психические и соматические заболевания).

По области психических нарушений:

  1. с нарушениями в сфере общения;
  2. с повышенной или пониженной эмоциональной реакцией;
  3. с односторонним умственным развитием;
  4. с неправильным развитием волевой сферы.

По позиции:

  1. неудовлетворенные своим положением в детском коллективе;
  2. неудовлетворенные своим положением в семье;
  3. с преобладанием связей с дезорганизаторами;
  4. с надломленной психикой;
  5. с избыточной энергией, не нашедшей применения.

Одной из основных задач  воспитательной работы   классного руководителя с "трудными детьми " заключается в том, чтобы предупредить и преодолеть трудновоспитуемость  своих учеников; организовать предупредительную работу  с такими детьми; укрепить  положительные  качества ребенка; помочь ему адаптироваться в коллективе сверстников; грамотно и своевременно вести педагогическую диагностику.

Целью воспитательной работы с «трудными детьми» должны стать: включение "трудного" воспитанника в социальные и внутриколлективные отношения, в систему ответственных зависимостей с обществом и коллективом, привлечением его к социально ценной деятельности с учетом имеющихся у него положительных качеств, возможностей и способностей; нормализация и регуляция взаимоотношений воспитателей и воспитуемых; использование всех имеющихся возможностей школы, семьи и общественности для создания единых педагогических позиций по отношению к "трудным" детям, формирования у них объективной самооценки.

 Основными направлениями работы классного руководителя с "трудными" учащимися являются:

1. Изучение проблемных детей.

2. Составление индивидуального плана работы с этими детьми.

3. Организация помощи педагогически запущенным детям.

Прежде всего, классному руководителю следует выявить всех проблемных детей в классе и завести на них и их семьи карту. Для более детального знакомства с такими учащимися необходимо:

  1. определить характер педагогической запущенности и неблагополучия семьи (путем систематического наблюдения за детьми, семьями учеников, результатами их деятельности);
  2. установить статус педагогически запущенного ученика и ученика из неблагополучной семьи в классном коллективе, характер взаимоотношений с ними одноклассников (путем наблюдения, социометрических измерений и анкетирования), наметить способы их улучшения;
  3. изучить интересы, склонности и способности такого ученика с целью возможного включения его во внеурочную кружковую, спортивную, общественно-полезную деятельность;
  4. установить: входят ли педагогически запущенные дети в другие группы, компании, объединения; направленность этих групп, характер их влияния на конкретного ученика;
  5. ознакомиться с положением ребенка в семье;
  6. изучить нравственные ориентиры личности, воспитательный потенциала семьи и коллектива;
  7. выявить ошибки в постановке задач, выборе методов и форм воспитания.

В работе с "трудными" детьми учителю не обойтись без знаний возрастной педагогики.

В младшем возрасте проявляются последствия неправильного семейного и детсадовского воспитания. Дети не умеют играть со сверстниками, общаться с ними, управлять собой, трудиться сообща, старательно выполнять работу. Очень важно на данном этапе выявить детей, отстающих в развитии, с трудным характером, слабо подготовленных к школе, и обратить внимание на сложность усвоения нового режима жизни и деятельности, специфику взаимоотношений с учителями, изменение отношений с семьей, затруднения в учебной деятельности и выполнении домашних заданий.

Классный руководитель должен:

  1. научить детей самостоятельно готовить уроки, преодолевать трудности;
  2. создавать "ситуацию успеха" для таких учащихся;
  3. вовлекать ребенка в интересующую его деятельность (игру, труд, учебу, досуг);
  4. обучать правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки;
  5. учить уважать товарищей и взрослых;
  6. развивать умение прощать друг другу слабости и недостатки.

В среднем возрасте трудновоспитуемость стимулируется не только отставанием в психическом развитии, но и недостаточным жизненным опытом. Подростки копируют поведение взрослых, несамостоятельны, преждевременно взрослеют. К недостаткам поведения относятся: грубость, невыдержанность, драчливость, заносчивость, негативное отношение к учебе, конфликты с окружающими.

На данном этапе необходимо:

  1. подчеркивать взрослость подростка, его ответственность за себя и за свою деятельность;
  2. учить различать истинную и ложную красоту человека;
  3. воспитывать невосприимчивость к отрицательному поступку;
  4. формировать чувство коллективизма и предупреждать эгоистичность, вырабатывая адекватную самооценку;
  5. правильно подобрать поручение в классе с учетом интересов ребенка и сообщества сверстников;
  6. создавать "ситуации успеха" в учебном процессе;
  7. организовать оценочную деятельность, предупреждение невротических расстройств и патологических влечений.

Старшие подростки, взрослея, тянутся к самостоятельности. Но социального опыта, многих практических умений, необходимых сил и способностей у них еще нет. Назревает конфликт между пониманием норм поведения и их выполнением, чувствами и разумом, планами и возможностями.

Классному руководителю необходимо организовать:

  1. общение в микрогруппах ближайшего окружения;
  2. деятельность, направленную на самопознание и самоопределение учащихся, формирование потребности в постоянном самовоспитании, активное приобщение к труду для личных и общественных целей.

Принципом работы с трудновоспитуемыми является гуманно-личностный подход к ребенку.

Несмотря на то, что такой подход предполагает отношения, основанные на доброте и мягкости, любви и уважении, нельзя превращать его во вседозволенность, всепрощение и заискивание перед учениками. Крайности воспитательного стиля противопоказаны в педагогике. Должны соблюдаться определенные границы личностного подхода.

Для развития большого диапазона личностных качеств методом "Я -положительное и Я -отрицательное" эффективнее всего оптимистический подход, поощрение, успех.

При наличии у ребенка отрицательной "Я-концепции" абсолютно противопоказано принуждение, требуется поиск положительного в личности, вера и понимание душевного состояния ребенка. При отягощении трудности состояниями ожесточения должны быть проявлены сострадание, прощение, щадящий подход, помощь.

В случае перехода к еще более низкому уровню "Я -концепции (Я -агрессия и Я -эго)", личностный подход должен быть заменен тормозящими приемами; правомерно принуждение и наказание, поскольку в таких случаях учащийся становится опасен для окружающих.

Из положительной "Я -концепции" может развиваться и эгоистический комплекс; в этом случае также приемлемы тормозящие приемы.

При планировании воспитательной работы классного руководителя рекомендуется:

  1. провести анализ результатов воспитательной работы за прошедший учебный год;
  2. поставить задачи воспитательной работы;
  3. выделить основные разделы плана.

В таблицах  2–4 приведены примерные планы работы с педагогически запущенными детьми.

Таблица 2

Воспитательная работа с учащимися на разных ступенях обучения

Начальная ступень

Средняя ступень

Старшая ступень

1. Работа с коллективом учащихся.

1. Пути формирования воспитывающего детского коллектива в классе.

1. Работа с коллективом учащихся.

2. Деятельность, направленная на выявление педагогически запущенных детей через коллективные творческие дела, классное самоуправление и т. д.

3. Индивидуальная работа со слабоуспевающими

2. Организация самопознания и самовоспитания педагогически запущенных детей.

3. Определение форм индивидуальной помощи.

4. Организация медицинской помощи, включение в работу секций и кружков.

5. Совместная работа классного руководителя с семьями, общественностью и правоохранительными органами

2. Деятельность детей, включение их в общественно полезные дела, самоуправление, самодиагностика личности.

3. Индивидуальная работа

Таблица 3

Организация помощи педагогически запущенным детям

Направления работы, мероприятия

Сроки исполнения

Ответственный

1. Организация педагогической помощи

1.1. Создание благоприятных условий для развития личности учащихся.

В течение года

Классный руководитель

1.2. Отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся.

Постоянно

Администрация, учителя-предметники

1.3. Проведение дополнительных занятий, консультаций. Снятие "синдрома неудачника".

По расписанию

Учителя-предметники

1.4. Укрепление положения детей в классном коллективе, помощь учащимся в выполнении общественных поручений.

В течение года

Классный руководитель, зам. директора по ВР

1.5. Формирование положительной "Я -концепции".

В течение года

Классный руководитель

1.6. Оказание педагогической помощи родителям педагогически запущенных детей и учащимся из неблагополучных семей

В течение года

Классный руководитель, администрация

2. Организация медицинской помощи

2.1. Проведение диспансерного осмотра детскими врачами с целью диагностики отклонений от нормального поведения, причин психофизиологического, неврогенного характера.

Систематически

Фельдшер, родители

2.2. Предупреждение привычек к курению, влечению к алкоголю и токсичным средствам:

  1. анкетирование учащихся , родителей;
  2. заседание "круглого стола" на тему "Наркомания, алкоголизм – слабость или болезнь";
  3. консультации фельдшера: "Курение – цена модной привычки", "Наркомания среди подростков";

лекции для родителей:

  1. "Психология ранней наркомании" ;
  2. "Проба наркотика – шаг в пропасть" .;
  3. "Сигарет, не приносящих вреда, – нет".;
  4. "Профилактика наркомании, токсикомании, алкоголизма".

В течение года

Классный руководитель, фельдшер

3. Организация психологической помощи

3.1. Изучение психологического своеобразия учащихся (наблюдение, беседы).

В течение года

 Классный руководитель, зам. директора по ВР

3.2. Выявление проблем семейного воспитания (наблюдение, беседы).

В течение года

Классный руководитель, зам. директора по ВР

3.3. Индивидуальные беседы с учащимися с целью помочь им совершать более осознанные поступки.

Систематически

Классный руководитель, зам. директора по ВР

3.5. Организация работы психологического тренинга "Толерантность" для детей из неблагополучных семей

1 раз в неделю

Классный руководитель, зам. директора по ВР

4. Организация свободного времени

4.1. Изучение интересов и способностей учащихся.

В течение года

Классный руководитель

4.2. Вовлечение детей в кружки, секции, общественно полезную деятельность, детские общественные организации.

Сентябрь – октябрь

Классные руководитель, родители

4.3. Изучение читательских интересов, запись в библиотеку, отслеживание периодичности ее посещения, помощь в составлении списка интересных и необходимых для развития книг.

Сентябрь

Библиотекарь

4.4. Изучение участия детей в неформальных объединениях по месту жительства.

В течение года

Классные руководитель

4.5. Поощрение любых видов художественного и технического творчества детей и участия их в общественных и классных делах.

В течение года

Классный руководитель, зам. директора по ВР

  Примерный план мероприятий по работе с педагогически запущенными детьми и неблагополучными семьями

Наименование мероприятий

Сроки исполнения

Ответственные

1. Выявление педагогически запущенных детей и неблагополучных семей

В течение года

Администрация, классный руководитель

2. Изучение причин социально-педагогической запущенности ребенка

По мере выявления

Администрация, классный руководитель

3. Ведение картотеки педагогически запущенных детей и неблагополучных семей

В течение года

Администрация, классный руководитель

4. Собеседование с классными руководителями 1–11-го классов по профилактике правонарушений

1 раз в полгода

Администрация

5. Разработка и распространение памяток поведения в семье среди подростков

Сентябрь – октябрь

Классный руководитель, зам. директора по ВР

6. Заседания Совета по профилактике правонарушений

1 раз в месяц

Администрация, классный руководитель

7. Заседание малого педсовета с приглашением родителей педагогически запущенных детей

По мере необходимости

Администрация, классный руководитель

8. Рейды в неблагополучные семьи и семьи педагогически запущенных детей

По мере необходимости

Администрация, классный руководитель

9. Изучение положения подростка в коллективе

По мере необходимости

Классный руководитель

10. Консультации для детей и родителей

Систематически

Классный руководитель, зам. директора по ВР

11. Беседа с педагогически запущенными детьми и родителями по профилактике правонарушений

1 раз в месяц

Классный руководитель, зам. директора по ВР

12. Лекции для родителей и педагогически запущенных детей

Систематически

Классный руководитель, зам. директора по ВР

13. Единый день отказа от курения

Ноябрь

Классный руководитель, зам. директора по ВР

14. Единый день профилактики правонарушений

Декабрь

Классный руководитель, зам. директора по ВР

15. Единый день борьбы с наркотиками "За здоровый быт и трезвые традиции"

Март

Классный руководитель, зам. директора по ВР

16. Всемирный день здоровья

Апрель

Классный руководитель, зам. директора по ВР

Для повышения качества воспитательной деятельности по профилактике правонарушений и целенаправленного ее развития необходимо методическое обеспечение программ воспитания. Работа в этом направлении также должна проводиться в соответствии с планами (табл. 5).

Таблица 5

План подготовки методического обеспечения для работы с педагогически запущенными детьми

Мероприятия

Сроки исполнения

Ответственные

1. Работа МО классных руководителей

В течение года

Зам. директора по ВР

2. Заседания творческой группы по работе с семьей "Взаимодействие семьи и школы"

1 раз в четверть

Зам. директора по ВР

3. Подготовка выпуска методических рекомендаций по работе с педагогически запущенными детьми и неблагополучными семьями

Апрель

Зам. директора по ВР, классный руководитель

4. Работа с правоохранительными органами, ПДН.

В течение года

Администрация

5. Подготовка выставок книг по данной проблематике

1 раз в четверть

Библиотекарь

6. Разработка положения о постановке на внутришкольный учет и снятии с учета

Сентябрь

Зам. директора по ВР

7. Составление плана работы школы по профилактике курения и наркомании

Сентябрь

Заместители директора по ВР и УВР

8. Создание Штаба по беспризорности и безнадзорности

Сентябрь

Администрация

Реализация данной воспитательной работы предполагает:

  1.  обеспечение повышения статуса этой деятельности в образовательном учреждении;
  2. создание условий приоритетности воспитания в процессе образования, единства обучения и воспитания как двух взаимосвязанных компонентов в системе образования;
  3. интеграцию усилий профессионалов: учителей, воспитателей, руководителей кружков для их тесного контакта с семьей и сверстниками подростков;
  4. снижение количества педагогически запущенных детей и неблагополучных семей. 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Есть ли шанс у "трудного" подростка?!"

Современная вечерная или сменная школа, ее возможности для учащихся, которые оооказались в трудной жизненной ситуации: асоциальная семья, правонарушения и преступления, молодые родители. Могут ли они ...

Программа работы с трудными подростками в МОУ ДОД ЦРТДиЮ г. Нерюнгри "Альтернатива"

Программа "Альтернатива" направлена на работу с детьми девиантного поведения в учреждении дополнительного образования детей....

Вовлечение трудных подростков в жизнь класса

«Если бы в кабинете у врача, юриста или дантиста одновременно собрались 30 человек с разными желаниями и потребностями, а некоторые, не имея желания там находиться,...

Авторская программа коррекционно-развивающих занятий для подростков коррекционных классов VIII вида. Психологическая помощь подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации "Я выбираю жизнь".

По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди детей и подростков. Уровень самоубийств среди российских подрос...

ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ

ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ...

Профилактика работы с трудными подростками (из опыта работы).

Много говорится и пишется сегодня о проведении успешной профилактической работе с трудными подростками. Мы, социальные педагоги, которые сталкиваемся с такими ребятами каждый день, стремимся постоянно...

Мастер-класс для педагогов "Общение с "трудными" подростками"

Выступление на Региональном семинаре для педагогов по  Профилактике асоциального поведения школьников "Вместе ради детей!" . Материал представляет собой текст интерактивного  мастер-кла...