Будь природе другом
классный час (5 класс) по теме

Рокунова Ольга Николаевна

Внеклассное мероприятие для 5-го класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskiy_konkurs_word.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический  конкурс

 «Будь природе другом»

ВЕДУЩИЙ: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим об экологии. Слово «экология» прочно вошло в обиход. Его можно услышать по радио, и в телепередачах, и в разговорах на бытовую тему, прочитать в газетах и журналах. Почему это слово вдруг стало так популярно?

       С развитием цивилизации воздействие людей на природу становилось все сильнее и, наконец, приобрело планетарный характер. Природа уже сама  не могла залечить  нанесенные ей раны. Первыми забили тревогу ученые, потом врачи, журналисты и политики. Слово  «экология» стало модным. К сожалению, его часто употребляют к месту и не к месту, зачастую не понимая всей опасности экологических проблем.

        Аварии на атомных станциях и нефтяных танкерах, отравление водоемов ядовитыми стоками промышленных предприятий, исчезающие леса, загрязненный воздух…Сложившееся на Земле положение ученые определяют как экологический кризис. И нет на сегодня более важной задачи, чем поиск выхода из этого кризиса.

         Что такое экология, как вы думаете, ребята?

          Чтобы ответить на этот вопрос, заглянем в словарь. Мы узнаем, что экология – это наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой. Под живым организмом можно понимать как микроб, так и слона или человека. Под окружающей средой подразумевают и почву, в которой живет тот или иной организм, и лес, взаимодействующий со своими обитателями, и воздух, без которого не могут существовать животные и растения, то есть все то, что окружает организм и с чем он взаимодействует.

        Экологические проблемы нельзя рассматривать без учета всех процессов, происходящих в человеческом обществе. Хозяйственная деятельность человека очень часто оказывает отрицательное воздействие на самого человека и окружающую его природу. Если рана, нанесенная человеком не большая, то природа может восстановиться.

          Например, человек выбросил ведро мусора на компостную кучу. Прошел год, и мусор превратится в компост, который затем используют для подкормки растений. Природа справилась с этим выбросом.

           Но Чернобыльская атомная станция во время аварии выбросила тысячи тонн радиоактивных материалов, которые на десятки лет сделали опасными для жизни человека многие города, села, поля, реки, леса. Произошла экологическая катастрофа.

  Чем больше человек производит  различных изделий, тем больше вредных отходов выбрасывает он в окружающую среду. Остановить производство нельзя, но сделать его безотходным можно. Экологический кризис должен быть преодолен.

            А сейчас, ребята, кто из вас быстрее и правильнее ответит на заданные вопросы, станет участником игры «Будь природе другом».  За каждый правильный ответ вы будете получать жетон. После того, как вы ответите на вопросы, будут сформированы 2 команды.

Вопросы:

  1. у кого лапы вывернуты на наружную сторону? (у крота)
  2. что за пушистое насекомое лакомится нектаром цветов? (шмель)
  3. назовите месяц пробуждения природы. ( май )
  4. для чего рыбе хвост? (рыбы используют хвост в качестве руля)
  5. кто без рук, без топора строит дом? ( птица)
  6. кто поет надувая воздушные пузырьки? (лягушка)
  7. назовите месяц лютого холода. ( январь )
  8. какой лесной житель сушит на деревьях грибы? (белка)
  9. назовите 1 примету весны. ( капель )
  10. с прилетом каких птиц мы связываем начало весны? (грачи)
  11. в каком месяце начинается великое переселение птиц на родину? (в апреле)
  12. какой месяц считается ягодным? (июль)
  13. сколько ног у паука? (8)
  14. в какие дни светлое и темное время суток длится одинаково? (21 -23 марта, 21-23 сентября.)

Формируются команды из ребят.

1. « ЧТО ЗАГРЯЗНЯЕТ ПРИРОДУ? »

ВЕДУЩИЙ: Приступим к 1 заданию. Я выдам каждой команде карточки с изображением предметов, созданных человеком. Нужно отложить те из них, которые приносят вред окружающей среде.

Карточки для команды 1

  1. упаковка от продуктов;
  2. теплоход;
  3. деревенский дом;
  4. трактор;
  5. скворечник;
  6. троллейбус;
  7. лыжи. 

Карточки для команды 2

  1. завод;
  2. самолет;
  3. роликовые коньки;
  4. автобус;
  5. детская коляска;
  6. самосвал;
  7. парусная лодка.

(Команды выполняют задания)

2. « ПИЩЕВЫЕ ЦЕПОЧКИ »

ВЕДУЩИЙ: В процессе питания организмы связаны между собой в определенной последовательности, называемой пищевой цепью. По цепи осуществляется передача веществ и энергии. Пищевые цепи в экосистемах перекрещиваются друг с другом и образуют пищевые сети.

 

Карточки для команды 1

  1. ястреб;
  2. стрекоза;
  3.  уж;
  4. лягушка;    

Ответы:

  1. стрекоза;
  2. лягушка;    
  3. уж;
  4. ястреб.

Карточки для команды 2

  1. колос;
  2. мышь;
  3. почва;
  4. лиса.

Ответы:

  1. почва;
  2. колос;
  3. мышь;
  4. лиса.

(Команды выполняют задания)

3. « ЧТО ОЗНАЧАЮТ СЛОВА? »

ВЕДУЩИЙ: Приступим к следующему заданию. Вам нужно вспомнить значение различных экологических понятий. Каждой команде я буду называть термины, а вы должны их расшифровать.

Задание для команды № 1

  1. атмосфера (воздушная оболочка Земли.)
  2. бытовые отходы (твердые вещества; все отбросы, которые человек не использует в быту)
  3. загрязняющие вещества (вредные для человека и природы вещества, количество которых превышает допустимую норму)
  4. среда жизни (часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них какое – либо воздействие.)
  5. истребление (исчезновение с лица Земли какого – либо вида животных или растений)

Задание для команды № 2

  1. почва (сложный по составу и свойству верхний слой земли, который состоит из твердых частиц, воды, воздуха, различных растительных и животных остатков)
  2. сточные воды (воды, бывшие в производственно-бытовом или сельскохозяйственном употреблении, отличающиеся сильным загрязнением)
  3. кислоты (химические вещества, имеющие кислые свойства. Они разъедают многие материалы – бумагу, ткани, древесину, металл.)
  4. круговорот воды (вода, находящаяся в непрерывном процессе перемещения, включающем накопление, испарение, перераспределение, выпадение в виде осадков)
  5. маскировка (окраска и форма тела, делающие животных менее заметными на фоне окружающей среды).

        (Команды отвечают)

4. « КТО ГДЕ ЖИВЕТ ? »

ВЕДУЩИЙ: Каждая команда получит карточки с изображением животных или растений. Задача заключается в том, чтобы каждому животному или растению оказаться в своей природной зоне. Для этого на оборотной стороне каждой карточки вы напишите среду обитания данного животного или растения.

        (Команды выполняют задания)

Карточки для команды № 1

Животные и растения

Среда обитания

Белая сова

тундра

Тростник

водоем

Лось

лес

Личинка стрекозы

водоем

Северный олень

тундра

Лягушка

водоем

Животные и растения

Среда обитания

Белая сова

тундра

Тростник

водоем

Лось

лес

Личинка стрекозы

водоем

Северный олень

тундра

Лягушка

водоем

Медведь

лес

Карточки для команды № 2

Животные и растения

Среда обитания

Белка

лес

Белый медведь

тундра

Водомерка

водоем

Ель

тайга

Песец

тундра

Камыш

водоем

Лиса

лес

5. « ЭТИ ЗАБАВНЫЕ ЖИВОТНЫЕ »

ВЕДУЩИЙ: По описанию вы должны отгадать животное.

Задание для команды № 1

*Этот зверь является характерным обитателем леса. Он может достигать в длину 2 с половиной метра и иметь вес более 500 кг. Ходит он по лесу осторожно, почти бесшумно. Лес доставляет ему большую и разнообразную пищу. Он ест молодые побеги , корни , луковицы растений, грибы, ягоды, орехи и очень любит лакомиться муравьями. Кроме того ,может поедать мелких грызунов, лягушек, яйца и птенцов различных птиц, с удовольствием употребляет в пищу рыбу.(медведь)

*Представитель семейства кошачьих. Хвост у нее короткий, как будто обрубленный, на ушах кисточки. Охотится на зайцев, копытных, рябчиков, тетеревов. ( рысь)

*На вечерней заре раздается глухой короткий рев. Из чащи выходят лесные великаны. Глухим утробным ревом они вызывают противника на битву. Эти животные питаются зимой побегами и корой ивы, осины, рябины, сосны и других деревьев; летом поедают также травянистые растения. Длинные ноги дают им возможность передвигаться в снегу глубиной до 90 см.( лось)

Задание для команды № 2

*Хищное млекопитающее семейства куньих. Длина тела до 90 см, весит до 30 кг. Окраска спины и боков обычно серебристо-серая; низ тела черноватый; по бокам головы черные полосы, тянущиеся от носа к ушам. Живет в подземных норах, которые роет по склонам песчаных холмов, оврагов и балок. В северных районах залегает на зимние месяцы в норы, в южных – активен круглый год. Питается растительной и животной пищей: корневищами, ягодами, орехами, грибами, мелкими млекопитающими, лягушками, ящерицами, насекомыми, червями. (барсук)

* Этот замечательный лесной зверь к зиме белеет. Длина его тела может достигать 70 см, а вес – 6 кг. У него длинные задние ноги и широкие ступни, что помог7ает ему делать большие прыжки и не проваливаться в снег. (заяц)

* Среди гигантов суши это животное уступает по весу только слону. Взрослый самец достигает в длину 4,5 метра. Высота его – 1,5 метра, а весит он 3,5 тонны. В обхвате почти равен своей длине, и это огромное туловище с массивной головой поддерживается короткими ногами-тумбами. Прекрасно передвигается в воде и на суше. Быстро бегает, а в бою с ним вряд ли кто справится. (гиппопотам)

(Команды отвечают)

ВЕДУЩИЙ: Наш КВН подошел к концу. Пора подвести итоги и определить команду, которая  победила в нашей игре.

         

( Подведение итогов. Награждение команды победительницы.)

          Ребята, давайте бережно относиться к природе, ведь мы с вами частичка этой природы. Поэтому мы должны не только открывать и использовать ее сокровища, но и беречь их, предотвращать последствия от использования природных богатств. Ведь охранять природу – значит охранять Родину.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия по экологии"Будь природе другом"

Данная разработка содержит методические рекомендации по проведению внеклассного мероприятия по экологии в свете требований ФГОС....

Презентация "Будь природе другом!"

Данная презентация это итог работы над проектом "Будь природе другом!"...

Презентация к устному журналу "Будь природе другом"

В презентации перечисляются  основные этапы работы над устным журналом...

мероприятие "Будь природе другом"

Внеклассное мероприятие о природе, о нашем отношении к ней, об уважении ко всему живому...

План-конспект урока "Будь природе другом"

Конспект эколгического урока, направленный на формирование представлений о правильном поведении в природе....

Экологическое занятие "Будь природе другом"

На данном занятии дети знакомятся с миром растений, животных, которые занесены в красную книгу. Узнают о способах заботы за исчезающими видами растений и животных....