Система воспитательной работы в классе.
статья по теме

Петухова Ирина Валентиновна

Выступление на областном семинаре. Сопровождение - презентация о работе с классом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы классного руководителя, способствующая повышению качества образования  в классе.

Серьёзные изменения  происходят во всех сферах социальной жизни, меняется время, становятся иными требования к школе, ученикам и педагогам. Однако значимость роли классного руководителя не снижается и как бы ни сложна была его работа - она нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс.

   Сегодня  классный руководитель выполняет три взаимосвязанные функции:

                 - организует разнообразную деятельность в классе;

                 - заботится о развитии и здоровье ребёнка;

                 - помогает учащимся в решении возникших проблем.

Считаю своей важнейшей задачей и проблемой научить ученика "думать хорошо", поступать хорошо.

 

   «Воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности».

Под результатами воспитательного процесса понимаю те изменения, которые происходят с участниками педагогического процесса и в отношениях между ними. Взрослый  обязательно должен руководить детским коллективом, чтобы у подростков была возможность усвоить истинные человеческие ценности.

        Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов       классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.

Целью воспитательной системы в своём классе считаю формирование и раскрытие творческой индивидуальности личности каждого ребенка, формирование и развитие ключевых компетентностей, а именно их воспитательных характеристик: умение сотрудничать, участвовать в работе команды, самостоятельно искать, создавать, анализировать и отбирать информацию, уметь обмениваться ею, преобразовывать и сохранять.
           

  Чтобы реализовать данную цель, необходимо решать следующие задачи:

-  изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики учащихся; согласовать цели воспитания, поставленные мною, с собственными целями учащихся;

-  воспитать в детях уважение к себе и другим;

-  сплотить детей и сформировать коллектив, умение жить в коллективе, считаться с мнением коллектива;

      -   воспитать бережное отношение к природе;

- создать условия для интеллектуального, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности школьника.  

Ключевыми понятиями,  характеризующими сущность системы класса, являются: индивидуальность, самостоятельность,  доброта, творчество, активность.

Своеобразие классной воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся класса, в котором она создается. Поэтому мне, как опытному классному руководителю-25 лет в его роли (и как новичку, взявшему новых детей –4й выпуск ), необходимо было увидеть и понять специфические черты классного сообщества, определить уровень развития каждого ученика.

Приоритетным видом деятельности является коллективная творческая деятельность. Надежным результатом творческих дел является позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства (не нам сделали, устроили, провели, а мы решили, провели, сделали).

  В первый же день знакомства с помощью игр создала эмоциональную основу жизнедеятельности детского коллектива, установила взаимные контакты, общение, закрепила нормы поведения; организовала разумный досуг.

      Человек, живущий в современном обществе, должен адаптироваться в быстро меняющихся условиях жизни, самостоятельно приобретать знания, необходимые для решения определенных проблем, уметь увидеть возникающие трудности и найти способы выхода из них, используя современные технологии, быть способным предлагать новые идеи, творчески мыслить. Для решения проблем  он должен быть коммуникабельным, чтобы быть способным работать в различных социальных группах. При этом необходимо помнить, что он должен быть активным гражданином, а для этого он должен быть нравственной личностью, работать над повышением своего интеллектуального и культурного уровня. Эффективность адаптации зависит от развития коммуникативной компетентности.

Самоуправление. По-моему главное – не органы самоуправления, а деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива. В данном случае использую принцип свободы выбора: планируя внеклассное мероприятие, предоставляю возможность выбрать задание или дело с учетом возможностей ученика, его интересов, личных качеств или  пытаюсь убедить и заинтересовать  учащихся, показав им привлекательность выполняемого дела, которое у них получится в конечном результате. Могу вместе с ними пофантазировать.

Основные направления воспитательной работы.

      Выбор направлений воспитательной работы в классе осуществлялся на основе и в соответствии с результатами диагностики, определения уровня развития и интересов      учащихся, выявления проблем в личном развитии и межличностных отношениях.

Мы остановилась на четырёх направлениях деятельности:

«Интеллектуальность» - создание условий для формирования мотивации учения. Воспитание стремления быть образованным и культурным человеком, способным реализовать свой потенциал. Умственное развитие, развитие мышления являются  важной стороной в развитии личности школьников. В рамках данного направления принимаем участие в мероприятиях с целью стимулирования интеллектуального развития, расширения общего кругозора, самостоятельности.   Мышление человека характеризуется активным поиском связей и отношений между разными событиями, явлениями, вещами, предметами.

……………………………………………………………………………………………

«Нравственность» - становление личности, освоение моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способность ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали. Воспитание уважительного отношения к одноклассникам, достигших высоких результатов собственным трудом, стремления быть образованным и культурным человеком, способным реализовать свой потенциал, развитие нравственной культуры миропонимания; формирование у учащихся осознания значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем; воспитание доброго отношения к родителям, к окружающим людям, сверстникам; воспитание добросовестного отношения к своим обязанностям, к самому себе, к общественным поручениям. До труда

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине -  это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.

 «Здоровый  образ  жизни» -  создание условий для полноценного физического развития школьников на уроках и во внеурочной деятельности. Воспитание уважения к людям, ведущих здоровый образ жизни, приобщение детей к здоровому образу жизни; обучение конструктивным  способам выхода из ситуаций, связанных с табакокурением. Задача - систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения в бытовых и экстремальных условиях, сформировать конкретные навыки и модели поведения в обществе. Воспитание сознательного отношения к сохранению собственного здоровья, стремления к выполнению режима дня, интереса и привычки к регулярным занятиям спортом. Залогом успешности данной работы может стать сочетание разнообразных по содержанию и форме видов деятельности, что способствует развитию у детей смекалки, фантазии, эрудиции, умения логично рассуждать и делать выводы. Хорошее физическое здоровье достигается за счёт активного образа жизни. Спортивный отдых создаёт для этого уникальные возможности.

Вся спортивно - массовая работа состоит в том, чтобы побудить учащихся к формированию потребности в здоровом образе жизни. В перспективе планируется продолжать работу в проведении спортивно-массовых мероприятий в виде игр. «Здоровый образ жизни» трактуется как физическое, психическое и социальное благополучие. Поэтому формирование здоровья подрастающего человека происходит в течение всего учебно- воспитательного процесса, с использованием разных видов деятельности, форм, методов и приемов.

Однозначно, что без участия родителей учащихся вся эта работа будет неэффективной.

И поэтому особое внимание в своей воспитательной системе я уделяю работе с родителями, с целью формирования коммуникативной компетенции учащихся и родителей,  обогащая семейную жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.

       Каждый раз, идя в новый класс, я с надеждой жду встречи с родителями моих учеников. Будут ли они моими помощниками, единомышленниками? Только вместе с родителями, общими усилиями мы сможем добиться того, чтобы ребенок раскрыл свои способности, полюбил труд, чтобы умел наслаждаться красотой окружающего мира, умел любить и быть любимым.

«Работа  с  родителями» - способствуeт формированию в семье максимально комфортных условий для личностного роста и развития ребёнка, возрождению семейного воспитания. Привлечение родителей к воспитанию и образованию детей в школе позволяет: расширить круг общения детей с миром взрослых, увидеть, что педагог не единственный взрослый, способный готовить детей к самостоятельной жизни; убедить детей на примере их родителей, состоявшихся профессионально и личностно, в значимости образования в жизни; овладевать знаниями с точки зрения их функционального использования в быту и  востребованности  к жизни; получать знания в интересной, нескучной практике через личность родителя. Поэтому я направляла свои усилия на сплочение  и этого коллектива и его планомерное функционирование.

     Принципы деятельности родительского коллектива:
 Воспитание – это жизнь рядом и вместе.
 Для того, чтобы наши дети выросли такими, какими мы хотим их видеть, нужно

     всего-навсего самим стать такими.
 Человеку нужно быть нужным.
 Покажи мне – я запомню. Позволь мне сделать – я пойму.

    Уважение детского незнания.

Успех работы с детьми во многом зависит от взаимоотношений учителя с родителями. Я высоко ценю доверие родителей, их стремление общаться с учителем, сама делаю все возможное для установления доброжелательных, деловых отношений. Откровенность родителей о проблемах взаимоотношений в семье радуют, и, настораживают (смогу ли я помочь своим советом).

Мы с родителями - партнёры в воспитании ребёнка, а это означает равенство сторон, взаимное уважение, заинтересованность в успешном осуществлении сотрудничества. поддержка и помощь, терпение и терпимость по отношению друг к другу.

Вместе с ними мы управляем жизнедеятельностью класса, обсуждаем, предлагаем. Для этого нужны были встречи: родительские собрания, заседания родительских комитетов. Все знаем, как трудно собрать родителей в среднем и старшем звене. Приходилось некоторым родителям звонить. Затем писала пригласительные в дневниках. А однажды просто пришла идея: показать презентацию  фотографий «От встречи до встречи». Заинтересовала. Посещаемость родительских собраний высокая. Формы участия родителей в жизни класса разнообразны и эффективны, они дают возможность осуществлять неформальные связи родителей и учителей, служит средством обратной связи, дает объективную информацию о работе класса, интересах и потребностях семьи. Неформальные, свободные беседы, не менее ценны и полезны. Здесь формируется контакт «взрослый – взрослый», касающийся каждого участника общения.

Родители оказывают помощь в благоустройстве класса, принимают участие в спортивных соревнованиях вместе с детьми.  

Родители моих учеников получают оперативную информацию о посещении учащимися школы, о поведении ученика на уроке, об успеваемости ребенка, в случае проблемных ситуаций родители связываются с учителем лично, о состоянии дел ребенка обычно информирую я, как классный руководитель. С этого полугодия налаживаем связь через интернет, ведём школьный электронный  дневник.

2. Удовлетворенность родителей работой образовательного учреждения

1.  

Удовлетворены

78 %

2.  

Больше удовлетворены, чем нет

19 %

3.  

Больше не удовлетворены, чем нет

1,2 %

4.  

Не удовлетворены

0 %

5.  

Затрудняются ответить на вопрос

менее 2-х %

Использование ИКТ в деятельности классного руководителя даёт детям возможность для размышления и участия в создании элементов мероприятия, что способствует развитию интереса школьников к жизни класса, школы. Традиционные мероприятия в сопровождении мультимедийных презентаций позволяют учащимся углубить знания, полученные ранее, как говорится в английской пословице «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил».

 И во всей работе - стимулирование человеческой деятельности:  поощрение, которое закрепляет положительные навыки и привычки.  Действие поощрение основано на возбуждении положительных эмоций. Именно поэтому оно вселяет уверенность, создаёт приятный настрой, повышает ответственность. Я применяю в своей практике  одобрение, ободрение, похвалу, благодарность.

 Разработаны принципы нашей работы, а также правила жизни в коллективе. Результаты воспитательной деятельности радуют. У ребят заметно развиваются лидерские навыки, умения самостоятельно принимать решения,   проявляя свои личностные способности.

Сейчас мы в 10 классе.  Наши дети приобрели такие качества как общительность; терпимость; доброжелательность; принципиальность; увлеченность; настойчивость;  способность разрешать конфликты и смягчать разногласия; самостоятельность; активность; самообладание; рефлексию, склонность к размышлениям о будущем

И в этом году я в меньшей мере направляю своих ребят. Это по их желанию мы провели анкетирование на готовность выбора профессии, по их инициативе начали проводить классные часы про профориентации с приглашением специалистов. Большую помощь здесь нам оказывают родители, выразив готовность в проведении  таких встреч.

      На одной из таких встреч была встреча с психологом, где детям было рассказано о данной профессии, потребности в ней, о трудностях и радостях её, о ВУЗах, где можно приобрести данную специальность. Учащиеся получили ответы на все, интересующие их, вопросы.  

А проинформировала нас по этим вопросам наш школьный психолог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система воспитательной работы классного руководителя в кадетских классах

Основной целью моей воспитательной работы как классного руководителя является формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в учебном процессе и внеучебное врем...

Презентация на тему "Система воспитательной работы с классом"

Презентация системы воспитательной работы с классом в основной школе....

Система воспитательной работы в классе

Материал для классного руководителя...

Система воспитательной работы с классом

Моя воспитательная система строится на основе программы гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания школьников. Я считаю, что воспитание ответственного гражданина тесно взаимос...

Статья Система воспитательной работы ОУ в формировании социально-значимых качеств личности через активизацию учебно-воспитательного процесса.Опыт реализации дополнительной образовательной программы "Дороги которы мы выбираем"

Материал раскрывает структуру системы воспитательной работы в ОУ. Описывается опыт реализации дополнительной образовательной программы курса внеурочной деятельности ",Дороги которые мы выбираем&q...

Реализация воспитательных возможностей уроков русского языка и литературы в системе воспитательной работы школы

Выступление на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы потеме "Реализация воспитательных возможностей уроков русского языка и литературы в системе воспитательной ра...