Классный час-практикум "Ты и твоя будущая профессия"
классный час (9 класс) по теме

Токарева Инна Александровна

 

Тема классного часа: Ты и твоя будущая профессия.

Тип урока: классный час – практикум.

Цели урока: Обучающая цель: дать учащимся представления о профессиях. Развивающая цель: помочь выявить способности к определенному виду деятельности.

Воспитательная цель: воспитывать у обучающихся стремление к совершенствованию своих знаний.

Оборудование урока: интерактивная доска, видео проектор, презентация PowerPoint . 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon klassnyy_chas_na_temu_ty_i_tvoya_budushchaya_professiya.zip2.13 МБ

Предварительный просмотр:

Токарева Инна Александровна

Учитель математики

МБОУ гимназия №1 г. Липецка

Предмет: классный час - практикум

Класс: 9 класс

Тема классного часа: Ты и твоя будущая профессия.

Тип урока: классный час – практикум. 

Цели урока: Обучающая цель: дать учащимся представления о профессиях. Развивающая цель: помочь выявить способности к определенному виду деятельности.

Воспитательная цель: воспитывать у обучающихся стремление к совершенствованию своих знаний.

Оборудование урока: интерактивная доска, видео проектор, презентация PowerPoint .

Ход урока.

Начало урока. Организационный момент. (Слайд 1)

Эпиграфы:

«Истинное сокровище для людей – умение трудиться» (Эзоп)

«Будем трудиться, потому что труд – отец удовольствия» (Стендаль)

«Тот, кто с детства знает, что труд есть закон жизни, кто смолоду понял, что хлеб добывается в поте лица, тот способен к подвигу, потому что в нужный день и час у него найдётся воля его выполнить и силы для этого» (Жюль Верн).

Здесь заканчивается текст первого слайда (Слайд 2)

Вступительное слово учителя

В мире существует более 50 тысяч профессий. Как найти среди них свою? Сколько из них мы себе более или менее представляем? На что ориентироваться? На вопрос: «Кем ты хочешь стать после школы?» - старшеклассники не всегда могут ответить. А между тем проблема выбора профессии очень серьезна. Особенно сегодня, когда наше общество вступает в рыночные отношения. От человека все в большей степени требуется профессионализм, готовность быстро приспосабливаться к новым явлениям общественной и экономической жизни. Резко возрастает интенсивность труда, требующая повышенной выносливости. Что же нужно для того, чтобы правильно сделать свой профессиональный выбор? Чтобы выбрать свое дело не методом «тыка», а разумно, нужно для начала разобраться в своих собственных, говоря психологическим языком, установках. Сейчас я расскажу об основных типах профессиональной деятельности человека. Во многих странах пытались и пытаются создать классификацию профессий. В нашей стране принято пользоваться классификацией профессора Е.А. Климова. Его классификация делит все профессии на 5 типов:

Здесь заканчивается текст второго слайда (Слайд 3)

        1. Человек - природа. Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы (ветеринар, агроном, гидролог, овощевод, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда – животные и растения, почва и воздушная среда – природа. Здесь заканчивается текст третьего слайда (Слайды 4 - 7)

        2. Человек - техника. Это могут быть пилоты, водители, матросы, электромонтеры, слесари и т.д., использующие технические устройства. Здесь заканчивается текст седьмого слайда (Слайд 8 - 13)

     

        3. Человек - человек. Тут для специалиста предметом труда является другой человек, а характерной чертой деятельности – необходимость воздействия на других людей. К такому виду профессий относится учитель, врач, журналист и продавец. Здесь заканчивается текст тринадцатого слайда (Слайд 14 - 17 )

     

        4. Человек - знаковая система. Люди, выбравшие этот тип профессиональной деятельности, должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор. Это бухгалтеры, учёные, операторы ЭВМ, программисты, люди, работающие в лабораториях, научных центрах. Здесь заканчивается текст семнадцатого слайда (Слайд 18 - 21)

     

         5. Человек - художественный образ. Людей этого типа отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант. Здесь заканчивается текст двадцать первого слайда (Слайд 22 - 24)

Вот приблизительные требования к человеку, выбравшему определенный вид деятельности. И это только общие требования. Необходимо взвесить и оценить свои способности, помнить, что с возрастом способности к обучению снижаются. Если автоматизм управления автомобилем у 10-летних вырабатывается за 4 часа, то у взрослых – за 50 часов.

Но кроме способностей необходимо учитывать и свои интересы. Идеальное совпадение способностей и интересов – это и есть призвание. А ведь сколько людей занимаются всю жизнь нелюбимым делом: кто-то ради денег, кто-то по привычке, а кто-то потому что когда-то не очень серьезно отнесся к собственному выбору. Сегодня попытаемся честно оценить свои способности, желания и возможности при выборе будущей профессии. Прежде всего надо считаться с физическими особенностями. По данным социологов, буквально единицы соотносят свое здоровье с выбором профессии. Остальные просто не принимают во внимание и делают первую ошибку.

При выборе профессии часто имеет место фактор престижности. Но оглядка на престижность не самый верный принцип выбора, поскольку престижность сродни поветрию моде. А это явление, как известно, очень непостоянное.

Правильнее было бы, ориентируясь в мире профессий, решить для себя, что для вас самое важное в будущем, что вы считаете совершенно необходимым для себя: размеренную, спокойную работу или постоянные командировки, экспедиции, независимость и самостоятельность, творчество или выполнение четко определенных обязанностей. Но не нужно понимать так, что творчество – хорошо, а исполнительность – плохо. В каждой профессии есть свои особенности. Важно определиться в главном, т.е. понять, какие из качественных сторон профессии для вас важны, а какими можно пренебречь.

С некоторыми профессиями вы уже знакомы, о некоторых слышали, но никогда не задумывались в чем их суть, есть и такие, о которых вы даже не знаете. Давайте посмотрим, какие еще профессии существуют.

Здесь заканчивается текст двадцать четвертого слайда (Слайд 25 - 36)

Среди увиденных и перечисленных профессий вы, наверно, заметили такие как шоколадчик, маркшейдер, замерщик и другие. Что же это за профессии и чем занимаются их обладатели?

 Здесь заканчивается текст тридцать шестого слайда (Слайд 37)

ШОКОЛАДЧИК

На Кубе, в Перу, Эквадоре, Бразилии, Венесуэле, в Африке, Новой Гвинее, Шри Ланке, Индонезии распространено вечно зеленое растение, требующее теплого и влажного климата, - дерево какао. Когда другие тропические растения защищают его от сильных ветров и прямого попадания солнечных лучей, оно достигает 15 метров в высоту, плодоносит через 3 – 5 лет, плоды его похожи на огурцы длиной 10 – 15 сантиметров. Семена деревьев какао – какао-бобы.

Изделия получаемы из какао-бобов, высококалорийны (выше калорийности яиц, мяса и хлеба). Они быстро восстанавливают силы, снимают усталость и крайне необходимы для питания человека в экстремальных условиях (на зимовках, в экспедициях и т.п.)

Какао-бобы проходят сложнейшие изменения, прежде чем превратиться в конфету или плитку шоколада. Управляет этим процессом шоколадчик

Опытный шоколадчик определяет режим обжарки (температуру и длительность), различный для каждого рода бобов и для разного их качества (степени влажности, например). Шоколадчик «колдует» над тем, чтобы не пережарить и не недожарить бобы – в этом случае будет осложнена их дальнейшая переработка, искажены вкус и аромат изделий или дорогостоящее сырье будет забраковано.

Работа шоколадчика связана с постоянным напряжением внимания, в цехах повышенная температура. В этом трудности профессии.

Получить профессию шоколадчика можно в средних профессионально-технических училищах.

Здесь заканчивается текст тридцать седьмого слайда (Слайд 38)

МАРКШЕЙДЕР И ЗАМЕРЩИК

Маркшейдерскую службу на предприятиях выполняют главный маркшейдер, участковые маркшейдеры и замерщики.

Маркшейдер так же, как и штурман корабля, прокладывает направление горных выработок при проходе ствола шахты. Он же контролирует правильную эксплуатацию земных недр: составляет планы горных работ, замеряет пройденные горные выработки, учитывает количество вынутого и оставленного полезного ископаемого, наблюдает за составление горного массива, следит за безопасностью ведения горных работ, особенно при приближении к старым, затопленным выработкам, к очагам подземных пожаров и т.п.

Наравне с маркшейдером замерщик несет ответственность за планы горных работ. Часто выработки проходят не одним забоем, а двумя, идущими из разных точек навстречу друг другу, причем находятся они на расстоянии в несколько сотен метров, а то и километров. Задача маркшейдерской службы обеспечить «сбойку» выработки с высокой точностью. Например, при строительстве метро расхождение осей двух забоев при встрече не должно быть более 5 сантиметров.

Маркшейдер во время измерений пользуется точными и дорогостоящими оптическими и радиоэлектронными приборами и инструментами.

Освоение месторождений, строительство новых шахт и рудников, реконструкция действующих предприятий невозможны без маркшейдерской службы, в том числе и без профессии замерщика.

Повысить свою квалификацию можно в техникумах и институтах, готовящих специалистов горного и маркшейдерского дела.

Как видите эти профессии достаточно интересные.

Настало время поговорить о том, как же вам разобраться в таком огромном мире профессий, не ошибиться и выбрать то, что подходит именно вам. С чего нужно начинать?

Проанализируйте профессию, которую, возможно, вы уже выбрали или только склоняетесь к выбору. Ответьте на 9 вопросов честно и серьезно. Напишите свои аргументы в пользу выбранной профессии, а потом посмотрите на них как бы со стороны, как будто вас убеждает кто-то другой. Отнеситесь к тексту критически, действительно ли выбор обоснован. Видны ли в нем знание профессии, оценка своих возможностей? Попробуйте покритиковать текст, может быть даже переубедить «собеседника». И не поддавайтесь эмоциям, при решении таких важных задач они бывают неподходящими помощниками. Если вы ответите серьезно на вопросы, я думаю, это поможет вам в профессиональном выборе.

Здесь заканчивается текст тридцать восьмого слайда (Слайд 39)

  1. Какое значение имеет данная профессия для общества?
  2. Какой труд – автоматизированный, механизированный или ручной в ней используется?
  3. Назовите объект труда, конечный результат работы.
  4. Охарактеризуйте условия работы, режим труда.
  5. Назовите заработную плату специалистов данной профессии.
  6. Предполагает ли данная профессия интенсивное общение с людьми?
  7. Существуют ли к данной профессии медицинские противопоказания?
  8. Какими личными качествами должен обладать представитель данной профессии?
  9. Где можно её получить?

Я предлагаю двум ребятам подойти к доске и написать в колонку одному – положительные качества профессии, стать на минутку оптимистом, другому – все отрицательные качества профессии, отнестись к данной профессии достаточно скептически. А вы, ребята, также попытайтесь помочь им. Итак, к примеру, очень популярная в наше время профессия журналиста. Проверим, насколько реально мы можем ее оценить, каков уровень осведомленности о ней.

Здесь заканчивается текст тридцать девятого слайда (Слайд 40)

Оптимист:

работа имеет огромное общественное значение;

высокая зарплата;

встречи с интересными людьми;

командировки, дающие возможность многое увидеть;

использование современной техники.

Скептик:

трудности, связанные с устройством на работу;

частые командировки, осложняющие личную жизнь;

трудности в получении образования (например, наличие печатных работ);

большая ответственность;

нервные перегрузки;

ненормированный рабочий день;

постоянное общение с людьми.

Тест «Профпригодность»

Итак, с выбором мы как будто бы немного прояснили ситуацию. Теперь давайте проведем тестирование и узнаем, к какому типу профессии вы склонны, а какой вид деятельности вам противопоказан.

Здесь заканчивается текст сорокового слайда (Слайд 41 - 45)

1.  Новогодняя ночь для тебя – лучшее время, чтобы:

     а) выспаться;

     б) посмотреть телевизор вместе с семьей;

     в) оказаться в кругу друзей.

2. Из трёх подарков ты предпочёл бы:

    а) удочку, набор для вышивания;

    б) коньки или лыжи;

    в) турпутёвку или билет на интересное представление.

3. Отправляться в путешествие лучше всего:

   а) в одиночку;

   б) с семьей или друзьями;

   в) с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести новых друзей.

4. Если бы ты оказался на острове или в лесу, то:

   а) почувствовал бы полную свободу;

   б) занялся бы поиском выхода или каким-нибудь делом;

   в) ощутил бы тоску, неприкаянность, страх.

5. В своё свободное время ты любишь:

   а) читать, посещать библиотеку, шахматную секцию, зоопарк, лес, ловить рыбу, мечтать;

   б) рисовать, читать, заниматься спортом, музыкой, шитьем или вязанием, ходить в походы, разговаривать по телефону, смотреть телевизор;

   в) заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях или концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино…

Здесь заканчивается текст сорок пятого слайда (Слайд 46)

Подсчитайте количество набранных баллов, учитывая, что ответы оцениваются так: «а» - 1 балл,  «б» - 2 балла,  «в» - 3 балла.

Здесь заканчивается текст сорок шестого слайда (Слайд 47)

От 5 до 8 баллов

Советуем подумать о профессии, где вам не придётся общаться с большим количеством людей (продавец, учитель, журналист и психолог в данном случае не очень подходят). Зато исследовательская деятельность или работа в охотхозяйстве, лесничестве, зверопитомнике или на собственной ферме, специальность программиста, слесаря или токаря, профессия бухгалтера, оператора ЭВМ вполне будут приемлемы для вас, поскольку ваши ответы показывают, что вы цените тишину, покой, не любите шумных, незнакомых компаний. Вы чуть-чуть стеснительны и замкнуты, встречи с незнакомыми людьми вам доставляют беспокойство

Здесь заканчивается текст сорок седьмого слайда (Слайд 48)

От 8 до 12 баллов

Вы относитесь к людям, которым не страшно одиночество и которые прекрасно себя чувствуют в любой компании. Вы не боитесь новых знакомств и спокойно обходитесь без общения длительной время. Выбор профессии здесь практически не ограничен.

Здесь заканчивается текст сорок восьмого слайда (Слайд 49)

От 12 до 15 баллов

Задумайтесь над выбором: стоит ли вам, человеку общительному, легко вступающему в контакт, отказываться от возможности иметь интересную профессию менеджера, агента по рекламе, коммерческого директора, продавца, дилера, учителя, брокера или тренера? В вас огромный потенциал энергии и сил, которых хватит для работы с большой аудиторией и коллективом коллег. Вам будет тесно в маленькой лаборатории или у конвейера, охотничьем хозяйстве или мастерской.

 

Здесь заканчивается текст сорок девятого слайда (Слайд 50)

Заключительно слово учителя.

Кто-то, возможно, мечтал о карьере журналиста, а набрал всего 5 баллов, думал о пчеловодстве, а тест напророчил ему карьеру артиста. Если уж никак не хочется отказываться от мечты, займитесь самовоспитанием. Робким и застенчивым неплохо было бы побольше общаться, а пылким, нетерпеливым, общительным – учиться внимательно слушать и быть сдержаннее. И вообще, людям любой профессии необходимо работать над собой всегда, и только тогда любая мечта станет реальностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Ты и твоя будущая профессия»

Классный час «Ты и твоя будущая профессия»...

Разработка классного часа «Ты и твоя будущая профессия».

Классный час в 7 классе на тему«Ты и твоя будущая профессия»....

Классный час "Ты и твоя будущая профессия"

Профориентационная работа...

Классный час «Ты и твоя будущая профессия»

Расширение представления учащихся о мире профессий, о профессиональном самоопределении....

Классный час на тему "Твоя будущая профессия"

Классный час  представляет интерес для учащихся 8-11-х классов.  В сценарии содержится краткая информация о пяти типах профессий, тест на профпригодность, описание новых современных  пр...

КЛАССНЫЙ ЧАС :«ТЫ И ТВОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ»

Цель данного классного час  -  дать учащимся представления о профессиях, помочь выявить способности к определённому виду деятельности....

Классный час "Ты и твоя будущая профессия"

для классных руководителей...